Самооценка как универсальное учебное действие: подходы к формированию у младших школьников

390

З.А. Кокарева, канд. пед. наук, доц., ст. науч. сотр. лаборатории общего образования ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся являются одним из обязательных результатов освоения ими федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования. Среди регулятивных универсальных учебных действий учащихся особую значимость имеют самоконтроль и самооценка, которые непосредственно обеспечивают реализацию субъектной позиции ребенка в учебном процессе.

Универсальные учебные действия (далее — УУД) формируются у учащихся начальных классов при условии грамотной организации текущего оценивания, которое осуществляется непосредственно в образовательном процессе. Под оценкой понимается заключение о ходе и результатах обучения, содержащее его качественный и (или) количественный анализ и имеющее целью стимулировать повышение качества учебной деятельности учащихся. Под самооценкой — содержательная и развернутая характеристика учеником результатов собственной деятельности.

Критериальный подход к развитию навыков самооценки

Самооценка УУД младших школьников предполагает их готовность и способность контролировать себя в процессе учебной деятельности и своевременно фиксировать ее промежуточные результаты. В силу психовозрастных особенностей младших школьников формирующий этап самооценочной деятельности должен быть обеспечен неким комплексом критериев, опираясь на которые ученик устанавливает фактический уровень достижения тех или иных образовательных результатов. То есть, для того, чтобы младший школьник развил в себе навыки самооценки, ему необходимы ориентиры — то, на что он будет опираться в вынесении суждений о достигнутых результатах.

Критериальный подход к развитию навыков самооценки и формированию у младших школьников основ самооценочной деятельности предполагает, что критерий отражает признак, по которому оценивается результат. Показатель же рассматривается как частный критерий, расшифровывающий содержание. Например, оценке подлежит такое коммуникативное универсальное учебное действие младшего школьника как умение сотрудничать. Показателями в таком случае могут быть: умение договариваться в группе, в паре; умение распределять работу; умение оценивать свой вклад в работу.

Для развития у учащихся навыков самооценки в ходе текущего контроля педагогу необходимо уметь самому разрабатывать критерии оценки учебных достижений школьников, как минимум, на каждый тематический раздел рабочей программы, а при необходимости, и на отдельный урок, если он принципиально важен в достижении результатов освоения темы. Также педагогу важно научиться использовать разные виды оценочных шкал и инструментов оценивания и, конечно, уметь интегрировать в урок элементы самооценочной деятельности учащихся без ущерба для качества урока1.

Подготовительный этап формирования самооценочной деятельности

Необходимо понимать, что сам процесс развития у младших школьников навыков самооценки не может быть вторичным по отношению собственно к процессу обучения. Задаваясь целью привить ученикам культуру рефлексии учебной деятельности, педагог должен раз и навсегда решить для себя, что место и время для самооценки должно находиться практически на каждом уроке. Сами учащиеся, их родители и все, кто заинтересован в индивидуальном успехе ребенка, должны быть информированы о целях критериального подхода и вытекающего из них содержания взаимодействия с учащимися.

Критериальный подход реализуется постепенно. Сначала необходимо «ввести» ученика в суть предстоящей деятельности, ее значимость и степень обязательности. Этот этап крайне важен, поскольку так участники образовательных отношений договариваются о содержании предстоящей работы и ее возможного влияния на традиционные отметки учащихся. Затем учеников «тренируют» — учат их оценивать свой результат по  какому-то одному критерию, постепенно увеличивая их количество. Например, ученики могут оценивать свою работу по критерию «умение писать цифру по образцу» или по критерию «умение составить рассказ по картинке». Оптимальным является организация текущего оценивания на основе двух — четырех критериев.

Действия педагога в рамках критериального подхода

Критерии обязательно доводятся учителем до сведения учащихся, объясняется их значение, делаются необходимые комментарии. При желании, педагог может вовлечь в разработку критериев самих учащихся. Необходимо предусмотреть, чтобы из предлагаемых для работы критериев, учащийся мог выбрать какой-то один. Соответственно, перечень критериев для оценки и самооценки должен быть избыточен. Важно, чтобы учащийся имел шанс оценить себя как успешного ученика хотя бы по одному критерию. Необходимо стремиться так организовывать самооценочную деятельность учащихся, чтобы самооценка ученика предшествовала оценке учителя.

Несовпадение оценок учителя и учащихся — ключевое основание для последующих педагогических действий. Предметом обсуждения прямо на уроке или после него могут стать вопросы учеников: почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? что именно я сделал неправильно? как в следующий раз поступить? Итогом рефлексивной ситуации будет определение адекватности или неадекватности самооценки ученика, то есть вывода о том, на каком уровне находится ученик в плане сформированности самооценочной деятельности. Часто фиксируемая неадекватность того или иного ученика в самооценке станет для педагога сигналом и поводом для коррекционной работы (не исключено, что при посредстве педагога-психолога).

Функции самооценки

Самооценка может быть прогностической и ретроспективной. Прогностическая самооценка осуществляется до начала выполнения учащимися оценочных заданий, тестов, контрольных работ. Рефлексивная самооценка осуществляется после выполнения задания, теста, контрольной работы. Количество учебных ситуаций в процессе формирования самооценки определяется учителем, исходя из целесообразности. Оптимальным вариантом является организация учителем одной-двух ситуаций формирования навыки самооценки. Урок не должен быть перегружен такими учебными ситуациями. Главная задача учителя — научить детей оценивать себя, обеспечив необходимым инструментарием и правилами работы. Только поступательное привитие навыков самооценки даст необходимый эффект.

Признаком продуктивности действий учителя по формированию самооценочной деятельности учащихся станет то, что учеников перестает «смущать» заполнение оценочных листов и других «шаблонов», ученики не испытывают эмоциональных или организационных барьеров в процедуре самооценки. Они начинают относиться к самооценке как необходимому элементу учебного труда. В таком формате самооценка станет тем, чем она должна стать — универсальным учебным действием.

Учебные ситуации с элементами самооценки

Оптимальность учебной ситуации с элементом самооценки определяется исходя из уровня развития учащихся, целей педагога и содержания урока. Это определяет и сами критерии. Чем четче сформулированы педагогические цели, тем точнее будут сформулированы критерии для осуществления учащимися процедуры самооценки. Разумеется, что в шаблон самооценки педагог не сможет включить формулировки, написанные языком, непосильным для младшего школьника. Это сведет учебную ситуацию на нет, вызвав деструктивные эмоции ученика. Педагог должен помнить о психовозрастных особенностях учащихся начальных классов и не перегружать их инструментально ненужной информацией. Приведем некоторые примеры учебных ситуаций с элементами самооценки.

ПРИМЕР  

Урок русского языка в  1-м классе
Обучающая цель урока: обеспечить освоение обучающимися алгоритма написания строчной буквы «ф».
Критерии для самооценки:
• умею писать строчную букву «ф» в соответствии с образцом;
• умею писать строчную букву «ф» в соединениях;
• умею писать строчную букву «ф» в словах.

Возможен иной, второй, вариант критериев по приведенной ситуации, когда самооценка будет направлена на отдельные «части» написания строчной буквы «ф». Например: умею правильно писать первый овал; умею правильно писать второй овал; умею правильно писать наклонную линию; умею писать аккуратно. Еще раз подчеркнем, что характер критериев определяется тем, какие именно результаты планирует педагог на уроке. Если педагог сочтет нецелесообразным «ежеурочную» самооценку, он вправе организовывать ее по мере необходимости, но при условии поступательности и продуманной педагогической поддержки.

ПРИМЕР  Урок математики в  4-м классе
Обучающая цель урока: научить умножать величины на число и числа на величину.

Критерии для самооценки:
• знаю приемы умножения величины на число;
• знаю правило умножения числа на величину;
• умею применять правило умножения числа на величину.

Работа с критериями должна фиксироваться. Наиболее удобная форма фиксации — оценочный лист (таблица).

Примерный вариант оценочного листа по теме «Человек — часть живой природы»
Выполняемые задания Критерии оценивания в начальной школе Самооценка ученика Оценка учителя
Подчеркни в списке свойств те, которые являются доказательствами того, что человек относится к миру животных или: Дополни список тремя доказательствами Умею доказывать, что человек относится к царству животных
Составь рассказ по рисунку в учебнике о строении человеческого организма Умею описывать строение человеческого организма
Сформулируй задачи урока с помощью опорных слов и на основе цели урока (не менее 3-х) к одному из уроков Умею формулировать задачи урока на основе работы с учебником и под руководством учителя
Допиши фразы:
«Мой руки…»;
«Ногти рук и ног надо…»;
«Если замерзают на морозе ноги…» и т. д.
Знаю правила ухода за собой и основные гигиенические процедуры
Сформулируй два — три проблемных вопроса к тексту учебника (текст указывает педагог) Умею формулировать проблемные вопросы к тексту параграфа или иного источника информации
Приведи два — три обоснования необходимости пищи Умею объяснять, зачем человеку нужна пища
Напиши два — три правила здорового питания Знаю правила здорового питания
Составь памятку и сделай рисунок Знаю правил ухода за зубами
Расскажи однокласснику о значении воздуха по плану Могу объяснять значение свежего и чистого воздуха для дыхания
Вставь пропущенные слова:
Глаза — орган … видим цвет …;
Ухо — орган … слышим …
Ориентируюсь в способах познания окружающего мира
Расскажи родителям о проекте по здоровому образу жизни Могу объяснить роль здорового образа жизни

В предложенном оценочном листе можно использовать самые разные варианты маркировки результатов. К примеру, вариант с помощью значков:

«+» — знаю и умею,«?» — знаю неуверенно; не  очень-то умею,«-» — пока не знаю и не умею.

Оценочный лист дается учащимся в начале изучения темы. В процессе освоения содержания учебного материала педагог периодически акцентирует необходимость итогового заполнения оценочного листа. По ходу изучения того или иного вопроса темы педагог соотносит его с критериями; время от времени стимулирует рефлексивную практику учеников, задавая вопросы: чему мы уже научились? что предстоит сделать? какую цель урока мы можем сформулировать сегодня? и т. д. Как уже было сказано, самооценка предшествует оценке. Случаи неадекватной самооценки, равно как и затруднения в самооценочной деятельности, отмечаются педагогом с целью проведения последующей индивидуальной коррекционной работы.

Формы организации самооценочной деятельности

Совершенно очевидно, что однотипность в организации самооценочной деятельности приведет либо к утомлению учащихся, либо к их формальному отношению к ней. Формирование коммуникативных УУД у младших школьников возможно только при планировании различных форм организации самооценочной деятельности. На сегодняшний день зарекомендовали себя такие формы, как самохарактеристика, самохарактеристика по шаблону, «Волшебные линеечки», «Лестница достижений», «Раскраска», «Баллы» и др.

Самохарактеристика используется чаще на уроках технологии, музыки, изобразительного искусства. Ученику предлагается устно или письменно высказаться на тему, как он поработал на уроке, что получилось, над чем стоит поработать; расстроили ли его результаты, что он планирует предпринять. Практика самохарактеристики предполагает здоровый микроклимат в классном коллективе и элементарные дисциплинарные навыки учащихся.

Самохарактеристика по шаблону. То же, что в первом случае, но только письменно. Структура самооценочного текста задается педагогом.

«Волшебные линеечки». Эта форма самооценки детально описана в работах Воронцова А.Б.2 С помощью «волшебной линеечки» можно оценить любое умение: писать по образцу, умение проверять безударную гласную, умение различать объекты живой и неживой природы, умение находить удобные слагаемые и т. д. Ребенок оценивает свое умение так: если считает, что выполнил все задание без ошибок — делает на линеечке отметку высоко, если считает, что были сделаны ошибки — отмечает где-то посередине, если считает, что все выполнено совсем неверно — отметка делается значительно ниже середины. Линеечки могут быть и вертикальными и горизонтальными. На этой линеечке оценку может отметить и учитель. Для этого надо применить другой цвет.

«Лестница достижений». Шаблон задается педагогом, представляет собой графический рисунок с имитацией ступеней. На каждой из ступеней — тот или иной результат. Самооценка осуществляется поэтапно, от нижней ступени к верхней.

«Раскраска». Принцип тот же, что в лестнице достижений, но используется какой-то художественный образ. Например, гроздь винограда (поэтапно заштриховываются ягодки); дворец (поэтапно заштриховываются архитектурные элементы) и т. п. Можно предложить ученику выбрать тот или иной вид «раскраски», что даст возможность увидеть, помимо прочего, особенности индивидуального познавательного стиля учащихся.

«Баллы». Не путаем с балльной отметкой. Как форма организации самооценочной деятельности, баллы — это некая стоимость, назначаемая учеником достигнутому образовательному результату. Принцип использования такой же, как в случае с «плюсами»-«минусами»; высший и низший бал должен быть одинаковый для всех. Например, задание на определение порядка действий и вычисление выражения. За определение порядка действий в выражении, где необходимо сделать три арифметические операции, можно поставить себе 3 балла и 3 балла за правильность вычислений. Всего 6 баллов за задание.

Приведенный перечень форм организации самооценки не является исчерпывающим. Он открыт для профессионального творчества. Следует только помнить, что процесс формирования самооценочной деятельности младших школьников не должен превращаться в фарс, выходить за рамки целесообразности или становиться поводом для «развлекательных пауз» на уроке. Формирование самооценочной деятельности учащихся на основе критериального подхода, безусловно, трудоемкий процесс, но если педагог отнесется к нему должным образом, то он вырастит учеников, характер учебного труда которых существенно отразится на качестве их образования.


1Кокарева З.А. Оценочная деятельность в начальной школе: учебно-методическое пособие / З. А. Кокарева. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007.

2Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов. М.: «Рассказовъ», 2002.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль