Этикет для детей: игровые кейсы на тему вежливости

495

Это полезно знать 
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях (письмо Минобрнауки Российской Федерации от 13.05.2013 № ИР 352/09; далее — Программа) рассматривает воспитательную деятельность как «компоненту педагогического процесса» в каждой общеобразовательной организации. Программа декларирует, что «воспитательная компонента» должна охватывать все составляющие образовательной системы школы, что также подразумевает проведение отдельных уроков на тему правил вежливости.

Процесс воспитания у младших школьников чувства гуманизма предполагает знакомство их с общественной моралью и базовыми ценностями людей, освоение правил поведения и этикета для детей, а также лучших образцов социально одобряемого поведения.

Начиная с первых лет пребывания ребенка в школе, ему прививается потребность в соблюдении элементарных поведенческих действий и правил общения. Педагогу начальной школы важно проводить уроки по теме вежливости, чтобы развить в детях базовые этические представления, сформировать здоровое отношение к родителям, окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу в целом; отношение к своим обязанностям и к самому себе. Психовозрастные особенности младших школьников: повышенная восприимчивость внешних влияний и вера в истинность всего, чему учат, — главная предпосылка развития у них нравственно-этических убеждений.

Этическое воспитание младших школьников — процесс сложный, и осуществлять его, конечно, надо в системе. В условиях же усиления воспитательной компоненты в образовательной системе школы вопросы воспитания обретают равноправный с вопросами обучения статус. Это заставляет педагога искать нестандартные решения ключевых педагогических задач и применять новые формы и методы работы. Частью такой работы в НОУ «Школа-интернат № 23 ОАО «РЖД» (далее — школа-интернат) является использование в процессе воспитания учащихся методики игровых кейсов.

Это полезно знать
Метод кейсов (англ. Case method , кейс-метод) — техника обучения, использующая описание разных ситуаций, содержащих какую-либо проблему или имеющих неоднозначное истолкование. Первоначально метод кейсов использовался в профессиональной подготовке специалистов бизнеса и экономики. Обучающиеся должны были исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Типичные кейсы основываются на реальном фактическом материале или приближены к реальной ситуации. В отечественной педагогике кейсы стали практиковаться в конце прошлого века.

Игровые кейсы — это развивающие ситуации, проживание которых обогащает личностный опыт ученика за счет эмоционально окрашенной рефлексии и формируемых ментальных установок. От просто игры кейсы отличаются большей целевой заданностью и технологичностью. Разрабатывая игровые кейсы, педагог изначально проектирует эмоциональную динамику ученика и готовится к ее коррекции. В то же время, в основу кладется собственно технология кейса, где кейс — это описание конкретной реалистичной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Создание кейса в игровой форме — способ адаптировать его к психовозрастным особенностям или уровню развития ребенка.

Общая цель педагога, проводящего классный час на теме вежливости и использующего игровые кейсы, — реализовать потребность ученика в самопрезентации, дав ему возможность «примерить» на себя ту или иную социальную роль или поведенческую манеру.

В практике работы школы-интерната давно зарекомендовали себя игровые кейсы на тему вежливости, разработанные в стихотворной форме. Такие уроки по теме вежливости рассчитаны на учащихся 1-2-х кл. Стихотворная форма кейсов усиливает их игровую составляющую, что позволяет включать в занятие всех, даже эмоционально закрытых, детей. Для создания доверительной атмосферы в ходе проигрывания кейса к его реализации привлекаются сами учащиеся. Пример одного из кейсов приводится далее. Использование этого кейса было совмещено с предложением ролевых ситуаций для родителей учеников. Родителей можно приглашать на занятие как его непосредственных участников. Совместное проживание ситуаций вежливости стимулировало ответственность учеников и родителей друг перед другом, поднимало авторитет родителей.

Сценарий занятия с использованием игровых кейсов: правила поведения в стихах

Педагог: Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень примерные и воспитанные дети, и вы любите быть самыми вежливыми. Сегодня мы с вами будем опять говорить о «волшебных» словах и учиться правильно вести себя. Помните ли вы, что «волшебные» слова — это обычные, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них жить на свете просто нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному. Это нетрудно, стоит только захотеть. Произнося «волшебное» слово, вы становитесь волшебниками, потому что в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Доброе слово обладает несоизмеримой ни с чем силой, способной сделать любого человека сильнее, мужественнее, красивее. «Волшебные» слова облагораживают человека, помогают ему совершать добрые поступки. Наверное, вы все согласитесь с героем стихотворения Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать», который сказал:

Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
​Честное слово.

Ученики, участники агитбригады.
1-й ученик:
Всему название дано —
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одни — давно привычны нам,
Другие — незнакомы.
Слова, слова, слова, слова…
Язык наш стар и вечно нов!
И это так прекрасно —
В огромном море — море слов
Купаться ежечасно!
2-й ученик:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу —
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой идущих к чаю.
3-й ученик:
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою!»
4-й ученик:
Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем:
— Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова «извините».
А слово-то какое — очень дорогое!
5-й ученик:
Он про внучку говорил:
— Экая досада!
Я портфель ей подарил.
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы «спасибо».
Слово-то какое — очень дорогое!
Педагог: Эти волшебные слова вы знаете хорошо, а сможете ли вы ответить на вопрос этого стихотворения:
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю.
Витя просит: «Извините.
Я ошибку признаю!»
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя: «Извините,
Я немного опоздал!»
— Тихомиров!
Покажите Нам на карте город Псков.
— Извините, — шепчет Витя. —
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
Ответы на вопросы сначала дают дети, а затем их родители. Педагог стремится вовлечь в игру как можно больше участников, отмечая правильные ответы фишками.
Ответы на вопросы сначала дают дети, а затем их родители. Педагог стремится вовлечь в игру как можно больше участников, отмечая правильные ответы фишками.
Педагог: Спасибо нашей агитбригаде. А сейчас пришла пора проверить ваши знания этикета, правил поведения, «волшебных» слов. Приглашаем команды занять свои места. (Выходят две команды по 4 человека (родители и дети)).
Педагог:
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться,
Все законы поведенья изучить!
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье
По законам уваженья!
В России первая книга о том, как вести себя, появилась при Петре I. И первый конкурс классного часа на тему вежливости посвящен ей. Командам предстоит прочесть правило из этой книги и «перевести» его на современный язык. Правила записаны на отдельных листочках. (Команда выбирает один из листков, читает правило и, обсудив его, произносит в современном варианте.)
— Локтем не подпирайся! (Сидя за столом, не опирайся на локти.)
— Как станешь пить, утри уста. Не рукою — рушником. (После питья промокни салфеткой рот.)
— Перстов не лижи. (Не облизывай пальцы.)
— В носи не долби. (Не ковыряй в носу.)
— Костей не грызи. (Не грызи кости.)
— Первей ногти обрежь, потом помой руки. (Не принимай пищу с грязными руками или ногтями.)
Педагог: Прошу капитанов сесть за стол. Вам предлагается выпить компот с ягодами в соответствии с правилами этикета. (Нужно выпить из стакана компот, ягоды брать ложкой. Если в ягодах есть косточки, то ягоды следует есть ложкой, ложкой же косточки класть изо рта на тарелку.)
Педагог: А теперь урок на тему правил вежливости: конкурс ситуаций. Каждой команде предлагается ситуация, в которой дети допустили ошибки. Нужно назвать эти ошибки и исправить их, сказав вежливую фразу.
1. Мальчик спросил прохожего: «Сколько времени?» (Извините, пожалуйста, Вы не скажете, который час?)
2. Вошла Наташа в школу. Видит, стоит учительница Светлана Петровна, а с ней другие учителя разговаривают. Наташа говорит: «Здравствуйте, Светлана Петровна. Какой у нас урок?» (Здравствуйте! Извините, Светлана Петровна, скажите, пожалуйста, какой у нас урок?)
3. У кассы в магазине мужчина просит пропустить его без очереди и говорит: «Эй, народ, очень тороплюсь!» (Граждане дорогие, разрешите мне без очереди пройти. Очень тороплюсь!)
Педагог: А сейчас я приглашаю две команды родителей для участия в игре «Брейн-ринг». Команды соревнуются в правильном разрешении сложных ситуаций воспитания. Обсуждать ситуацию можно не более одной минуты. Отвечает команда, которая первой поднимет флажок. Если первая команда отвечает неправильно, то вторая может дать правильный ответ и тем самым заработать очко.

Уроки на тему правил вежливости: кейсы для родителей

Ситуация 1. Ваша дочь ищет тактильной близости у чужих людей; может прижаться к чужому человеку. Как надо поступать, учитывая этикет для детей? (Делать все возможное, чтобы рядом был родной человек. Для нормального ребенка тактильная близость очень важна, ребенка надо как можно чаще обнимать, гладить по голове, брать за руки во время доверительных бесед.)

Ситуация 2. Как поступить, учитывая уроки по теме вежливости, если ребенок все чаще и чаще пытается добиться своего капризами. (Попытаться понять, где мы сами допустили промах. Ребенка, который очень много капризничает, лучше всего, не говоря ни слова, оставить одного. Истерика рассчитана на публику, на привлечение внимания.)

Ситуация 3. Если ребенок в гневе выходит из себя: набрасывается на родителей с кулаками или бьет любыми попавшими под руку предметами, как предписывают поступать правила этикета для школьников(Необходимо понять, что гнев, злость, негодование — это абсолютно естественная реакция маленького человека на то, что ему сильно не нравится. Нельзя проповедовать безмолвное смирение перед тем, что он считает несправедливым. Но надо показать ребенку, что есть воля; научить его словами отстаивать свое мнение, вспомнить случаи, когда ему самому удавалось словом решать проблемы.)

Ситуация 4. Как воспитывать ребенка, если он очень подвижен, с охотой берется за новое дело, но быстро его бросает, нарушает правила игры, неадекватно реагирует на слова взрослого, нередко рассеян? (Ровно и спокойно общаться с ребенком. Сводить количество запретов до минимума, но требовать неукоснительного выполнения поручений. Давать обязанности кратковременные, постепенно усложняя их, заполнить время разнообразными делами.)

Ситуация 5. Как поступить, если ваш ребенок самостоятельно проявил желание помочь вам, но получилось хуже: пылесосил и оборвал ковер со стены, вытирал пыль и разбил вазу. (Младший школьный возраст — это период, когда ребенок хочет трудиться. Этот период наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача родителя — организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему. Ругая его и наказывая, можно вызвать лишь негативное отношение к труду.)

Педагог: Итак, уважаемые родители и дорогие дети! Сегодня мы провели классный час на тему вежливости и стали чуточку другими: мудрыми и сильными. А все потому, что еще раз узнали цену вежливости и хорошему поведению. У каждого из нас впереди еще много значительного и сложного, но каждый трудный момент жизни мы постараемся творить волшебство. Волшебство доброты и вежливости.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль