Самоаудит состояния классного руководства в образовательной организации

361

Нечаев М.П., д-р пед. наук, проф. кафедры управления развитием образовательных систем ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», чл.-корр. Международной академии наук педагогического образования

Цель самоаудита — определение эффективности деятельности классных руководителей и выявление тех показателей, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.

Рассмотрим оценочную методику самоаудита состояния классного руководства в ОО.

В Методических рекомендациях об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от  03.02.2006 № 21, отмечается, что эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

Определяя показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей, эта идея была заложена в основу (табл. 1). В первую группу «Показатели деятельности классных руководителей» включены измерители, позволяющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя, а во вторую «Показатели результативности деятельности классных руководителей» — тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии и воспитательная система класса в целом.

Таблица 1

Показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей

Показатели оценки Содержание оценивания Что может быть востребовано при анализе и при спорных ситуациях
1. Показатели деятельности классных руководителей
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей Локальные акты ОО, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения, приказы, инструкции и др.)
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей Годовые планы работы классных руководителей, план воспитательной работы ОО
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе Оцениваются качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей Общешкольный план внутри-школьного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе Оцениваются качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Оцениваются подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса Оцениваются наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей
2.1. Уровень воспитанности обучающихся Оцениваются система оценивания воспитанности обучающихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика Результаты диагностики уровня воспитанности обучающихся, карты наблюдения за обучающимися
2.2. Обеспечение жизни и здоровья обучающихся Оцениваются система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за обучающимися
2.3. Профилактика правонарушений Оценивается система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения обучающихся и ее результативность Сведения об обучающихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете
2.4. Занятость обучающихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности Оцениваются система организации внеурочной деятельности в классном коллективе, ее разнообразие; количество и качество проведенных воспитательных мероприятий; процент охвата обучающихся Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей, статистические данные о проведенных воспитательных мероприятиях
2.5. Занятость обучающихся в системе дополнительного образования Оцениваются система дополнительного образования в ОО и процент охвата обучающихся Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций
2.6. Организация классного ученического самоуправления Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата обучающихся и результативность Структура системы школьного самоуправления
2.7. Организация работы с родителями обучающихся Оцениваются организационная культура взаимодействия с родителями обучающихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности обучающихся График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями Оцениваются реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе Оцениваются стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность Результаты анкетирования обучающихся и родителей
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания Оценивается инновационная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность Портфолио классного руководителя, методические разработки
2.11. Достижения класса Оцениваются рейтинг класса по школе, количество призовых мест в проведенных мероприятиях Портфолио класса, результаты проведенных мероприятий

Система оценивания

Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) на основе таблицы 2 «Содержание показателей».

Эффективность деятельности классного руководителя рассчитывается по следующей формуле:

Эффективность деятельности классного руководителя = ∑факт / ∑max x 100%,

где ∑факт — суммарное количество баллов по всем показателям;
∑max — количество показателей, умноженное на два (∑max = 17×2 = 34).

Полученный результат оформляется в виде таблицы 3 «Оценка деятельности классных руководителей» для подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности деятельности классного руководителя.

Обработка результатов:

Высокая эффективность (оптимальный уровень) — 100–85%.Средняя эффективность (допустимый уровень) — 84–60%.Низкая эффективность (критический уровень) — 59–50%.Очень низкая эффективность (недопустимый уровень) — <50%.

Эффективность деятельности классных руководителей по ОО в целом рассчитывается как среднее арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.

Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат — полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы с классными руководителями.

Таблица 2

Содержание показателей

Показатель «2» — Требование выполнено на оптимальном уровне «1» — Есть резервы или недостатки при выполнении требования «0» — Требование практически не выполнено
1. Показатели деятельности классных руководителей
1.1. Нормативно-
правовое обеспечение воспитательного
процесса
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном
коллективе. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. Имеется концепция
воспитательной системы класса. Определена
система мониторинга эффективности деятельности классного руководителя
Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе или в основном регламентированы. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей Воспитательный процесс в классном коллективе недостаточно регламентирован. Локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей отсутствуют
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется в
соответствии с требованиями минимального социального стандарта РФ (для ОО, реализующих ФГОС I поколения) или Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (для ОО, реализующих ФГОС II поколения). Воспитательная деятельность в классе планируется по всем видам воспитательной деятельности и на основе анализа воспитательной работы с использованием средств педагогической
диагностики
Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется по основным видам воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность в классе планируется на основе анализа воспитательной работы Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется формально, без учета анализа воспитательной работы
1.3. Система внутришкольного
контроля за
воспитательной деятельностью в 
классном коллективе
Существует целостная система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе. Контроль осуществляется на диагностической основе всех субъектов воспитательного процесса. Наличествует комплексная форма оценки деятельности классных руководителей Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется с использованием анкетирования обучающихся и (или) их родителей. Имеет место оценка деятельности классных руководителей Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется бессистемно. Мнения обучающихся и их родителей не изучаются. Оценка деятельности классных руководителей отсутствует
1.4. Анализ
воспитательной деятельности в 
классном коллективе
Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется с установлением причинно-следственных связей, т. е. связей между результатами и теми педагогическими явлениями, которые привели к ним. Результаты
педагогического анализа являются основой для планирования воспитательной работы на следующий период
Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе описывает осуществленную деятельность и ее результаты. Результаты педагогического анализа используются при планировании воспитательной работы на следующий период Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется бессистемно. Анализ воспитательной деятельности не связан с планированием воспитательной работы на следующий период
1.5. Кадровое
обеспечение воспитательного
процесса
Классные руководители соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Реализуется целостная система морального и материального стимулирования деятельности. Классные руководители активно участвуют в работе методического объединения Классные руководители в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Имеет место моральное и материальное стимулирование. Создано методическое объединение классных руководителей Классные руководители не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. Моральное и материальное стимулирование недостаточно. Методическое объединение классных руководителей отсутствует или работает формально
1.6. Материально-техническое
обеспечение воспитательного
процесса
Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является оптимальным. Оборудование находится в хорошем состоянии Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является достаточным. Оборудование находится в удовлетворительном состоянии Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является недостаточным. Оборудование требует ремонта или замены
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей
2.1. Уровень
воспитанности обучающихся
Осуществляется диагностика уровня воспитанности обучающихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 75–100%. Имеется положительная динамика или стабильность Осуществляется диагностика уровня воспитанности обучающихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 50–74%. Имеется положительная динамика или стабильность Диагностика уровня воспитанности обучающихся не осуществляется или процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет менее 50%. Имеется отрицательная динамика или нестабильность
2.2. Обеспечение
жизни и здоровья обучающихся
Здоровьесберегающая деятельность в ОО ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеется положительная динамика или стабильность. Выполняются все требования безопасности в ОО. Детский травматизм отсутствует Здоровьесберегающая деятельность в ОО ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеется тенденция к стабильности. Требования безопасности в ОО выполняются. Детский травматизм носит единичный характер Здоровьесберегающая деятельность в ОО нуждается в улучшении. Мониторинг здоровья воспитанников не осуществляется или имеется отрицательная динамика. Имеют место незначительные нарушения требований безопасности в ОО. Высокий уровень детского травматизма
2.3. Профилактика правонарушений Профилактика правонарушений в ОО ведется системно. На внешнем учете обучающиеся класса
не состоят. На внутришкольном учете обучающиеся не состоят или имеется положительная динамика внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют
Профилактика правонарушений в ОО ведется целенаправленно. На внешнем учете состоят не более 2 обучающихся класса. Имеется положительная динамика снятия с внешнего и  внутри-школьного учета. Правонарушения отсутствуют или носят единичный характер Профилактика правонарушений в ОО нуждается в улучшении. На внешнем учете состоят более 2 обучающихся класса. Наблюдается отрицательная динамика снятия с внешнего и  внутри-школьного учета. Имеют место правонарушения
2.4. Занятость
обучающихся во 
внеурочной деятельности и досуговой
организованной активности
Внеурочная деятельность обучающихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают все виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 80–100% Внеурочная деятельность обучающихся организована на системном уровне. Формы воспитания разнообразны и включают основные виды внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет 60–79% Внеурочная деятельность обучающихся организована. Классный руководитель использует 3–4 основные формы воспитания, менее 5 видов внеучебной деятельности воспитанников. Охват внеурочной деятельностью на постоянной основе составляет менее 60%
2.5. Занятость обучающихся в системе дополнительного образования Участие обучающихся в системе дополнительного образования в ОО и внешкольных организациях организовано на системном уровне. Охват
занятиями на постоянной основе составляет 75–100%
Организовано участие обучающихся в системе дополнительного образования в ОО и внешкольных организациях. Охват занятиями на постоянной основе составляет 50–74% Участие обучающихся в системе дополнительного образования в ОО и внешкольных организациях осуществляется в основном самостоятельно или с помощью родителей. Охват занятиями на постоянной основе составляет менее 50%
2.6. Организация классного ученического самоуправления В классе организована рациональная система ученического самоуправления. Преобладает демократический стиль во взаимоотношениях. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедеятельности обучающихся Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с обучающимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективной творческой деятельности Преобладает авторитарный стиль во взаимоотношениях. Недостаточная помощь активу класса. Среди обучающихся нет организаторов различных дел. Менее половины воспитанников имеют разовые или постоянные поручения
2.7. Организация работы с родителями обучающихся Существует целостная система взаимодействия с родителями обучающихся. Используются разнообразные формы работы. Неблагополучные семьи отсутствуют или имеется положительная динамика их количества. Изучается мнение родителей. Родители удовлетворены результатами обучения и воспитания, активно участвуют
в жизни ОО
Организовано взаимодействие с родителями обучающихся. Используются разнообразные формы работы с родителями. Имеется положительная динамика количества неблагополучных семей. Изучается мнение родителей. Большинство из них в основном удовлетворено результатами обучения и воспитания, имеет место участие в жизни ОО Взаимодействие с родителями обучающихся нуждается в улучшении. Имеется отрицательная динамика количества неблагополучных семей. Более 20% родителей не удовлетворены результатами обучения и воспитания, участвуют в жизни ОО неактивно. Имеют место конфликтные ситуации
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями Классный руководитель оптимально использует воспитательные возможности социума. Выстроена система отношений с социальными партнерами. Средовый подход к воспитанию реализуется в полной мере Классный руководитель использует воспитательные возможности социума, выстраивает отношения социального партнерства. Средовый подход к воспитанию реализуется Классный руководитель недостаточно полно использует воспитательные возможности социума. Средовый подход к воспитанию не реализуется или реализуется не в полной мере
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль отношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют В классном коллективе хороший психологический климат, стиль отношений в основном демократический. Классный коллектив сплочен. Конфликты в коллективе нечасты и эффективно разрешаются В классном коллективе напряженный психологический климат, стиль отношений неровный. Уровень сплоченности классного коллектива невысокий. Конфликты в коллективе достаточно часты
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания Классный руководитель ведет активную опытно-экспериментальную работу, внедряет инновационные технологии воспитания. Активно участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. Осуществляет диссеминацию передового педагогического опыта, имеет публикации Классный руководитель ведет опытно-экспериментальную работу, внедряет новые формы воспитания. Участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью Классный руководитель не участвует в  опытно-экспериментальной работе, связанной с воспитательной деятельностью. Педагогические исследования не проводятся или не системны
2.11. Достижения класса Классный руководитель оптимально использует воспитательные возможности для организации классного коллектива. Внедряет новые формы воспитания. Класс активно участвует в творческих конкурсах и мероприятиях, занимает призовые места Классный руководитель использует воспитательные возможности для организации классного коллектива. Класс участвует в творческих конкурсах и мероприятиях Классный руководитель не достаточно эффективно использует воспитательные возможности для организации классного коллектива. Класс не участвует в творческих конкурсах и мероприятиях или участие не системно

Таблица 3

Оценка деятельности классных руководителей

Шкала оценки: «2» — требование выполнено; «1» — есть резервы; «0» — требование практически не выполнено

Показатель
Ф. И.О.

Ф. И.О.

Ф. И.О.

Ф. И.О.

Ф. И.О.
10а
Ф. И.О.
10б
Ф. И.О.
11а
Ф. И.О.
11б
Ф. И.О.
1. Показатели деятельности классных руководителей
1.1. Нормативно-правовое
обеспечение воспитательного процесса
1.2. Планирование воспитательной
деятельности в классном коллективе
1.3. Система внутришкольного
контроля за воспитательной
деятельностью в классном коллективе
1.4. Анализ воспитательной
деятельности в классном коллективе
1.5. Кадровое обеспечение
воспитательного процесса
1.6. Материально-техническое
обеспечение воспитательного процесса
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей
2.1. Уровень воспитанности
обучающихся
2.2. Обеспечение жизни и здоровья
обучающихся
2.3. Профилактика правонарушений
2.4. Занятость обучающихся
во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности
2.5. Занятость обучающихся в системе
дополнительного образования
2.6. Организация классного ученического самоуправления
2.7. Организация работы с родителями
обучающихся
2.8. Организация работы в социуме и
взаимодействие
с внешкольными организациями
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе
2.10. Результативность инновационной
деятельности в сфере воспитания
2.11. Достижения класса
Суммарный балл (∑факт)
Эффективность деятельности классного
руководителя (%)

Заключение по самоаудиту состояния классного руководства оформляется комиссией ОО в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей — вводной, основной и итоговой.

Во вводной части справки описываются цели самоаудита и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводился самоаудит состояния классного руководства. Завершается эта часть общей оценкой результатов.

В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты самоаудита. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по схеме «результат-факторы-причины».

Самоаудит можно считать положительным, если:

• Четко и осмысленно сформулирована цель самоаудита.
• Исходя из цели, намечается программа самоаудита и сбора информации.
• В ходе проведения самоаудита вычленяются оценочные показатели и дается характеристика каждого из них во взаимосвязи.
• Анализируются причинно-следственные связи между деятельностью классного руководителя и ее результативностью.
• Результаты самоаудита формируются на основе данных, полученных в результате системного и глубокого анализа по схеме «результат-факторы-причины».
• Конкретные управленческие решения руководителя ОО и рекомендации классным руководителям по результатам проведенного самоаудита вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными исполнителями, а также сроками исполнения.

В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые следует решить в будущем. Даются конкретные предложения по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендации по его развитию (если факт положительный).

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль