Факторы инклюзии: необычный ребенок в обычной школе

856

С 2012 года Россия взяла на себя обязательства по совместному обучению обычных детей и детей-инвалидов. Однако, инклюзия в школе – все еще исключение и экзотика. Об опыте инклюзии конкретного ребенка наш сегодняшний материал.

Это полезно знать
В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ). Согласно конвенционному определению инвалидность — это эволюционирующее понятие. Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (далее — ОВЗ) употребляется в педагогической литературе достаточно давно, но в последние годы сущность этого понятия активно переосмысляется. «Ограничения возможностей» начинают рассматривать не столько как физиологические или психические недостатки индивида, сколько как несформированность внешних условий (материальных, социокультурных и др.), должных обеспечить детям указанной группы возможность проживать полноценную жизнь. Складывается понимание того, что безбарьерная образовательная среда — это среда, где ребенок с ОВЗ не испытывает трудностей, имеет все условия для самореализации, нравственного и умственного развития, физического роста и социальной адаптации. Опыт создания именно такой среды состоялся в КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» (далее — гимназия), когда в ней появился необычный ребенок.

История необычного ребенка

Антон — четвертый ребенок в семье, появился на свет с родовой травмой и на месяц раньше срока. В полтора года ему поставили диагноз — детский церебральный паралич (ДЦП). Мы много лечились и занимались: книжки и развивающие игры, занятия со специалистами, лечебная верховая езда. В четыре года наш сын начал ходить самостоятельно.
Именно с этого возраста он стал посещать детский сад комбинированного вида № 159 г. Кирова. Мы до сих пор с большой благодарностью вспоминаем воспитателей, логопедов и педагогов специализированной разновозрастной группы «Галчата», где Антон получил первый опыт социальной адаптации, совершал первые шаги в мир знаний, сделал первые успехи.
Мы смогли поверить в ребенка, в себя, в наши силы. В шесть с половиной лет Антон перешагнул порог Вятской гуманитарной гимназии, поступив в «Школу развития». Маленький мальчик в гимназической форме неустойчивой походкой гордо и с большим удовольствием ходил по гимназии, и с ним уважительно здоровались и заинтересованно беседовали и педагоги, и обслуживающий персонал. Старшеклассники приглядывались к нему с первого дня его появления, а друзья и приятели старшего брата при встрече жали Антону руку. Казалось, гимназия приняла его сразу. Не было косых взглядов, был интерес! И это обнадеживало! Учеба — это тяжелый труд, а ДЦП хотя и средней тяжести, это все же ДЦП.
Родители Антона: Светлана и Станислав В.

Поступление Антона в гимназию не было неожиданностью, потому что в гимназии учились два брата и сестра Антона. Другой школы не хотел ни он, ни его родители, тем более что в гимназии работает мама Антона. Зачислению в первый класс предшествовали полтора года в «Школе развития». Было непросто. Антону с трудом давалось обучение письму, потому что «не слушались» руки, буквы «не попадали в клеточки». Но семейная закалка Антона его выручала: он легко вписался в детский коллектив, ему очень нравилось быть в классе вместе с другими ребятами. Постепенно он привык к другой обстановке и к своей первой учительнице. Руку разработали, Антон научился ориентироваться в тетради. Каждый день он открывал для себя новое и интересное. Так началась инклюзия ребенка в школе.

Это полезно знать
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей1.

Cегодня Антон — ученик четвертого класса, и все эти годы педагоги, работающие с Антоном, не переставали рассуждать: инклюзия в школе — это адаптация? Интеграция? Каковы механизмы инклюзии и что конкретно зависит от педагога? Случайность или закономерность, что дети-инвалиды, с проблемами опорно-двигательного аппарата, но с сохранным интеллектом осваивает образовательную программу в инновационном образовательном учреждении?

Немного статистики

Приведем несколько фактов. В образовательных организациях Кировской области обучается около двух тысяч детей-инвалидов. По данным департамента образования Кировской области в 2013/14 уч. г. действовало 34 специальных (коррекционных) школы, школы-интерната I–VIII вида, в которых обучалось более 4 тыс. детей. Также в 208 специальных (коррекционных) классах IV, V, VII и VIII вида общеобразовательных школ обучалось еще более 2 тыс. детей. Количество детей, выведенных на домашнее обучение, составило 797 человек, в т. ч. в центре дистанционного образования детей обучается в 2013/2014 уч. г. 215 детей-инвалидов из 40 районов области (в 2012/13 уч. г. — 180 детей-инвалидов). Около тысячи детей-инвалидов в Кировской области обучались по программе общеобразовательной школы в обычном классе совместно со здоровыми сверстниками.

Глядя на такую статистику, инклюзия детей с ОВЗ, к примеру, обучение Антона в гимназии скорее все-таки исключение. Но вместе с тем именно гимназической среде, ее духу, ментальности коллектива, профессионализму педагогов и методичности тьютора оказалось под силу сделать маленькое чудо: Антон стал полноценным учеником. Он успешно справляется с гимназической программой, терпеливо преодолевает трудности, связанные с высоким темпом занятий, старается не отставать от одноклассников, активно участвует в предметных конкурсах и олимпиадах, выполняет учебные исследования.

Средовые факторы инклюзии детей с ОВЗ

Немалое достижение всех, что Антон проводит большую общественную работу в классе. Он инициативен, проявляет лидерские качества, способен заинтересовать одноклассников своей идеей. Незаметно для себя Антон стал ключевой фигурой в классе, вокруг него выстроилась большая работа по воспитанию в детях милосердия и дружелюбного отношения к людям с ОВЗ. Это важно для Антона, но в еще большей степени — для его обычно развивающихся сверстников.

Общаясь с Антоном, помогая ему, ребята учатся толерантности. С первого класса проводились «Уроки доброты», на которых детям рассказывали о людях с ограниченными возможностями, об особых детях. Составляя «список добрых дел», ребята обязательно планировали дарить игрушки детям из детского дома и общаться с ними. Каждый год наш класс, где учится Антон, принимал участие в благотворительной акции «Рождественские подарки — детям», которую курирует фонд «Содружество».

Опыт инклюзии в школе или социализация ребенка с ОВЗ

По инициативе Антона класс стал постоянным участником мероприятий и проектов региональной общественной организации родителей детей-инвалидов (далее — РООРДИ) «Дорогою добра», лауреатом Регионального фестиваля детского творчества «Солнечный лучик» для детей с ОВЗ в 2012—2014 гг. Вместе с Антоном одноклассники с большим интересом снимались для социального ролика и социального плаката «Мы хотим учиться вместе!», который более двух лет регулярно показывали по кировским телеканалам.

Единодушно ребята поддержали и идею Антона реализовать в гимназии проект «Давай дружить!», в котором Антон решил помочь детям с инвалидностью найти себе друзей. Он проводит в классах гимназии встречи с ребятами с ОВЗ. С презентацией своего проекта Антон выступил в 1-3-х классах гимназии, не испугался и выступления перед второклассниками соседней школы. В конце прошлого учебного года одноклассники Антона подготовили две сказки по правилам дорожного движения и пожарной безопасности и показали их детям с ОВЗ из детского садика «Дельфинчик», который в свое время посещал Антон. Еще в рамках своего проекта Антон показал гимназистам несколько фильмов о жизни детей с инвалидностью, над которыми ребята вместе размышляли. В этом учебном году проект получит свое продолжение и в основной школе.

Антон — творческая личность. Он постоянно пробует себя в разных сферах деятельности. В декабре 2013 г. был участником «Мастерской сторителлинга» при Центре им. Мейерхольда фестиваля-лаборатории «Новый Театр для детей», который проходил в Кировском Театре кукол. В декабре прошлого года Антон стал победителем Всероссийского конкурса для людей с инвалидностью «Я — лидер!» в номинации «Я молодой лидер — школьник!» и был награжден поездкой на Паралимпийские зимние игры в Сочи.

Продукты совместных детских проектов для инклюзии ребенка

После поездки в Сочи Антон вместе с мамой работает над реализацией своего нового проекта «Паралимпийские игры глазами детей». В марте 2014 г. вместе с мамой Антон выступал на секции Всероссийской научной конференции «Педагогическая поддержка детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной России: тенденции и опыт», организованной ФГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», делился своими впечатлениями о поездке в Сочи. В ближайших планах — организация фотовыставки «Привет из Сочи!» к Международному дню инвалида.

Во многом благодаря таким достижениям Антона в текущем учебном году учащиеся 4-х классов приняли участие в записи видеоролика в поддержку II Международного благотворительного танцевального фестиваля InclusiveDance. Самостоятельно по видеофильму на переменах дети разучивали танец и несмотря на холод и сильный ветер приняли участие во флешмобе.

Антон любит игры с ребятами, испытания на ловкость, смекалку, музыкальные и театрализованные мероприятия, походы, приключения и верховую езду. Он с удовольствием читает стихи, ходит в байдарочные походы, участвует в разных мастер-классах, является автором нескольких работ, по эскизам которых выпущены открытки для благотворительной акции «ОТКРЫТый мир КАждому!».

Всем своим образом жизни Антон демонстрирует активную жизненную позицию, создавая позитивный имидж человека с инвалидностью. В свои 11 лет Антон неосознанно разрушает многие мифы и стереотипы о людях с инвалидностью. Неоднократно Антон давал интервью для новостных сюжетов местных каналов телевидения. В региональном проекте «Особый кадр» он сфотографировался с известным человеком города и выразил в интервью свое мнение о важности и значении происходящего, сказав, что люди должны знать особых детей и иметь возможность помогать им. Антон вряд ли кривит душой, называя себя счастливым человеком. Вот что он о себе пишет.

Аргументы самооценки детей-инвалидов

«Я счастливый человек. Счастливый потому, что у меня есть замечательная семья и много хороших друзей. (Правда, пока еще нет своей собаки — тогда я буду еще счастливее!) Я люблю дарить людям радость, делать добрые дела. Когда я был еще маленький, я видел и понимал, что все люди разные. Есть люди, которые ходят не так, как все. Люди, которые слабо видят или слышат. Но это не значит, что они плохие. В душе они могут быть очень добрыми. А есть люди, у которых со здоровьем все в порядке, но внутри они злые, часто сердятся, а иногда даже ругаются, кричат на других или хулиганят. И когда я вижу таких людей, то огорчаюсь. И тогда возникает вопрос: как найти золотую середину? Потому что у меня пока тоже не всегда получается быть абсолютно хорошим. Иногда я начинаю злиться по мелочам или расстраиваю маму. А хочется научиться быть всегда добрым, и чтобы всем вокруг было хорошо! Мне это очень пригодится, потому что в будущем я хочу помогать людям и животным и стать хорошим, настоящим человеком, когда тебя еще называют „человек с большой буквы“. Это человек, у которого большая и очень добрая душа, и он может сделать мир лучше».
Из сочинения Антона

Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ

Свой индивидуальный образовательный маршрут Антон, по сути, проектирует сам. Но учебная составляющая этого маршрута — все-таки прерогатива педагога, тьютора класса, где учится Антон. С ее прямым участием разрабатывалась программа индивидуальной работы с Антоном. С первых дней обучения в школе стало понятным, что труднее всего Антону будет даваться письмо. Из-за увеличения темпа письма появлялось напряжение в мышцах, поэтому во время классных работ часть заданий Антону разрешали делать не в тетрадях, а выполнять прямо в учебнике или доделывать дома.

На уроках русского языка Антон писал диктанты с классом в одном темпе; на выполнение же грамматического задания по русскому языку и на контрольные работы по математике ему требовалось дополнительное время. Уроки технологии тоже имели для Антона свои трудности. Спасало то, что гимназисты работают в парах, в группах, Антону находилось задание по силам.

На уроках физической культуры Антон выполняет теоретические задания, работает с учебником, готовит презентации по темам программы. Как говорит работающий с Антоном учитель физкультуры, Антон освобожден от физической нагрузки по медицинской показаниям, но он всегда с удовольствием включается в любую деятельность на уроке физкультуры. Может провести простую разминку, поиграть в простейшие подвижные игры, связанные с метанием. В этом учебном году во время уроков физкультуры согласно индивидуальной программы реабилитации Антон занимается лечебной физкультурой вместе с мамой.

Диагностика «до» и «сейчас»

С увеличением количества учебных предметов и объема изучаемого материала инклюзия ребенка потребовала гибкой корректировки индивидуального образовательного маршрута Антона, что потребовало системной диагностики. На этапе его поступления в школу было проведено психолого-педагогическое обследование по выявлению уровня готовности Антона к началу школьного обучения. Результаты показали, что ребенок «преимущественно в стадии готовности», но необходима индивидуальная программа обучения, учитывающая особенности двигательной сферы.

По результатам психологического исследования гимназистов 1-х классов в 2011/12 уч. г., где был предложен набор задач с постепенно усложняющейся структурой на выявление сформированности у учащихся обобщенного способа решения задач, Антон решил все простые задачи и одну простую инвертированную. При этом не справился с составными и сложными составными задачами. Общий результат Антона был 4 балла. Для сравнения: лучший результат по классу — 8 баллов, наименьший — 1 балл.

Это полезно знать
В число трудовых функций педагога включено умение «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2.

В первом же классе в ходе диагностики состояния адаптации учащихся к обучению в школе было установлено, что Антон эмоционально положительно относится ко всем видам деятельности на уроках, но имеет среднюю мотивацию учения. В апреле, во время контрольного среза, показатели мотивации существенно улучшились.

Характерные для Антона данные были получены в рамках диагностического задания «Дорога к дому», целью которого было выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Выполнение Антоном задания показало высокий уровень его общего развития, в частности таких сфер личности, как самоконтроль и коммуникативно-речевые навыки.

Во втором классе Антон стал «ударником»: «5» — по английскому языку, музыке, изобразительному искусству, физической культуре; «4» — по литературному чтению, русскому языку, математике, технологии, окружающему миру. По итогам третьего класс Антон имеет одну годовую «3» по математике.

По результатам независимого тестирования «Полиатлон-мониторинг», проведенного в марте 2014 г., рейтинг предметов Антона выстроился в следующем порядке: 1-е место — русский язык, 2-е место — окружающий мир, 3-е место — литературное чтение, 4-е место — математика. Выявлен высокий уровень выполнения заданий по русскому языку и достаточный по остальным предметам.

Общественный резонанс родительского опыта

Таких успехов в учебе, в адаптации к школьной жизни и творческих побед Антон достиг во многом благодаря поддержке своей семьи. Родители Антона в отличие от тех, кто, столкнувшись с подобной ситуацией, замыкается, живет своими проблемами, стараются поддержать не только своего ребенка, но и помочь другим детям. Именно поэтому мама Антона стала одним из соучредителей РООРДИ «Дорогою добра», организации, которая помогает детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям не оставаться наедине со своими проблемами.

Безусловный родительский вклад в Антона в стенах гимназии окреп. И поскольку вклад этот оценили и поддержали; у родителей и педагогов произошло взаимообогащение опытом воспитания необычных детей. И каким бы трудным ни стал для всех путь инклюзии, плюсов в ней находили больше, чем минусов. Наиболее характерные отзывы педагогов и родителей приведены ниже.

Инклюзия глазами педагогов и родителей

«К плюсам инклюзии детей с ОВЗ можно отнести возможность детей учиться и общаться на равных независимо от индивидуальных особенностей здоровья. Дети с ОВЗ живут полноценной жизнью среди сверстников: занимаются на уроках и участвуют во внешкольных мероприятиях, ходят друг к другу в гости, обсуждают какие-то свои идеи, замыслы. Обычные же ребята учатся с малых лет понимать и принимать необычных детишек».
Н. Л. Гашкова, тьютор 4В класс

«Плюсы инклюзивного образования я вижу в том, что оно основывается на полном исключении любой дискриминации детей, на обеспечении равного отношения ко всем людям и, в то же время создает условия для всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями. Ведь в таких школах детям дают знания о правах человека, учащиеся общаются друг с другом, познают и принимают свои различия. Минусы я вижу в том, что не все, к сожалению, взрослые поддерживают, а может просто недопонимают значимость такого обучения. И, конечно, материально-техническая база образовательных учреждений часто не соответствует необходимым требованиям».
О. М. Ладода, учитель физической культуры

«Только плюсы. Мне кажется, что Антон равняется на здоровых детей, чем помогает себе не вспоминать о своей болезни. У него добрые глаза, веселый нрав. С такой жизненной позицией он хорошо адаптируется к разным житейским ситуациям».
Е. Л. Березина, учитель музыки

«Я вижу только плюсы: доступность для всех, общность с окружающими (польза для обеих сторон при адекватном восприятии ситуации). В детском саду в нашей группе также был мальчик с ограниченными возможностями здоровья. Такое общение способствует формированию взаимоуважения, соучастия в жизни другого».
Мама ученицы 4 класса

«Плюсы очевидны, минусов нет. ОВЗ — это проблема взрослых, а не детей. Дети должны учиться вместе. И не надо привлекать их внимание к непохожести одного на всех остальных. Им до этого, в большинстве своем, нет дела».
Мама ученицы 4 класса

«Не вижу минусов, вижу только положительные моменты в том, что мой ребенок имеет возможность общаться на равных с Антоном. Я считаю, что дети не видят разницы в здоровых детях и детях с ОВЗ».
Мама ученицы 4 класса

«По-моему, совместное обучение детей с ОВЗ с обычными детьми способствует восприятию людей с особенностями здоровья как обычных людей, а не как чего-то необычного или неудобного. Общение с детьми с ОВЗ способствует развитию таких душевных качеств, как отзывчивость, человечность и доброта. И, может быть, в конечном итоге, когда наши дети вырастут, они будут более восприимчивы к потребностям людей с ОВЗ, и тогда инвалидам не придется бороться за возможность осуществления своих элементарных прав.
​Поскольку сейчас для нашего общества это явление действительно пока исключение, а не правило, я думаю, что при обучении в классе ребенка с ОВЗ основная нагрузка по преодолению непонимания и отчуждения между детьми ложится на педагога».
Мама ученицы 4 класса

«Плюсы естественно. Для особого ребенка — он не один, он в обществе, он нужен. И для других детей — они становятся добрее, терпимее. Я думаю, что моя дочь изменилась, обучаясь в классе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, поскольку раньше даже не задумывалась, что не всем так повезло со здоровьем, как ей. Злого отношения не было, но во всяком случае могло бы быть непонимание, страх, а этого теперь точно нет».
Мама ученицы 4 класса

«Плюсы: развивается толерантность, способность сочувствовать. В общении с Антоном мой ребенок стал добрее, отзывчивее.
Минусы: если дети с ОВЗ имеют успеваемость ниже среднего, это может тормозить обучение класса в целом, снижать планку требований к образовательным результатам».
Мама ученицы 4 класса

Заметим, что во всех этих отзывах есть один общий момент: попадая в полноценную образовательную среду, необычный ребенок делает и среду необычной. Снимает с нее болезнь равнодушия и цинизма, черствости и неготовности воспринимать людей разными. Если оперировать категориями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ситуация с Антоном стала яркой страницей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Вместе с Антоном дети осваивали азы гражданского мужества, получая первый опыт жизни в обществе, где «все разные». Отзывы детей — первое тому подтверждение.

Инклюзия глазами детей

Даниил: «Антон особенный, потому что он более добрый и отзывчивый. Мне легко с ним, потому что он мой друг».
Глеб: «Это редкость, что в обычной школе учится необычный ребенок».
Маша: «Наш класс особый, потому что мы участвуем во многих интересных конкурсах с Антоном».
Аня: »Атон — просто обычный мальчик».
Глеб: «Мне легко общаться с Антоном. Он хороший друг».
Саша: «Я не считаю его особенным. Он такой же, как и все».
Даша: «С ним легко общаться, мы дружим!»
Ксюша:«Антону нужна помощь, чтобы ходить. Мне легко общаться с ним, потому что он умный и веселый».
Ваня: «Антон активный, потому что он все время участвует в школьных мероприятиях».
Илья: «Антон особенный. Он все время веселит, с ним не скучно. Он всегда придумает, как поднять настроение, на своих проблемах он внимание не заостряет. С ним легко общаться. Он никогда не ворчит, всегда позитивен, весело относится к неприятностям, редко злится и не ограничивает круг друзей».
Тимофей: «Все люди равны. Благодаря Антону наш класс участвовал в интересных проектах. Он добрый и правдивый, и всегда участвует в классных мероприятиях, говорит с другими людьми о проблемах людей с инвалидностью. Я думаю, что это нелегко. Я бы так не смог».
Настя: «Он такой же, как и мы. Я не замечаю, что он особенный».
Ксюша: «Мы все уже к нему привыкли».
Карина: «Он такой же, как и мы. Он добрый, отзывчивый, общительный и открытый человек. По-моему, у Антона все получается просто отлично!!! Все его проекты увлекательные и интересные».
Соня: «Антон — обычный мальчик. Все с ним дружат, в трудностях помогают. Он терпеливый, настойчивый, добрый и щедрый. Мне кажется, что ему учиться не труднее, потому что все ребята с ним дружат, помогают и ему дают больше времени на контрольных».
Володя: «Антон такой же, как и мы. Я дружу с ним. Он так же учится и развлекается. А еще он устраивает свои дни рождения специально для одноклассников»!
Маша: «Он веселый и с ним легко и интересно».
Ваня: «Он как каждый из нас. Он так же учится».
Арина: «Антон добрый и дружелюбный. Он участвует во всех наших поездках и экскурсиях. Он один такой в нашей школе».
Даша: «Антон активный, потому что он успевает не только в школе, но и во многих мероприятиях, ходит в музыкальную школу и на рисование».
Элина: «Антон особенный. Да, он не такой как все, но это не мешает учиться и быть таким, как все».

Вместо вывода

Можно, конечно, много еще спорить и говорить об инклюзии, но в школах самого разного уровня обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности и образовательные потребности любого ребенка. Разные дети должны иметь возможность учиться вместе! Этот делает их добрее, богаче и лучше. И всегда нужно помнить, что дети с ОВЗ в детском саду и школе имеют расширенные потребности, удовлетворение которых — насущная цель нашей обновляемой школы.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 27 ст. 2 гл. 1. 

 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль