Сценарий родительского собрания: игра «Мы и наши дети»

1243

Ежедневно воздействуя на ребенка, семья располагает почти не ограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Поэтому так важно использовать помощь родителей, привлекать их к сотрудничеству на различном уровне.

Образовательная среда в общеобразовательной ОО, отвечающая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, включает создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одной из наиболее доступных и эффективных форм работы в этом направлении является родительское собрание по сюжетно-ролевой игре.

Родительские собрания, игры с родителями на родительском собрании нужны:

• для быстрого получения разнообразной информации о детях;
• как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы и т. п.;
• для ознакомления родителей с результатами диагностики, с итогом медицинских обследований и др.;
• как система психолого-педагогического просвещения, проводящаяся в разнообразных формах: собрания-лекции, психологические тренинги, родительское собрание по сюжетно-ролевой игре по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

Родительское собрание — это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитания обучающихся в ОО и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий ОО и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

В настоящее время доказали свою эффективность и востребованы интерактивные формы работы, одной из таких форм является проведение родительского собрания по сюжетно-ролевой игре.

Правила родительского собрания по сюжетно-ролевой игре

Предлагаем провести игру по сценарию родительского собрания, правила которого соответствуют правилам телевизионной передачи «Своя игра». Игра с родителями на родительском собрании может проводиться с родителями детей от 6 до 14 лет, — представленные ситуации, требующие от родителей правильного педагогического решения, могут возникнуть с ребенком в разном возрасте.

Ведущий — классный руководитель.

Как правило ролевая игра, на родительском собрании проводится в классной комнате, где парты стоят рядами, и участники игры автоматически делятся на три команды. Возможно другое разделение на команды, в зависимости от целей ведущего.

Участникам предлагаются 4 номинации, в каждой по 4 вопроса разной категории сложности (в зависимости от сложности присваиваются баллы — от 100 до 400). Команда самостоятельно выбирает номинацию и уровень вопроса. Дается время на обдумывание, команда предлагает решение, при этом другие участники также могут высказывать свое мнение. Только после выслушивания всех мнений классный руководитель проговаривает правильный ответ.

Номинации игры с родителями на родительском собрании:

«Вредные привычки» — описаны наиболее часто встречающиеся вредные привычки детей.

«Вопросы воспитания в картинках» — представлены картинки-образы, расшифровывая которые, участники формулируют основные принципы воспитания (основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека).

«Жизненные ситуации» — описаны жизненные ситуации. Участники выясняют, как правильно поступать в них.

«Блицвопросы» — ответы на вопросы данной номинации должны быть краткими и аргументированными.

Команды выбирают номинацию, вопрос и отвечают. Ведущий дает свои комментарии. Выигрывает та команда, которая получает большее количество баллов.

Обсудите ситуацию, вынесите свои рекомендации, предложите действия

1. Номинация игры на родительском собрании «Вредные привычки»

100 баллов
Что делать, если ребенок говорит неправду?

Комментарий ведущего:

постарайтесь понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался; исключите жесткие наказания, в т. ч. за ложь; как можно чаще демонстрируйте ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы; постарайтесь сами, особенно при детях, не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т. д., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

200 баллов
Как поступить, если ваш ребенок ябедничает?

Комментарий ведущего:
Уже в начальной школе у детей складываются первые серьезные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом. Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребенку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителя и ребят.

Что делать:

пресекайте подобные поступки или во всяком случае никак их не поощряйте; объясните ребенку, почему не нравятся ябеды; поясните, что жаловаться и «стучать» — не то же самое, что рассказать взрослым о  чем-то опасном или угрожающем.

300 баллов
Каковы ваши действия, если вы заметили, что ребенок берет чужие вещи.

Комментарий ведущего:
Воровство — это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужими. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Все же чаще дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята из неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенный вниманием ребенок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать:

ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить ребенку, что, даже если он в  чем-то очень нуждается, воровство — не способ решения проблемы; не осуждайте публично. С плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок; не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему; не напоминайте все время о проступке и не уделяйте ему слишком большого внимания.

400 баллов
Как поступить, если вы заметили, что ваш ребенок курит?

Комментарий ведущего:
Что побуждает наших детей приобщаться к раннему курению? Часть ребят начинает курить рано, в подражание товарищам по школе и двору. Другие, из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички либо зажигалку, спрятаться в укромном месте. Это похоже на маленькое приключение, к которому подключается все больше желающих. Затем дети взрослеют, становятся самостоятельными. Более четверти опрошенных ребят говорили, что начинали курить, чтобы показаться солиднее. А продолжали многие уже по привычке. С годами ребята начинают забывать причины, толкнувшие их на курение.

В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение. Курящие товарищи считают некурящих ребят не вышедшими из-под опеки родителей, несостоявшимися, несостоятельными. Стремление избавиться от такого мнения достигается с помощью первой сигареты. Затем желание покурить, вдохнуть аромат сигареты и затянуться приходит незаметно и становится все более сильным.
Для того чтобы ребенок мог противостоять этому, необходим целый комплекс профилактических мер.

Что делать:

научите ребенка четко формулировать свои аргументы за и против курения. Для этого озвучивайте четкую информацию о вреде курения, проигрывайте ролевые ситуации, помогающие отказаться от первого опыта табакокурения; предложите несколько способов отказа от курения в реальных жизненных ситуациях («51 способ сказать нет», «Способы отказа от курения», «Факты вреда курения»);чтобы убедить своего ребенка отказаться от курения, нужно не мириться с этим, а бороться. И для начала, если вы обладаете той же вредной привычкой, попытайтесь начать с себя.

2. Номинация игры на родительском собрании «Вопросы воспитания в картинках»

100 баллов
Какой принцип воспитания представляет рисунок-метафора «Губка»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания на основе личного примера взрослого.

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать за вредную привычку. Это бессмысленно, если ребенок видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и значимых для него людей.

200 баллов
Какой принцип воспитания определяют рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Необходимо к каждому подходить индивидуально, знать психологические закономерности детского развития и методы воспитания (ваш ребенок — яркая индивидуальность, и, чтобы правильно подобрать к нему ключик нужно не только хорошо его знать, но и понимать, принимать, уважать его особенности).

Для каждого замка существует свой ключ. Замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на него (формы и приемы взаимодействия). Для того чтобы ребенок открылся, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия.

Получится ли открыть замок другим способом, не применяя ключи? Конечно да. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т. к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

300 баллов
Какой принцип воспитания затрагивает рисунок-метафора «Яйцо»

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания — учет возрастных кризисов ребенка (исключение чрезмерной опеки родителей, личностный подход в воспитании).

Постоянная опека родителей для ребенка — это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.

400 баллов
С какими двумя типами семей можно сравнить рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания — единство воспитательных воздействий (затрагиваемая проблема — отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов и желания. В подобной ситуации члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра — другое, послезавтра — третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слаженно, сообща, двигаясь к одной цели — гармоничному развитию ребенка. Соблюдается главный принцип воспитания — согласованное последовательное предъявление требований. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т. к. всегда знает, как поступят его родители.

3. Номинация игры на родительском собрании «Жизненные ситуации»

100 баллов

Володя, запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу:
— Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?
— Нет, — сухо ответил отец, — видишь, я занят. И продолжил чтение газеты.
Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил:
— Ну что, придет твой папа?
— Нет, — ответил робким голосом Володя, — ему некогда.

К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?

Комментарий ведущего:
Пример поведения родителей — самый мощный способ воздействия на ребенка, и ролевые игры в школе помогают осознать это. 

Отец, поступая таким образом, нарушает принцип «Единство слова и дела». Если родители будут требовать от ребенка правдивости и честности, а на деле не станут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения ожидать не следует.

Пренебрежение общественно-значимыми делами способствует формированию аналогичного поведения у ребенка. Ребенок учится также игнорировать общие дела, становится черствым к проблемам других людей, и впоследствии родитель может получить «эффект бумеранга» от собственного ребенка. Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу соседке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» — и берет с собой сына.

200 баллов

Перед уходом на работу мать попросила второклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.

Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации? Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?

Комментарий ведущего:

Девочка проявляет безответственность, отсутствует трудолюбие. Если ребенок не выполнил данное вами поручение сегодня, объясните ему, какие последствия могут вытекать из этого. Например, если он не сходил за хлебом, значит, сегодня ужинать все будут без хлеба, если не вымыл посуду — соответственно придется есть из грязной посуды.

Ребенок должен научиться отвечать за свои действия.

Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Накричать, обругать, «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное — привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней — привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни — я сам почищу картошку».

Для того чтобы дети выполняли повседневные требования (выносить мусор, убирать за собой постель и т. д.), нет никакой надобности прибегать к жестким приказам. Достаточно поддерживать в семье полезные традиции, порядок, уважение друг к другу. Каждый должен знать свои постоянные обязанности и выполнять их.

300 баллов

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

1. Как дальше может развиться ситуация?
2. Кто должен уступить место?
3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Комментарий ведущего:
Ситуация может развиваться по-разному:

отец уступает место сам; отец говорит сыну, чтобы уступил он; оба сидят, не замечая женщину.

Отец в данном случае является образцом для подражания собственного ребенка, следовательно, он должен уступить место сам.

Поступайте с другими тактично — это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение — нравственное мерило человека. Будьте эталоном для вашего ребенка.

400 баллов

Девочка взялась подметать пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, местами оставляет сор. Мать начинает нервничать, делает бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается девочке, и она метет еще хуже. Мать отбирает у нее веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой все сделать, чем от тебя ждать помощи».

1. В чем педагогический просчет матери?
2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?

Комментарий ведущего:
Ответ: мать не учитывает индивидуальные и возрастные особенности девочки, ведет себя грубо.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните дело совместными усилиями.

Если вы поручаете вытереть пыль, подмести пол, полить цветы, не забудьте о доброжелательном тоне. Если работа выполнена не очень качественно, помогите исправить недочеты. Будьте последовательны в своих требованиях. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

4. Номинация игры на родительском собрании «Блицвопросы»

100 баллов
Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

Ответ: да, целесообразно выдавать небольшую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

200 баллов
Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

Ответ: отрицательно, потому что в хорошей семье, да и вообще среди порядочных 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль