«Социальные пробы» начинающих учеников: чем могут помочь взрослые?

207

Н.Н. Белозерова, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1269 г. Москвы

Известно, что впечатление первоклассника от школы складывается не столько от первого урока, сколько от доступности и эмоционального комфорта школьной среды. От того, насколько «безбарьерной» эта среда оказалась для психики начинающего ученика. Безусловно, важную роль в сопровождении первоклассников по пути освоения школьной среды играет педагог-психолог. Своевременность его индивидуальной работы с потенциальным учеником в рамках «школы развития» или в подготовительных групп дошкольных образовательных организаций может существенно сократить адаптационный период и укрепить здоровую потребность первоклассника в признании, в новой информации, новых друзьях. Но роль педагога-психолога не решающая. Очень многое для адаптации первоклассников в школе могут сделать сами родители и педагоги начальной школы.

Приоритет адаптивной педагогики

Родители будущих первоклассников и педагоги дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) (если ребенок посещает детский сад), как правило, заранее ведут подготовку будущего первоклассника к школе. Учат ребенка читать, считать, а иногда и писать, то есть занимаются теми вопросами адаптации. Это правильно, но, к сожалению, часто из этого круга вопросов выпадают те, что охватывают проблему психологического комфорта ребенка в школьной среде. Иногда это происходит по причине недооценки значимости адаптационного периода, иногда — в силу методической и информационной неготовности родителей заниматься проблемой психологического комфорта ребенка в школе. Иногда родители попросту не придают этому значения, упускают из виду, решают более насущные, по их представлениям, задачи; считают, что это вне компетенции родителей.

Такие простые вещи, как место расположения туалетной комнаты или раздевалки; правила пребывания в рекреациях; проход к столовой и т. п., иногда ставят ребенка в тупик, вызывают дискомфорт и растерянность. Дети, которые не умели читать, считать и писать, будучи дошколятами, но благодаря предварительной адаптивной практике овладевшие «реальностью» школьного пространства, гораздо комфортнее чувствуют себя в стенах школы и быстрее привыкают к требованиям педагогов. Они чувствуют, что им рады, их ждут.

Подготовить к школе, таким образом, это помимо прочего позаботиться о психологической готовности ребенка к школьной жизни, привить ему комплекс коммуникативных навыков.

Роль родителей в адаптации первоклассников

Еще до начала занятий в школе необходимо ответить ребенку на массу вопросов, которые могут возникнуть в его «взрослой» жизни. Нужно разъяснить ребенку алгоритмы поведения в той или иной ситуации. Это поможет ему ориентироваться в новой обстановке и снимет часть проблем, которые часто возникают при поступлении в коллектив сверстников. Адаптивные родительские практики предотвратят возникновение различных конфликтных ситуаций, помогут избежать травм физического и психологического характера. Взрослые всегда должны знать, нравится ли ребенку в школе; легко ли он справляется со школьной программой; как он реагирует на неудачи; как складываются его взаимоотношения с одноклассниками; с педагогами.

Поскольку многие родители не осознают всей серьезности момента поступления ребенка в школу, задача педагога — акцентировать внимание взрослых на этом вопросе и показать пути разрешения проблем, возникающих у детей при переходе из дошкольного учреждения (из семейного круга, если ребенок не ходит в детский сад) в школу. Особенно важно сотрудничество педагога и родителей в первые две-три недели пребывания ребенка в школе, когда педагог еще недостаточно знает индивидуальные особенности каждого первоклассника, не вполне владеет информацией об их эмоциональных особенностях. Общий объем деятельности педагога таков:

  • моделирование ситуаций для занятий родителей с детьми, начинающими обучение в школе;
  • подготовка и проведение тематического родительского собрания в первую неделю сентября;
  • сопровождение процесса адаптации первоклассников к предметно-пространственной среде школы.

В моделировании ситуаций для занятий родителей с детьми, начинающими обучение в школе, можно оперировать понятием «социальные пробы». Ведь школа — это, по сути, первое серьезное социальное окружение ребенка, где его оценивают и где, соответственно, он должен научиться быть успешным. В прямом смысле социальная проба — это некое законченное непродолжительное действо, продуктом которого является социально значимая информация, активизирующая внутриличностные факторы социального успеха (или наоборот, в случае негативного результата — неуспеха). По отношению к начинающим первоклассникам понятие социальной пробы применяется условно, но из него вычленяется главное — ребенку необходимо создать условия для позитивного восприятия окружающего его мира, коим на долгое время становится школьная среда.

Ситуации для разъяснительных бесед с первоклассниками

К наиболее значимым ситуациям, которые моделирует педагог и предлагает родителям для обязательного обсуждения с детьми, следует отнести ситуации, имитирующие:

  • экстремальные случаи: пожар в школьных помещениях и др.;
  • ежедневные бытовые действия: самостоятельно одеваться и раздеваться, готовить рабочее место, содержать личное пространство в школьных кабинетах, пользоваться школьным туалетом и школьной столовой;межличностное общение: налаживание отношений с одноклассниками и другими школьниками, контактов со всеми взрослыми сотрудниками школы;координацию и ориентацию в пространстве школы: пользование карточкой (проход, питание), поиск необходимых школьных помещений: классной комнаты, библиотеки, медицинского кабинета и др.;
  • здоровьесберегающую деятельность: правила поведения, которые помогут сохранить здоровье в местах массового скопления людей, правила обращения за помощью в медицинский кабинет, к педагогу;
  • поведение на дороге, т. е. ситуации, возникающие по дороге в школу и обратно (переход улиц и дорог), общение с взрослым населением города, если родителей нет рядом.

Для того чтобы родители не забыли какие-либо моменты, на собрании можно раздать памятки (приложение), в которых будут перечислены указанные ситуации. Учитель должен рассказать родителям, что формы работы над этими ситуациями могут быть самыми разнообразными: ролевые игры, чтение стихов на заданные темы, просмотр мультфильмов и презентаций с последующим обсуждением, соревнования, например: «Кто быстрее соберет портфель?», экскурсия «Дорожные знаки по дороге в школу», беседы.

Метод экскурсии в процессе адаптации

Некоторые дети еще до того, как стать первоклассниками, уже знакомы со своей школой. Ведь многие посещают дошкольные занятия в образовательном учреждении, и тогда часть вопросов, перечисленных выше, решается педагогом, который ведет занятия в группах раннего развития. Однако и таким детям важно познакомиться с будущими одноклассниками, размещением всех школьных кабинетов в здании, правилами поведения в классе, школе, на дорогах и улицах города.

Для усиления адаптирующего эффекта деятельности родителей педагог начальной школы может организовать экскурсию по школе. Лучше всего такую экскурсию провести в первые школьные дни. На экскурсии по школе первоклашки получают ответы на многие вопросы о новых людях и непривычных ситуациях. Хорошо, когда такие экскурсии готовят и проводят учащиеся начальной школы со своими классными руководителями: приглашают первоклассников во все школьные помещения, знакомят детей с людьми, которые работают в том или ином кабинете. К таким экскурсиям у начинающих первоклассников больше доверия, чем к традиционным, проводимым только педагогом.

Экскурсия, как правило, начинается с кабинета директора. Ведь директор — «самый главный» человек в школе.

Пример экскурсионного сюжета
Директор представляется, говорит о том, что все, даже самые сложные ситуации, возникающие в школе, он всегда разрешит, ответит на все вопросы, которые появляются у ребят. Директор рассказывает детям, что у него есть волшебный колокольчик, в который школьники могут позвонить лишь два раза в жизни: сегодня и в день окончания школы, когда для выпускников звенит последний звонок. Этот чудесный колокольчик обязательно поможет отлично учиться первоклассникам, а ученикам одиннадцатого класса поможет сдать выпускные экзамены. Каждый ребенок берет в руки колокольчик и звонит.

Благодаря такому тесному общению и дружеской обстановке, которая царит во время этой встречи, у детей пропадает страх перед администратором. Ведь порой личность директора вызывает боязнь не только у маленьких детей, но даже у взрослых: учителей, родителей и старшеклассников.

Игровые сюжеты для проведения экскурсии

Следующее место для экскурсии — медицинский кабинет. Приведем пример небольшой сценки, разыгранной в медицинском кабинете учащимися 2-го класса для первоклассников.

Автор стихов для экскурсионных сюжетов Н. Н. Белозерова — Примеч. ред.  

Пример экскурсионного сюжета
Участники сценки: ведущий, доктор Пилюлькин, доктор Айболит.

Ведущий:
Перед вами, ребятишки,
Медицинский кабинет.
Доктор здесь живет Пилюлькин
Пилюлькин:
Есть средь вас больные, нет?
Ведущий:
Этот доктор очень добрый,
Лечит он своих друзей.
Пилюлькин:
У кого болит животик,
Заходите поскорей.
Может, ушки заложило
Или горлышко першит?
Ведущий:
Вылечит он вас на диво.
Кто взгрустнул — тех рассмешит.
Есть помощник у Пилюльки —
Добрый доктор Айболит.
Зубы вас научит чистить
И режим блюсти велит.
Все прививки добрый доктор
Сделает не больно вам,
Чтоб здоровы были детки
Тут и там, тут и там.

Двух детишек в школу мама
Утром рано привела.
Первый мальчик — просто диво!
Чисто выглядит, красиво.
А второй — пачкуля-сын.
Выглядит он точно свин.
Но его не пустят в школу,
Остановят на крыльце.
Причеши головку гладко,
Вымой грязь на рожице.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!

А теперь, ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
Что поможет вымыть нам грязнулю?
Приведет в достойный вид пачкулю?
Без предметов этих нам никак нельзя.
Будешь с ними ты здоров и вся твоя семья. (Мыло, мочалка.)

Я под мышкой посижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник.)

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)

Медсестра: молодцы, ребята. Я хозяйка этого кабинета. Зовут меня… Если вы заболели, я окажу вам первую медицинскую помощь, буду делать вам прививки против гриппа и других болезней.

Результат такой экскурсии в медицинский кабинет — знакомство первоклассников с медсестрой и ответ на вопрос, куда обратиться, если возникнут проблемы со здоровьем.

После медицинского кабинета первоклассников ведут в школьную библиотеку и знакомят с «царством книг». Здесь школьники проводят с первоклассниками викторину. Она проходит в форме парада сказочных героев. Вопросы задают ребята, переодетые в сказочных персонажей.

Пример экскурсионного сюжета
Папа Карло:
Этот мальчик непростой.
Ищет ключ он золотой.
Ох, проказник ты, сынишка,
У тебя под мышкой книжка.
Долго ключик ты искал,
Пока тайну не узнал.
На стене в моей каморке
Холст с огромным очагом.
Всем знакомая картина.
Мой сынишка… (Буратино.)
Какую книжку держал под мышкой Буратино? (Азбуку.)

Обезьянка:
Доктор, доктор, помогите!
Вы зверюшек полечите.
От простуды, от ангины,
От краснухи, скарлатины.
Знаем, знаем, что в беде
Не оставит нас нигде.
Даже в Африку примчится
И поможет подлечиться.
Если что-то вдруг болит,
Рядом доктор… (Айболит .)
Как звали собаку Айболита? (Авва.)

Собака:
Очень громко он кричал,
Очень страшно он рычал.
Испугал он всех зверей.
А злодей тот… (Бармалей.)

Царевна Лебедь:
Много сказок для детишек
Написал он в своих книжках.
Про Дадона и девицу —
Шамаханскую царицу,
Про попа и про Балду,
Про старухину беду
У разбитого корыта. (А. С. Пушкин.)

Снежная королева:
Между девочкой и Каем
Была дружба нежная.
Увезла на север Кая
Королева… (Снежная.)
Как звали девочку? (Герда.)

Учебники:
Мы на партах у детишек.
Мы в строю важнейших книжек.
Читают нас ученики,
Так как мы… (Учебники.)

Активность учащихся в ходе экскурсии

Экскурсия продолжается в спортивном зале. Так детям дается возможность сменить обстановку и переключить внимание.

Пример экскурсионного сюжета
В спортивном зале с первоклассниками работают учащиеся 4-го класса. Они готовят с учителем физкультуры небольшую спортивную эстафету. Лучше, если дети будут соревноваться в парах (будущие соседи по парте), чтобы ближе познакомиться друг с другом.
Зажав плечами мяч, пара должна обойти обруч, лежащий впереди, и вернуться на место. Побеждает команда, которая первой пришла к финишу.
После эстафеты детям показывают модели спортивной одежды для осенне-весеннего и зимнего сезонов. Показ моделей сопровождает один из спортивных маршей.

На смену динамичной обстановке в спортивном зале приходит посещение школьной столовой.

Пример экскурсионного сюжета
В столовой первоклассников встречают повара и персонал, а учащиеся 4-го класса декламируют «Вредные советы»* о поведении в столовой, вызывающие у первоклассников должный эмоциональный эффект отрицания.
Если ты пришел к столовой,
Руки загодя не мой!
Ешь ты грязными руками,
Ничего, и так сойдет.
Ты устроишь праздник чудный
Для микробов и бацилл.
Если ты уже наелся,
Вытри рот рукой соседа,
Еще лучше рукавом.
И тогда на нем оставишь
Ты красивое пятно.
После завтрака сильнее
Отодвинь свой стул назад.
Не забудь остатки пищи
По столу ты разбросать,
Потому что всех дежурных
Надо чем-нибудь занять.
Позабудь слова «спасибо»
И «пожалуйста» сказать.
Ты ведь вежливым ребенком
Быть, конечно, не хотел.
Затем ученики четвертого класса поют и инсценируют песню «Антошка», после чего первоклассники моют руки и приступают к завтраку.

Подготовка к пространственной ориентации в школе

После завтрака желательно провести детей по тому пути, по которому происходит эвакуация школьников во время чрезвычайных ситуаций. Этот путь нужно будет проделать с детьми еще не один раз (например, на внеурочных занятиях во время проведения учебной тревоги). Не надо забывать, что от первой экскурсии у детей не только масса впечатлений, но и масса важной информации, которую необходимо удержать в голове. Учитель же должен сознавать, что путь эвакуации — это путь во имя спасения, как бы громко это ни звучало. Одновременно можно познакомить детей с расположением туалетных комнат и прокомментировать правила пользования им. Важно объяснить детям, как можно выйти в туалет во время урока.

Рассмотренная экскурсия достаточно эффективна. За небольшой промежуток времени она дает детям ответы на многие вопросы, которые сформулированы в начале статьи. И, даже если первоклассники не запомнили название того или иного кабинета, имена хозяек этих кабинетов, они вспомнят, какие действия там происходили, и в случае необходимости попадут именно туда, куда им нужно. А еще эта экскурсия помогает на первых порах не смущаться и не пугаться, оказавшись в новом, незнакомом и не слишком, может быть, привычном месте.

Возвращаясь к вопросу социальных проб, еще раз подчеркнем, что при всей условности этого понятия по отношению к адаптационному периоду первоклассников сохраняется их главный педагогический эффект: ребенок получает опыт отношений с внешним миром. И от того, насколько грамотно взрослые будут сопровождать процесс адаптации, зависит сам этот опыт.

Приложение

Комплекс ситуаций для проведения разъяснительной работы с начинающими первоклассниками (памятка родителям)

Уважаемые родители! Чтобы использовать предложенный комплекс ситуаций, вам необходимо выбрать ситуацию, которую вы планируете обсуждать с ребенком; проанализировать, какие средства (материальные, технические и др.) доступны в семье для визуализации обсуждаемого материала; использовать эти средства. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на том, что эта ситуация очень важна для его комфорта и безопасности. Ведите беседу так, чтобы у ребенка не формировались комплексы страха, боязни нового. Развивайте у него стремление к самоконтролю, ответственности и уверенности в том, что ему обязательно помогут.

Группа ситуаций Виды ситуаций Формы
взаимодействия с детьми
Экстремальные случаи в школьной среде Пожар в школьных помещениях.
Захват школы террористической группой
Просмотр документальных роликов
Ежедневные бытовые действия Умение самостоятельно одеваться и раздеваться, готовить рабочее место и содержать личное пространство в школьных кабинетах.
Пользование школьным туалетом и школьной столовой
Практическая работа.
Соревнования,
Беседа
Межличностное общение Построение отношений с одноклассниками и другими школьниками, со всеми взрослыми работниками школы Беседа.
Ролевые игры,
Просмотр мультфильмов
Координация и ориентация в пространстве школы Пользование карточкой (проход, питание).
Поиск необходимых школьных помещений (классная комната, библиотека, медицинский кабинет и др.)
Вербальная имитация.
Подготовка памятки
Здоровьесберегающая деятельность Правила поведения, которые помогут сохранить здоровье в местах массового скопления людей.
Обращение за помощью в медицинский кабинет, к педагогам
Беседа.
Ролевые игры
Поведение на дороге Ситуации, возникающие по дороге в школу и обратно (переход улиц и дорог). Общение с взрослым населением города, если родителей нет рядом Экскурсия.
Совместное рисование карты



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль