Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

921

Принципы организации независимой оценки качества образования

Департамент образования г. Москвы уделяет пристальное внимание сопровождению процесса введения и реализации в общеобразовательных организациях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Для этих целей создана и функционирует система диагностики образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций.

В отношении начального общего образования эта система представлена комплексным мониторингом, включающим:

  • определение готовности первоклассников к обучению в школе;
  • определение динамики образовательных достижений по окончании учащимися 1, 2 и  3-го классов;
  • итоговые работы по окончании начальной школы.

Все процедуры, кроме итоговых работ, проводятся по единым для города измерительным материалам в рамках внутришкольного контроля и внутренней системы оценки качества начального общего образования, осуществляемыми силами педагогических коллективов школ. Итоговые работы, как правило, выносятся на независимую диагностику, осуществляемую силами ГАУ «Московский центр качества образования».

Московская независимая региональная концепция оценки качества начального общего образования базируется на принципах:

  • независимости процедур оценки,
  • надежности и достоверности получаемых результатов, которые обеспечиваются строгим выполнением всех требований к процедуре разработки измерительных материалов,
  • соблюдением процедуры проведения диагностических работ с обязательным присутствием независимого наблюдателя,
  • единства требований к образовательным результатам (в их обязательной части и части, формируемой регионом), которые обеспечиваются содержанием и структурой региональных измерительных материалов.

Организация независимой оценки качества образования

Среди независимых диагностик выделяется ряд обязательных (для начальной школы такая диагностика в 2014/15 уч. г. одна), а остальные проводятся на добровольной основе. Образовательные организации не только сами выбирают диагностики, в которых они хотят принять участие, но и имеют право на принятие решения о сохранении (или исключении) результатов из общегородского регистра.

Система региональных измерительных материалов для независимой диагностики обеспечивает комплексную оценку предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся, стартовую диагностику и определение динамики образовательных результатов в рамках трехлетнего цикла мониторинговых исследований.

С использованием информационно-аналитической системы «Московский регистр качества образования» (далее — МРКО), охватывающей большое число пользователей, выстраивается автоматизированная система мониторинга и сбора статистики.

Роль итоговой оценки качества начального общего образования

Для уровня начального образования наибольший интерес представляет итоговая оценка выпускника, объектом которой являются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам учащихся, планируемым в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования. В соответствии с этими требованиями оценка качества начального общего образования включает в себя оценку достижения планируемых результатов блока «Выпускник научится» учебных программ по каждому предмету учебного плана и оценку достижения планируемых результатов междисциплинарных подпрограмм основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования, в частности, оценку регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий учащихся.

СПРАВКА

МРКО формирует региональную базу данных; аккумулирует результаты независимой оценки разным группам пользователей, в том числе в динамике; обеспечивает руководителей и специалистов системы управления образованием разного уровня аналитической информацией.

​Результаты независимой диагностики, сохраненные образовательными организациями, интегрируются в электронное портфолио обучающегося и в портфолио учителя и являются основой для выводов при проведении аккредитационной экспертизы образовательных организаций и аттестации педагогических кадров.

Для итоговой оценки качества начального общего образования на региональном уровне разрабатывается комплекс контрольно-измерительных материалов, который обеспечивает оценку предметных образовательных результатов, а также познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД) учащихся на двух уровнях: базовом и повышенном.

Подходы к оценке метапредметных результатов

Метапредметные образовательные результаты рассматриваются ФГОС начального общего образования как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая самоорганизацию учебно-познавательной деятельности.

К метапредметным образовательным результатам относят освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

В связи с большим объемом познавательных УУД и разнообразием инструментария, который используется для их оценки в различных субъектах Российской Федерации, оцениваемые объекты были приведены в следующую систему (таблица)

Формы и объекты оценки метапредметных образовательных результатов учащихся

Скачать таблицу форм и объектов оценки метапредметных образовательных результатов учащихся
Скачать в .docx

Виды метапредметных образовательных результатов

Формы оценки

Усвоение межпредметных понятий

Письменные контрольно-измерительные материалы

Познавательные УУД:
• смысловое чтение;
• логические операции;
• методологические умения;
• решение проблем;
информационно-коммуникационная компетентность

Письменные контрольно-измерительные материалы.
Встроенное педагогическое наблюдение в процессе проектной деятельности учащихся

Регулятивные и коммуникативные УУД

Встроенное педагогическое наблюдение в процессе проектной деятельности учащихся

Как следует из таблицы, формирование метапредметных результатов обучения и их результаты оцениваются либо письменно, либо посредством педагогического наблюдения. Письменные формы оценки качества начального общего образования в отношении учащихся начальной школы ориентированы в первую очередь на весь комплекс умений, связанных с читательской грамотностью, а также сопутствующий перечень общелогических приемов познания: подведение под понятие, сравнение, группировка и т. д.

Оценивать познавательные УУД учащихся начальных классов можно двумя разными способами:

  • Первый способ базируется на проведении итоговых работ по всем основным предметам учебного плана. Поскольку эта процедура предусмотрена ФГОС начального общего образования, то такие работы должны проводиться в конце 4-го класса. Что касается познавательных УУД, их формирование осуществляется на всех предметах, следовательно, и проверять их можно в рамках предметных итоговых работ. В этом случае в каждой работе выделяются группы заданий, которые проверяют одинаковые УУД. Приведем два таких примера на группировку объектов из работы по русскому языку и работы по окружающему миру.

ПРИМЕР
1.
Перед тобой пять слов: живот, кипеть, лень, пирог, клуб.
Запиши эти слова в соответствующие клетки таблицы:

Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

Какое слово нельзя вписать ни в одну из ячеек таблицы? Запиши это слово в бланк ответа.

2. Перед тобой названия пяти животных: щука, майский жук, акула, кузнечик, стрекоза.
Запиши названия этих животных в соответствующие клетки таблицы:

Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

После выполнения учащимися всех итоговых работ по каждому виду познавательных УУД группируются задания из разных предметов и анализируются результаты испытуемого при выполнении заданий, проверяющих одно и то же умение на материале разных предметов.

  • Второй способ более приемлем в рамках независимой диагностики для оценки сформированности познавательных УУД по всей выборке учащихся. В этом случае предлагается комплексная работа, построенная на материале разных предметов. Варианты измерительных материалов составляются таким образом, чтобы каждый учащийся выполнял задания по всем выделенным для проверки группам познавательных метапредметных умений. В начальной школе в качестве базовых были выбраны следующие предметы: математика, чтение, окружающий мир, русский язык.

Задания в варианте, как правило, предлагаются группами, для того чтобы снять проблемы слишком часто изменяющегося контекста. Каждая группа строится из заданий, требующих для их выполнения различной степени самостоятельности в овладении проверяемым способом деятельности. Как правило, задания в группе выстраиваются в порядке усложнения: от проверки простого узнавания алгоритма или использования способа деятельности в типовых учебных задачах к более сложным заданиям, требующим комбинирования и импровизации.

В качестве примера ниже приведена группа заданий, проверяющая умения работать с информацией, представленной в виде таблицы. Здесь первые два задания проверяют понимание информации, представленной в строках таблицы, а третье — умение ранжировать информацию, представленную в столбце таблицы.

ПРИМЕР
На школьном стадионе проходили соревнования по бегу. Каждый участник должен был пробежать два раза вокруг футбольного поля. В таблице показаны результаты участников соревнования.


Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования
1. Рассмотри таблицу. Сколько всего времени бежал Сергей? Запиши ответ цифрами в секундах.
Ответ: _________ с.
2. Результаты Ильи, с которыми он пробежал второй круг, случайно записали в минутах и секундах. Используя таблицу, определи, за сколько секунд пробежал Илья первый круг.
Ответ: _________ с.
3. Кто из мальчиков занял призовые места в этом соревновании? На каком рисунке правильно указаны имена победителей?
Ответ: _________ с.

Дополнительная содержательная характеристика заданий

В качестве дополнительной содержательной характеристики по диагностике познавательных УУД практикуется характеристика «Уровень овладения способом деятельности», где выделено три группы:

Воссоздание способа деятельности (узнавание алгоритма, следование образцу и простейшим алгоритмам, использование известного алгоритма в ситуациях типовых учебных задач). Применение способа деятельности (использование известных алгоритмов при решении нетиповых учебных задач, решение проектных задач путем комбинирования известных алгоритмов). Преобразование способа деятельности (изменение известного алгоритма исходя из особенностей учебной задачи, самостоятельное установление последовательности действий при решении учебной задачи).

Первая и вторая группы относятся к репродуктивному усвоению, а третья — к продуктивному уровню усвоения содержания образования. Для каждой группы умений выбираются свои основания для конструирования моделей заданий. Так, для группы умений, в основе которых лежит освоение младшими школьниками общелогических приемов познания (сравнение, классификация и т. д.), был выбран подход, базирующийся на структуре каждого из методов, когда выраженность степени освоения умения существенно зависит от контекста задачи.

  • К примеру, при сравнении объектов необходимо выделить свойства или признаки для сравнения, затем описать эти признаки для каждого из объектов и проанализировать их, выделив сходные и различные признаки, что и является результатом сравнения.
  • Сравнивать дети учатся еще до школы, и затем это умение развивается в течение всей школьной жизни.
  • Сам алгоритм сравнения остается неизменным, а усложняются постепенно как объекты сравнения (сначала это простые предметы из окружающей жизни, затем более сложные объекты, явления, теоретические положения и т. д.), так и признаки сравнения (сначала только внешние, затем все более сложные, отражающие структуру и взаимосвязи сравниваемых объектов), а также их количество.
  • Поэтому трудность задания в рассматриваемом случае определяется используемым контекстом и числом операций.
  • Тест по диагностике читательских умений представляет собой информационный блок и задания к нему.

В качестве информационных блоков могут выступать самые различные тексты — художественные, познавательные и т. д. Тематика текстов подбирается таким образом, чтобы их содержание соответствовало возрастным особенностям учащихся и по возможности находилось в сфере их познавательных интересов.

Диагностика читательских умений

Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трех групп умений:

  • общая ориентация в тексте;
  • глубокое понимание текста;
  • применение информации из текста в  учебно-практических задачах.

Задания для проверки первой группы умений предполагают поиск и выявление информации, т. е. проверяют умения вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде, сопоставлять информацию из разных частей текста, устанавливать в тексте последовательность действий и т. д.

Задания второй группы требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте. Здесь могут проверяться, например, такие умения:

  • выделять главную мысль отдельных частей текста,
  • делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства и т. п.

Задания третьей группы рассчитаны на преобразование информации, использование информации из текста при решении учебно-познавательных задач и формулировку самостоятельных оценочных суждений; также задания этой группы развивают практический (социальный) опыт испытуемого.

Ниже приведен пример группы заданий к  тексту-инструкции.

ПРИМЕР
Прочитай текст и выполни предложенные задания.

Бабушка Иры говорит, что зеленый лук очень полезен для здоровья. Ира решила порадовать бабушку и вырастить для нее зеленый лук. Как это сделать, Ира прочитала в книге.

Вот, что там говорилось:

  1. Налейте некипяченую воду в небольшую баночку. В такой воде больше воздуха, который необходим корням для роста.
  2. Баночку лучше взять прозрачную, чтобы удобнее было следить за уровнем воды.
  3. Поместите головку репчатого лука сверху банки так, чтобы нижняя часть луковицы касалась воды.
  4. Чтобы листья дружно прорастали, лук должен стоять на свету в теплом месте.
  5. Через 2–3 дня вы увидите, как у луковицы появятся корешки.
  6. Когда корни отрастут, из луковицы «проклюнутся» зеленые листья.
  7. Следите за тем, чтобы корни лука всегда касались воды.
  8. Дождитесь, когда листьев станет много, после чего срежьте их и ешьте на здоровье!

Задания к тексту:

1. Ира с радостью взялась за выращивание зеленого лука по этой инструкции.

Какому из перечисленных ниже условий ей нужно обязательно следовать при выращивании лука?

  1. Держать банку с луком на свету и в теплом месте, следить, чтобы корни касались воды.
  2. Срезать все зеленые листья лука вместе с частью луковицы, как только листья «проклюнутся».
  3. Банка с водой для проращивания лука обязательно должна быть прозрачной.
  4. Фиксировать время, через которое появятся корешки, а затем зеленые листья.

Ответ: 1.

2. Ира сделала все, как прочитала в книге, а потом уехала на пять дней на экскурсию в другой город. Когда она вернулась, то увидела, что корешки не проросли. Пятилетний брат Саша рассказал, что кошка Мурка уронила банку с луковицей. Саша поднял пустую банку с пола, поставил в нее луковицу и убрал в шкаф, подальше от кошки.

Почему же не пророс лук?

  1. Для прорастания корней луковицы обязательно нужен солнечный свет.
  2. Кошка поцарапала луковицу, и она «погибла».
  3. Прошло слишком мало времени, нужно еще немного подождать.
  4. Луковица может прорастать только при соприкосновении с водой.

Ответ: 4.

3. Маленький Саша решил тоже выращивать лук. В стеклянную банку он налил воды из-под крана так, что она лишь чуть накрывала дно банки. Сверху на банку он положил луковицу «боком» и поставил банку на окно в кухне.

Какие правила выращивания лука нарушил Саша?

  1. Только правило 1.
  2. Только правило 7.
  3. Одновременно правила 3 и 7.
  4. Правила 1 и 4.

Ответ: 3.

4. Поздней осенью Ира обнаружила несколько луковиц с проросшими корешками и решила посадить их в ящик на балконе. Ира надела пальто, вышла на балкон, посадила лук в ящик с землей и полила свой «огород».

Однако урожай ей собрать не удалось. Почему не выросли листья лука?

  1. Нельзя сажать проросший лук, потому что корни погибнут.
  2. Рост лука остановился, потому что было холодно.
  3. Лук не может расти в городе, потому что воздух загрязнен.
  4. Лук не смог расти в ящике, ему там было мало места.

Ответ: 2.

В последнем примере первое задание проверяет нахождение явно заданной в тексте информации и ориентировано на общее понимание текста. Второе и третье задания требуют более глубокого понимания текста и некоторой интерпретации информации. Четвертое задание проверяет умение применять информацию в измененной практической ситуации.

Статус оценки метапредметных образовательных результатов

В текущем учебном году по распоряжению департамента образования г. Москвы в  4-х классах проводится обязательная диагностика и оценка метапредметных результатов образования (в части оценки познавательных УУД). Работа включает задания на проверку четырех групп познавательных УУД. Каждый из вариантов состоит из 22 заданий, которые объединены в группы в соответствии с используемым контекстом и/или проверяемыми умениями:

  • группа из 3 заданий, проверяющих работу с табличной информацией и преобразование табличной информации в диаграмму (на материале математики);
  • задание на основе практико-ориентированной ситуации по решению проблем (на материале математики);
  • группа из 2 заданий, которые направлены на проверку методологических умений на материале предмета «Окружающий мир»;
  • группа из 4 заданий на проверку логических умений (сравнение, классификация и подведение под понятие), построенных на материале математики, русского языка и  естественно-научной части предмета «Окружающий мир»;
  • группа из 8 заданий на основе двух текстов, проверяющих читательские умения — 8 заданий.

Подробно со структурой работы и примерами заданий можно ознакомиться на сайте ГАУ «Московский центр качества образования».

Диагностика в процессе наблюдения за проектной деятельностью

Еще одним направлением независимой оценки качества начального общего образования и метапредметных образовательных результатов учащихся является диагностика коммуникативных и регулятивных УУД в проектной и  учебно-исследовательской деятельности. Пока такая диагностика проводилась лишь однажды для пятиклассников, но оценивала уровень сформированности умений за курс начальной школы.

Диагностика этой группы метапредметных результатов возможна лишь в процессе наблюдения за реальной деятельностью обучающихся. Здесь используется инструментарий, разработанный в ФГБУ «Российская академия образования» в рамках одного из федеральных проектов. Инструментарий позволяет обеспечить наблюдение за выполнением школьниками группового проекта. Поскольку такая процедура функционально невозможна в рамках независимой диагностики, она осуществляется как элемент внутришкольной современной оценки качества образования в школе. Вместе с тем данная оценочная процедура становится общей за счет использования одинакового инструментария. Это единые для всех темы проектов или учебных исследований, централизованный сбор информации через МРКО и обобщенный анализ результатов.

Содержание диагностики проектной деятельности

За неделю до начала проведения диагностики в личных кабинетах образовательных учреждений МРКО размещаются комплекты с материалами проектов.

Школы могли выбирать один из трех вариантов комплектов:

  • «Здоровье начинается с праздничного стола»,
  • «Экскурсия по Москве»,
  • «Комнатные растения в интерьерах».

В проекте «Здоровье начинается с праздничного стола» учащимся предлагается составить меню из 3–4 блюд для праздничного стола. На примере блюд и напитков, выбранных школьниками из представленного списка, предлагалось убедить присутствующих в необходимости и целесообразности здорового питания. Разработанное меню по усмотрению участников проектной группы могло включать в себя следующие категории: закуски, салаты, вторые блюда, гарниры, напитки, десерты и выпечку. Для каждого блюда, входящего в перечень меню, определялись вес готового блюда, калорийность и состав питательных веществ (жиров, белков, углеводов).

В проекте «Экскурсия по Москве» группа должна была разработать небольшой экскурсионный маршрут по Москве для гостей, которые ничего не знают о городе. Учащиеся могли выбрать из предложенного списка 3–4 объекта, находящиеся на небольшом расстоянии друг от друга и подобрать тему экскурсионного маршрута. По результатам работы группа должна была разработать и подготовить к демонстрации буклет или компьютерную презентацию «Экскурсия по Москве», а также выступить с сообщением по экскурсионному маршруту. Маршрут должен был строиться и демонстрироваться на современной карте города Москвы, где отмечались выбранные архитектурные объекты.

По условиям проекта «Комнатные растения в интерьере» требовалось создать для детей небольшой ботанический садик, в котором должны были находиться рядом не менее 4–5 комнатных растений, нуждающихся в схожих условиях содержания. При составлении композиции из растений необходимо было учитывать площадь, условия температуры и влажности одного из шести помещений, где эти растения будут содержаться. Для этого необходимо было определить приоритеты выбора растений: будет ли эта композиция состоять из растений пустыни, субтропиков или тропических лесов. Группа должна была разработать и подготовить презентацию, буклет, альбом или макет композиции с рекомендациями по условиям содержания выбранных растений.

Технология диагностики проектной деятельности 

При разработке и формировании заданий для групповых проектов учитывались следующие моменты:

  1. Предусматривается создание продукта проектной группы, требующего вклада от каждого участника. 
  2. Учащимся предоставляется определенная свобода выбора средств реализации поставленной задачи, а также возможность использования ИКТ.
  3. Предполагается поиск, отбор и обработка информации, использование логических операций.

Технология проведения диагностики состоит из нескольких этапов. На организационном этапе учащиеся, разделенные на группы по 4–5 человек, изучают задание и информационные материалы в комплекте, группа проводит анализ предложенной ситуации, определяет цель действий и формулирует проектную задачу. Распределяются обязанности между членами группы, составляется план выполнения работы, определяется форма представления будущего итогового продукта проектной группы. По итогам работы на данном этапе учащиеся начинают заполнение «Листов планирования и продвижения по заданию».

Наблюдатели-старшеклассники заранее знакомятся с «Картами наблюдения» и проходят инструктаж школьного психолога. На данном этапе старшеклассники отмечают результаты своих наблюдений за особенностями общения и взаимодействия каждого участника в отдельности и группы в целом по следующим параметрам:

  • наличие элементов целеполагания;
  • планирование;
  • распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта внутри группы.

Наблюдатели отмечают возникновение конфликтных ситуаций и их разрешение, а также особенности поведения и коммуникации ученика.

Основной этап проектировочного задания

Второй этап выполнения проекта: этап поиска необходимых и достаточных сведений для решения поставленной задачи в предоставленном информационном материале; этап подбора и систематизации материала и иллюстраций. Учащиеся готовят итоговый продукт, а также промежуточные отчеты (выступления) участников группы, проводят обсуждение альтернативных предложений, возникших в ходе выполнения проекта.

На данном этапе учащиеся продолжают заполнение «Листов планирования и продвижения по заданию». Независимые наблюдатели определяют степень соответствия реализуемых учащимися элементов проекта общему плану и заданию. Наблюдатели осуществляют контроль «продвижения» по заданию и фиксируют возникающие конфликтные ситуации между участниками групп, умение решать проблемы, оценивают особенности поведения и коммуникации ученика.

Этап представления и публичной защиты итогового продукта

На этапе представления и публичной защиты итогового продукта учителем-экспертом заполняется «Карта эксперта» на основании всех собранных материалов проекта:

  • замысла проекта, качества планирования и распределения функций между участниками группы,
  • полноты используемых средств для реализации плана работы,
  • качества итогового продукта в соответствии с требованиями задания, работы с информацией.

Во время защиты итогового продукта независимым наблюдателем оценивается активность каждого учащегося и активность группы в целом, отмечается возникновение конфликтов и их разрешение (завершение), оцениваются особенности поведения и коммуникации ученика и группы в целом.

Этапы самооценки и подведения итогов

Этап самооценки включает самооценку выполненной работы группой учащихся и каждого учащегося в отдельности, соотнесение полученного результата с поставленной задачей, определение вклада каждого участника группы и группы в целом в достижение результата. На данном этапе учащимися заполнялись «Листы самооценки», независимым наблюдателем в «Карте наблюдений» отмечались особенности поведения и особенности коммуникации каждого ученика и группы в целом.

На этапе подсчета голосов учащиеся оценивают работу других групп. На этапе подведения итогов проводится оценка выполненной работы, соотнесение полученного результата с поставленной задачей, определение вклада каждой группы в достижении общих метапредметных результатов деятельности школьников.

Аналитический блок оценки метапредметных результатов

Такой инструментарий обеспечивает оценку уровней сформированности регулятивных и коммуникативных действий.

Для регулятивных действий:

  • участие и активность обучающихся в целеполагании и планировании;
  • участие в распределении функций и последующее их выполнение;
  • соответствие выполненной части работы или отдельной задачи общему намеченному плану;
  • активность учащегося в контроле своих действий и действий партнеров по группе.

Для коммуникативных действий:

  • характер взаимодействия обучающегося с партнерами по группе;
  • участие в конфликте;
  • роль в возникновении конфликта и в его разрешении (завершении);
  • активность и инициативность учащегося в групповой работе;
  • активность и инициативность группы учащихся;
  • взаимодействие партнеров по группе;
  • оценка лидерских качеств учащегося;
  • участие в презентации и защите итогового продукта.

Оценка универсальных действий в области ИКТ

В текущем учебном году впервые проводилась еще одна диагностика в рамках оценки качества начального общего образования — диагностика УУД в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Задания были направлены на проверку следующих знаний и умений в области ИКТ:

  • соединение блоков и устройств компьютера;
  • работа со стандартными и офисными программами;
  • создание текстового документа (MS Word);
  • создание презентаций (MS PowerPoint);
  • поиск информации в сети Интернет;
  • электронная почта как средство связи;
  • организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов (примеры организации коллективного общения: форум, телеконференция, чат).

Для проведения диагностики было подготовлено четыре равноценных по средней трудности варианта тестов, выполнение которых было рассчитано на 45 мин. Каждый из четырех вариантов теста состоял из двух частей.

В первую часть работы было включено 10 заданий различного типа, которые опосредованно проверяли те или иные умения.

ПРИМЕР
На рисунке изображена панель инструментов. Указаны кнопки, А и Б. Установите соответствие между кнопками, А и Б и их назначением.

Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

Оформи ответ с помощью таблицы:
Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

Установи соответствие между полями создания нового электронного письма в почтовом клиенте и его содержимым.

Для каждой буквы рядом с записью из первого столбца подберите соответствующее описание из второго столбца, обозначенное цифрой.

Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

Внеси установленные соответствия в таблицу:

Региональный опыт независимой оценки качества начального общего образования

Последнее задание проверяло умение работать с электронной почтой. Для его выполнения нужно представлять себе работу почтовой программы и различать вид адреса электронной почты, знать, как и какие файлы можно вложить в сообщение и т. д.

Вторая часть работы представляла собой практическое задание, которое оценивалось экспертами в соответствии с критериями. Учащиеся должны были создать собственный продукт по образцу и с учетом заданных требований. В двух вариантах работы учащиеся получили задание создать по образцу слайд в программе MS PowerPoint, а в двух параллельных вариантах — текстовый документ в программе MS Word. Действия по созданию файлов (и соответственно критерии по оцениванию) в значительной степени пересекались.

Практическая значимость организации независимой оценки качества образования

Совместное использование всех перечисленных выше видов диагностических заданий дает на выходе достаточный массив информации для анализа достижений учащихся и выявления проблем в области формирования тех или иных УУД учащихся начальных классов. Единый общегородской инструментарий позволяет проводить такой анализ по разным выборкам:

  • вся совокупность выпускников начальной школы г. Москвы;учащиеся школы в целом;
  • отдельный класс;
  • отдельный обучающийся.

По итогам всей выборки диагностик даются рекомендации по изменению технологий обучения в целом по городу, по школе и классу. Это позволяет выявлять достижения и проблемы в педагогических практиках конкретных учителей и предупреждать проблемы, которые могут возникнуть у учащихся начальных классов при переходе к освоению ООП основного общего образования.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль