Познавательная деятельность школьников

39

Внимание педагогов начальной школы к вопросу формирования индивидуального познавательного стиля учащихся закономерно и вызвано требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования к универсальным учебным действиям учащихся (далее — УУД). Все более актуальным становится такое образование, где младшим школьникам обеспечиваются условия для развития их врожденных познавательных способностей в единстве с требованиями среды образования и планируемыми образовательными результатами.

Актуальность индивидуального подхода к развитию познавательной деятельности школьников

Новые пути решения проблем индивидуализации обучения сегодня согласуются с идеей комплексного образовательного результата, основанного на субъективно-личностных мотивах учения. Крайне важным становится отношение к процессу познания как к воплощению индивидуально-своеобразных способов восприятия ребенком окружающей действительности, способов интеллектуальной самореализации и коммуникации с другими участниками познавательной деятельности школьников. Педагоги неслучайно начинают оперировать такими относящимися к деятельности ученика понятиями, как «умственная самостоятельность», индивидуальный «уровень обобщений»

Поскольку все это имеет прямое отношение к процессу формирования и развития УУД учащихся, проблему индивидуального познавательного стиля можно рассматривать как проблему обретения и использования обучающимися приемов учебной работы и последующего управления ею. В общих чертах это можно назвать продуктивностью ума или качеством ума, то есть тем, что прямо обуславливает развивающий эффект средовых факторов учения. И поскольку формирование и дальнейшее развитие индивидуального познавательного стиля учащихся невозможны без его диагностики, то подбор соответствующих является насущной и первоочередной задачей педагога.

Педагогическая диагностика индивидуальной познавательной деятельности школьников

Применительно к начальной школе вопрос диагностирования индивидуальной познавательной деятельности школьников следует ставить как вопрос индивидуального подхода к формированию УУД, если, конечно, относиться к УУД не как к обезличенному универсальному набору видов деятельности, а как к внутренне «удобным», имеющим характер навыка инструментам учения. Чем больше то или иное УУД подготовлено индивидуальным эмоционально окрашенным опытом ребенка, тем прочнее оно входит в совокупный результат освоения учащимся основной образовательной программы (далее — ООП), то есть становится по-настоящему индивидуальным достижением.

Придерживаясь мнения, что тот или иной результат обучения всегда есть результат умственной самостоятельностью ученика, его большей или меньшей способности к волевой регуляции учебной деятельности, аспект самостоятельности обязателен в содержании диагностических работ. Ведь понятно, что знание, добытое собственными усилиями, становится знанием в полном смысле слова, а не временно освоенной учебной информацией. Высокая продуктивность ума проявляется в способности учащихся творчески решать учебные задачи, ориентироваться в новых условиях учебной задачи, быть подкованным в мыслительных действиях и операциях. Разумеется, что такой «ум» не наследуется генетически (хотя очевидно, что именно природные задатки являются его основой), он формируется в ходе целенаправленной педагогической работы. В каком-то смысле формирование УУД — это и есть развитие природной продуктивности ума.

Своевременная диагностика стилевых различий познавательной деятельности школьников начальных классов необходима для того, чтобы ценности и установки младших школьников, которые складываются у них в процессе получения образования, дали движение врожденным интеллектуальным способностям и «оформили» их в некий рефлексивно-деятельностный механизм учения. В проведении такой диагностики потребуется, возможно, участие педагога-психолога, но основной объем диагностических процедур может осуществить непосредственно педагог начальной школы.

Направления педагогической диагностики познавательной деятельности школьников

Основу диагностируемых стилевых различий познавательной деятельности школьников должны составить такие различия, как различия в способах восприятия и переработки информации; приемы самоорганизации и волевые ресурсы; характер отношений с другими участниками образования. Остановимся на указанных объектах диагностики подробнее.

В отношении способов восприятия информации принято различать:

  • аудиалов (предпочитают воспринимать информацию на слух);
  • визуалов (лучше усваивают информацию, транслируемую посредством наглядности);
  • кинестетиков (для восприятия информации им требуются те или иные тактильные ощущения).

В чистом виде вышеобозначенные стилевые различия встречаются нечасто, и в расчет принимается именно предпочтительный способ восприятия информации. Его выявление на начальном этапе обучения в школе поможет педагогу не только выстроить систему индивидуальной коррекционной работы с учеником, но и оптимизировать работу с родителями. Одной из методик диагностики стилевых различий восприятия информации может стать методика, предложенная Холодной М.А.1 (приложение 1).

Для диагностирования стилевых различий приемов самоорганизации, можно применять методику анкетирования (приложение 2). Содержание анкеты строится таким образом, чтобы стали очевидны свойства нервной системы ученика, составляющие физиологическую основу его ума. Необходимо выявить такие индивидуальные свойства ученика, как выносливость, предел работоспособности, динамичность. Участие педагога-психолога здесь обязательно, поскольку интерпретация результатов анкеты будет вестись больше в плоскости психологии, нежели педагогики. Однако рекомендации психолога помогут педагогу сориентироваться в тактике индивидуальной работы с учеником.

В диагностике характера отношений ученика с другими участниками образования используется понятия интра- и экстравертности. Это психологически емкая диагностика, но возможно применение ее педагогически адаптированного варианта (приложение 3).

Педагогические условия формирования индивидуальной познавательной деятельности школьников

В общей сложности у педагога образуется некий диагностический комплекс, использование которого станет начальным этапом в процессе формирования индивидуального стиля учащихся начальных классов. В процессе этой работы педагогу потребуется:

  • знание основ когнитологии, в т. ч. осведомленность в вопросах психологии интеллекта, его природных и формируемых качеств;
  • понимание связи индивидуального стиля с теми или иными способами учебной деятельности, практикуемыми в ходе урока;
  • установление связи между способами учебной деятельности и ее результатом — УУД учащихся;
  • готовность к дополнительным временным затратам по поддержанию профессиональных контактов с педагогом-психологом в части анализа и систематизации результатов диагностики;
  • системное и планомерное вовлечение учащихся в самооценку индивидуального стиля: просвещение учащихся;
  • периодическое акцентирование по ходу урока тех или иных способов;
  • научение приемам экономии учебного времени согласно индивидуальным познавательным особенностям и т. п.;
  • взаимодействие с родителями по мотивации учения и стимулированию индивидуальных способов учебной деятельности;
  • реализация инновационных обучающих методик, способствующих активной рефлексии учениками свойственных им способов познания;
  • разработка и внедрение специальных контрольно-измерительных материалов, включающих рефлексивные задания.

Все перечисленные условия процесса формирования индивидуальной учебно-познавательной деятельности младших школьников должны соблюдаться в комплексе. Целенаправленно формируемый индивидуальный стиль деятельности не только обеспечивает ее успешность, но и влияет на развитие индивидуальности как таковой, т. е. на развитие субъектно-личностных качеств ученика. В части реализации требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным и метапредметным образовательным результатам учащихся это по-особому актуально.

Индивидуальная познавательная деятельность школьников — основа УУД

Когда говорим о необходимости «учить каждого», а не «всех», предполагаем, помимо прочего, что в образовательном пространстве урока комфортно должно быть не только учащимся с словесно-знаковым стилем восприятия, но и тем, кто больше склонен к визуальному, чувственно-сенсорному или предметно-практическому стилям познания. Не исключено, что работу по формированию индивидуального познавательного стиля педагог перенесет в плоскость внеурочной деятельности и организует ее в формате студии, клуба и др. Главное, чтобы на учебных или внеурочных занятиях стиль ученика был актуализирован. С этой целью педагог может использовать различные приемы активизации познания: эвристические вопросы; проблемные ситуации; эмоционально-ценностное стимулирование и др.

Надо понимать, что сам процесс формирования индивидуальной познавательной деятельности школьников — это больше эксперимент, чем обыденная педагогическая практика. В массовой школе, к сожалению, должных предпосылок для такой деятельности недостаточно, и педагоги, берущиеся за подобную инновационную практику, принимают на себя серьезную ответственность. Вместе с тем полное игнорирование вопросов индивидуального стиля будет означать недооценку этих вопросов в подходах к формированию УУД учащихся и приведет к некому формализму в программе формирования УУД. 

Приложение 1

Материалы для диагностики познавательной деятельности школьников2

Внимание! Прочитай все предложенные ниже тексты. Отметь номер текста, который тебе больше всего понравился, при чтении которого ты испытал приятные эмоции.

1. Жил-был мяч. Это был странный и забавный мяч. У него не было хозяина, и он очень страдал от одиночества. Поэтому он каждое утро скатывался по ступенькам своего дома и мчался в парк — искать того, кто мог бы с ним поиграть. Случалось, что кто-то пинал его ногой, и тогда мяч сердито прыгал по аллее прочь. Но вот когда он встречался с девочкой или мальчиком, это было счастьем: тогда можно было играть с ними до вечера.

2. Стоит только посмотреть на то, какая это чудесная картина: разноцветный — с желтыми, синими, красными боками — мяч, качающийся на поверхности моря у самого берега в яркий солнечный день. Вода в море тихая, прозрачная и ярко-зеленая, как жидкое стекло. Видно, как сверкает множество капель на блестящей поверхности мяча.

3. Как приятно ощутить в своих руках упругий, тугой мяч! Все тело напрягается — и подача получается такой удачной! Рука распрямляется, словно пружина, ладонь горит после удара по мячу. И вот тело опять в напряжении, ты уже готов принять тяжелый мяч и, обойдя противника, сделать виртуозную подачу партнеру. И кажется, что этот ритм ты когда-то уже слышал.

4. Лежишь на диване с закрытыми глазами. Лето. Воскресенье. Окно распахнуто настежь. Слышны приглушенные звуки музыки, отдаленный шум трамвая. И где-то вдалеке — легкие удары мяча об асфальт. Снова и снова. Мяч стучит удивительно ритмично. И кажется, что этот ритм ты где-то уже слышал.

5. Мяч, если задуматься, — это очень любопытный предмет. Это пример одной из самых совершенных форм — шара. Мяч полый, внутри пустота. И это значит, что у мяча две поверхности: снаружи и внутри. Интересно, существует ли какой-либо закон соотнесенности внутренней и внешней поверхностей? И возможен ли физический мир, в котором можно жить изнутри и снаружи?

Приложение 23

Материалы для диагностики приемов самоорганизации в познавательной деятельности школьников

Диагностируемые параметры Показатель сформированности
Да Нет
Умеет обосновать актуальность учебной задачи
Планирует способы решения учебной задачи
Прогнозирует результат 
Проектирует ход учебной деятельности, ее время
Корректирует ход учебной деятельности в соответствии с поступающей информацией
Ориентируется в многообразии информационных источников
Отбирает информацию согласно поставленным познавательным задачам
Владеет различными способами кодирования информации
Обобщает и представляет результат 
Наращивает информацию на основе самостоятельно продуцируемых знаний
Включается преимущественно в эвристические беседы, тяготится рутинным учебным трудом
Дает самооценку познавательной деятельности школьников
Использует нестандартные приемы решения учебных задач
Ставит прагматичные цели учебно-исследовательской деятельности
(участие, победу в конкурсах и олимпиадах)
Не избегает публичного изложения полученных результатов
Открыт для групповых исследовательских проектов
Заинтересован в самоанализе и самооценке интеллектуального развития
Приложение 34

Материалы для диагностики характера отношений ученика с другими участниками познавательной деятельности

Диагностируемый параметр Показатели сформированности по уровням Фактическое значение
Высокий (1) Достаточный (2) Низкий (3)
Выраженность познавательной позиции Ученик постоянно демонстрирует свою познавательную позицию Ученик предпочитает не демонстрировать свою познавательную позицию Ученик далеко не всегда имеет собственную позицию
Склонность к самооценке познавательной деятельности школьников Ученик склонен к самооценке в процессе учебно-познавательной деятельности и с готовностью осуществляет ее Ученик осуществляет самооценку только по указанию педагога Ученик пассивен в самооценке, не может осуществить ее без помощи педагога
Способность к продуктивному взаимодействию с другими участниками учебно-познавательной деятельности Ученик дифференцированно подходит к другим субъектам познания как возможному источнику информации Ученик нестабилен в совместной с кем-либо учебно-познавательной деятельности школьников; затрудняется в обращении к другому за информацией Ученик практически не способен извлекать информацию из совместной с кем-то учебно-познавательной деятельности

1 Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. 2-е изд., доп. М.: Питер, 2004. 384 с.


2 Материалы представляют собой адаптированный вариант диагностического теста, разработанного Холодной М. А. Материалы используются посредством работы с ними самих учеников.
3 Работу с материалами осуществляет педагог методом экспертной оценки. Рекомендуется проводить диагностику дважды в год. Возможно использование результатов диагностики для индивидуальных бесед с родителями учащихся.
4 Работу с материалами осуществляет педагог методом экспертной оценки. Рекомендуется проводить диагностику дважды в год. Возможно использование результатов диагностики для индивидуальных бесед с родителями учащихся. 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль