Отношение детей к младшим школьникам с ОВЗ

161

Во многих исследованиях подчеркивается значение формирования позитивного отношения к инвалиду, но, как правило, речь идет о позиции общества в целом. Закономерности становления индивидуального отношения к человеку с ограничеными возможностями здоровья в настоящее время практически не изучены. Однако такие исследования необходимы для того, чтобы предлагать обоснованные рекомендации по включению ребенка с нарушениями здоровья в определенную среду, например в образовательную.

В данном материале приведены результаты исследования отношения младших школьников к детям с ОВЗ. В исследовании принимали участие школьники младшего возраста, обучающиеся в общеобразовательной школе и не имеющие опыта непосредственного общения с инвалидами. Обращение к такому возрасту закономерно, т. к. в этом возрасте отношение к другому (а именно к своему сверстнику) становится очень важным и влияет на развитие личности. При этом отношение детей к младшим школьникам с ОВЗ рассматривалось в сопоставлении с их позицией к своим одноклассникам.

Можно выделить различные пласты (уровни) отношений: функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые (нормы, образцы поведения и пр.) являются тем материалом, который усваивается личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности.

Эмоционально-оценочный уровень базируется на переживании симпатий-антипатий, которые могут проявляться в ситуациях возможных конфликтов, например при распределении ролей в игре.

И, наконец, личностно-смысловые отношения проявляются в том случае, когда интересы и потребности другого переживаются, как свои собственные. Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни, например, на эмоционально-оценочный уровень.

Инструментарий исследования отношения детей к младшим школьникам с ОВЗ

В исследовании был использован специально разработанный опросник и ряд проективных методик.

Опросник, включающий в себя 20 вопросов (с вариантами ответов), направлен на выяснение особенностей отношения к инвалиду, а также к своим одноклассникам. Вопросы были поделены на четыре группы, по которым проводился анализ ответов:

Собственная позиция ребенка.Мнение о предполагаемом отношении одноклассников к младшим школьникам с ОВЗ. Общая осведомленность и личный опыт.Мнение о должной позиции общества.

Проективные методики:

1. «Соотношение плохих и хороших качеств».
Каждому предлагалось нарисовать на листе бумаги три круга, обозначающие — самого себя («Я»), ребенка-инвалида («И») и одноклассников («О»). Каждый из кругов нужно было заштриховать. При этом заштрихованное пространство круга означает количество плохих качеств в человеке, а незаштрихованное — количество хороших качеств.

2. «Рисунок ребенка-инвалида».
После беседы каждому из опрашиваемых предлагалось изобразить младшего школьника с ОВЗ так, как он себе его представляет. Когда он заканчивал рисовать, задавались уточняющие вопросы.

3. «Дерево» (Дж. и Д. Лампен).
Испытуемому предлагалось изображение дерева с человечками, каждый из которых занимает определенное положение на этом дереве, имеет определенную позу и настроение. Нужно было выбрать 4 позиции:

  1. человечка, который больше всего похож на самого опрашиваемого;
  2. человечка, который больше всего похож на ребенка-инвалида;
  3. человечка, который больше всего похож на ребенка-инвалида, по мнению одноклассников (в представлении респондента);
  4. человечка, который больше всего похож на одноклассников.

4. «Круг чувств».
В этой методике предлагалось нарисовать круг, в котором с помощью использования определенных цветов будут отражены чувства (и их интенсивность), которые опрашиваемый испытывает к инвалидам и к своим одноклассникам.

Результаты опроса по отношению к детям с ОВЗ

Опрашиваемые дали следующее определение: ребенок-инвалид — тот, кто «имеет физический недостаток или хроническое заболевание». При этом никто из опрошенных не считает, что младших школьников с ОВЗ можно определять как «умственно отсталых детей».

Мы считаем, что на то, как исследуемый определяет понятие ребенок-инвалид, во многом влияет наличие опыта общения. Это подтверждается данными, полученными О. А. Добровольской в дипломном исследовании, проводившемся в интегративной школе, где обучающиеся имеют большой опыт личного общения с инвалидами. Большинство определили их, как людей, имеющих физические и умственные нарушения.

Источник информации о младших школьниках с ОВЗ

Большинство опрашиваемых, принимавших участие в исследовании, узнали о том, кто такие дети с ограничеными возможностями здоровья от своих родителей. Дополнительным источником информации об инвалидах также послужило телевидение. Необходимо отметить, что все упоминали о том, что специальных уроков по толерантности к инвалидам в образовательной организации (далее — ОО) не проводилось.

Отмечается желание что-то узнать о младших школьниках с ОВЗ. Однако общаться, обучаться и дружить с ними опрашиваемые не стремятся. Это говорит о том, что, несмотря на то что общество в целом прививает сочувствие к «больным и убогим», сам ребенок совсем не готов к близкому контакту с ними.

Все 20 опрошенных заявили, что не хотят, чтобы среди их друзей или одноклассников были инвалиды. Нежелание дружить объясняется в основном страхом перед «странными детьми», а нежелание совместного обучения — жалостью или тем, что другие могут обижать младших школьников в ОВЗ. В к ним сильнее всего выражено чувство жалости.

По их мнению, никто из их одноклассников не хотел бы дружить или учиться с инвалидами. Но причина здесь указывается совсем другая — респонденты предполагают, что они неприятны одноклассникам. По мнению большинства опрошенных, у одноклассников к детям-инвалидам преобладают негативные чувства — неприязнь и безразличие. Никто из испытуемых не отметил, что их одноклассники могут испытывать к ним дружеские чувства.

Младшие школьники считают, что большинство взрослых испытывают жалость и хотят им помочь, но обучаться они должны в специальных школах, под руководством специалистов.

Отношение к младшим школьникам с ОВЗ

Понятие «инвалидность», формирующееся у обычных детей, характеризуется простотой и поверхностностью. Образ ребенка-инвалида в представлении опрашиваемых — «ребенок, имеющий какое-либо заболевание или физический недостаток». При этом они учитывают только наиболее яркие физические (внешне проявляющиеся) признаки, и полностью игнорируют интеллектуальные.В ответах опрошенных преобладает позитивное чувство жалости, наличие негативных чувств к ним полностью отрицается. В отношении же одноклассников к детям-инвалидам, по мнению респондентов, напротив, преобладают негативные чувства, такие как неприязнь (раздражение) и безразличие. Таким образом, мнение респондентов о своем отношении к детям с ОВЗ противоположно их мнению о том, как относятся к ним их одноклассники. Позиция по отношению к младшим школьникам с ОВЗ очень противоречива и носит формальный характер. С одной стороны, им интересно знать, кто такие дети-инвалиды, и они готовы им помогать, но, с другой — совершенно не хотят дружить, общаться и обучаться с ними.

Позитивная сторона такой ситуации заключается в том, что на отношение к младшим школьникам с ОВЗ основное влияние оказывает мировоззрение взрослых, которое усваивается ребенком в процессе его развития, а не личный опыт общения с (так как он отсутствует). И с этим можно работать. А негативная обусловлена тем, что в глубине души многие испытывают страх и неприязнь к детям-инвалидам. Эти чувства являются неприемлемыми, и поэтому проявляют себя только через мнение об отношении других сверстников к инвалидам. Возможно, именно поэтому респонденты считают, что их одноклассники относятся к детям с ограничеными возможностями здоровья гораздо хуже, чем они сами.

Распределение плохих и хороших качеств младших школьников с ОВЗ

Школьники наиболее часто называют следующие качества, характеризующие ребенка-инвалида: жалкий, добрый, больной, хороший. При этом качества, выбираемые для одноклассников, носят скорее негативный характер: задира, вредный, трудный.

Полученные данные были сведены в таблицу, отражающую характер распределения плохих качеств и подвергнуты статистическому анализу по критерию Фридмана.

Выводы: все испытуемые единодушны в том, что их одноклассники имеют самое большое количество плохих качеств. Испытуемые солидарны в мнении о том, что меньше всего плохих качеств имеют инвалиды. Это определяет позитивное отношение к детям с ОВЗ. Себя респонденты чаще всего считают немного хуже них, и намного лучше своих одноклассников.

Рисунки, изображающие детей с ОВЗ

Изображение младшего школьника с ОВЗ неразрывно связано с наличием на рисунке признаков его инвалидности, которые выступают как социальный штамп.Дети-инвалиды изображаются с явными, сильно выраженными физическими нарушениями. Никто не изобразил ребенка-инвалида, как обычного человека, не имеющего никаких видимых нарушений.Среди рисунков нет ни одного, в котором ребенок-инвалид был бы изображен вместе со своими друзьями. Кроме того, никто из не изобразил себя на рисунке рядом с инвалидом.Большинство рисунков производят позитивное впечатление: яркие краски, доброжелательность обстановки и т. д. При этом встречаются рисунки, которые оставляют после себя негативное впечатление (надо отметить, что их значительно меньше). Чаще всего на них изображают ситуации, в которых люди насмехаются над инвалидами или ситуации, в которых инвалидам приходится бедствовать.

Методика «Дерево» для выяснения отношения к детям с ОВЗ

Из 21 возможной позиции предлагалось выбрать фигуру, с которой ассоциируются младшие школьники с ОВЗ. Наиболее часто это была фигура, символизирующая замкнутость, тревожность, уход в себя, отстраненность от учебного процесса.

На вопрос «Какую позицию для ребенка-инвалида выбрал бы твой одноклассник?» ответ практически всегда отличался от собственного. Чаще всего это была фигура, означающая утомляемость, общую слабость, небольшой запас сил и застенчивость.

Себя чаще всего идентифицировали с позициями, говорящими об уверенности, комфортном состоянии, устойчивости и нормальной адаптации.

Выбор испытуемыми позиций для своих одноклассников очень разнообразен и неоднозначен, но наиболее часто это фигура, олицетворяющая стремление к веселью, наличие мотивации на развлечение.

Таким образом, делаем вывод, что фигуры, выбираемые для детей-инвалидов и обычных школьников, качественно отличаются (при этом для самого испытуемого и для его одноклассника иногда совпадают).

Методика «Круг чувств» для выяснения отношения к детям с ОВЗ

Результаты выполнения данной методики наглядно продемонстрировали, какие чувства испытывают респонденты к сверстникам.

К младшим школьникам с ОВЗ преобладает чувство жалости. Оно выражено очень сильно и практически затмевает все остальные. Негативные проявления практически не заметны.

К одноклассникам ярче всего выражено чувство дружелюбия, но при этом значительную долю занимают негативные чувства — безразличия и неприязни.

Результаты исследования отношения к младшим школьникам с ОВЗ

Очевидное в настоящее время распространение интегративных подходов сопровождается критическим осмыслением результатов интеграции (Н. Н. Малофеев, 2000). Такая же двойственность наблюдается и в целом в отношении общества к детям с ОВЗ. Благотворительность, организация различных фондов и обществ часто сочетаются с желанием дистанцироваться от инвалидов. Общество как бы говорит — хорошо, мы готовы помогать инвалидам, но пусть они не вмешиваются в нашу жизнь. Позиция, занимаемая ребенком, во многом определяется тем, как к инвалидам относятся его родители или другие взрослые, мнение которых отражает мнение общества в целом.

Активная пропаганда толерантности к инвалидам далеко не всегда может преодолеть негативные установки избегания «иных» людей, основанных на переживании чувств неприязни и страха. В то же время, результатом подобной пропаганды может быть сокрытие (или подавление) истинных чувств и замена их «социально одобряемыми». Проведенное исследование наглядно демонстрирует такой результат. Младшие школьники, стремясь подавить свои негативные чувства, проецируют их на одноклассников, приписывая им агрессию, неприязнь и безразличие к младшим школьникам с ОВЗ. При этом создается в целом негативный образ одноклассника как носителя социально неодобряемых качеств.

Представление школьников о детях-инвалидах абстрактно и собирательно. Это связано с тем, что оно складывается не из личного опыта общения, а из мнений взрослых, социальных норм и штампов, которые усваиваются ребенком в процессе развития. Отношение к ребенку-инвалиду противоречиво. С одной стороны, оно содержит позитивные характеристики, в нем преобладает чувство жалости. Ребенку интересно знать, кто такие дети-инвалиды и он заявляет о готовности им помогать. Но, с другой стороны, он совершенно не хочет дружить, общаться и обучаться сними, объясняя это преимущественно страхом. Таким образом, можно утверждать, что позиция младшего школьника к ребенку-инвалиду сформирована на функционально-ролевом и эмоционально-оценочном уровне, не достигая личностно-смыслового.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль