Библиотечные уроки для начальной школы

1630

Педагогические эффекты библиотечных уроков для начальной школы

В практике педагогов начальной школы широко используется интегративный подход в обучении. Области применения этого подхода могут быть самые разные: содержание предметов по дисциплинам учебного плана, педагогические технологии, социальное партнерство и др. Одним из направлений применения такого подхода является интеграция предметно-пространственного и  организационно-технологического компонентов единой образовательной среды школы. Это направление с успехом может реализовываться посредством организации библиотечных уроков для начальной школы.

Библиотечный урок — это урок, включенный в  календарно-тематическое планирование рабочей программы педагога и проводимый в помещении школьной библиотеки (далее — библиотеки) (см. приложение 1). Основанные на интегративном подходе эффекты такого урока следующие:

приобщение учащихся к  информационно-образовательным ресурсам библиотеки; развитие у учащихся навыков работы с библиотечными каталогами;активизация познавательных мотивов учащихся за счет смены видов учебной деятельности и условий ее осуществления;становление ценностно-смыслового опыта учащихся; укрепление имиджа библиотеки.

Указанные эффекты согласуются с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части требований к условиям реализации основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования. Одно из требований — создание комфортной развивающей образовательной среды образовательной организации, характеризующейся такими качествами, как доступность, открытость и привлекательность. Комфортная образовательная среда предполагает благожелательную атмосферу общения участников образовательных отношений. Библиотека, в этом смысле, является действенным и незаменимым средством.

Развивающий потенциал библиотечных уроков

Более, чем другие составляющие образовательной среды общеобразовательной организации, библиотека способствует нейтрализации конфликта между техникой и человеком, информационными технологиями и классическими текстами, агрессией медиапродуктов и их целесообразностью для включения в образовательный процесс школы. Воспитывающее воздействие библиотечной среды объясняется особым отношением к ней со стороны учащихся. Даже сегодня, когда популяризована электронная книга, не нуждающаяся в библиотечных полках и архивах, у учащихся сохраняется почтительное отношение к библиотеке как месту самообразования. Статус библиотеки остается неизменен в восприятии учащихся согласно плану работы школьной библиотеки.

Предметно-пространственная составляющая библиотечного урока делает его интересным для учащихся начальных классов. На библиотечном уроке для начальной школы учащиеся более раскованны, им проще воспринимать и анализировать информацию; формулировать и обосновывать собственное мнение; строить доказательство и умозаключение; ясно выражать свои мысли. Организованные в библиотеке выставки и яркая наглядность способствуют атмосфере творчества, удивления, вопрошания.

Интеграция в воспитательную систему школы

Урок в библиотеке — это, как правило, диалог, сопровождающийся открытым проявлением чувств и эмоций. На библиотечном уроке культивируется равенство позиций. Приветствуется умение педагога включить в диалог каждого, делая при этом необходимые акценты на формате самого библиотечного урока. В пространстве библиотеки урок превращается в инструмент преодоления познавательных трудностей. Педагоги и учащиеся становятся соисследователями в учебном диалоге, вступая в несвойственные обычному уроку отношения (см. приложение 2).

Согласно должностной инструкции педагога-библиотекаря, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от  26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики педагога-библиотекаря":

  • участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • организует работу по  учебно-методическому и информационному сопровождению образовательной программы, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

Еще одним отличием библиотечного урока от обычного является то, что индивидуальные образовательные достижения учащегося на библиотечном уроке для начальной школы могут быть отмечены специальными сертификатами. Такие «библиотечные» сертификаты — средство мотивации учащихся. По желанию педагога, за определенный объем накопленных библиотечных сертификатов ученик может получить традиционную отметку.

Педагоги-библиотекари при содействии организатора библиотечного урока готовят новостийные обзоры по итогам и анализу библиотечного урока в школе. В отчете о проведенных библиотечных уроках в школе отмечаются учащиеся, проявившие наибольшую активность в ходе библиотечного урока. План библиотечных уроков включается в ООП начального общего образования в составе программ формирования универсальных учебных действий и  духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Приложение 1

Положение о библиотечных уроках для начальной школы

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о библиотечном уроке в начальной школе (далее — Положение) регламентирует порядок проведения уроков для учащихся начальных классов в библиотеке образовательной организации (далее — библиотеке).

1.2. Библиотека — структурное подразделение образовательной организации, центр культуры и чтения, информационно-ресурсная база школы, представляющая библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

1.3. Цель библиотечных уроков для начальной школы — содействие в освоении учащимися приемов работы с информацией; формирование навыка извлечения информации из разных источников (книги, периодика, интернет и др.).

1.4. Библиотечные уроки способствуют развитию у учащихся умений:

использовать различные способы поиска и обработки информации;соблюдать нормы информационной избирательности;слушать собеседника и вести диалог;

1.5. Библиотечные уроки повышают мотивацию учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, развивают литературное творчество.

1.6. Задачи библиотечных уроков:

сформировать у учащихся представление о библиотеке как об источнике информационных ресурсов, хранилище учебной и художественной литературы, коллекции медиаресурсов на электронных носителях; познакомить учащихся с терминами, используемыми в библиотеке (формуляр, абонемент, картотека, каталог и др.); сформировать бережное отношение учащихся к разным источникам информации;содействовать развитию у учащихся умений ориентироваться в традиционной книге (название, автор, издательство, оглавление, аннотация, год издания, тираж и др.) научить находить в библиотеке книгу с помощью каталога, предметных или алфавитных указателей, выставки; формировать представление о справочной литературе, энциклопедиях, словарях, периодических изданиях, научить использовать их при выполнении самостоятельной работы; научить распознавать художественную, учебную, научно-популярную, справочную и иную литературу; познакомить учащихся с художественным оформлением книги, иллюстрациями, иллюстраторами; развить представление о возникновении книги, современном ее производстве; сформировать у учащихся навыки использования библиотечного фонда в ходе учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

II. Особенности организации и проведения библиотечных уроков для начальной школы.

2.1. План библиотечных уроков фиксируется в  календарно-тематическом планировании рабочей программы педагога и вносится в годовой план учебно-воспитательной работы.

2.2. Библиотечные уроки проводятся не реже 1 раза в четверть, не чаще 1 раза в неделю.

2.3 Библиотечные уроки должны быть тематическими, могут быть посвящены юбилеям, важным событиям, календарным праздникам и др.

2.4. Библиотечные уроки могут проводиться в рамках уроков литературного чтения, окружающего мира, урока «Основы религиозной культуры и светской этики» и др. предметов.

2.4. Библиотечные уроки проводятся как для одного класса, так и для параллели.

2.5. Библиотечные уроки проводятся в библиотеке (хранилище), читальном зале, мультимедийном зале/компьютерном классе, актовом зале.

2.6. Библиотечные уроки проводятся библиотекарем и (или) иными педагогическими работниками школы, а также учащимися старших классов.

2.7. Для проведения библиотечного урока используются следующие формы работы:

консультации по поиску информации;лекции об информационной системе и правилах ее использования;экскурсии по библиотеке;читательские конференции;викторины, конкурсы;лабораторные и практические занятия;игровые мероприятия;самостоятельная работа учащихся с цифровыми и печатными носителями информации.

III. Порядок проведения библиотечного урока для начальной школы

3.1. Организатор библиотечного урока формулирует цель деятельности учащихся, организует деятельность в различных формах их взаимодействия (групповой, парной, индивидуальной), организует рефлексию, подводит итог (приложение 2).

3.2. В ходе библиотечного урока учащимся создаются условия для тренировки следующих умений и навыков:

воспринимать и анализировать информацию;формулировать и обосновывать собственное мнение;строить доказательство и умозаключение;ясно выражать свои мысли;слушать, воспринимать доказательства, умозаключения партнера.

3.3. В ходе библиотечного урока учащиеся могут использовать тетради, пособия и учебники по тому предмету, в рамках которого проводится библиотечный урок.

3.4. Педагоги-библиотекари при содействии организатора библиотечного урока готовят новостийные обзоры по итогам и анализу библиотечного урока в школе.

IV. Оценка результатов работы учащихся на библиотечных уроках

3.1. Критериями выставления отметок учащимся и анализа библиотечного урока в школе коллегами являются:

правильность ответа;оперативность ответа;умение выражать свои мысли кратко и четко;владение специальными терминами;умение работать в группе;эмоциональность, заинтересованность;работа с информационными источниками.

3.2. На библиотечных уроках проводится диагностика уровня информационно-коммуникационной компетентности учащихся посредством анкетирования, тестирования, встроенного педагогического наблюдения, метода экспертных оценок и др. ( в т. ч. с применением электронных ресурсов).

3.3. Отметки учащихся, полученные на библиотечном уроке, заносятся в журнал учета текущей успеваемости, в раздел, выделенный для предмета, в рамках которого проводится библиотечный урок.

3.4. Отдельные результаты работы учащихся на библиотечном уроке отмеча-ются грамотами, справками, сертификатами и др. документами, которые учащиеся вносят в портфолио.

Приложение 2

Технологическая карта библиотечного урока

Библиотечные уроки для начальной школы

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль