Получите гарантированный подарок за подписку. Выбрать >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Диагностика параметров социального и личностного развития учащихся начальной школы

  • 10 июня 2015
  • 662
Какими способами учитель может диагностировать развитие личности школьника, каковы цели и функции такого тестирования? Рассматриваем эти вопросы и   предлагаем скачать опросники, а также методику диагностики личностного роста и нравственного развития ученика.  

Становление гуманистической педагогики, ориентация на развитие личности школьника, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых технологий обучения обуславливают необходимость пересмотра традиционных подходов к определению результатов деятельности педагога и ученика.

Наряду с уровнем знаний, умений и навыков школьника, важно также наблюдать за показателями развития ребенка в ходе обучения. Занимаясь самостоятельной познавательной деятельностью, ученик преодолевает трудности, его интеллект напряженно работает, в результате чего он развивается как личность. Многие показатели личностного развития школьника не идентичны традиционным знаниям, умениям и навыкам, контролируемым педагогами, их нельзя выявить общепринятыми способами проверки.

Способы диагностики личностного роста школьника

Диагностировать личностный рост школьника можно разными способами. Психологи, методисты, педагоги могут наблюдать за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учеников

  • в их повседневной жизни;

  • в специально создаваемых педагогами ситуациях;

  • в ролевых и деловых играх;

  • в организационно-деятельностных играх, когда школьники погружаются в мир сложных человеческих отношений;

  • в групповых дискуссиях, которые организует педагог по тем или иным актуальным проблемам современности.

Развитие личности можно анализировать через письменные работы обучающихся: дневников, эссе, сочинений, статей в школьную газету. Также можно использовать специально разработанные анкеты, тесты, опросники.

Для выявления динамики развития личности ученика (его личностного роста или, наоборот, регресса личности) используют специальные опросники. Вы можете ознакомиться с примером такого тестирования и его расшифровкой в документе по ссылке ниже.

Цели и функции диагностики личностного развития школьника

С помощью специального тестирования можно определить готовность ребенка к обучению, действенные способы его мотивации, раскрыть положительные стороны воспитанника, увидеть недостатки поведения и характера и распознать и их причины, получить информацию о процессе и результатах учебно-воспитательного процесса. В диагностику личностного развития школьника вкладывается более глубокий и широкий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков. Диагностирование позволяет накопить статистические данные и проанализировать их. Тесты и методики направлены на то, чтобы понять ребенка, понять его отношение к разнообразным аспектам жизни: семье, социуму, окружающей среде, обучению и восприятию своего внутреннего “я”.

Цели диагностики личностного развития школьника:

  1. заблаговременно выявить признаки и проявления социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности;  

  2. наметить пути и способы коррекции развития личности воспитанника;

  3. спрогнозировать дальнейшее развитие школьника.

Главная особенность методики диагностики личностного развития состоит в том, что она не сравнивает школьника с общепринятыми стандартами, а пытается отследить его личностный рост, особенности модели поведения (какими они были до применения различных методик и тестов и какими стали впоследствии). Найти в ребенке то, что скрыто от других - настоящее искусство.

Методика диагностики личностного роста  имеет три неоспоримых преимущества:

  • объективно оценивает родителей и педагогов в стремлении помочь школьнику решить поставленные перед ним задачи;

  • позволяет увидеть результат в работе даже с труднообучаемыми воспитанниками;

  • помогает выявить пробелы в тактике поведения с детьми (для педагогов и родителей, посвятивших свою жизнь обучению детей).

Развитие личности школьника - явление динамическое по своей природе, поэтому методики и тесты нужно проводить с определенной периодичностью. Таким образом, можно выявить возможный прогресс, поощрить и стимулировать дальнейшее развитие ребенка. Педагоги смогут подобрать индивидуальную программу развития на основании психотипа школьника и особенностей его мировосприятия.

Педагогическая диагностика развития личности школьника также весьма эффективна. Она направлена на результативность и достижения, а также на поиск причин, повлиявших на эти результаты.

Главные функции педагогической диагностики:

  • воспитательно-побуждающая, подразумевает умение педагога помочь ребенку самостоятельно принять результат, без принуждения;

  • коммуникативная, заключается в том, что школьников учат находить общий язык со сверстниками;

  • функция обратной связи: ребенок открыт к контакту со взрослыми, проникается доверием к ним, работа по принципу “ты мне - я тебе”;

  • прогностическая: педагог получает результаты и на их основании может строить дальнейшие прогнозы по использованию методики.  

Диагностика личностного развития младшего школьника

Известно, что каждый период в жизни человека имеет свои особенности, каждый возрастной этап предполагает проблемы, которые решаются в первую очередь. Именно младший ученический возраст - от 6 до 10 лет - обладает большими резервами для развития личности школьника.

В первые школьные годы у детей складываются психологические механизмы личности, простые, но уже обобщенные, в совокупности образующие высшее единство субъекта - единство личности, человеческое “я”. Индивидуальность формируется в процессе общения с другими людьми, и характер этого общения закладывает личностные качества, которые будут сформированы у ребенка. В этом возрасте воспитанники открыты новым впечатлениям, они жаждут познавать окружающий мир, и первом месте по-прежнему остаются эмоции.

Для диагностики развития личности младших школьников педагоги могут использовать разнообразные способы, которые помогают малышу “проигрывать” различные ситуации: методика незавершенных вопросов и незаконченных предложений, методика выбора или описания героя. Такие форматы тестирования доступны и привлекательны по форме и содержанию, ориентированы на практику, включают элементы творчества и игры, а, главное, их возможно органично вплести в жизнедеятельность школьников.

При проведении диагностики личностного развития школьники должны четко понимать, что от них требуется. Экспериментальную ситуацию проводят в спокойной, доброжелательной атмосфере, чтобы у детей не возникло ощущения, что их экзаменуют. Для того, чтобы оценить качества и характер ребенка, одной-двух методик не достаточно. Объективную картину может дать только комплекс тестов и наблюдений, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга.

Невозможно сформировать всесторонне развитую личность без упора на нравственные качества. В процессе нравственного развития человек овладевает правилами и нормами поведения. Для изучения уровня нравственного развития также применяются различные способы диагностики школьников, с одним из которых мы предлагаем вам ознакомиться в файле на скачивание.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в апреле.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.