Библиотечные уроки для начальной школы

1447

Педагогические эффекты библиотечных уроков для начальной школы

В практике педагогов начальной школы широко используется интегративный подход в обучении. Области применения этого подхода могут быть самые разные: содержание предметов по дисциплинам учебного плана, педагогические технологии, социальное партнерство и др. Одним из направлений применения такого подхода является интеграция предметно-пространственного и  организационно-технологического компонентов единой образовательной среды школы. Это направление с успехом может реализовываться посредством организации библиотечных уроков для начальной школы.

Библиотечный урок — это урок, включенный в  календарно-тематическое планирование рабочей программы педагога и проводимый в помещении школьной библиотеки (далее — библиотеки) (см. приложение 1). Основанные на интегративном подходе эффекты такого урока следующие:

приобщение учащихся к  информационно-образовательным ресурсам библиотеки; развитие у учащихся навыков работы с библиотечными каталогами;активизация познавательных мотивов учащихся за счет смены видов учебной деятельности и условий ее осуществления;становление ценностно-смыслового опыта учащихся; укрепление имиджа библиотеки.

Указанные эффекты согласуются с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части требований к условиям реализации основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования. Одно из требований — создание комфортной развивающей образовательной среды образовательной организации, характеризующейся такими качествами, как доступность, открытость и привлекательность. Комфортная образовательная среда предполагает благожелательную атмосферу общения участников образовательных отношений. Библиотека, в этом смысле, является действенным и незаменимым средством.

Развивающий потенциал библиотечных уроков

Более, чем другие составляющие образовательной среды общеобразовательной организации, библиотека способствует нейтрализации конфликта между техникой и человеком, информационными технологиями и классическими текстами, агрессией медиапродуктов и их целесообразностью для включения в образовательный процесс школы. Воспитывающее воздействие библиотечной среды объясняется особым отношением к ней со стороны учащихся. Даже сегодня, когда популяризована электронная книга, не нуждающаяся в библиотечных полках и архивах, у учащихся сохраняется почтительное отношение к библиотеке как месту самообразования. Статус библиотеки остается неизменен в восприятии учащихся согласно плану работы школьной библиотеки.

Предметно-пространственная составляющая библиотечного урока делает его интересным для учащихся начальных классов. На библиотечном уроке для начальной школы учащиеся более раскованны, им проще воспринимать и анализировать информацию; формулировать и обосновывать собственное мнение; строить доказательство и умозаключение; ясно выражать свои мысли. Организованные в библиотеке выставки и яркая наглядность способствуют атмосфере творчества, удивления, вопрошания.

Интеграция в воспитательную систему школы

Урок в библиотеке — это, как правило, диалог, сопровождающийся открытым проявлением чувств и эмоций. На библиотечном уроке культивируется равенство позиций. Приветствуется умение педагога включить в диалог каждого, делая при этом необходимые акценты на формате самого библиотечного урока. В пространстве библиотеки урок превращается в инструмент преодоления познавательных трудностей. Педагоги и учащиеся становятся соисследователями в учебном диалоге, вступая в несвойственные обычному уроку отношения (см. приложение 2).

Согласно должностной инструкции педагога-библиотекаря, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от  26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики педагога-библиотекаря":

  • участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • организует работу по  учебно-методическому и информационному сопровождению образовательной программы, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

Еще одним отличием библиотечного урока от обычного является то, что индивидуальные образовательные достижения учащегося на библиотечном уроке для начальной школы могут быть отмечены специальными сертификатами. Такие «библиотечные» сертификаты — средство мотивации учащихся. По желанию педагога, за определенный объем накопленных библиотечных сертификатов ученик может получить традиционную отметку.

Педагоги-библиотекари при содействии организатора библиотечного урока готовят новостийные обзоры по итогам и анализу библиотечного урока в школе. В отчете о проведенных библиотечных уроках в школе отмечаются учащиеся, проявившие наибольшую активность в ходе библиотечного урока. План библиотечных уроков включается в ООП начального общего образования в составе программ формирования универсальных учебных действий и  духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Приложение 1

Положение о библиотечных уроках для начальной школы

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о библиотечном уроке в начальной школе (далее — Положение) регламентирует порядок проведения уроков для учащихся начальных классов в библиотеке образовательной организации (далее — библиотеке).

1.2. Библиотека — структурное подразделение образовательной организации, центр культуры и чтения, информационно-ресурсная база школы, представляющая библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

1.3. Цель библиотечных уроков для начальной школы — содействие в освоении учащимися приемов работы с информацией; формирование навыка извлечения информации из разных источников (книги, периодика, интернет и др.).

1.4. Библиотечные уроки способствуют развитию у учащихся умений:

использовать различные способы поиска и обработки информации;соблюдать нормы информационной избирательности;слушать собеседника и вести диалог;

1.5. Библиотечные уроки повышают мотивацию учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, развивают литературное творчество.

1.6. Задачи библиотечных уроков:

сформировать у учащихся представление о библиотеке как об источнике информационных ресурсов, хранилище учебной и художественной литературы, коллекции медиаресурсов на электронных носителях; познакомить учащихся с терминами, используемыми в библиотеке (формуляр, абонемент, картотека, каталог и др.); сформировать бережное отношение учащихся к разным источникам информации;содействовать развитию у учащихся умений ориентироваться в традиционной книге (название, автор, издательство, оглавление, аннотация, год издания, тираж и др.) научить находить в библиотеке книгу с помощью каталога, предметных или алфавитных указателей, выставки; формировать представление о справочной литературе, энциклопедиях, словарях, периодических изданиях, научить использовать их при выполнении самостоятельной работы; научить распознавать художественную, учебную, научно-популярную, справочную и иную литературу; познакомить учащихся с художественным оформлением книги, иллюстрациями, иллюстраторами; развить представление о возникновении книги, современном ее производстве; сформировать у учащихся навыки использования библиотечного фонда в ходе учебно-познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

II. Особенности организации и проведения библиотечных уроков для начальной школы.

2.1. План библиотечных уроков фиксируется в  календарно-тематическом планировании рабочей программы педагога и вносится в годовой план учебно-воспитательной работы.

2.2. Библиотечные уроки проводятся не реже 1 раза в четверть, не чаще 1 раза в неделю.

2.3 Библиотечные уроки должны быть тематическими, могут быть посвящены юбилеям, важным событиям, календарным праздникам и др.

2.4. Библиотечные уроки могут проводиться в рамках уроков литературного чтения, окружающего мира, урока «Основы религиозной культуры и светской этики» и др. предметов.

2.4. Библиотечные уроки проводятся как для одного класса, так и для параллели.

2.5. Библиотечные уроки проводятся в библиотеке (хранилище), читальном зале, мультимедийном зале/компьютерном классе, актовом зале.

2.6. Библиотечные уроки проводятся библиотекарем и (или) иными педагогическими работниками школы, а также учащимися старших классов.

2.7. Для проведения библиотечного урока используются следующие формы работы:

консультации по поиску информации;лекции об информационной системе и правилах ее использования;экскурсии по библиотеке;читательские конференции;викторины, конкурсы;лабораторные и практические занятия;игровые мероприятия;самостоятельная работа учащихся с цифровыми и печатными носителями информации.

III. Порядок проведения библиотечного урока для начальной школы

3.1. Организатор библиотечного урока формулирует цель деятельности учащихся, организует деятельность в различных формах их взаимодействия (групповой, парной, индивидуальной), организует рефлексию, подводит итог (приложение 2).

3.2. В ходе библиотечного урока учащимся создаются условия для тренировки следующих умений и навыков:

воспринимать и анализировать информацию;формулировать и обосновывать собственное мнение;строить доказательство и умозаключение;ясно выражать свои мысли;слушать, воспринимать доказательства, умозаключения партнера.

3.3. В ходе библиотечного урока учащиеся могут использовать тетради, пособия и учебники по тому предмету, в рамках которого проводится библиотечный урок.

3.4. Педагоги-библиотекари при содействии организатора библиотечного урока готовят новостийные обзоры по итогам и анализу библиотечного урока в школе.

IV. Оценка результатов работы учащихся на библиотечных уроках

3.1. Критериями выставления отметок учащимся и анализа библиотечного урока в школе коллегами являются:

правильность ответа;оперативность ответа;умение выражать свои мысли кратко и четко;владение специальными терминами;умение работать в группе;эмоциональность, заинтересованность;работа с информационными источниками.

3.2. На библиотечных уроках проводится диагностика уровня информационно-коммуникационной компетентности учащихся посредством анкетирования, тестирования, встроенного педагогического наблюдения, метода экспертных оценок и др. ( в т. ч. с применением электронных ресурсов).

3.3. Отметки учащихся, полученные на библиотечном уроке, заносятся в журнал учета текущей успеваемости, в раздел, выделенный для предмета, в рамках которого проводится библиотечный урок.

3.4. Отдельные результаты работы учащихся на библиотечном уроке отмеча-ются грамотами, справками, сертификатами и др. документами, которые учащиеся вносят в портфолио.

Приложение 2

Технологическая карта библиотечного урока

Библиотечные уроки для начальной школы



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль