Что нужно знать при организации работы школьных музеев различной направленности

137

По мере взросления ребенка усложняется содержание, формы и методы работы, а цель остается неизменной — создание условий для развития личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Нормативные акты, регламентирующие открытие музея в школе

Ориентироваться нужно на Федеральный закон от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от  26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и на письмо Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений».

Основные функции:

  • комплектование, учет, хранение и описание фондов;
  • экспозиционно-выставочная деятельность;
  • образовательно-воспитательная и  культурно-просветительная деятельность.

Условия открытия музея в школе:

  • наличие школьного актива;
  • фонда музейных предметов, зарегистрированных в инвентарной книге (книге поступлений);
  • отдельно выделенного или специально приспособленного помещения, а также оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов.

Деятельность в г. Москве регламентируется Примерным положением о музее государственного образовательного учреждения системы Департамента образования города Москвы (утв. приказом Департамента образования города Москвы от  31.07.2007 № 582.

Создание школьного музея происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности. Приказ об организации, издаваемый руководителем ОО, является основным учредительным документом. Деятельность регламентируется внутренним Положением, утверждаемым руководителем ОО.

Кто руководит работой школьных музеев

Руководитель ОО осуществляет общее управление, несет материальную ответственность за сохранность фондов, а также приказом назначает непосредственного руководителя.

Приказом Департамента образования города Москвы от  17.07.2008 № 4181  в Приказ № 582 внесены изменения, согласно которым пункт 8.9 приложения 1 изложен в следующей редакции: «8.9. В целях повышения эффективности функционирования музея государственного образовательного учреждения в штатные расписания государственных образовательных учреждений вводятся должности: педагог-организатор (руководитель музея) и документовед с учетом особенностей функционирования музея в каждом конкретном случае».

Педагог-организатор следит за работой школьных музеев в соответствии с должностной инструкцией, подчиняется непосредственно заместителю руководителя ОО по воспитательной деятельности и руководит документоведом. Он несет ответственность за сохранность фондов и материальных ценностей, реализацию образовательных программ, за жизнь и здоровье воспитанников и педагогов во время проведения образовательно-воспитательных мероприятий. Основные функции — организация и проведение культурно-образовательной и  поисково-собирательной деятельности, пополнение фондов, налаживание связей с общественными организациями.

Работа руководителя школьного музея состоит в формировании актива. Как правило, в его состав входят педагоги, обучающиеся, их родители, а при необходимости представители общественных организаций, специалисты-консультанты, местные жители, изъявившие желание оказывать помощь в реализации проекта.

На собрании актива решаются главные организационные вопросы по работе школьных музеев, в частности выбирается совет — исполнительный орган, выступающий в роли центра, координирующего обучающихся. Впоследствии совет руководит всей деятельностью.

Совет, как правило, возглавляет председатель. Также назначаются (избираются) лица, ответственные за отдельные участки работы школьных музеев:

  • организацию поисково-собирательской деятельности;
  • учет и хранение собранных материалов;
  • фондовую работу;
  • экспозиционно-выставочную деятельность;
  • массово-просветительную деятельность;
  • поддержание функционирования сайта и прочих технических средств и т. д.

Реализацию каждого из этих направлений работы школьных музеев осуществляют профильные группы, сформированные из обучающихся:

  • группа переписки;
  • музейного оборудования;
  • моделирования музейных предметов и др.

Главная цель образования таких групп — создание условий для добровольного и творческого участия обучающихся в реализации всех основных направлений и видов деятельности. Постепенно к той или иной деятельности неизбежно привлекаются обучающиеся, не входящие в состав актива.

Профили работы школьных музеев

Работу необходимо начинать с определения профиля, т.е. основной темы. В образовательных организация могут быть организованы следующие профили:

  • Исторические — военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных организаций.
  • Краеведческие — коллекции памятников не только истории, но и природы.
  • Этнографические — занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры.
  • Художественные (литературные, искусствоведческие) — основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства.
  • Естественно-научные (геологические, биологические, зоологические, экологические) — создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.
  • Технические — посвящены истории развития техники, связаны с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

Создание краеведческого школьного музея

Систематическая краеведческая деятельность обучающихся способствует их общему развитию, привлекает детей новизной, необычностью формы, побуждает к активной познавательной деятельности, связанной с решением задач исследовательского характера, помогает в самореализации личности.

Различные формирования музейного типа в школе способны оживить образовательный процесс, приобщить детей к истории малой родины, привить навыки исследовательской работы.

Работа по созданию школьного музея уникальна тем, что она объединяет в процесс сотворчества деятельность детей и педагогов, детей и родителей. Она интегрирована в  учебно-воспитательный процесс через различные формы деятельности, связана с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием, выступает формой общественной организации детей.

Три основных направления краеведения: семья, школа, родной край.

Феномен создания школьного музея состоит в том, что он создается самими учениками.

Собирание будущих экспонатов неизбежно влечет за собой «погружение в историю». Каждый из них можно не только посмотреть, но и подержать в руках, использовать в различных интерактивных формах деятельности. Внедряя в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывая помощь в формировании семейных коллекций и домашних архивов, воспитывается любовь к родному дому.

Примерные направления исследовательской деятельности при создании школьного музея по направлению «семья»:

1. История моей семьи в истории России.

Цель — изучение исторического и культурного наследия семьи и России, воспитание ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению, на формировании активной гражданско-патриотической позиции молодежи.

Обучающиеся представляют проекты (в т. ч. семейные) в номинациях:

  • генеалогическое «Древо семьи»;
  • семейные проекты о семейных династиях, реликвиях и традициях.

Творческие проекты при создании школьного музея могут быть представлены в форме альбомов, фоторепортажей, фотоколлажей и т. д.

2. Живая родословная.

Исследование биографии и боевого пути того участника войны, который наиболее близок и интересен автору работы (или группе). Героем исследования может быть как родственник автора, так и любой близкий или даже просто знакомый ему человек. Исследовательская работа также нередко посвящается героям экспозиции.

3. Семейный архив.

Выявляя интересные предметы, имеющие отношение к краеведению, обучающиеся вместе с родителями, бабушками и дедушками формируют семейный архив: изготавливают тематические папки, заполняют вещами коробки, составляют «легенды», пишут семейные рассказы. Постепенно создается основа для домашнего фонда.

Задача участвующих в работе школьного музея — отбирать интересные материалы для выставок, организовывать общешкольные акции, такие как: «Моя семейная реликвия», «Подвиг моего деда», «Старая фотография» и др. В результате краеведческая работа укрепит родственные связи, поможет воспитать чувство гордости за своих предков.

Создание школьного музея о школе

Каждый человек в своей жизни проходит через школу, которая становится хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Она может выполнять функции архива. В первую очередь имеется в виду создание истории, летописи. Рекомендуется собирать следующие материалы:

  • фотографии школы в разные годы ее существования, рисунки, планы, макеты; 
  • свидетельства учебной жизни (летопись интересных дел, значимых мероприятий); 
  • атрибуты учебы разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т. п.); 
  • фотографии выпускников разных лет; 
  • творческие работы обучающихся и др.

Интересная форма творчества — литературный альманах. Он может содержать следующие разделы: «Рассказы», «Эссе», «Из истории нашей школы», «Публицистика», «Прошу слова!» и т. п. Редактором альманаха, как правило, становится член музейного актива. Целесообразно организовать работу внутренних средств массовой информации (далее — СМИ), сохранять подшивки выпусков газет, видеоролики о школе и др.

Создание школьного музея о родном крае

План собирательской деятельности по истории родного края должен соотноситься с концепцией развития на ближайшие годы. Комплексный характер поспособствует тому, что его возможности будут максимально использоваться педагогами в учебном и воспитательном процессе.

Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых проводится исследовательская и собирательская работа школьных музеев. Чем ближе к школе, тем глубже изучение.

На первом этапе выявляется круг возможных информаторов. Это можно сделать с помощью листовок с призывом о помощи музею, линеек, обращения к  обу-чающимся через учебные СМИ. Посильную помощь в сборе материалов оказывают учителя-предметники.

Основные формы и направления исследований в работе школьных музеев:

  • работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях; 
  • экскурсии и прогулки по родному краю. Они пробуждают у ребят интерес к различным уголкам своего района, помогают определить интересную и перспективную тему исследовательской работы; 
  • опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе; 
  • переписка со знаменитыми выпускниками школы. Им приятно будет вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а может быть, и  какими-либо личными вещами; встречи с интересными людьми. Это расширит круг общения, включит большее число людей, которые со временем могут стать друзьями музея; 
  • использование возможностей СМИ. Привычные средства массовой информации становятся источниками самых неожиданных сведений; экспедиции, походы.

Воспитательный эффект создания школьного музея

Выставки можно разворачивать в любом пространстве, включая коридоры, классы, мастерские. Его задача — комплектование и предоставление в распоряжение учителей-предметников или педагогов дополнительного образования предметов музейного значения, муляжей, иллюстрированных материалов и пр.

Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К ним относятся: уроки в классе с использованием музейных предметов; тематические лекции, беседы, экскурсии (театрализованные), выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары; методические объединения, клубы (кружки, студии); тематические вечера; уроки мужества; дни милосердия, профессий, открытых дверей; исторические, фольклорные праздники; музейные олимпиады, конкурсы; исторические игры.

Работа школьных музеев может принимать такие формы как: музей — мастерская (студия), лаборатория, театр, игротека, экскурсионное бюро, кафе, музей в чемодане, виртуальный музей и т. д. Новые горизонты открываются благодаря современным возможностям информационных технологий и Интернета.

Для создания воспитательного пространства района необходимо вывести деятельность музея на уровень постоянного и открытого взаимодействия со всеми заинтересованными структурами, а также широко отражать его деятельность в  интернет-пространстве ( в т. ч. через участие в различных интернет-конкурсах).


1Приказ Департамента образования города Москвы от  17.07.2008 № 418 «О совершенствовании работы по развитию музеев в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник классного руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль