Девиантное поведение подростков в школе

58

Известно что девиантное поведение подростков в школе возникает не просто так и чаще всего имеет сложное происхождение. На школьников находящихся в таком состоянии прежде влияют культурологические, общественные, экономические и демографические факторы. Но безусловно основной причиной психо-социального отклонения детей в школьном возрасте является неблагополучие в семье.

Неконструктивные методы решения конфликтов при девиантном поведении школьников:

  • Педагог проявляет мало внимания к небольшим разногласиям между учениками, во время урока или на перемене. Дети часто не могут остановиться в конфликтных ситуациях, что ведёт к полному недоверию и непониманию из-за чего конфликты учащаются.
  • Учитель стремиться устранить девиантное поведение подростков в школе на начальной стадии развития. Такое отношение педагога чаще приводит обе агрессивные стороны к апатичному состоянию.

Как влияет семья на девиантное поведение школьников?

Чтобы сформировалось характерное девиантное поведение учащихся, достаточно чтобы в семье были натянутые взаимоотношения между родителями и ребёнком. Обычно такой стиль воспитания конфликтный и доминирующий: когда взрослый человек довольно жёстко воспитывает ребёнка, причём в неполных семьях это происходит чаще. В других случаях к девиантному поведению подростков в школе может привести дисгармоничный стиль: его можно охарактеризовать как способ воспитания при котором у родителей нет единого подхода внутрисемейных отношений, что приводит к конфликтным ситуациям. На последнем месте можно отметить асоциальный стиль: в котором семейные отношения можно охарактеризовать как дезорганизованные (родители употребляют запрещённые вещества, алкоголь, проявляют жестокость к своим детям, что и приводит к девиантному поведению школьников).

Согласно последним экспериментам стало известно, что в большинстве случаев именно семья оказывает тотальное влияние на развитие будущего школьника: у большинства детей выявлены нарушения социализации из-за сложных отношений в семье. Именно поэтому школьный психолог при изучении ребёнка никогда не рассматривает его отдельно от семьи. Особенно если девиантное поведение подростка в школе не уменьшается, психолог рассматривает не только отношение к ученику родителей, но также и стиль воспитания который они избирают. В рамках обозначенной проблемы встаёт главный вопрос, как помочь школьникам с таким поведением справиться с воздействием родителей и социальной среды. Как их научить справляться с трудностями, негативными эмоциями, агрессией.

Профилактика девиантного поведения в школе

Существует 6 направлений профилактики девиантного состояния:

  1. Определение и включение в область особой заботы и внимания для детей потенциально входящих в группу риска школьной дезадаптации: как правило такие ученики редко посещают уроки, очень много времени проводят на улице, у них не складываются отношения с одноклассниками и учителями, а обучение в школе становится сплошной проблемой.
  2. Девиантное поведение подростков в школе предупреждается с помощью мониторингов развития школьников в социальных условиях: учащихся ранжируют по стадиями и группам риска исходя из их поведения.
  3. Психолог создаёт для школьника индивидуальную программу поддержки, при этому учитывается его история социального развития и те стороны личности которые оказались более развитыми. Исключением может послужить ситуация когда девиантное поведение школьника не прекращается из-за внутрисемейного влияния. В этом случае специалист обязан создать для учащегося дополнительный (позитивный) круг общения, где ученик сможет почувствовать ситуацию успеха и откроется для коррекции.
  4. Педагог-психолог обучает старшеклассников навыкам межличностного общения: проявлению коммуникативности, организации себя, саморегуляции, умению управлять собой и устранять девиантные поведения подростков в школе, преодолевая собственные обиды, горечь потери и т. п.
  5. Подготовка психологии школьника: психолог не только осуществляет поддержку личности учащегося, но и пытается восстановить нормальное влияние семьи. Вместе с этим проводит различные тренинги для восстановления взаимодействия учащегося с общественной средой.
  6. Педагогическая, психологическая и социальная работа с девиантным поведением школьников.

Для того чтобы определить относится ли ребёнок к определённой группе риска и узнать какой социальный статус у семьи школьника, образовательное учреждение может проводить специальное анкетирование. При этом дети ничего не подозревают, так как заполняют бланки с довольно общими вопросами (составление паспорта школы или причин пропуска занятий).

Профилактика девиантного поведения подростков в школе предполагает не только выявление таких людей среди общей массы учащихся, но также и определение их конкретных психологических особенностей. Для этого используется специальная служба школьного психолога и так называемый детский клуб в образовательном учреждении. Именно в этом клубе психолог может выявить причины девиантного поведения школьника, особенности его психологии и многое другое. Здесь регулярно проводятся занятия по развитию личностного роста, коррекционные и оздоровительно-спортивные мероприятия (поездки в летний лагерь, экспедиции, походы и т. д.).

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль