Организация школьного похода

150

Согласно инструкции об организации школьных походов существует перечень обязанностей и прав, которых должны придерживаться члены туристической группы (школьники) и их руководители. Кроме того, немаловажными пунктами в данной инструкции являются регистрация, этап подготовки и само проведение похода.

Руководствуясь данными рекомендациями, можно проследить все действия организаторов от начала подготовки до завершения похода и выводов. Именно поэтому не стоит воспринимать инструкцию по организации похода для школьников как формальный документ. Тем более, что она была задумана опытными туристами-педагогами для того, чтобы руководители туристической группы смогли организовать профессиональный и безопасный поход для детей.

Требования к организации туристических походов для школьников

Если рассматривать туристические походы по уровню сложности, то их можно разделить на путешествия в выходной, туристические сборы вне категорий и маршрутные марш-броски о 1 до 6 категории сложности. Говоря о маршрутах 1-2 категории необходимо отметить, что в такие походы как правило отправляется от 7 до 14 учеников, тогда как на 3-4 категорию маршрутов в школьный поход отправляются меньшее число участников - от 5 до 12 человек.

При этом каждый раз при сборе новой группы туристов (школьников) обязательно учитывается предыдущий опыт участников. Например, чтобы ученик смог попасть в первую категорию маршрутов, ему необходимо иметь опыт похода вне категорий, а также опыт туристских сборов в выходные дни.

Перед тем как провести поход для школьников, руководитель группы заполняет специальный документ “походный лист”, который после этого должен быть заверен подписью директора или зам. директора образовательного учреждения, а также печатью. Также очень важно наличие у руководителя похода специальных документов, дающих право на организацию туристических походов для школьников, прошедших маршруты 1-5 категории сложности.

Таким документом может быть только специальная книжка, которую выдаёт квалификационно-маршрутная комиссия во главе с директором ОО.

Определение готовности ученика к школьному походу и постановка целей

Перед тем как определить готовность конкретных учащихся к туристическому марш-броску необходимо определиться, какие цели преследует данное мероприятие. При этом совершенно ясно что маршруты могут быть очень не похожими по качественной стороне. То есть одни походы для школьников будут полезны: помогут воспитать в них силу духа, характер, обучить преодолевать трудности и даже оздоровить их, тогда как другие могут помочь использовать для обучения лишь несколько из вышеперечисленных факторов, всё будет зависеть от конкретно запланированного маршрута.

По результатам организованного туристического похода он также может расцениваться, как неудачный или удачный. Во-первых, это зависит от того, был ли правильно выбран маршрут, насколько интересно было участникам, выявили ли они для себя какую-то пользу. Во-вторых, на удачность маршрута влияют и сами организаторы, которые в данном случае отвечают за использование школьного похода для определённых показательных или воспитательных целей.

Вопрос о целях в таком контексте возникает как бы самостоятельно, но понятно что руководитель (педагог) должен позаботиться о программе конкретного похода только с точки зрения правильных целей.

Походы для школьников и уровень готовности участников

Единственной целью туристов является прохождение заранее установленного маршрута. Если говорить точнее, здесь присутствуют два намерения: в одном случае это желание пройти путь, в другом - реальная готовность это сделать. Так что не каждый потенциальный участник (желающий), сможет пройти установленный руководителем маршрут.

Безусловно, не редкими бывают ситуации когда туристы оставляют за собой право решать, ехать или нет в организованный туристический поход. Однако, подобное поведение недоустимо в учебном заведении, так как намерения ученика может не хватить и результат маршброска может быть плачевным для здоровья участника. Именно поэтому большинство преподавателей, занимающихся профессиональным туризмом, учат с первый дней своих детей принимать ситуацию как есть: если очевидно что участник не справится со школьным походом, то он без обид самостоятельно уходит заниматься своими делами. Таким образом с самого начала ставится вопрос определения уровня подготовки учащегося. Его можно определить на основе трёх составляющих:

  • Технической готовности - когда ученик снабжён необходимыми умениями и знаниями для преодоления трудностей связанных с использованием специальной техники в маршруте.
  • Физической готовности - когда перед организацией туристического похода, определяется эффективность и мощность тела школьника: способность проявить волевые качества, выносливость, силу и т. д. При этом особое внимание уделяется слабым ученикам, так как километры маршрута за них никто не пройдёт.
  • Моральная готовность - здесь выявляется, насколько дети дисциплинированы в походах для школьников: проявляется ли в ком-то из них нездоровый азарт или присутствует большей частью дружеское желание победить. Кроме того, участнику предъявляются другие моральные требования которые необходимы для прохождения трудных маршрутов: отвага, терпеливость, решительность и не прихотливость.

Конечно же, по итогам вышеописанного становится ясно, что дело не в том сколько километров может пройти участник школьного похода, а конкретно, готов ли он физически, эмоционально и морально преодолеть запланированные трудности. Только в случае, когда учащийся может выполнить три обозначенных условия, велика вероятность того, то поход будет для него (неё) не просто трудной прогулкой, а ещё одним способом получить знания от своего преподавателя.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль