Учебная рефлексия как элемент современного урока

518

Одним из условий достижения учащимися начальных классов метапредметных образовательных результатов является освоение ими начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это способность человека взглянуть на себя со стороны, способность проанализировать свои действия и поступки.

Обучение детей рефлексивной деятельности начинается в дошкольном возрасте и продолжается в начальной школе. В логике федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования учебная рефлексия — это не дополнительная часть урока, а ее необходимая составляющая.

Классификация рефлексивной практики учащихся

Ученые по-разному подходят к рассмотрению рефлексивной практики учащихся. Педагог может ориентироваться на следующую классификацию рефлексивной практики1:

1. По содержанию:

устная рефлексия;письменная рефлексия.

2. По цели:

рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия содержания учебного материала;рефлексия содержания учебной деятельности; рефлексия результатов учебной деятельности.

3. По функции:

личностная рефлексия, которая включает в себя физическую (успел — не успел, сказал — не сказал), нравственную (лучше — хуже), сенсорную (комфортно — дискомфортно, весело — скучно);интеллектуальная рефлексия (понял, осознал, испытал затруднения).

4. По типу урока:

промежуточная рефлексия;контрольная рефлексия;итоговая рефлексия.

5. По способам проведения:

анкета;вопрос;символ;таблица;ситуация;рисунок и т. п.

6. По форме организации деятельности:

фронтальная (выборочная);индивидуальная;групповая;коллективная.

Условия формирования рефлексии учебной деятельности

Успешная организация рефлексии учащихся возможна при условии выполнения ими заданий, направленных на самоанализ учебной деятельности, а также при условии использования учителем новых форм контроля достижения образовательных результатов. При организации работы по формированию рефлексивных умений на первый план выходит понимание педагогом, над какими умениями нужно работать тому или иному учащемуся, через какие ситуации коммуникации он должен пройти, как в них действовать, чему научиться. Другими словами, планируя урок, педагог должен видеть каждого ребенка с точки зрения рефлексивной практики и рефлексии учебного материала и проектировать для него соответствующие учебные ситуации.

Во время урока педагог как бы «запускает» рефлексивные процессы в сознании учащихся, создает и отслеживает ситуации взаимодействия между ними, планирует с каждым учащимся его деятельность в учебном процессе, организует учебную коммуникацию, ситуативную и плановую рефлексию, т. е. выступает координатором рефлексивной деятельности учащихся.

Успешность рефлексивной деятельности конкретного ученика будет зависеть от того, имеет ли он возможность выражать свое мнение, уверен ли он, что его настроение, мысли, учебные планы интересны педагогу и одноклассникам. Важно помнить, что каждый ученик — это индивидуальность, личность. Необходим тщательный отбор учебного материала, на основе которого учащиеся познают свои собственные рефлексивные способности.

Организация рефлексии учащихся

Организация рефлексивной деятельности важна на каждом этапе урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке дает возможность и учителю, и ученику повод задуматься, какие из способов учебной деятельности и приемов познания нуждаются в совершенствовании. Первоклассник способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. Уже со 2-го класса у учащихся начинает формироваться содержательная самооценка. Целью такой деятельности является организация выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа.

Рефлексия результатов учебной деятельности и основные рефлексивные действия учащихся

В результате систематической работы по формированию у учащихся начальной школы рефлексивных действий у них могут быть сформированы следующие навыки:

способность критично оценивать ход своей работы и полученный результат, контролировать свои учебные действия и поступки; определять последовательность действий для решения учебной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы; обнаруживать затруднения при выполнении какого-либо действия; уметь устанавливать причины своих ошибок и производить коррекцию деятельности; определять степень сложности заданий; находить образцы для проверки своей работы; сопоставлять свою работу с образцом;оценивать свою работу (деятельность) по критериям, выработанным совместно в классе;сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника, родителей).

Использование листов самооценки

Одним из эффективных средств формирования рефлексивных действий младших школьников является так называемый лист самооценки, который может использоваться при различных формах организации познавательной деятельности учащихся. Лист самооценки является своеобразным итогом учебной деятельности на уроке и способствует формированию универсальных учебных действий. Такие листы можно составить на любой урок в начальной школе и распечатывать на каждого ученика по мере необходимости.

Рассмотрим примеры листов самооценки.

В рабочих тетрадях для 2-4-х классов к учебнику «Окружающий мир» (авторы Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.) предлагается следующая система оценивания выполнения заданий:

ПРИМЕР«Оцените, как вы выполняли задание:
«+» — легко, без затруднений;
«±» — с некоторыми затруднениями;
«−» — самостоятельно с заданием не справился (-лась).Результат вашей работы оценит и учитель, обозначив:
«+» — выполнено правильно;
«±» — допущены некоторые ошибки;
«−» — допущено много ошибок, с заданием не справился (-лась)».

Использование самооценочных методик целесообразно и на уроках русского языка и математики.

В приведенном ниже листе самооценки (форма 1) учителем заранее вписываются виды деятельности учащихся на уроке (например, разгадывание кроссворда, решение задачи, синтаксический разбор предложения и т. п.). После каждого вида работы ученики выполняют рефлексивные действия. Важное условие — целеполагание в начале урока и анализ, достигнута ли поставленная цель, в конце урока.

ПРИМЕР

Форма 1
Моя цель на урок:                                                             

№ п/п

Моя деятельность

+, ±¸ –

1

2

3

4

5

Достиг(ла) ли я своей цели?

После выполнения задания в парах учащимся предлагается отметить верно ли, на их взгляд, высказывание «Сегодня работа в паре помогла мне освоить новые знания и навыки». Затем учащиеся маркируют одно из утверждений в листе самооценки, предваряя эту рефлексивную практику словесным комментарием.

ПРИМЕР

Перечислите, какие источники помогли вам выполнить работу:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    .Отметьте знаком «✔», что относится к вашей совместной работе:
☐ Выполнять такую работу трудно, но интересно.
☐ Выполнять такую работу нетрудно и интересно.
☐ Выполнять такую работу трудно и неинтересно.
☐ Выполнять такую работу нетрудно и неинтересно.

Листы самооценки могут применяться и для рефлексии учащимися результатов групповой работы в начальной школе. Чтобы повысить эффективность групповой работы во время выполнения группового проекта или его презентации, можно предлагать следующие листы самооценки.

ПРИМЕР

1. Дайте отзыв на работу группы. Отметьте одну из характеристик:
«−» — трудно улучшить,
«*» — есть способ улучшить,
«!» — многое можно улучшить.
Фамилия, имя                                                             

2. Отметьте знаком «✔», что можно назвать результатом вашей совместной работы:
☐ Группа работала над темой.
☐ Презентация группы была интересной.
☐ Презентация была понятной, помогла мне лучше усвоить тему.
☐ Все члены группы участвовали в презентации.
☐ Все участники осознали значимость проекта.
☐ Группа подробно отвечала на вопросы.
☐ Презентация логически верна (вступление, детализация основной части, заключение).
☐ Я узнал(а) что-то новое из презентации.
☐ Выступление каждого участника подготовлено хорошо.
☐ Каждый выступающий говорил громко, ясно, четко.

3. Оцени свою работу в группе:
Что я предложил(а) по планированию проекта?

Какой вклад я внес в выполнение проекта?

Какие мои идеи помогли выполнить проект?                                                                                                                  

Листы самооценки предоставляют возможность учителю оценить достижения учеников, формируют ученическую самоорганизацию, создают предпосылки для учащихся по построению плана действий по собственному развитию.

Эффективность такой работы проявляется в расширении представлений учащихся о своих достижениях; формировании у них способности к диалогу и коммуникации, способности высказывать аргументированные суждения. Обязателен рост самостоятельности учащихся и овладение умением планировать действия по улучшению своей учебной деятельности.


1По материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики» (г. Харьков, 30—31 октября, 2012 г.). Харьков: ИФИ, 2012. 136 с.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль