Факторы инклюзии: необычный ребенок в обычной школе

891

С 2012 года Россия взяла на себя обязательства по совместному обучению обычных детей и детей-инвалидов. Однако, инклюзия в школе – все еще исключение и экзотика. Об опыте инклюзии конкретного ребенка наш сегодняшний материал.

Это полезно знать
В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ). Согласно конвенционному определению инвалидность — это эволюционирующее понятие. Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (далее — ОВЗ) употребляется в педагогической литературе достаточно давно, но в последние годы сущность этого понятия активно переосмысляется. «Ограничения возможностей» начинают рассматривать не столько как физиологические или психические недостатки индивида, сколько как несформированность внешних условий (материальных, социокультурных и др.), должных обеспечить детям указанной группы возможность проживать полноценную жизнь. Складывается понимание того, что безбарьерная образовательная среда — это среда, где ребенок с ОВЗ не испытывает трудностей, имеет все условия для самореализации, нравственного и умственного развития, физического роста и социальной адаптации. Опыт создания именно такой среды состоялся в КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» (далее — гимназия), когда в ней появился необычный ребенок.

История необычного ребенка

Антон — четвертый ребенок в семье, появился на свет с родовой травмой и на месяц раньше срока. В полтора года ему поставили диагноз — детский церебральный паралич (ДЦП). Мы много лечились и занимались: книжки и развивающие игры, занятия со специалистами, лечебная верховая езда. В четыре года наш сын начал ходить самостоятельно.
Именно с этого возраста он стал посещать детский сад комбинированного вида № 159 г. Кирова. Мы до сих пор с большой благодарностью вспоминаем воспитателей, логопедов и педагогов специализированной разновозрастной группы «Галчата», где Антон получил первый опыт социальной адаптации, совершал первые шаги в мир знаний, сделал первые успехи.
Мы смогли поверить в ребенка, в себя, в наши силы. В шесть с половиной лет Антон перешагнул порог Вятской гуманитарной гимназии, поступив в «Школу развития». Маленький мальчик в гимназической форме неустойчивой походкой гордо и с большим удовольствием ходил по гимназии, и с ним уважительно здоровались и заинтересованно беседовали и педагоги, и обслуживающий персонал. Старшеклассники приглядывались к нему с первого дня его появления, а друзья и приятели старшего брата при встрече жали Антону руку. Казалось, гимназия приняла его сразу. Не было косых взглядов, был интерес! И это обнадеживало! Учеба — это тяжелый труд, а ДЦП хотя и средней тяжести, это все же ДЦП.
Родители Антона: Светлана и Станислав В.

Поступление Антона в гимназию не было неожиданностью, потому что в гимназии учились два брата и сестра Антона. Другой школы не хотел ни он, ни его родители, тем более что в гимназии работает мама Антона. Зачислению в первый класс предшествовали полтора года в «Школе развития». Было непросто. Антону с трудом давалось обучение письму, потому что «не слушались» руки, буквы «не попадали в клеточки». Но семейная закалка Антона его выручала: он легко вписался в детский коллектив, ему очень нравилось быть в классе вместе с другими ребятами. Постепенно он привык к другой обстановке и к своей первой учительнице. Руку разработали, Антон научился ориентироваться в тетради. Каждый день он открывал для себя новое и интересное. Так началась инклюзия ребенка в школе.

Это полезно знать
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей1.

Cегодня Антон — ученик четвертого класса, и все эти годы педагоги, работающие с Антоном, не переставали рассуждать: инклюзия в школе — это адаптация? Интеграция? Каковы механизмы инклюзии и что конкретно зависит от педагога? Случайность или закономерность, что дети-инвалиды, с проблемами опорно-двигательного аппарата, но с сохранным интеллектом осваивает образовательную программу в инновационном образовательном учреждении?

Немного статистики

Приведем несколько фактов. В образовательных организациях Кировской области обучается около двух тысяч детей-инвалидов. По данным департамента образования Кировской области в 2013/14 уч. г. действовало 34 специальных (коррекционных) школы, школы-интерната I–VIII вида, в которых обучалось более 4 тыс. детей. Также в 208 специальных (коррекционных) классах IV, V, VII и VIII вида общеобразовательных школ обучалось еще более 2 тыс. детей. Количество детей, выведенных на домашнее обучение, составило 797 человек, в т. ч. в центре дистанционного образования детей обучается в 2013/2014 уч. г. 215 детей-инвалидов из 40 районов области (в 2012/13 уч. г. — 180 детей-инвалидов). Около тысячи детей-инвалидов в Кировской области обучались по программе общеобразовательной школы в обычном классе совместно со здоровыми сверстниками.

Глядя на такую статистику, инклюзия детей с ОВЗ, к примеру, обучение Антона в гимназии скорее все-таки исключение. Но вместе с тем именно гимназической среде, ее духу, ментальности коллектива, профессионализму педагогов и методичности тьютора оказалось под силу сделать маленькое чудо: Антон стал полноценным учеником. Он успешно справляется с гимназической программой, терпеливо преодолевает трудности, связанные с высоким темпом занятий, старается не отставать от одноклассников, активно участвует в предметных конкурсах и олимпиадах, выполняет учебные исследования.

Средовые факторы инклюзии детей с ОВЗ

Немалое достижение всех, что Антон проводит большую общественную работу в классе. Он инициативен, проявляет лидерские качества, способен заинтересовать одноклассников своей идеей. Незаметно для себя Антон стал ключевой фигурой в классе, вокруг него выстроилась большая работа по воспитанию в детях милосердия и дружелюбного отношения к людям с ОВЗ. Это важно для Антона, но в еще большей степени — для его обычно развивающихся сверстников.

Общаясь с Антоном, помогая ему, ребята учатся толерантности. С первого класса проводились «Уроки доброты», на которых детям рассказывали о людях с ограниченными возможностями, об особых детях. Составляя «список добрых дел», ребята обязательно планировали дарить игрушки детям из детского дома и общаться с ними. Каждый год наш класс, где учится Антон, принимал участие в благотворительной акции «Рождественские подарки — детям», которую курирует фонд «Содружество».

Опыт инклюзии в школе или социализация ребенка с ОВЗ

По инициативе Антона класс стал постоянным участником мероприятий и проектов региональной общественной организации родителей детей-инвалидов (далее — РООРДИ) «Дорогою добра», лауреатом Регионального фестиваля детского творчества «Солнечный лучик» для детей с ОВЗ в 2012—2014 гг. Вместе с Антоном одноклассники с большим интересом снимались для социального ролика и социального плаката «Мы хотим учиться вместе!», который более двух лет регулярно показывали по кировским телеканалам.

Единодушно ребята поддержали и идею Антона реализовать в гимназии проект «Давай дружить!», в котором Антон решил помочь детям с инвалидностью найти себе друзей. Он проводит в классах гимназии встречи с ребятами с ОВЗ. С презентацией своего проекта Антон выступил в 1-3-х классах гимназии, не испугался и выступления перед второклассниками соседней школы. В конце прошлого учебного года одноклассники Антона подготовили две сказки по правилам дорожного движения и пожарной безопасности и показали их детям с ОВЗ из детского садика «Дельфинчик», который в свое время посещал Антон. Еще в рамках своего проекта Антон показал гимназистам несколько фильмов о жизни детей с инвалидностью, над которыми ребята вместе размышляли. В этом учебном году проект получит свое продолжение и в основной школе.

Антон — творческая личность. Он постоянно пробует себя в разных сферах деятельности. В декабре 2013 г. был участником «Мастерской сторителлинга» при Центре им. Мейерхольда фестиваля-лаборатории «Новый Театр для детей», который проходил в Кировском Театре кукол. В декабре прошлого года Антон стал победителем Всероссийского конкурса для людей с инвалидностью «Я — лидер!» в номинации «Я молодой лидер — школьник!» и был награжден поездкой на Паралимпийские зимние игры в Сочи.

Продукты совместных детских проектов для инклюзии ребенка

После поездки в Сочи Антон вместе с мамой работает над реализацией своего нового проекта «Паралимпийские игры глазами детей». В марте 2014 г. вместе с мамой Антон выступал на секции Всероссийской научной конференции «Педагогическая поддержка детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России: тенденции и опыт», организованной ФГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», делился своими впечатлениями о поездке в Сочи. В ближайших планах — организация фотовыставки «Привет из Сочи!» к Международному дню инвалида.

Во многом благодаря таким достижениям Антона в текущем учебном году учащиеся 4-х классов приняли участие в записи видеоролика в поддержку II Международного благотворительного танцевального фестиваля InclusiveDance. Самостоятельно по видеофильму на переменах дети разучивали танец и несмотря на холод и сильный ветер приняли участие во флешмобе.

Антон любит игры с ребятами, испытания на ловкость, смекалку, музыкальные и театрализованные мероприятия, походы, приключения и верховую езду. Он с удовольствием читает стихи, ходит в байдарочные походы, участвует в разных мастер-классах, является автором нескольких работ, по эскизам которых выпущены открытки для благотворительной акции «ОТКРЫТый мир КАждому!».

Всем своим образом жизни Антон демонстрирует активную жизненную позицию, создавая позитивный имидж человека с инвалидностью. В свои 11 лет Антон неосознанно разрушает многие мифы и стереотипы о людях с инвалидностью. Неоднократно Антон давал интервью для новостных сюжетов местных каналов телевидения. В региональном проекте «Особый кадр» он сфотографировался с известным человеком города и выразил в интервью свое мнение о важности и значении происходящего, сказав, что люди должны знать особых детей и иметь возможность помогать им. Антон вряд ли кривит душой, называя себя счастливым человеком. Вот что он о себе пишет.

Аргументы самооценки детей-инвалидов

«Я счастливый человек. Счастливый потому, что у меня есть замечательная семья и много хороших друзей. (Правда, пока еще нет своей собаки — тогда я буду еще счастливее!) Я люблю дарить людям радость, делать добрые дела. Когда я был еще маленький, я видел и понимал, что все люди разные. Есть люди, которые ходят не так, как все. Люди, которые слабо видят или слышат. Но это не значит, что они плохие. В душе они могут быть очень добрыми. А есть люди, у которых со здоровьем все в порядке, но внутри они злые, часто сердятся, а иногда даже ругаются, кричат на других или хулиганят. И когда я вижу таких людей, то огорчаюсь. И тогда возникает вопрос: как найти золотую середину? Потому что у меня пока тоже не всегда получается быть абсолютно хорошим. Иногда я начинаю злиться по мелочам или расстраиваю маму. А хочется научиться быть всегда добрым, и чтобы всем вокруг было хорошо! Мне это очень пригодится, потому что в будущем я хочу помогать людям и животным и стать хорошим, настоящим человеком, когда тебя еще называют „человек с большой буквы“. Это человек, у которого большая и очень добрая душа, и он может сделать мир лучше».
Из сочинения Антона

Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ

Свой индивидуальный образовательный маршрут Антон, по сути, проектирует сам. Но учебная составляющая этого маршрута — все-таки прерогатива педагога, тьютора класса, где учится Антон. С ее прямым участием разрабатывалась программа индивидуальной работы с Антоном. С первых дней обучения в школе стало понятным, что труднее всего Антону будет даваться письмо. Из-за увеличения темпа письма появлялось напряжение в мышцах, поэтому во время классных работ часть заданий Антону разрешали делать не в тетрадях, а выполнять прямо в учебнике или доделывать дома.

На уроках русского языка Антон писал диктанты с классом в одном темпе; на выполнение же грамматического задания по русскому языку и на контрольные работы по математике ему требовалось дополнительное время. Уроки технологии тоже имели для Антона свои трудности. Спасало то, что гимназисты работают в парах, в группах, Антону находилось задание по силам.

На уроках физической культуры Антон выполняет теоретические задания, работает с учебником, готовит презентации по темам программы. Как говорит работающий с Антоном учитель физкультуры, Антон освобожден от физической нагрузки по медицинской показаниям, но он всегда с удовольствием включается в любую деятельность на уроке физкультуры. Может провести простую разминку, поиграть в простейшие подвижные игры, связанные с метанием. В этом учебном году во время уроков физкультуры согласно индивидуальной программы реабилитации Антон занимается лечебной физкультурой вместе с мамой.

Диагностика «до» и «сейчас»

С увеличением количества учебных предметов и объема изучаемого материала инклюзия ребенка потребовала гибкой корректировки индивидуального образовательного маршрута Антона, что потребовало системной диагностики. На этапе его поступления в школу было проведено психолого-педагогическое обследование по выявлению уровня готовности Антона к началу школьного обучения. Результаты показали, что ребенок «преимущественно в стадии готовности», но необходима индивидуальная программа обучения, учитывающая особенности двигательной сферы.

По результатам психологического исследования гимназистов 1-х классов в 2011/12 уч. г., где был предложен набор задач с постепенно усложняющейся структурой на выявление сформированности у учащихся обобщенного способа решения задач, Антон решил все простые задачи и одну простую инвертированную. При этом не справился с составными и сложными составными задачами. Общий результат Антона был 4 балла. Для сравнения: лучший результат по классу — 8 баллов, наименьший — 1 балл.

Это полезно знать
В число трудовых функций педагога включено умение «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2.

В первом же классе в ходе диагностики состояния адаптации учащихся к обучению в школе было установлено, что Антон эмоционально положительно относится ко всем видам деятельности на уроках, но имеет среднюю мотивацию учения. В апреле, во время контрольного среза, показатели мотивации существенно улучшились.

Характерные для Антона данные были получены в рамках диагностического задания «Дорога к дому», целью которого было выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Выполнение Антоном задания показало высокий уровень его общего развития, в частности таких сфер личности, как самоконтроль и коммуникативно-речевые навыки.

Во втором классе Антон стал «ударником»: «5» — по английскому языку, музыке, изобразительному искусству, физической культуре; «4» — по литературному чтению, русскому языку, математике, технологии, окружающему миру. По итогам третьего класс Антон имеет одну годовую «3» по математике.

По результатам независимого тестирования «Полиатлон-мониторинг», проведенного в марте 2014 г., рейтинг предметов Антона выстроился в следующем порядке: 1-е место — русский язык, 2-е место — окружающий мир, 3-е место — литературное чтение, 4-е место — математика. Выявлен высокий уровень выполнения заданий по русскому языку и достаточный по остальным предметам.

Общественный резонанс родительского опыта

Таких успехов в учебе, в адаптации к школьной жизни и творческих побед Антон достиг во многом благодаря поддержке своей семьи. Родители Антона в отличие от тех, кто, столкнувшись с подобной ситуацией, замыкается, живет своими проблемами, стараются поддержать не только своего ребенка, но и помочь другим детям. Именно поэтому мама Антона стала одним из соучредителей РООРДИ «Дорогою добра», организации, которая помогает детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям не оставаться наедине со своими проблемами.

Безусловный родительский вклад в Антона в стенах гимназии окреп. И поскольку вклад этот оценили и поддержали; у родителей и педагогов произошло взаимообогащение опытом воспитания необычных детей. И каким бы трудным ни стал для всех путь инклюзии, плюсов в ней находили больше, чем минусов. Наиболее характерные отзывы педагогов и родителей приведены ниже.

Инклюзия глазами педагогов и родителей

«К плюсам инклюзии детей с ОВЗ можно отнести возможность детей учиться и общаться на равных независимо от индивидуальных особенностей здоровья. Дети с ОВЗ живут полноценной жизнью среди сверстников: занимаются на уроках и участвуют во внешкольных мероприятиях, ходят друг к другу в гости, обсуждают какие-то свои идеи, замыслы. Обычные же ребята учатся с малых лет понимать и принимать необычных детишек».
Н. Л. Гашкова, тьютор 4В класс

«Плюсы инклюзивного образования я вижу в том, что оно основывается на полном исключении любой дискриминации детей, на обеспечении равного отношения ко всем людям и, в то же время создает условия для всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями. Ведь в таких школах детям дают знания о правах человека, учащиеся общаются друг с другом, познают и принимают свои различия. Минусы я вижу в том, что не все, к сожалению, взрослые поддерживают, а может просто недопонимают значимость такого обучения. И, конечно, материально-техническая база образовательных учреждений часто не соответствует необходимым требованиям».
О. М. Ладода, учитель физической культуры

«Только плюсы. Мне кажется, что Антон равняется на здоровых детей, чем помогает себе не вспоминать о своей болезни. У него добрые глаза, веселый нрав. С такой жизненной позицией он хорошо адаптируется к разным житейским ситуациям».
Е. Л. Березина, учитель музыки

«Я вижу только плюсы: доступность для всех, общность с окружающими (польза для обеих сторон при адекватном восприятии ситуации). В детском саду в нашей группе также был мальчик с ограниченными возможностями здоровья. Такое общение способствует формированию взаимоуважения, соучастия в жизни другого».
Мама ученицы 4 класса

«Плюсы очевидны, минусов нет. ОВЗ — это проблема взрослых, а не детей. Дети должны учиться вместе. И не надо привлекать их внимание к непохожести одного на всех остальных. Им до этого, в большинстве своем, нет дела».
Мама ученицы 4 класса

«Не вижу минусов, вижу только положительные моменты в том, что мой ребенок имеет возможность общаться на равных с Антоном. Я считаю, что дети не видят разницы в здоровых детях и детях с ОВЗ».
Мама ученицы 4 класса

«По-моему, совместное обучение детей с ОВЗ с обычными детьми способствует восприятию людей с особенностями здоровья как обычных людей, а не как чего-то необычного или неудобного. Общение с детьми с ОВЗ способствует развитию таких душевных качеств, как отзывчивость, человечность и доброта. И, может быть, в конечном итоге, когда наши дети вырастут, они будут более восприимчивы к потребностям людей с ОВЗ, и тогда инвалидам не придется бороться за возможность осуществления своих элементарных прав.
​Поскольку сейчас для нашего общества это явление действительно пока исключение, а не правило, я думаю, что при обучении в классе ребенка с ОВЗ основная нагрузка по преодолению непонимания и отчуждения между детьми ложится на педагога».
Мама ученицы 4 класса

«Плюсы естественно. Для особого ребенка — он не один, он в обществе, он нужен. И для других детей — они становятся добрее, терпимее. Я думаю, что моя дочь изменилась, обучаясь в классе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, поскольку раньше даже не задумывалась, что не всем так повезло со здоровьем, как ей. Злого отношения не было, но во всяком случае могло бы быть непонимание, страх, а этого теперь точно нет».
Мама ученицы 4 класса

«Плюсы: развивается толерантность, способность сочувствовать. В общении с Антоном мой ребенок стал добрее, отзывчивее.
Минусы: если дети с ОВЗ имеют успеваемость ниже среднего, это может тормозить обучение класса в целом, снижать планку требований к образовательным результатам».
Мама ученицы 4 класса

Заметим, что во всех этих отзывах есть один общий момент: попадая в полноценную образовательную среду, необычный ребенок делает и среду необычной. Снимает с нее болезнь равнодушия и цинизма, черствости и неготовности воспринимать людей разными. Если оперировать категориями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ситуация с Антоном стала яркой страницей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Вместе с Антоном дети осваивали азы гражданского мужества, получая первый опыт жизни в обществе, где «все разные». Отзывы детей — первое тому подтверждение.

Инклюзия глазами детей

Даниил: «Антон особенный, потому что он более добрый и отзывчивый. Мне легко с ним, потому что он мой друг».
Глеб: «Это редкость, что в обычной школе учится необычный ребенок».
Маша: «Наш класс особый, потому что мы участвуем во многих интересных конкурсах с Антоном».
Аня: »Атон — просто обычный мальчик».
Глеб: «Мне легко общаться с Антоном. Он хороший друг».
Саша: «Я не считаю его особенным. Он такой же, как и все».
Даша: «С ним легко общаться, мы дружим!»
Ксюша:«Антону нужна помощь, чтобы ходить. Мне легко общаться с ним, потому что он умный и веселый».
Ваня: «Антон активный, потому что он все время участвует в школьных мероприятиях».
Илья: «Антон особенный. Он все время веселит, с ним не скучно. Он всегда придумает, как поднять настроение, на своих проблемах он внимание не заостряет. С ним легко общаться. Он никогда не ворчит, всегда позитивен, весело относится к неприятностям, редко злится и не ограничивает круг друзей».
Тимофей: «Все люди равны. Благодаря Антону наш класс участвовал в интересных проектах. Он добрый и правдивый, и всегда участвует в классных мероприятиях, говорит с другими людьми о проблемах людей с инвалидностью. Я думаю, что это нелегко. Я бы так не смог».
Настя: «Он такой же, как и мы. Я не замечаю, что он особенный».
Ксюша: «Мы все уже к нему привыкли».
Карина: «Он такой же, как и мы. Он добрый, отзывчивый, общительный и открытый человек. По-моему, у Антона все получается просто отлично!!! Все его проекты увлекательные и интересные».
Соня: «Антон — обычный мальчик. Все с ним дружат, в трудностях помогают. Он терпеливый, настойчивый, добрый и щедрый. Мне кажется, что ему учиться не труднее, потому что все ребята с ним дружат, помогают и ему дают больше времени на контрольных».
Володя: «Антон такой же, как и мы. Я дружу с ним. Он так же учится и развлекается. А еще он устраивает свои дни рождения специально для одноклассников»!
Маша: «Он веселый и с ним легко и интересно».
Ваня: «Он как каждый из нас. Он так же учится».
Арина: «Антон добрый и дружелюбный. Он участвует во всех наших поездках и экскурсиях. Он один такой в нашей школе».
Даша: «Антон активный, потому что он успевает не только в школе, но и во многих мероприятиях, ходит в музыкальную школу и на рисование».
Элина: «Антон особенный. Да, он не такой как все, но это не мешает учиться и быть таким, как все».

Вместо вывода

Можно, конечно, много еще спорить и говорить об инклюзии, но в школах самого разного уровня обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности любого ребенка. Разные дети должны иметь возможность учиться вместе! Этот делает их добрее, богаче и лучше. И всегда нужно помнить, что дети с ОВЗ в детском саду и школе имеют расширенные потребности, удовлетворение которых — насущная цель нашей обновляемой школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 27 ст. 2 гл. 1. 

 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль