Диагностика параметров социального и личностного развития учащихся начальной школы

439

Согласно государственным образовательным стандартам общего образования современная школа делает особый акцент на социальном и личностном развитии учащихся. Это важно, поскольку педагоги и педагоги-психологи в последнее время отмечают тенденцию инфантилизации детей и подростков, повышение степени их неготовности к взрослой жизни. Отсюда рост количества разводов, случаев суицида, психосоматических заболеваний.

Особое место в социализации учащихся занимает начальная школа. В этот период ребенок еще открыт для взрослых и достаточно легко поддается педагогическому воздействию. Кроме того, начальная школа является фундаментом для развития такого качества, как готовность к сотрудничеству, урегулированию конфликтов. Также в этот период у детей активно развиваются рефлексия, умение понять себя, свои достоинства и недостатки. Немаловажным является наличие у них потребности в саморазвитии (стремления ставить позитивные цели), желания стать в чем-то лучше. Поэтому перед педагогом-психологом стоит задача диагностировать параметры личностных результатов учащихся.

Для подобного исследования удобно использовать проективные методики. И хотя интерпретация получаемых результатов позволяет составить неполное представление об уровне социального развития ребенка, личностных достижений, однако опыт показывает: и эти результаты дают много информации.

Диагностика личностного развития учащихся по уровню готовности к сотрудничеству

Следует сразу отметить, что личностное развитие учащихся по уровню готовности к сотрудничеству достаточно сложно поддается оцениванию. Говоря о готовности детей к сотрудничеству, мы подразумеваем знание ими способов создания ситуации сотрудничества. Для того чтобы оценить эти знания, учащимся предлагается закончить следующие предложения:
1) Когда нам нужно сделать какое-то дело вместе…
2) Если я хочу сделать одно, сосед – другое, а работаем мы вместе, то…
3) Если мы работаем вместе с одноклассником и мне трудно договориться с ним…

Мы считаем, что один правильный ответ (или отсутствие ответа) свидетельствует о низком уровне личностного развития учащихся к сотрудничеству, два ответа свидетельствуют о среднем уровне, три ответа – о высоком.

Примеры правильных ответов

  • Когда нам нужно сделать какое-то дело вместе, мы советуемся друг с другом.
  • Если я хочу сделать одно, сосед – другое, а работаем мы вместе, то мы находим общий интерес.
  • Если мы работаем вместе с одноклассником и мне трудно договориться с ним, я иногда уступаю.
  • Когда нам нужно сделать какое-то дело вместе, мы объединяемся.
  • Если я хочу сделать одно, сосед – другое, а работаем мы вместе, я уступаю или мне уступают (когда как).
  • Если мы работаем вместе с одноклассником и мне трудно договориться с ним, я пытаюсь не ссориться.
  • Когда нам нужно сделать какое-то дело вместе, мы договариваемся.
  • Если я хочу сделать одно, сосед – другое, а работаем мы вместе, нужно устроить жеребьевку.
  • Если мы работаем вместе с одноклассником и мне трудно договориться с ним, я выслушиваю его или пытаюсь предложить свой вариант в другой форме.

Диагностика личностного развития учащихся по уровню готовности к урегулированию конфликтов

Согласно показателям личностных результатов по ФГОС  начального общего образования выпускник начальной школы должен обладать готовностью к урегулированию конфликтов посредством учета интересов сторон. Как и в предыдущем случае, мы можем диагностировать только теоретические знания ученика, в то время как личностное развитие учащихся по уровню готовности, которое проявляется в реальных конфликтах, отследить практически невозможно. Но даже теоретические знания имеются не у всех. Для их диагностики детям предлагается закончить такие предложения:
1) Когда ребята ссорятся, я…
2) Если я поссорился с кем-нибудь, то…
3) Чтобы не ссориться…

По логике предыдущей методики предлагаем считать низким уровнем личностного развития учащихся к готовности к урегулированию конфликтов наличие правильного ответа лишь в одном предложении, средним – в двух и высоким – в трех.

Примеры правильных ответов

  • Когда ребята ссорятся, я вмешиваюсь, только если точно знаю, как себя вести.
  • Если я поссорился с кем-нибудь, то мирюсь с ним.
  • Чтобы не ссориться, я стараюсь общаться.
  • Когда ребята ссорятся, я их останавливаю.
  • Если я поссорился с кем-нибудь, то мирюсь.
  • Чтобы не ссориться, я не ругаюсь и не обижаюсь.
  • Когда ребята ссорятся, я говорю: «Не ссорьтесь!».
  • Если я поссорился с кем-нибудь, то сначала обижаюсь, а потом мирюсь.
  • Чтобы не ссориться, надо находить общий язык.

Диагностика личностных результатов учащихся по уровню развития рефлексии

Для выпускника начальной школы показателем личностных результатов учащихся по развитию рефлексии является знание им нескольких своих достоинств и недостатков. Для определения уровня ее развития детям предлагается дать несколько ответов на вопрос «Какой я?».

О низком уровне развития рефлексии будет свидетельствовать неспособность учащегося дать четыре ответа, т. е. описать четыре своих качества. К среднему уровню будем относить способность отметить только положительные или только отрицательные качества. К высокому уровню – способность отметить четыре (и более) своих качества, включающих как достоинства, так и недостатки.

Пример ответов высокого уровня

  • Я смелый(ая).
  • Я эмоциональный(ая).
  • Я добрый(ая).
  • Я любознательный(ая).
  • Я дружелюбная.
  • Я трудолюбивая.
  • Я немного рассеянная.

Иногда дети дополняют описание указанием причины, например: «Я взрывная, потому что могу разозлиться и психануть».

Эта методика также может рассматриваться как показатель самооценки. Например, ответы типа «я глупая», «я сумасшедшая», «я тупая», «я ничего не слышу» явно свидетельствуют о сниженной самооценке.

Диагностика личностного развития учащихся по уровню саморазвития

Показателем личностного развития учащихся по уровню саморазвития является наличие у него стремления добиться бóльших, нежели он имеет в настоящее время, успехов в какой-либо сфере, иными словами, умение ставить перед собой цели.

Для изучения стремления к саморазвитию ребятам предлагается закончить предложения:

  • Я стараюсь…
  • Я хочу…
  • Я стремлюсь…

О низком уровне стремления к саморазвитию свидетельствует наличие в одном предложении какой-либо позитивной цели (так, ответ «Я хочу получить все, чего мне хочется» не содержит позитивной цели ); о среднем уровне – наличие позитивной цели в двух предложениях; о высоком – наличие таковой во всех трех предложениях.

Примеры позитивных целей

  • Я стараюсь делать все, чтобы лучше учиться.
  • Я хочу, чтобы наш класс был дружелюбным.
  • Я стремлюсь, чтобы по русскому языку у меня была четверка.
  • Я стараюсь быть доброй.
  • Я хочу всегда дружить со всеми.
  • Я стремлюсь стать умным.
  • Я стараюсь не ссориться.
  • Я хочу стать палеонтологом.
  • Я стремлюсь забивать голы, играя в футбол.

У детей с очень высоким уровнем саморазвития ответы могут быть развернутыми:

  • Я стараюсь хорошо учиться, ходить на какие-нибудь дополнительные занятия. Это пригодится мне в будущем.
  • Я хочу иметь много друзей, таких как Настя, Ирина, Катя.
  • Я стремлюсь всегда достигать своих целей: не только больших, таких как закончить школу с медалью, но даже маленьких, например дойти до высокого уровня в компьютерной игре. Этого тоже нужно добиваться.

Бланк для диагностики личностного развития учащихся

Для исследования параметров социально-личностного развития учащихся в начальной школе можно использовать бланк, включающий все задания-вопросы, приведенные выше.

Бланк для диагностики личностных результатов в школе

Диагностика параметров социального и личностного развития учащихся начальной школы

С какого возраста целесообразно осуществлять диагностику личностного развития учащихся? Мы полагаем, что это можно делать в 3–4-м классах. Ожидать высоких результатов в 3-м классе не стоит.

Отметим также, что уровень личностного развития учащихся определяется не для того, чтобы оценить личность ребенка, а для того, чтобы выявить его вектор. Например, можно вычислить средний уровень саморазвития по классу и, если в каком-то классе показатели будут ниже, обратить на это внимание учителя, дать ему конкретные рекомендации. Также можно определить приоритетную ориентацию в развитии по классу, опираясь на приоритетные направления, которые дети выбирают для саморазвития: учебную, социальную, творческую, спортивную сферы и так называемое всестороннее развитие, когда в эпицентре внимания ребенка находятся любые три сферы из указанных. В нашей практике один класс продемонстрировал акцент на учебную мотивацию, второй – на спорт, третий – на всестороннее саморазвитие.

Как можно использовать результаты диагностики личностного развития учащихся?
​Прежде всего, в качестве платформы для индивидуальной коррекционной работы с детьми. При наличии общих для класса тем (например, недостаточное знание способов поведения во время конфликта) можно формировать программу групповых занятий. И, безусловно, личностные результаты учащихся можно использовать в ходе консультирования родителей. Также важно знакомить классных руководителей и будущих учителей-предметников
5-го класса для объединения усилий по содействию социальному и личностному развитию учащихся.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль