-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Динамическая пауза

9 октября 2019
9979
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Образование

Организация и проведение физкультминуток и динамических пауз на всех этапах обучения в общеобразовательной организации являются эффективным способом поддержания работоспособности обучающихся на стабильном уровне, реализации здоровьесберегающих технологий.

Динамические паузы — вид деятельности учащихся, который предполагает времяпровождение на свежем воздухе, в рекреации или спортивном зале и используется для отдыха учащихся. Это насыщенный движениями перерыв между уроками, внедренный требованиями СанПин для сохранения здоровья школьников. В школах реализуется в двух формах:
  • Во время уроков активные паузы в качестве физкультминуток призваны снижать утомляемость детей, обеспечивать смену вида деятельности, служить профилактикой переутомления и снижения внимания. 
  • После второго-третьего урока в начальной школе проводятся подвижные перемены на свежем воздухе, которые длятся не менее 40 минут. 

Динамические паузы: цели и задачи

В отличие от своих недавних предшественников, у которых фактором снижения двигательной активности являлся телевизор, у сегодняшних школьников таковым стал компьютер, который предстал не только средством отдыха и досуга, но и средством интенсификации учебной деятельности, активно используемым как в условиях школы, так и при подготовке домашних заданий. Как следствие этого, налицо негативная динамика в объеме двигательной активности современных детей, у которых его среднесуточные значения заметно уступает таковым вчерашних школьников. По данным ряда ученых, время на «заданный обучением сидячий режим» у современных учащихся младшего школьного возраста может достигать от 8 до 10 часов, т.е. почти 40% времени от общего суточного его объема. При этом, с возрастом объем такого «сидячего времени» у школьников увеличивается. В связи с этим возрастает актуальность проблемы повышения двигательной активности детей. Научно доказано, что физкультминутки и динамические паузы в начальной школе способны повысить функциональные возможности организма детей младшего школьного возраста, и их работоспособность, оказать действенное влияние на укрепление здоровья. 
В рамках общеобразовательной школы регламентированная двигательная активность представлена преимущественно на уроках физической культуры и тренировочных занятиях в спортивных секциях и своим содержанием она подчинена решению конкретных образовательных задач. 
Частично регламентируемая двигательная активность — это сумма движений и двигательных действий, которые школьники выполняют самостоятельно в условиях активного отдыха и досуга. Не связанная с задачами повышения индивидуальных физических кондиций, частично регламентированная двигательная активность представляется разными формами занятий, включенными в двигательный режим учащихся, где учащиеся сами выбирают состав упражнений, сами регулируют их объем и интенсивность. 
Согласно положениям ФГОС, школьный образовательный процесс должен обеспечивать сохранение и укрепление здоровья детей, формировать у них принципы здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью. Динамические паузы для учащихся первых классов рекомендованы положениями СанПиНам 2.4.2.2821-10, согласно которым в середине учебного дня младшим школьникам рекомендован активный отдых на улице длительностью более 40 минут. 
Цель проведения динамических пауз — профилактика утомляемости учащихся, а также удовлетворение потребности младших школьников в движении. Подвижные перемены призваны: 
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья детей (состояния опорно-двигательного аппарата, зрительной и нервной систем);
  • совершенствовать необходимые в повседневной жизни навыки посредством освоения физических упражнений и подвижных игр;
  • способствовать принятию здорового образа жизни и осознанного отношения к физической культуре и спорту;
  • стимулировать интерес к занятиям спортом, активным формам отдыха, подвижным играм. 
Независимо от формы физической активности прогулки или физкультминутки позволяют ученикам восстановить силы для восприятия учебного материала, снять напряжение, получить заряд положительных эмоций, нормализовать работу ЦНС. Динамические паузы в начальной школе по ФГОС во всех формах выполняют следующие функции:
  1. Релаксационная — обеспечивают снятие эмоционального напряжения и усталости.
  2. Коммуникативная — способствуют установлению тесных взаимосвязей между одноклассниками, сплочению коллектива детей, получению навыков бесконфликтного общения. 
  3. Воспитательная — формируют нравственные качества, принятие морально-этических норм поведения в коллективе.
  4. Обучающая — младшие школьники учатся выполнять новые движения, узнают больше о принципах здоровьесбережения, получают необходимые знания о пользе здорового образа жизни.
  5. Развивающая — благодаря систематическому повторению упражнений и подвижных игр у учащихся развивается память, мышление, пространственное ориентирование, моторика и внимание. 
Более того, активные перемены дисциплинируют детей, поскольку помимо необходимости в выполнении физических упражнений, в ходе подвижных и других видов игр они должны следовать установленным правилам, соизмерять и планировать свои действия, учиться решать конфликтные ситуации, принимать во внимание запреты и действующие ограничения. 

Динамическая пауза в классе: значение и методика проведения

Известно, что стадия утомления характеризуется процессом возбуждения центральной нервной системы, что приводит к снижению внимания у школьников любого возраста, излишнему двигательному беспокойству, изменению в поведении. В тоже время вынужденная статическая поза и ограничение амплитуды движений во время уроков приводит организм обучающихся к мышечному утомлению, изменению частоты и глубины дыхания, нарушению правильного положения тела за партой. При непрерывном умственном напряжении такая реакция организма сменяется процессом торможения, который выражается в пассивности и безразличии к учебному процессу, ослаблении памяти, сонливости, зевоте. Именно поэтому санитарно-эпидемиологическими нормами в 2011 году было рекомендовано проведение длительных активных перемен в младшей школе, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.
Активные паузы в расписании младших школьников используются для оптимизации эмоциональной, умственной и физической активности. Поскольку учащиеся младших классов способны удерживать активное внимание на протяжении 15-20 минут, после чего их работоспособность резко падает, подвижные перерывы и различные малые формы физической активности позволяют переключать детей с одного вида деятельности на другой. Повышенной утомляемости способствует неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС, что провоцирует снижение внимания. Более того, в 6-7 лет органы зрения находятся в стадии активного развития, а потому нуждаются в профилактических упражнениях. Аналогичная ситуация с костно-мышечной системой, которая до 14 лет интенсивно формируется, а потому в начальной школе легко подвергается изменениям и деформациям.  

К сожалению, понятия «динамическая пауза» и «физкультминутка» многие педагоги считают синонимичными, что приводит к смешению терминологии. Динамическая пауза в классе — интегрированное понятие, объединяющее различные формы регламентированной или частично регламентированной двигательной активности, предназначенной для снятия нервного перенапряжения, создания расслабляющей атмосферы, частичной релаксации. Дополнительно малые формы физической активности выполняют воспитательные и коммуникативные функции, способствуя взаимодействию школьников, развивая их навыки моторики, общения, речи, памяти и мышления. 
Наряду с традиционными физкультминутками и длительными подвижными переменами в качестве форм двигательной активности детей в школе применяют ритмические, пальчиковые, хороводные и подвижные игры, игровые задания, физические упражнения, пальчиковую и гимнастику для глаз, массаж лица и рук, прогулки. 
Динамическая пауза Физкультминутка
Значение
Двигательная активность в школе благотворно сказывается на эмоциональном состоянии младших школьников, способствует восстановлению умственной работоспособности, снятию статических нагрузок, служит профилактике утомляемости и раздражительности, оптимизирует академическую активность детей и их способность усваивать программный материал.  
Время проведения Динамические паузы проводятся в оздоровительных целях согласно установленному расписанию занятий в середине учебного дня (как правило, после второго или третьего урока) в дни, когда у детей нет уроков физкультуры. Актуальны для начальной школы.  Физические упражнения длительностью 1-3 минуты целесообразно проводить на всех без исключения уроках в начальной и средней школе при первых признаках утомления детей, снижении внимания или раздражительности.
Место проведения Согласно требованиям СанПина, активные перерывы проводятся исключительно на свежем воздухе, но погодные условия нередко вынуждают педагогов проводить динамические паузы в рекреациях, помещениях класса или спортивном зале, что вызывает острую критику общественности.  Физические упражнения, которые проводятся во время аудиторного занятия в классе с использованием спортивного инвентаря и предметов или без них для кратковременного отдыха и смены деятельности учащихся. Дети должны осознавать потребность в активных паузах на уроке, понимать их значение. 
Особенности проведения Педагог заблаговременно продумывает и планирует формы активности детей во время динамических пауз. Длительные перемены на свежем воздухе должны быть наполнены насыщенным игровым содержанием, которое способствует закаливанию и развитию функциональных систем детского организма. Формы двигательной активности на динамических паузах в школе согласовываются с программой физического воспитания и содержанием программы начальной школы. Подвижные игры должны быть насыщены игровыми ситуациями, разнообразными движениями, что позволит детям реализовать свой творческий потенциал и проявлять инициативу. 
Физкультминутки не должны отражаться на ходе занятия. Учитель показывает ход выполнения упражнения, а дети — повторяют за ним. Начинать физкультминутки стоит с простых упражнения, постепенно усложняя их по мере необходимости и взросления учащихся. Сложные упражнения лучше сперва изучить на уроках физкультуры, чтобы впоследствии повторять на других занятиях в процессе проведения физкультминуток. Упражнения должны соответствовать возрасту и возможностям младших школьников. Чаще всего педагоги включают в комплекс упражнения для рук, пальчиковую и зрительную гимнастику, движения для туловища и ног, грудной клетки и позвоночника. 

Как показывают статистические данные, в условиях учебной деятельности на «подвижных переменах» младшие школьники демонстрируют, подчас, более высокие показатели двигательной активности, чем на уроках физической культуры. Становится очевидным, что уроки физические культуры, ориентирующиеся по своей функциональности на решение образовательных задач, не предполагают решать задачи увеличения суммарной двигательной активности учащихся. При этом, по своему содержанию и методическому сопровождению эти уроки не вызывают у учащихся повышенного интереса, не стимулируют развитие их самостоятельности и творческих инициатив. Вместе с тем, частично регламентированная двигательная активность открывает широкие возможности для творчества и самостоятельности младших школьников и, следовательно, может являться достаточно эффективным средством для повышения их двигательной активности в режиме учебной деятельности.

Динамическая пауза в начальной школе

Сущность 40-минутного перерыва между уроками заключается в смене вида деятельности, активном отдыхе младшеклассников. Динамическая пауза проводится в соответствии с возрастными особенностями детей под руководством учителя. Содержание упражнений или игр должно соответствовать интересам учащихся, способность выполнению возложенных на паузу коммуникативных, адаптационных и развивающих функций. Именно поэтому особое значение имеют динамические паузы в начальном звене, поскольку с их помощью дети успешно адаптируются в новых для них условиях, учатся взаимодействовать с другими в привычной с детского сада игровой форме. 
Более того для ускорения адаптационных процессов педагоги могут использовать сюжетные динамические паузы, во время которых дети могут перевоплощаться, соревноваться, выполнять различные задания и отгадывать загадки. Все это обеспечит им необходимый уровень комфорта и чувство защищенности, что превращает обычную прогулку на свежем воздухе в источник полезного опыта и навыков. В период адаптации первоклассников динамические перерывы по сюжету являются продолжение тем уроков и проводятся на эмоциональном подъеме. 
Во время динамических прогулок на улице используются следующие формы физической активности:
  • ролевые и подвижные игры;
  • наблюдение;
  • творческие задания;
  • упражнения психологического спектра;
  • физические упражнения. 

Поскольку учащиеся должны находиться в движении не менее двух часов ежедневно, динамические паузы в школе должны проводиться согласно установленному расписанию. В некоторых образовательных учреждениях активную паузу проводят за счет увеличения продолжительности большой перемены для учащихся младшей школы. Сорокаминутный отрезок времени педагоги стараются использовать максимально эффективно, а потому зачастую динамическую паузу проводят по следующему алгоритму:
  1. Наблюдение за явлениями природы и изменениями окружающего мира.
  2. Организованная спортивная или игровая деятельность.
  3. Самостоятельная двигательная активность детей.
  4. Организованные подвижные или сюжетно-ролевые игры.
  5. В заключение — упражнения для успокоения, рефлексия. 
В программу динамических пауз целесообразно вводить знакомые детям по урокам физкультуры упражнения и игры, ритмическую гимнастику, спортивные упражнения на все группы мышц. Во время активной перемены педагогу следует особое внимание уделять подвижным детям, не ограничивая их физическую активность, а лишь координируя ее.
Учащиеся со средней подвижностью не нуждаются в участии взрослых, поскольку способны выполнять упражнения самостоятельно, регулируя собственную физическую активность. Малоподвижных детей, напротив, нужно аккуратно вовлекать в игровую и спортивную деятельность. Для оптимизации двигательной активности детей можно распределить их на группы или же в ходе игровой деятельности распределять роли в соответствии с потребностью учеников в движении.   

Физкультминутки в начальной школе

Опытные учителя и классные руководители используют весь арсенал форм физкультурных минуток на уроках в начальной школе, варьируя их в зависимости от ситуации. По рекомендации учителя физкультуры применяются комплексы игровых заданий, простых физических упражнений, которые можно выполнять в шеренгах, в кругу, около парты или сидя за ней. Методика проведения физкультминуток различает два типа активных пауз:
  • укороченные — предполагается выполнение только одного упражнения для глаз или пальцев чаще всего во время уроков, на которых дети много пишут или читают;
  • полные — состоит из комплекса простых упражнений на разные группы мышц и систем организма (как правило, это 6-8 упражнений, выполнение которых занимает 4-5 минут). 
Физкультурные минутки не проводятся во время диктантов, самостоятельных и контрольных работ. Все упражнения имеют профилактическую направленность и не требуют специальных навыков или значительной амплитуды выполнения. Физическая активность должна способствовать расслаблению мышц, а потому упражнения подбираются отличные от привычной для урока статической позы ребенка. Различают комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки, снятия напряжения с глаз, утомления рук и мелких мышц кисти, общеразвивающие, мобилизирующие внимание, для улучшения мозгового кровообращения и прочие. Систематическое и поочередное выполнение различных комплексов позволит снять излишнее напряжение, развить мелкую моторику рук, увеличить их статическую силу. Комплексы упражнений необходимо обновлять как минимум раз в две недели, стараясь сделать их эффективным по направленности и интересным для детей. 
Для проведения физкультурных динамических пауз в начальной школе используется все пространство классной комнаты, зрительные и звуковые сигналы, музыкальное и стихотворное сопровождение, дополнительный инвентарь. В первом классе рекомендовано две которых физкультминутки на каждом уроке (12-14 и 21-22 минуты урока), во втором-четвертом — по одной начиная со второго урока (15-20 минута урока), а в 5-11 классах рекомендовано 2-3 активных паузы в течение учебного дня. 
Учитель определяет время проведения физкультминутки на уроке, если дети незначительно утомлены, во время паузы используются в основном динамические упражнения, а при сильной усталости — задания для расслабления мышц. Приседания, прыжки, бег, глубокие выпады и прочие интенсивные упражнения во время укороченных и полных пауз не проводятся. 

Проблема реализации динамических пауз в современной школе

Опытные педагоги и представители родительской общественности выступают против проведения динамических пауз в той форме, в какой их осуществляют в большинстве образовательных учреждений. Реализация инициативы нивелирует здоровьесберегающую направленность пауз, дискредитирует их для сохранения и укрепления здоровья детей. Критике поддается:
  1. Наличие динамических пауз в расписании учащихся младших классов, благодаря которым детям приходится проводить в школе по 4-5 уроков ежедневно. С другой стороны нарекания вызывает тот факт, что после активного времяпровождения на улице дети хотят поесть и поспать, познавательная деятельность при этом снижается.
  2. Форма проведения. Во многих школах отсутствует необходимый инвентарь или спортивное снаряжение, а педагоги не владеют необходимыми здоровьесберегающими технологиями, по причине чего школьники проводят по 40-45 минут в праздности, не занимаясь какими-либо видами физической, игровой или спортивной активности. Простые прогулки утомляют детей, притупляют их внимание, если они не наполнены занимательными и активными видами деятельности.
  3. Место проведения. Ввиду неблагоприятных погодных условий в осенне-зимний период, паузы проводятся в спортивных залах, а если те заняты — в актовом зале, рекреациях или помещениях класса. Однако динамическая пауза должна проходить на свежем воздухе и предполагать активные движения, разнообразную командную игровую деятельность. В это время помещения класса проветривают, а лучше когда в них проводят влажную уборку. Неудивительно, что во многих школах сталкиваются с потребностью в дополнительном помещении для активных перерывов. 
  4. Трудности организации. Педагоги жалуются на то, что им приходится одевать и обувать младших школьников перед выходом на улицу, поскольку те еще не могут делать это самостоятельно и быстро, что вызывает у них физические затруднения, а в перспективе — проблемы со здоровьем. В качестве варианта решения подобной проблемы присутствует практика приглашения родителей в помощь для проведения динамических пауз в первый год обучения детей в школе, но впоследствии эти заботы все равно ложатся на плечи учителя. 
Родители нередко критикуют динамическую паузу в начальной школе из-за того, что дети приходят домой позже, чем могли бы, часто их одежда находится в беспорядке или она испачкана после активных игр на улице. Однако есть и те, кто рад наличию активных перерывов между уроками, благодаря которым дети бывают на свежем воздухе, могут играть, гулять и получать положительные эмоции. 

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Положительная динамика высокой двигательной активности младших школьников отражается в разностороннем развитии основных жизнеобеспечивающих систем организма, и, в первую очередь, энергообеспечивающей, дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной, содействует укреплению опорно-двигательного аппарата. Для применения различных видов двигательной активности учащимся необходим достаточный двигательный опыт, чтобы самостоятельно организовывать подвижные игры и занятия физическими упражнениями, уметь технически правильно выполнять двигательные действия в условиях соревновательной и игровой деятельности, адекватно взаимодействовать со своими сверстниками. Только благодаря компетентной помощи классных руководителей, учителей-предметников и преподавателей физической культуры возможно освоения младшими школьниками множества разновидностей подвижных и игр на свежем воздухе, повышение суммарной двигательной активности, которая в оптимальных условиях должна составлять свыше 6 астрономических часов в неделю. Регулярное проведение динамических пауз в классах начальной школы позволит улучшить психоэмоциональный фон в коллективе, обеспечить реализацию здоровьесберегающих технологий. 


Материал проверен экспертами Актион Образование

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.