Формирование УУД младших школьников посредством использования ИКТ

377

Значение информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в процессе обучения младших школьников возрастает одновременно с усилением их роли как средства развития универсальных учебных действий (далее — УУД) учащихся. Посредством ИКТ учащиеся получают доступ к богатым информационным ресурсам и могут в режиме онлайн обсуждать проблемы с любым заинтересованным лицом. Такая работа способствует формированию УУД младших школьников, а именно поиску дополнительной информации, ознакомлению с различными точками зрения и самооценке результата информационного поиска. Это, в свою очередь, генерирует познавательную мотивацию учащихся и прямо влияет на качество их проектной деятельности.

Проектная деятельность является открытой образовательной технологией, которую целесообразно использовать при обучении в современной информационно-образовательной среде школы. Она направлена на приобретение знаний, умений, развитие отношений, соответствующих характеристикам учащихся как субъектов деятельности. Работа младших школьников, выстроенная в рамках проектной деятельности выходит за границы учебного предмета, требует от учащихся субъектного отношения к своей работе, включает (как обязательные элементы) целеполагание, рефлексию; не ограничивает учащихся в способах работы с информацией.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее — ФГОС) начального общего образования, формирование ИКТ-компетентности учащихся — неотъемлемая часть программы формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Также в рамках ФГОС начального общего образования ИКТ может рассматриваться средством оценочной функции педагога и проведения учета индивидуальных образовательных достижений учащихся. В обоих случаях предполагается активизация информационно-образовательной среды школы (далее — ИОС), в которой планируют и фиксируют свою работу участники образовательных отношений.

Функции ИКТ в условиях формирования УУД младших школьников

ИКТ в образовании обладают широкими функциональными возможностями (табл. 1), создающими предпосылки для интенсификации процесса педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся. Это функции: поиска информации, выявления закономерностей явлений и процессов, обработки и анализа результатов и др. Приведем лишь некоторые (наиболее значимые) функции ИКТ как средства сопровождения проектной деятельности учащихся:

  1. визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений;
  2. архивирование больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа к центральному банку данных;
  3. автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой работы и обработки результатов эксперимента с возможностью его многократного (полного или частичного) повторения;
  4. графическое комментирование экранных изображений.

Таблица 1

Виды ИКТ, используемые в проектной деятельности младших школьников

Виды ИКТ Функциональные возможности Программные средства ИКТ
Технология работы с текстовой информацией Обработка текстовой и графической информации.
Визуализация данных
Текстовый процессор
MS Word.
Инструментальное средство MS Publisher
Технология работы с графической информацией Обработка графической информации
Визуализация данных.
Подготовка презентаций
Графический редактор
MS Paint
Технологии числовых расчетов Обработка числовой информации.
Создание математических моделей.
Автоматизация процессов вычислительной деятельности и обработки результатов эксперимента.
Автоматизация процесса управления проектной занятостью учащихся
Табличный процессор
MS Excel
Технологии хранения, поиска и сортировки данных Архивное хранение больших объемов информации (текстовой, числовой, графической, аудио и видео) с возможностью ее передачи,
Создание информационных моделей.
Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения проектной занятости учащихся.
Организация контроля за ходом проектной деятельности учащихся, оценка ее результатов
Система управления базами данных
MS Access
Сетевые информационные технологии Легкий доступ к центральному банку данных,
Целенаправленный поиск информации (текстовой, числовой, графической, аудио и видео).
Передача данных и обмен сообщениями
Программа для просмотра веб-страниц.
Программы для передачи электронных сообщений, инструментальное средство MS Publisher
Мультимедиа технологии Одновременная работа с разнородной информацией (текстовой, графической, аудио, видео).
Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения
Визуализация данных об объектах или явлениях
Инструментальное средство
MS PowerPoint

Все перечисленные функции ИКТ в процессе формирования УУД у младших школьников усиливаются их сугубо педагогическим потенциалом, связанным с мотивированием учащихся на продуктивную работу с гипермедиа; контролем и мониторингом групповой работы учащихся; планированием и протоколированием проектной деятельности и т. п. Особое значение в обозначенном ключе обретает возможность организации в процессе проектной деятельности неформального образования, построенного на «аудиовизуальном диалоге».

Важные параметры при формировании УУД младших школьников

Очевидно, что формирование компетентности учащихся в части владения ИКТ — необходимое условие формирования УУД младших школьников. В процессе проектной деятельности использование ИКТ есть прямой инструмент реализации соответствующих образовательных программ. В силу обозначенной функции ИКТ ее интеграция в проектную работу осуществляется применительно к самым разным дисциплинам учебного плана и курсам внеурочной деятельности. Надпредметный характер ИКТ уже не оспаривается никем; однозначной считается их связь с метапредметными образовательными результатами учащихся (табл. 2).

Таблица 2

Система УУД младших школьников, формируемая посредством использования ИКТ в школе

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Критическое отношение к информаци и избирательность ее восприятия.
Уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей.
Основы правовой культуры в области использования данных
Оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в ИОС.
Использование результатов действия, размещенных в ИОС, для оценки и коррекции выполненного действия.
Создание цифрового портфолио учебных достижений
Поиск информации,
фиксация (запись) информации с помощью различных ТСО.
Структурирование данных, их организация и представление в виде статичных и интерактивных диаграмм, картосхем, линий времени и т. п.
Создание простых гипермедиасообщений.
Построение простейших моделей объектов и процессов
Обмен гипермедиа сообщениями.
Выступление с аудиовизуальной поддержкой.
Фиксация хода коллективной/личной коммуникации.
Общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог)

Формирование УУД младших школьников в ходе проектной деятельности можно контролировать с помощью различных диагностирующих средств. Для разработки контролирующих материалов учитель может применять такие программные средства ИКТ, как табличный процессор MS Ехсеl и текстовый процессор MS Word.

Комплект оценочно-дидактических материалов, созданных в электронных таблицах MS Ехсеl, может включать в себя:

проверочные тесты; кроссворды; таблицы «линии времени»; социологические диаграммы; контрольные текстовые задания; анкеты с автоматической обработкой данных; иное.

Материалы, разработанные в среде MS Word: кнопочные и флажковые тесты, электронные карточки-задания, — позволяют оценить уровень усвоения темы учеником при непосредственном анализе учителем качества их выполнения. Сопровождающая рефлексия помогает ученикам сформулировать полученные результаты, скорректировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Рефлексия  в процессе формирования УУД младших школьников выступает как источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, которая обнаруживается в результатах его предметной занятости и ее продуктов, когда ученик проявляет себя в тех приоритетных для него областях и способах занятости. Организовать рефлексивную деятельность помогают заранее подготовленные педагогом шаблоны в графическом редакторе MS Paint или текстовом процессоре MS Word.

Программа для просмотра веб-страниц используется в ходе проектной деятельности для поиска необходимой информации в Интернете по теме исследования, работы с информацией на сайте проекта. Возможности электронной почты позволяют пригласить к участию в проекте другие образовательные учреждения независимо от места их расположения.

Таким образом, предваряя активное погружение учащихся в проектную деятельность и решая посредством использования ИКТ задачи формирования коммуникативных УУД у младших школьников, педагог может провести самоаудит готовности к сопровождению проектной деятельности учащихся и заполнить нижеприведенный шаблон (приложение).

Приложение

Шаблон самооценки готовности педагога к сопровождению проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ

Составляющие
проектной деятельности
Основное содержание Используемые ИКТ Необходимое
педагогическое сопровождение
Связь с дисциплинами учебного плана
Возрастная категория учащихся, включенных в проект
Тип проекта
Название проекта
Основной вопрос проекта
Творческое название проекта
Аннотация проекта
Сроки реализации проекта
Проблема, решению которой посвящен проект
Планируемые образовательные результаты учащихся
Планы работ исследовательских групп (пошаговые задачи)
Виды деятельности учащихся
Формы представления результатов проектной деятельности
Информационные ресурсы учащихся (включая интернет-ресурсы)

<