Формирование ценностного отношения к здоровью в системе рефлексивных ситуационных классных часов

296

Нечаев М.П., д-р пед. наук, проф. кафедры управления развитием образовательных систем ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

Стрельников К.Н., магистрант ГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Формирование ценностного отношения к здоровью на уровне убеждения относится к одной из важнейших задач педагогов, поскольку содействие гармоничному физическому, психическому и социальному развитию обучающихся — одно из ведущих стратегических ресурсов модернизации образования. А воспитание здорового поколения наряду с обучением становится важнейшей функцией общеобразовательной организации (далее — ОО).

В этой связи создание воспитательной среды, содействующей сохранению и укреплению здоровья, способной осуществлять психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, является необходимым и обязательным условием реализации здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих личностно ориентированных образовательных отношений. Сопровождение ребенка рассматривается как особая организационная культура ОО, как со стороны учителей и классных руководителей, так и со стороны педагогов-психологов.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

• любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проблема формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью остается одной из трудно решаемых педагогических задач. Современная ОО дает необходимый запас сведений из предметных областей естествознания, технологии, ОБЖ и физической культуры, прививает умения извлекать пользу из усвоенного в школе и дома. Классные руководители ведут просветительскую работу о пользе здорового образа жизни, акцентируют внимание на негативных последствиях нездорового питания, табакокурения, употребления алкоголя и психоактивных веществ, советуют, что надо делать, чтобы найти силы и время для самовоспитания и занятий спортом, проводят всевозможные акции и мероприятия. Однако при этом дети часто остаются отчужденными от самоанализа, принятия собственных решений, ответственности, осмысления своих ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Нивелировать данный педагогический недостаток поможет технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания.

Технология ситуационного рефлексивного классного часа

Ситуационный рефлексивный классный час — одна из эффективных форм воспитания. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций (событий, явлений, фактов), оказывающих влияние на его поведение, в которых проявляются характер, привычки, культура общения.

Данная методика позволяет анализировать собственные действия в ситуациях «после событий», чтобы учиться на полученном опыте и разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана известным педагогом-ученымН. П. Капустиным для самостоятельного конструирования тематических классных часов в 1990-х гг.

Технология ситуационного рефлексивного классного часа включает в себя следующие компоненты:

  • Тема.
  • Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).
  • Информация (по материалам предварительной подготовки).
  • «Я-позиция» и ее причины (обучающиеся по кругу отвечают на вопросы, высказывая свое отношение к обсуждаемой ситуации).
  • «Я-позиция» и общественно значимая норма (работа обучающихся в группах по 4–6 человек, которым дается задание (записано на доске) — подготовить ответы на вопросы, связанные с выявлением причин данной ситуации и способами ее разрешения).
  • Дискуссия (каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы).
  • Рефлексия (ответы на вопрос: что изменилось?).
  • Свободный выбор (заключение классного руководителя).
  • Мотивация (поддержка вниманием, помощью и заботой тех обучающихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своем поведении).
  • Реальный результат (возвращение к проблеме через некоторое время).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.

Сценарии ситуационных рефлексивных классных часов

Рассмотрим сценарии проведения ситуационных рефлексивных классных часов, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью. Данные классные часы обсуждены, отрецензированы и апробированы в реальной педагогической практике слушателями курсов повышения квалификации кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования и кафедры воспитательных систем Академии социального управления.

Классный час «О вкусной и здоровой пище»

Цель классного часа (сообщается обучающимся): провести анализ и самоанализ отношения к вредной и полезной пище.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается): способствовать формированию положительного отношения к правильному и здоровому питанию.

Предварительная работа:анкетирование обучающихся «Моя любимая пища», «Мое обычное меню»; привлечение специалистов (медиков, диетологов).

Возраст: обучающиеся 6-9-х классов.

Технология классного часа Методика классного часа
Размещение обучающихся в круге. Информация (15 мин) Сообщения специалистов (медиков, диетологов), результаты анкетирования. Демонстрируется диаграмма приоритетов питания, меню одного дня
Изложение «я-позиции». Причина «я-позиции» (7 мин) Обучающиеся по кругу отвечают на вопросы:
• Твое любимое блюдо?
• Какие напитки ты предпочитаешь и почему?
• Правильно ли ты питаешься и почему?
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа обучающихся в группах по 4–6 человек (15 мин) На доске записаны вопросы, на которые группы готовят ответы:
• Каким должно быть меню здорового человека? Составьте вкусное и здоровое меню одного дня.
• Ваши советы, как отказаться от вредных продуктов
Дискуссия (10 мин) Группы высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению
Рефлексия (5 мин). Обучающиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы • Изменится ли ваше меню после сегодняшнего разговора?
• Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
• Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (7–8 мин) Слово классного руководителя, обобщающее выступления специалистов и высказывания обучающихся. Классный руководитель: «Вы вправе питаться так, как хотите, но необходимо помнить о пользе продуктов для вашего здоровья. К данной теме мы вернемся еще не раз»
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению Провести в классе конкурс плакатов о вкусной и полезной пище, подготовить сообщения «Как продукты помогают нашему здоровью». Провести серию бесед, классных часов с привлечением родителей и дегустацией блюд. Понаблюдать, как меняются вкусы детей в школе и в семье
Реальный результат Обсуждение проблемы через два-три месяца. Анализ и самоанализ изменений

Классный час «Мы и никотин»

Цель классного часа (сообщается обучающимся): провести анализ и самоанализ отношения к табакокурению.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается): закрепить в сознании обучающихся негативное отношение к табакокурению.

Предварительная работа: подготовка сообщений обучающихся по следующим вопросам:

влияние курения на здоровье человека;влияние курения на здоровье девочек;влияние курения на здоровье ребенка.

За 1–2 дня до классного часа анонимное анкетирование по следующим вопросам:

Курят ли у вас в семье?Пробовал ли ты курить?Кто предложил тебе закурить?

Возраст: обучающиеся 6-11-х классов.

Технология классного часа Методика классного часа
Размещение обучающихся в круге. Информация (15 мин) Сообщения о влиянии курения на здоровье и результаты анонимного анкетирования. Слово классного руководителя о ситуации в школе
Изложение «я-позиции». Причина «я-позиции» (7 мин) Обучающиеся по кругу отвечают на вопросы:
• Курите ли вы и почему?
• Известно ли родителям о вашем отношении к курению?
• Где вы берете деньги на сигареты?
• Когда и где вы начали курить?
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа обучающихся в группах по 4–6 человек (15 мин) На доске записаны вопросы, на которые группы готовят ответы:
• В школе, на ее территории, а также в общественных местах в связи с заботой о здоровье окружающих запрещается курение. Что надо делать, чтобы это требование выполнялось?
• Как помочь курильщику бросить курить?
Дискуссия (10 мин) Группы высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению
Рефлексия (5 мин). Обучающиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы • Изменилось ли ваше отношение к табакокурению?
• Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
• Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (7–8 мин) Выступление медицинского работника, обобщающее сказанное обучающимися. Классный руководитель напоминает о бережном отношении к здоровью и говорит о том, что к данной проблеме мы вернемся еще не раз
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению Внеклассные мероприятия на тему «Антикурение», «Мы против курения!». Конкурс плакатов и рисунков на тему «Я и сигарета». Обучающиеся старших классов организуют внеклассное мероприятие для обучающихся младших классов. Классный руководитель поддерживает вниманием тех, кто дал слово бросить курить
Реальный результат Обсуждение проблемы через два-три месяца. Анализ и самоанализ изменений

Классный час «Мы и спорт»

Цель классного часа (сообщается обучающимся): провести самоанализ и самооценку своего отношения к спорту, своих спортивных достижений, установить причины, мешающие более успешным занятиям спортом, физической культурой, и определить пути их преодоления. Понять, какое значение имеют занятия физкультурой и спортом в жизни каждого человека.

Педагогическая цель (обучающимся не сообщается): закрепить в сознании позитивные точки зрения, способствовать изменению негативного отношения к спорту путем обмена информацией, выражающей разные позиции, и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.

Возраст: обучающиеся 5-6-х классов.

Технология классного часа Методика классного часа
Размещение обучающихся в круге. Информация (5 мин) Демонстрация сравнительной таблицы «Сводная ведомость количества пропущенных уроков (по болезни) обучающимися, занимающимися физкультурой и спортом, и обучающимися, не занимающимися
физкультурой и спортом»
Изложение «я-позиции». Причина «я-позиции» (7 мин) Обучающиеся по кругу отвечают на вопросы:
• Занимаешься ли ты физкультурой в спортивных секциях и самостоятельно? Какое количество времени?
• Что мешает тебе заниматься физкультурой и спортом?
• Что может помочь тебе начать заниматься физкультурой и спортом?
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа обучающихся в группах по 4–6 человек (15 мин) На доске записаны вопросы, на которые группы готовят ответы:
• В жизни существуют две точки зрения на занятия спортом: надо заниматься физкультурой и спортом, можно не заниматься. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
• Укажите 3–4 основные причины, мешающие вам заниматься спортом.
• Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?
Дискуссия (10 мин) Группы высказывают свою точку зрения на каждый вопрос, затем участники могут выразить свое личное отношение к тому или иному мнению
Рефлексия (5 мин). Обучающиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы • Изменится ли ваше отношение к физкультуре и спорту после сегодняшнего разговора?
• Что понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
• Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении и почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (7–8 мин) Каждый из вас хотел бы укреплять свое здоровье с помощью занятий физкультурой и спортом. Это естественное и хорошее желание. Какие пути существуют для решения данной задачи? Можно продолжать дальше не интересоваться спортом и не заниматься физкультурой, и тогда трудно ожидать улучшения (болеть чаще, пропускать больше уроков), но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен
Мотивация — побуждение ученика к позитивному поведению Информирование обучающихся и родителей о спортивных секциях и кружках, которые работают в школе и близлежащем районе. Организация и проведение Дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Поддержка вниманием тех обучающихся, которые на классном часе пообещали начать заниматься, интересоваться физкультурой и спортом
Реальный результат Обсуждение проблемы через месяц. Анкетирование, анализ и самоанализ изменений

Рассмотренная рефлексивная воспитательная методика является весьма эффективным средством адаптации обучающегося к внешним требованиям и внешней регуляции своего поведения (например, к правилам социума и под контролем социума).

Деятельность ОО по формированию ценностного отношения к здоровью и развитию мотивации к здоровому образу жизни среди обучающихся должна носить системный характер и осуществляться комплексно. А воспитательный процесс — сочетать в себе два подхода: личностно ориентированный и деятельностный. Формирование человека с развитым само- и взаимоуважением, имеющего разностороннее образование, четкую позицию, невозможно без признания неповторимости и ценности личности каждого ребенка. Только такой человек сможет найти свое место в обществе, быть не только физически, но и нравственно здоровым, реализовать свои способности, жить полноценной жизнью.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль