Девиантное поведение подростков в школе

40

Известно что девиантное поведение подростков в школе возникает не просто так и чаще всего имеет сложное происхождение. На школьников находящихся в таком состоянии прежде влияют культурологические, общественные, экономические и демографические факторы. Но безусловно основной причиной психо-социального отклонения детей в школьном возрасте является неблагополучие в семье.

Неконструктивные методы решения конфликтов при девиантном поведении школьников:

  • Педагог проявляет мало внимания к небольшим разногласиям между учениками, во время урока или на перемене. Дети часто не могут остановиться в конфликтных ситуациях, что ведёт к полному недоверию и непониманию из-за чего конфликты учащаются.
  • Учитель стремиться устранить девиантное поведение подростков в школе на начальной стадии развития. Такое отношение педагога чаще приводит обе агрессивные стороны к апатичному состоянию.

Как влияет семья на девиантное поведение школьников?

Чтобы сформировалось характерное девиантное поведение учащихся, достаточно чтобы в семье были натянутые взаимоотношения между родителями и ребёнком. Обычно такой стиль воспитания конфликтный и доминирующий: когда взрослый человек довольно жёстко воспитывает ребёнка, причём в неполных семьях это происходит чаще. В других случаях к девиантному поведению подростков в школе может привести дисгармоничный стиль: его можно охарактеризовать как способ воспитания при котором у родителей нет единого подхода внутрисемейных отношений, что приводит к конфликтным ситуациям. На последнем месте можно отметить асоциальный стиль: в котором семейные отношения можно охарактеризовать как дезорганизованные (родители употребляют запрещённые вещества, алкоголь, проявляют жестокость к своим детям, что и приводит к девиантному поведению школьников).

Согласно последним экспериментам стало известно, что в большинстве случаев именно семья оказывает тотальное влияние на развитие будущего школьника: у большинства детей выявлены нарушения социализации из-за сложных отношений в семье. Именно поэтому школьный психолог при изучении ребёнка никогда не рассматривает его отдельно от семьи. Особенно если девиантное поведение подростка в школе не уменьшается, психолог рассматривает не только отношение к ученику родителей, но также и стиль воспитания который они избирают. В рамках обозначенной проблемы встаёт главный вопрос, как помочь школьникам с таким поведением справиться с воздействием родителей и социальной среды. Как их научить справляться с трудностями, негативными эмоциями, агрессией.

Профилактика девиантного поведения в школе

Существует 6 направлений профилактики девиантного состояния:

  1. Определение и включение в область особой заботы и внимания для детей потенциально входящих в группу риска школьной дезадаптации: как правило такие ученики редко посещают уроки, очень много времени проводят на улице, у них не складываются отношения с одноклассниками и учителями, а обучение в школе становится сплошной проблемой.
  2. Девиантное поведение подростков в школе предупреждается с помощью мониторингов развития школьников в социальных условиях: учащихся ранжируют по стадиями и группам риска исходя из их поведения.
  3. Психолог создаёт для школьника индивидуальную программу поддержки, при этому учитывается его история социального развития и те стороны личности которые оказались более развитыми. Исключением может послужить ситуация когда девиантное поведение школьника не прекращается из-за внутрисемейного влияния. В этом случае специалист обязан создать для учащегося дополнительный (позитивный) круг общения, где ученик сможет почувствовать ситуацию успеха и откроется для коррекции.
  4. Педагог-психолог обучает старшеклассников навыкам межличностного общения: проявлению коммуникативности, организации себя, саморегуляции, умению управлять собой и устранять девиантные поведения подростков в школе, преодолевая собственные обиды, горечь потери и т. п.
  5. Подготовка психологии школьника: психолог не только осуществляет поддержку личности учащегося, но и пытается восстановить нормальное влияние семьи. Вместе с этим проводит различные тренинги для восстановления взаимодействия учащегося с общественной средой.
  6. Педагогическая, психологическая и социальная работа с девиантным поведением школьников.

Для того чтобы определить относится ли ребёнок к определённой группе риска и узнать какой социальный статус у семьи школьника, образовательное учреждение может проводить специальное анкетирование. При этом дети ничего не подозревают, так как заполняют бланки с довольно общими вопросами (составление паспорта школы или причин пропуска занятий).

Профилактика девиантного поведения подростков в школе предполагает не только выявление таких людей среди общей массы учащихся, но также и определение их конкретных психологических особенностей. Для этого используется специальная служба школьного психолога и так называемый детский клуб в образовательном учреждении. Именно в этом клубе психолог может выявить причины девиантного поведения школьника, особенности его психологии и многое другое. Здесь регулярно проводятся занятия по развитию личностного роста, коррекционные и оздоровительно-спортивные мероприятия (поездки в летний лагерь, экспедиции, походы и т. д.).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль