Формирование толерантности у подростков: влияние учителя и школы

602

И.В. Кузнецова, педагог-психолог МОУ «Травниковский детский дом», п. Травники, Чебаркульский р-н, Челябинская обл.

Развитие толерантности – актуальная задача в подростковом возрасте. Именно в этот период происходит становление самосознания и мировоззрения, поэтому очень важно привить толерантность в подростковой среде, научить их конструктивно общаться с разными людьми и ценить не только собственную индивидуальность, но и уникальность других.

Терпимость и толерантность в подростковой среде

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII в. В России оно стало употребляться в либеральной печати с середины XIX в., но с середины 1930-х годов исчезло из политической лексики и появилось вновь в начале 1990-х годов. Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В.И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М.В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность «подставить вторую щеку». В отличие от терпимости (терпеть – «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное») толерантность в подростковой среде – готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если с ними не соглашаешься или не одобряешь их.

«Разумеется, есть определенная традиция понимания слова “терпимость”. Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось как пассивная позиция: терпеть – значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово “толерантность”, хотя и используется как синоним “терпимости”, несет в себе другие смыслы. Толерантность в школе – это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно», – Т.И. Марголина, уполномоченный по правам человека в Пермском крае.

В рамках совместной деятельности с воспитателями детского дома по формированию у подростков толерантности и навыков конструктивного общения со взрослыми и сверстниками было разработано и проведено тренинговое занятие «Мы все разные – и это здорово!» (приложение).

Цель тренингового занятия: толерантность в подростковой среде

Задачи: 1) знакомство с понятием «толерантность» и осмысление его сути; 2) формирование толерантности у подростков – уважительного отношения к индивидуальным и межкультурным различиям между людьми; 3) развитие умения сочувствовать, сопереживать, оказывать помощь.

Целевая аудитория: учащиеся 7–9-х классов. В условиях детского дома занятие проводится в смешанной группе. В школе его лучше проводить по классам, т. к. дети внутри класса лучше знают друг друга.

Количество человек в группе: от 4 и более. При работе с классом учащиеся делятся на 4 подгруппы для выполнения упражнений.

Продолжительность занятия: 40–45 мин.

Приложение

Конспект занятия по формированию толерантности у подростков «Мы все разные – и это здорово!»

Необходимые материалы и оборудование: карточки с проблемными ситуациями; разрезные карточки для упражнения «Великие люди с ограниченными возможностями»; кружки с чаем (желательно прозрачные) и сахар-рафинад; картинки с изображением посуды для чаепития (чашка, пиала, армуда).

Примечание. Занятие проводится в просторном помещении, чтобы при разделении на группы и выполнении заданий подростки не мешали друг другу. В ходе занятия участники сидят в кругу и делятся на группы только для выполнения отдельных упражнений.

Ход занятия

1. Приветствие. Игра «Мы похожи – мы отличаемся»

Цель: помочь подросткам осознать, что наряду с общими, объединяющими чертами, каждый человек обладает уникальными и неповторимыми особенностями, которые необходимо уважать и ценить, развить толерантность в подростковой среде в школе.

Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. В начале нашего занятия предлагаю сыграть в одну интересную игру. Правила такие. Каждый из вас, посмотрев на своего соседа слева, должен найти то, что объединяет с ним, в чем есть схожесть. Это не обязательно внешнее сходство, может быть сходство в чертах характера, увлечениях и т. д. По кругу вы озвучиваете, чем похожи с соседом... А теперь подумайте о том, чем вы отличаетесь от остальных, в чем ваша уникальность, и расскажите об этом...

Комментарий для педагога-психолога. Некоторые подростки затрудняются при ответе на вопрос о своей уникальности, необходимо дать им дополнительное время на обдумывание. Если кто-то из ребят не хочет отвечать, то настаивать не стоит. В данном случае лучше всего сказать: «Я уверена, что в тебе есть что-то уникальное и особенное, просто ты еще не задумывался об этом. Поразмышляй на досуге и постарайся понять, что отличает тебя от других, что тебе лучше всего удается».

Педагог-психолог: Итак, все мы чем-то похожи, но вместе с тем у каждого из нас есть свои уникальные особенности. Как выдумаете, людям было бы интересно общаться, если бы они были полностью похожи друг на друга?.. Каждый человек по-своему уникален и неповторим. И это замечательно. Уникальность – одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией скучно. Общаясь с человеком, непохожим на вас, вы можете узнать много нового и интересного, так вы проявляете толерантность в подростковой среде.

2. Упражнение «Чаепитие»

Цель: наглядно показать важность учета культурных особенностей при общении с людьми разной национальности, формирования толерантности у подростков.

Примечание. Педагог-психолог ставит на стол три кружки с чаем. В одной чай налит на донышке (не больше 1/3), во второй – больше половины, но не до самого верха, рядом лежит кусковой сахар, в третьей кружке чай налит до краев.

Педагог-психолог: Многие люди для того, чтобы узнать что-то интересное, путешествуют по разным странам. А как вы думаете, какой напиток предлагают гостям во многих странах после застолья?.. Правильно – чай. Перед вами три кружки с чаем. Как вы считаете, какую из этих кружек предложат гостю в Узбекистане?.. В Узбекистане желанному гостю в первый раз чай наливают на самое донышко пиалы. Не оттого, что жалко. Это традиция, знак: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». Таким образом выказывается уважение к гостю.

А какую кружку вам предложат в Азербайджане?.. Азербайджанцы пьют чай с сахаром вприкуску. Макают его в чай, откусывают и только потом делают глоток. Традиция пить чай таким способом зародилась еще в средневековье, когда правители, которые боялись отравления, проверяли свой чай, макая в него кусочек сахара. Считалось, что яд будет реагировать на сахар.

В любом азербайджанском доме гостю первым делом предложат чай. С чая начинается застолье, им же оно и заканчивается. Чай приносят даже в том случае, если гость пришел по делу, на несколько минут. Лишь в одном случае азербайджанец не предлагает чай: если он не желает видеть этого человека в своем доме и считает его врагом.

Как вы думаете, а третью кружку чая в какой стране вам предложат?.. Да, в России. У нас гостям всегда принято наливать до краев – в знак щедрости и расположения.

Посуда, из которой пьют чай, тоже называется и выглядит по-разному: В России пьют чай из чашек, в Узбекистане из пиал, а в Азербайджане из армудов. (Демонстрируются соответствующие картинки.)

Формирование толерантности у подростков: влияние учителя и школыТакая наглядная демонстрация различий в культурных традициях вызывает живой интерес у подростков. Они начинают рассказывать о том, какие еще традиции других стран им известны. В ходе беседы необходимо подвести подростков к выводу о том, что эти традиции нужно уважать, т. е. проявлять толерантность к представителям других национальностей.

Как видите, в каждой стране свои обычаи. Образ жизни одного народа может показаться странным и необычным для людей другой культуры, однако именно это разнообразие и составляет яркую картину окружающего нас мира. Просто нужно уважать традиции других стран и народов и учитывать культурные особенности при общении с людьми. Другими словами, важно стараться проявлять толерантность в подростковой среде школы по отношению друг к другу. Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это уважение к различиям и правам других людей.

3. Упражнение «Качества толерантной личности»

Цель: выявление и обсуждение качеств толерантной личности.

Инструкция. Подросткам предлагается определить качества, которыми обладает толерантный человек. Для этого педагог-психолог зачитывает список качеств, присущих людям. Если названное качество относится к толерантному человеку, участники поднимают вверх большой палец, если нет – никак не реагируют. Варианты, названные подростками, лучше записать на доске.

Список качеств: 1) доброжелательность; 2) уважение мнения и прав других людей; 3) жестокость; 4) чуткость, сострадание; 5) уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья; 6) зависть; 7) желание что-либо делать вместе (сотрудничество); 8) эгоизм; 9) равнодушие к чужой беде; 10) принятие другого таким, каким он есть; 11) агрессивность; 12) умение не осуждать других; 13) неуважение и пренебрежение к людям; 14) умение решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания.

По завершении упражнения подросткам предлагается ответить на вопросы:

Все ли названные вами качества относятся к качествам толерантной личности? Какие из качеств толерантной личности вы чаще всего проявляете? Вывод, к которому необходимо подвести подростков: толерантным считают человека, который умеет общаться и принимать другого таким, какой он есть, может избежать конфликтных ситуаций.

4. Упражнение «Как поступить…»

Цель: формирование толерантности у подростков в школе, умения делать сознательный выбор в пользу толерантного поведения.

Развиваем толерантность в подростковой среде: раздаточный материал к упражнению

Карточка 1

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Саша, он – толстый!»

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Станете тоже называть его «толстый», иначе все могут начать смеяться над вами.

• Будете называть его по имени. Вас не волнует мнение окружающих.

• Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.

Карточка 2

Недалеко от вашего дома живет девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее на улице. Она пригласила вас к себе на день рождения.

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

• Согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка, там будет скучно.

• Пойдете и приведете с собой сестру.

Карточка 3

Аня – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные, и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы.

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Несмотря на протесты друзей, разрешите Ане стать художником вашей группы.

• Разрешите Ане участвовать, но дадите ей какую-нибудь работу, которую никто другой не хочет выполнять.

• Найдете предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Карточка 4

Все вокруг смеются над армянами, рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, честно говоря, смешные.

Как вы поступите, проявив толерантность:

• Тоже вспомните и расскажете парочку анекдотов.

• Объясните армянскому мальчику, что анекдот – это просто шутка.

• Попросите окружающих не рассказывать оскорбительных анекдотов.

Инструкция. Участники делятся на 4 группы, каждая из которых получает карточку с описанием ситуации. Задача – прочитать описание ситуации и обсудить, как поступит в данном случае толерантный человек, способствовать формированию толерантности у подростков. На обсуждение дается 2–3 мин. Педагог-психолог не вмешивается в процесс обсуждения (только наблюдает за процессом), участники должны сделать выбор самостоятельно. По завершении обсуждения каждая группа делает презентацию своей ситуации (озвучивает или разыгрывает ее), представляя вариант поведения, наиболее приемлемый (толерантный) в данном случае. После каждого выступления проходит обсуждение.

Вопросы для общего обсуждения:

Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни? Всегда ли легко проявить толерантность? Вывод, к которому необходимо подвести подростков: проявляя толерантность в подростковой среде школы к другим, мы сами становимся добрее и милосерднее, имеем шанс приобрести новых друзей.

5. Упражнение «Учимся уважать людей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: помочь подросткам в осознании того, что люди с ограниченными возможностями здоровья достойны уважения и при поддержке окружающих могут достичь значительных успехов.

Педагог-психолог: Одна из ситуаций, которые мы обсудили, касалась девочки, передвигающейся в инвалидном кресле. Людям с ограниченными возможностями здоровья особенно важна помощь и поддержка окружающих, ведь многие действия, которые здоровый человек выполняет без труда, даются им ценой больших физических и душевных усилий. Поэтому такие люди часто чувствуют себя в обществе не очень уверенно. Однако многие из них смогли побороть свой страх, став по-настоящему великими и знаменитыми.

Инструкция. Участникам раздаются карточки: на одних написаны имена известных людей, на других – физические недуги. Задача – определить, кто из известных людей чем страдал. Вы видите перед собой карточки.

Франклин Рузвельт, 32-й президент США Передвигался в инвалидном кресле
Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор Потерял слух
Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор Потерял зрение
Григорий Журавлев, художник, иконописец Не имел рук и ног
Брюс Уиллис, американский актер Сильно заикался

Работа может проводиться как по группам (в этом случае каждой из них нужен свой набор карточек), так и совместно (если количество участников не превышает 4–8 человек).

В ходе проверки правильности выполнения задания педагог-психолог может зачитать краткую информацию о каждом из представленных людей, а также отрывок из интервью с Б. Уиллисом.

Из интервью с Брюсом Уиллисом

В детстве я заикался. Причем сильно – едва фразу мог договорить. А если вы заика, вам всегда не по себе, всегда что-то подсознательно мешает. Люди с вами чувствуют себя неловко, потому что хотят помочь вам справиться с предложением, а вы от этого запинаетесь еще больше – словом, порочный круг. Родители помогли мне просто тем, что как бы не замечали моего недостатка. В таких случаях сострадание и любовь – лучшие лекарства. Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь. Я думал: ладно, я заика. Зато я могу вас рассмешить, так, что вы об этом забудете. Этакий фокус. И я всегда старался развеселить приятелей, откалывал номера, чтобы посмешить сверстников, поверьте, толерантность в подростковой среде школы – нечастый гость.

Я не хотел считать себя неполноценным и попросился на роль в школьном спектакле. Классе в восьмом. Вышел на сцену – и случилось чудо: я перестал заикаться! А после конца спектакля начал снова. Стоило мне притвориться кем-то другим, не собой, как мой дефект пропадал. Из-за этого мне все больше и больше нравилось играть на сцене. Я сражался с заиканием целые годы и наконец победил. Поступая в колледж, я уже знал, что хочу быть актером.

Комментарий для педагога-психолога. При выполнении этого задания подростки испытывают некоторое замешательство и не всегда правильно соотносят карточки. Им, например, сложно понять, как человек без рук и ног может писать иконы. Но именно в этом и есть основная суть упражнения – показать подросткам, что люди с ограниченными возможностями здоровья достойны уважения, поскольку для достижения целей им приходится постоянно преодолевать себя. И таким людям особенно важна помощь и поддержка окружающих.

Педагог-психолог: Трудно представить, что человек, который не слышит, может сочинять музыку, а человек без рук способен рисовать. Для этого необходимо большое мужество, воля и поддержка окружающих людей. Ведь каждый человек хочет быть любимым и кому-то нужным. Можно назвать еще много людей с ограниченными возможностями здоровья, которые смогли преодолеть себя и стать великими благодаря своей силе воли и поддержке окружающих (педагог-психолог может сам привести примеры или попросить участников, например, певица Диана Гурцкая, поэт Эдуард Асадов). Оглянитесь вокруг, возможно кому-то сейчас тоже нужна ваша поддержка, возможно пора проявить толерантность в подростковой среде школы. Приходилось ли вам помогать таким людям?.. Каким образом вы это делали?..

6. Заключительное слово педагога-психолога

Люди отличаются друг от друга по характеру, физическим особенностям, принадлежности к той или иной культурной традиции. Но доброе отношение, понимание и поддержка, толерантность в подростковой среде школы нужны всем без исключения. Когда мы стараемся понять людей, в чем-то не похожих на нас, и помочь им, то наша собственная жизнь становится многообразнее и интереснее. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю». Давайте будем стараться уважать друг друга вне зависимости от культурных и индивидуальных различий, стремиться к формированию толерантности у подростков, ведь именно эти различия делают наш мир ярким и интересным.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль