Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка

198

Из огромного количества имеющихся сегодня развивающих программ, к сожалению, далеко не все имеют под собой грамотную теоретическую основу. Так, за словами «опережающее обучение» стоит раннее обучение грамоте (начиная с 4–5 лет), чтению и счету, а иногда и письму. Родители, из самых лучших побуждений отдающие своих детей в «развивающие» клубы, даже не подозревают о том, что некоторые занятия могут не только оказаться бесполезными, но и затормозить развитие из-за чрезмерной нагрузки на незрелые структуры их мозга, вследствие чего умения, которые вырабатываются у ребенка в каждом определенном возрасте, уходят в «спящий режим». Позднее результаты таких «перекосов» оборачиваются школьными трудностями.

В настоящее время отмечается быстрый рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем эта тенденция наблюдается во всем образовательном пространстве: яслях, детском саду, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних нормативных границ. Между тем, проблемы их обучаемости подчас практически неразрешимы. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной параметр социально-личностного развития ребенка непосредственно по типу «симптом – мишень», не всегда дают нужный результат как в ходе обучения, так и в процессе направленной коррекции. Таким образом, мы приходим к вопросу о нейропсихологическом сопровождении развития ребенка.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Десинхроноз (от лат. de- – приставка, означающая удаление, и греческого synchronos – одновременный) – изменение различных физиологических и психических функций организма в результате нарушения суточных ритмов его функциональных систем.

Кроме того, в последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десинхроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга и пр.). Учащается проявление агрессивности, растет число случаев токсикомании и иных форм делинквентного поведения, резко снижается их возрастной порог. Масса детей демонстрирует задержку и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфию и прочие отклонения; различные психопатологические феномены (повышенную возбудимость / истощаемость, склонность к неврозо- и психопатоподобным явлениям); соматическую и психосоматическую уязвимость. В совокупности все это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности детей к обучению и адекватной адаптации к социуму.

С точки зрения нейропсихологического сопровождения развития ребенка это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции так называемого дисгенетического синдрома: внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга, в первую очередь стволовых, ростральной частью которых является гипоталамодиэнцефальная область.

Его негативные последствия для онтогенеза в целом c точки зрения нейропсихологического сопровождения развития ребенка заключаются в нарушении и (или) искажении становления подкорково-коркового и межполушарного взаимодействия, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга. На психическом уровне это приводит к дизонтогенезу речевой деятельности, синдрому гиперактивности и дефицита внимания на фоне повышенной эпиготовности, несформированности произвольной саморегуляции, а в целом – к учебной и социальной неуспешности.

Принципы нейропсихологического сопровождения развития ребенка

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Нейропсихология – область психологии, изучающая структурно-функциональное строение высших психических функций, т. е. мозговые основы организации психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Л.С. Выготский (1896–1934) и А.Р. Лурия (1902–1977). Лурия развивал и воплощал идеи Выготского после его смерти.

В нейропсихологическом сопровождении развития ребенка действуют три принципа: социального генеза высших психических функций (далее – ВПФ); их системного строения; динамической организации и локализации.

1. Принцип социального генеза ВПФ, или принцип интериоризации ВПФ,  применимо к нейропсихологическому сопровождению развития ребенка заключается в том, что любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и, собственно, думать, не мешая окружающим. Термин в нейропсихологическом сопровождении развития ребенка впервые введен Л.С. Выготским, по мнению которого, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем в результате интериоризации становится компонентом психики человека.

2. Принцип системного строения ВПФ, признаваемый всеми психологами, но разработанный именно в нейропсихологическом сопровождении развития ребенка, заключается в том, что каждая специфическая функция никогда не бывает связана с деятельностью какого-то одного центра, она всегда представляет собой продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой центров. Из принципа системности в нейропсихологическом сопровождении развития ребенка Л.С. Выготский делает важный для диагностики вывод: в случае нарушения ВПФ у взрослых или отставания развития у детей в наблюдаемом симптомокомплексе необходимо различать как первично пострадавшее звено, так и вторичные системные следствия первичного дефекта, а также компенсаторные перестройки.

Приведем пример нейропсихологического сопровождения развития ребенка, используя современную нейропсихологическую терминологию, разработанную А.Р. Лурия. При первичном недоразвитии функций программирования и контроля оказываются несовершенными ориентировка в задании, планирование действия, переключение от одного действия к другому, самоконтроль. Все это – проявление первичного дефекта. Кроме того, вторично при отсутствии нейропсихологического сопровождения развития ребенка страдают все гностические и мнестические процессы, требующие сосредоточения внимания, проверки и пересмотра перцептивных гипотез, активности заучивания и т. п. Все это отчетливо проявляется как в повседневной жизни ребенка, так и в пробах на произвольное запоминание или опознание сложных зрительных стимулов.

3. Принцип динамической организации и локализации ВПФ предполагает в нейропсихологическом сопровождении развития ребенка определенную изменчивость структуры функции во времени. В ходе выполнения действия его функциональный состав меняется. Одно и то же действие может быть выполнено с помощью различных механизмов.

Так, функциональный состав действия при нейропсихологическом сопровождении развития ребенка может меняться:

от автоматизированности к произвольности (например, подняться по лестнице – более автоматизированное действие, а залезть на горку детского игрового комплекса по разноуровневым подножкам – более произвольное);от сформированности данной функции к ее становлению в онтогенезе. Нарушение нижестоящего звена влечет за собой нарушение вышестоящих звеньев;в результате выбранной индивидуальной стратегии интеллектуального действия (глобальное чтение – полностью словами – правое полушарие / аналитическое чтение – звуко-буквенный анализ – левое полушарие).

В своем последнем докладе Л.С. Выготский подробно раскрыл принцип динамической (хроногенной) организации и локализации функций. По его мнению, следствием динамической организации функций является то, что одно и то же по топике (локализации и распространенности патологического очага/очагов) поражение мозга у взрослых и детей имеет разные последствия. У взрослых больше страдают подчиненные, нижележащие операции, дефект компенсируется сверху. У детей, наоборот, больше страдают вышележащие, надстраиваемые звенья, развитие которых требует участия пострадавшего звена.

Три функциональных блока мозга при рассмотрении нейропсихологического сопровождения развития ребенка

В мозговой организации психических процессов А.Р. Лурия выделяет три структурно-функциональных блока, т. е. мозговую структуру и соответствующую ей функцию. Его теория трех функциональных блоков мозга является не просто выдающимся теоретическим открытием, это краеугольный камень нейропсихологического сопровождения развития ребенка. Значение этой теории заключается в том, что она постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека. Любая психическая функция, психическая деятельность и поведение в целом должны dв нейропсихологическом сопровождении развития ребенка рассматриваться как вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных и взаимодействующих функциональных блоков мозга (далее – ФБМ), каждый из которых обладает собственной организацией и своим тезаурусом факторов.

Первый ФБМ – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга (рис. 1). Формируется внутриутробно и созревает в возрасте 2–3 лет. Его структуры находятся в стволовых и подкорковых образованиях, которые одновременно тонизируют кору и испытывают ее регулирующее влияние. Главным мозговым образованием, обеспечивающим тонус, является ретикулярная (сетевидная) формация, открытая Х. Мэгоуном и Дж. Моруцци. Восходящие и нисходящие волокна ретикулярной формации представляют собой саморегулируемое образование мозга.

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенкаРис. 1

Это уровень непроизвольной саморегуляции, включающий наиболее жесткие, генетически заложенные, архаичные (инстинктивные) формы психической актуализации; опосредуемый витальными, безусловными, филогенетически обусловленными потребностями и базальными аффектами человека, его гомеостатическим и энергетическим потенциалом. Метафорический девиз этого уровня: «Я хочу».

Незрелость структур первого блока без нейропсихологического сопровождения развития ребенка может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности. При нарушении развития стволовых структур мозга часто пропускается или искажается стадия ползания (боком, сидя, назад), что может сказаться на дальнейшем ходе развития.

Девиации развития стволовых структур также могут повлечь за собой возникновение соматических заболеваний, таких как псориаз, бронхиальная астма, эндокринные нарушения, энурез и др., если вовремя не прибегнуть к нейропсихологическому сопровождению развития ребенка.

Второй ФБМ – блок приема от органов чувств, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей из внешней среды) информации. Он расположен в задних отделах коры больших полушарий мозга и включает зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) зоны коры (рис. 2). Эти зоны мозга принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся и центральные зоны вкусовой и обонятельной рецепции.

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенкаРис. 2

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, принятия еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и рисования), памяти, алгоритмов мышления. Девиз этого уровня: «Я могу». Созревает в возрасте от 3 до 7–8 лет.

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенкаНезрелость структур второго блока приводит к трудностям переработки чувственной, зрительной, слуховой и прочей информации.

Третий ФБМ – блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Здесь главную роль играют лобные отделы мозга (рис. 3).

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенкаРис. 3

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность. Человек формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует собственное поведение. Кроме того, он контролирует свою сознательную деятельность, сличая эффект производимых им действий с исходными намерениями и корригируя допущенные ошибки. Девиз этого уровня: «Я должен». Созревает в возрасте от 7 до 12–15 лет.

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенка: нормы

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Нейропсихология нормы, или нейропсихология индивидуальных различий, – новая отрасль нейропсихологического сопровождения развития ребенка, исходящая из представления о неравномерности развития функций у каждого отдельного индивида.

По Т.В. Ахутиной, термин «неравномерность развития» означает индивидуальные вариации состояния функций у конкретного человека: одни функции у него развиты лучше, чем другие (при сравнении со сверстниками по хронологическому или функциональному возрасту). «Неравномерность развития» – один из ключевых терминов в нейропсихологическом сопровождении развития ребенка.

Неравномерность развития ВПФ, а точнее их структурно-функциональных компонентов, – явление нормальное, а не патологическое. Оно имеет большой приспособительный эффект: для популяции в целом выгодно наличие у разных людей различных способностей. Кроме того, было бы опасным изменение всей системы в целом при каждой генетической мутации, а наличие относительно независимых подсистем (что проявляется в неравномерности развития) делает систему более устойчивой.

Если к члену социума средой, в первую очередь социальной, предъявляются требования в пределах его адаптивных возможностей, то неравномерность развития ВПФ не будет иметь отрицательных последствий ни для индивида, ни для общества. Однако сегодня с развитием высоких технологий общество постоянно повышает требования к уровню обучения и образования. Это ведет к интенсификации обучения, отчетливо проявляющейся во всех индустриальных странах. С другой стороны, ухудшение экологии, напряженная стрессогенная профессиональная жизнь родителей и многое другое ведут к ухудшению психо-физического здоровья детей. В результате обе эти тенденции приводят к тому, что менее подготовленным физически и психологически детям предъявляются высокие требования. В этом случае неравномерность развития ВПФ приводит к тому, что относительно слабые их звенья становятся тормозом дальнейшего развития и успешного обучения.

В статье «Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций» Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева указывают: «Нейропсихологические методы помощи детям сегодня все шире внедряются в практику работы школьного психолога. Они включают помощь: детям с трудностями учения; одаренным школьникам, неуспешным в школе; детям с психосоматическими заболеваниями; детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб здоровью. Все эти категории детей объединяются одним признаком – выраженной неравномерностью развития высших психических функций, при которой парциальное отставание одних функций недостаточно компенсируется другими функциями с более высоким уровнем развития».

В статье «Дети с трудностями научения» Т.В. Ахутина выделяет три основные группы детей, которым помогает нейропсихологическое сопровождение развития детей:

  • дети, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности;
  • дети, испытывающие трудности в учении, т. е. дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности;
  • дети, испытывающие трудности с переработкой зрительной информации.

Нейропсихологическое сопровождение развития ребенкаСогласно статистическим данным, полученным в ходе исследований в России и США, из всех видов отклонений в психическом развитии лишь категория детей с парциальностью в отставании развития ВПФ резко прогрессирует (в отечественной статистике это дети с ЗПР, учащиеся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, в американской – дети с трудностями в обучении).

Таким образом, норма, по Т.В. Ахутиной, характеризуется «неравномерностью развития структурно-функциональных компонентов ВПФ, особенно отчетливо выраженной в детском возрасте». У представителей нормы функциональные системы строятся так, что удается компенсировать функции слабых звеньев. Эта компенсация может быть более или менее удачной, и потому в норме можно обнаружить широкий спектр способностей к обучению.

В общем континууме детей, особо отмечает Т.В. Ахутина, есть широкая переходная зона, в которую входят дети с парциальным недоразвитием психических функций. Именно эта категория детей особенно нуждается в нейропсихологическом сопровождении развития ребенка, поскольку нейропсихолог не удовлетворяется констатацией слабости той или иной ВПФ, а проводит анализ, позволяющий обнаружить, какой структурно-функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию данной ВПФ в целом. Затем на основе этого анализа он разрабатывает индивидуально-ориентированную стратегию и тактику коррекционно-развивающей работы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль