Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Диагностика параметров социального и личностного развития учащихся начальной школы

  • 10 июня 2015
  • 707
Какими способами учитель может диагностировать развитие личности школьника, каковы цели и функции такого тестирования? Рассматриваем эти вопросы и   предлагаем скачать опросники, а также методику диагностики личностного роста и нравственного развития ученика.  

Становление гуманистической педагогики, ориентация на развитие личности школьника, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых технологий обучения обуславливают необходимость пересмотра традиционных подходов к определению результатов деятельности педагога и ученика.

Наряду с уровнем знаний, умений и навыков школьника, важно также наблюдать за показателями развития ребенка в ходе обучения. Занимаясь самостоятельной познавательной деятельностью, ученик преодолевает трудности, его интеллект напряженно работает, в результате чего он развивается как личность. Многие показатели личностного развития школьника не идентичны традиционным знаниям, умениям и навыкам, контролируемым педагогами, их нельзя выявить общепринятыми способами проверки.

Способы диагностики личностного роста школьника

Диагностировать личностный рост школьника можно разными способами. Психологи, методисты, педагоги могут наблюдать за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учеников

  • в их повседневной жизни;

  • в специально создаваемых педагогами ситуациях;

  • в ролевых и деловых играх;

  • в организационно-деятельностных играх, когда школьники погружаются в мир сложных человеческих отношений;

  • в групповых дискуссиях, которые организует педагог по тем или иным актуальным проблемам современности.

Развитие личности можно анализировать через письменные работы обучающихся: дневников, эссе, сочинений, статей в школьную газету. Также можно использовать специально разработанные анкеты, тесты, опросники.

Для выявления динамики развития личности ученика (его личностного роста или, наоборот, регресса личности) используют специальные опросники. Вы можете ознакомиться с примером такого тестирования и его расшифровкой в документе по ссылке ниже.

Цели и функции диагностики личностного развития школьника

С помощью специального тестирования можно определить готовность ребенка к обучению, действенные способы его мотивации, раскрыть положительные стороны воспитанника, увидеть недостатки поведения и характера и распознать и их причины, получить информацию о процессе и результатах учебно-воспитательного процесса. В диагностику личностного развития школьника вкладывается более глубокий и широкий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков. Диагностирование позволяет накопить статистические данные и проанализировать их. Тесты и методики направлены на то, чтобы понять ребенка, понять его отношение к разнообразным аспектам жизни: семье, социуму, окружающей среде, обучению и восприятию своего внутреннего “я”.

Цели диагностики личностного развития школьника:

  1. заблаговременно выявить признаки и проявления социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности;  

  2. наметить пути и способы коррекции развития личности воспитанника;

  3. спрогнозировать дальнейшее развитие школьника.

Главная особенность методики диагностики личностного развития состоит в том, что она не сравнивает школьника с общепринятыми стандартами, а пытается отследить его личностный рост, особенности модели поведения (какими они были до применения различных методик и тестов и какими стали впоследствии). Найти в ребенке то, что скрыто от других - настоящее искусство.

Методика диагностики личностного роста  имеет три неоспоримых преимущества:

  • объективно оценивает родителей и педагогов в стремлении помочь школьнику решить поставленные перед ним задачи;

  • позволяет увидеть результат в работе даже с труднообучаемыми воспитанниками;

  • помогает выявить пробелы в тактике поведения с детьми (для педагогов и родителей, посвятивших свою жизнь обучению детей).

Развитие личности школьника - явление динамическое по своей природе, поэтому методики и тесты нужно проводить с определенной периодичностью. Таким образом, можно выявить возможный прогресс, поощрить и стимулировать дальнейшее развитие ребенка. Педагоги смогут подобрать индивидуальную программу развития на основании психотипа школьника и особенностей его мировосприятия.

Педагогическая диагностика развития личности школьника также весьма эффективна. Она направлена на результативность и достижения, а также на поиск причин, повлиявших на эти результаты.

Главные функции педагогической диагностики:

  • воспитательно-побуждающая, подразумевает умение педагога помочь ребенку самостоятельно принять результат, без принуждения;

  • коммуникативная, заключается в том, что школьников учат находить общий язык со сверстниками;

  • функция обратной связи: ребенок открыт к контакту со взрослыми, проникается доверием к ним, работа по принципу “ты мне - я тебе”;

  • прогностическая: педагог получает результаты и на их основании может строить дальнейшие прогнозы по использованию методики.  

Диагностика личностного развития младшего школьника

Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, каждый возрастной этап предполагает проблемы, которые решаются в первую очередь. Именно младший ученический возраст - от 6 до 10 лет - обладает большими резервами для развития личности школьника.

В первые школьные годы у детей складываются психологические механизмы личности, простые, но уже обобщенные, в совокупности образующие высшее единство субъекта - единство личности, человеческое “я”. Индивидуальность формируется в процессе общения с другими людьми, и характер этого общения закладывает личностные качества, которые будут сформированы у ребенка. В этом возрасте воспитанники открыты новым впечатлениям, они жаждут познавать окружающий мир, и первом месте по-прежнему остаются эмоции.

Для диагностики развития личности младших школьников педагоги могут использовать разнообразные способы, которые помогают малышу “проигрывать” различные ситуации: методика незавершенных вопросов и незаконченных предложений, методика выбора или описания героя. Такие форматы тестирования доступны и привлекательны по форме и содержанию, ориентированы на практику, включают элементы творчества и игры, а, главное, их возможно органично вплести в жизнедеятельность школьников.

При проведении диагностики личностного развития школьники должны четко понимать, что от них требуется. Экспериментальную ситуацию проводят в спокойной, доброжелательной атмосфере, чтобы у детей не возникло ощущения, что их экзаменуют. Для того, чтобы оценить качества и характер ребенка, одной-двух методик не достаточно. Объективную картину может дать только комплекс тестов и наблюдений, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга.

Невозможно сформировать всесторонне развитую личность без упора на нравственные качества. В процессе нравственного развития человек овладевает правилами и нормами поведения. Для изучения уровня нравственного развития также применяются различные способы диагностики школьников, с одним из которых мы предлагаем вам ознакомиться в файле на скачивание.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×

×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к Справочной системе "Образование"
Активируйте доступ прямо сейчас, иначе он сгорит! После активации Вы сможете прочитать экспертную статью по данной теме, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы!
23
 : 
56
 : 
45
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.