Экспертиза основной образовательной программы начального образования

615

Экспертиза начального образования как значимый инструмент оценки качества образования

Экспертиза начального общего образования как одна из процедур системы оценки качества образования приобретает сегодня особую значимость в педагогической практике. Это обусловлено особым периодом в деятельности образовательных организаций: массово завершается реализация основных образовательных программ (далее — ООП) начального общего образования, разработанных в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) начального общего образования; в конце текущего учебного года предстоит оценка достижения соответствующих образовательных результатов учащимися 4-х классов. Результаты этой экспертизы начального образования, как ожидается, дадут ответ на вопрос, позволила ли разработанная и реализуемая образовательными организациями (далее — ОО) ООП начального общего образования стать инструментом управления качеством образования и обеспечить достижение учащимися запланированных образовательных результатов.

Следует выделить ряд наиболее общих причин для коррекции и экспертизы основных образовательных программ начального общего образования:

  • действующие на сегодня ООП начального общего образования разрабатывались в большинстве случаев в достаточно сжатые сроки;
  • отсутствовал как таковой опыт разработки ООП начального общего образования в условиях жесткой нормативно-правовой регламентации и единых для всех ОО требований, закрепляемых ФГОС начального общего образования;
  • имела место недооценка того факта, что ООП начального общего образования — основной (и единственный) нормативный документ, определяющий содержание образования и пути его реализации в конкретной ОО;
  • бытовала убежденность, что примерная основная образовательная программа начального общего образования (составитель Е. С. Савинов1) является документом для полного копирования и точного исполнения в ОО.

Согласно Федеральному закону №  273-ФЗ примерная ООП — это « учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».

Указанные причины не могли способствовать разработке конструктивного, действенного документа, отражающего в полной мере стратегию и тактику деятельности ОО, специфику ее образовательной системы, вклад каждого педагога в достижение планируемых результатов. Самым большим недостатком стала недоработка результативно-целевого блока ООП начального общего образования, в особенности раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования». В целом ряде случаев к перечисленным объективным причинам добавились причины субъективные. Это случаи, когда администраторы ОО не сочли нужным разрабатывать аутентичный документ и позволили себе элементарное копирование примерной ООП начального общего образования под реакцией Е. С. Савинова. Вместе с тем Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №  273-ФЗ) определяет назначение примерной ООП как документа-ориентира (п. 10 ст. 2).

Такой статус примерной ООП должен пониматься однозначно, поскольку любая образовательная организация имеет свои особенности (миссия, специфика социокультурной среды, традиции, потенциал участников образовательных отношений, цели образовательной деятельности и т. п.). Особое значение обретает сегодня часть ООП начального общего образования, формируемая участниками образовательных отношений2, которая должна отражать обусловленные разными факторами изменяющиеся потребности и запросы различных групп потребителей образовательных услуг. Часть ООП начального общего образования, формируемая участниками образовательных отношений, позволяет реализовать миссию и цели образовательной деятельности ОО с учетом ее особенностей, возможностей и традиций; уровня подготовки обучающихся, их интересов, мотивов учебной деятельности; особых образовательных запросов отдельных групп обучающихся. Не будет преувеличением сказать, что планируемое качество образования, которое характеризует и отличает каждую конкретную ОО от других, и делает ее привлекательной для обучающихся и их родителей. А это есть самый весомый аргумент необходимости своевременной и грамотной коррекции и экспертизы начального общего образования.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, ОО должны уделить особое внимание целям и планируемым результатам образовательной деятельности. Результативно-целевой блок — один из самых трудоемких, но самых эффективных с точки зрения управления качеством образования. Определяя цели образовательной деятельности и планируя результаты освоения учащимися ООП начального общего образования3, ОО одновременно проектирует систему оценки достижения этих результатов, а значит, очерчивает инструментально-технологическое пространство оценочной деятельности. Это, в свою очередь, заставляет ОО провести анализ педагогической практики как таковой, ее  материально-технических и кадровых условий.

Необходимость и направления коррекции ООП начального общего образования определяется на основе оценки качества образования по ФГОС, осуществляемой в ОО (внутренней оценки) или на основе внешней оценки (аудита), которая осуществляется также по инициативе образовательной организации.

Это полезно знать

Экспертиза — это особый тип деятельности, целью которой является получение авторитетного заключения по тем или иным вопросам в области науки, техники, искусства и др. Функции экспертизы (аналитическая, оценочная, проектировочная, консультационная, рефлексивная) и обусловленные ими задачи экспертизы могут быть различными в зависимости от цели ее проведения.

Можно выделить следующие направления внутренней оценки качества образования: оценка достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП коррекции ООП начального общего образования, оценка профессиональной деятельности педагогов по реализации и коррекции ООП начального общего образования, оценка эффективности использования различных групп ресурсов; оценка качества спроектированного и реализуемого образовательного процесса и др.

Остановимся на одной из важнейших процедур оценки качества образования — экспертизе действующей основной образовательной программы начального общего образования. Ее основные направления следующие:

достижение учащимися планируемых результатов освоения ООП начального общего образования;профессиональная деятельность педагогов по реализации ООП начального общего образования;эффективность использования различных групп ресурсов ОО;соответствие подпрограмм ООП начального общего образования требованиям ФГОС начального общего образования;характер образовательного процесса в ОО.

Ведущим для экспертизы основной образовательной программы является критерий соответствия ООП начального общего образования (всех ее структурных элементов) требованиям ФГОС начального общего образования и характеристикам, задающим качество образования в конкретной образовательной организации (с учетом определения качества образования, закрепленного Федеральным законом №  273-ФЗ).

Критерий соответствия ООП начального общего образования применяется как для программы в целом, так и для ее структурных компонентов. Для эффективности работы эксперта и достоверности результата экспертизы начального общего образования могут быть использованы дополнительные маркеры, позволяющие делать выводы о качественном состоянии чего-либо (соответствии/несоответствии/частичном соответствии изучаемого объекта требованиям ФГОС начального общего образования). К примеру, соответствие структуры ООП начального общего образования требованиям ФГОС, соответствие содержания разделов ООП начального общего образования требованиям ФГОС.

Второй уровень соответствия — это соответствие характеристикам, задающим качество образования в конкретной образовательной ОО и отраженным в локальной нормативной базе ОО (см. приложение).

Институциональные характеристики качества образования в ОО определяются также на основании изучения потребностей различных групп потребителей образовательных услуг. В ходе экспертизы начального образования необходимо обратить внимание на следующие фиксируемые в ООП начального общего образования качественные характеристики ОО:

понимании ОО своей миссии;учет социокультурной среды и месторасположения организации;учет особенностей контингента обучающихся;отражение возможностей и инновационного потенциала педагогического коллектива;совокупность сложившихся в ОО традиций, в т. ч. по реализации этнокультурного компонента ООП;направленность реализуемых образовательных программ плана внеурочной деятельности;характер интеграции урочной и внеурочной деятельности и др.

Наиболее общие подходы к отражению в ООП начального общего образования качественных характеристик ОО представлены в таблице. Указанные подходы к спецификации ООП характеристики применяются в пределах использования основного перечня показателей экспертизы начального общего образования:

Соответствие структуры ООП начального общего образования требованиям ФГОС начального общего образования (с учетом всех его изменений).Отражение в разделах ООП начального общего образования (целевом, содержательном, организационном) качественных характеристик ОО.Соответствие содержания программ (по учебным предметам, формирования УУД и др.) требованиям ФГОС начального общего образования (с учетом всех его изменений) и качественным характеристикам ОО.Согласованность содержания ООП начального общего образования с различными группами условий ее реализации; разработанность «дорожной карты» развития условий.Результативность реализации ООП начального общего образования, т. е. уровень достижения учащимися планируемых образовательных результатов.

Возможные подходы к спецификации ООП начального общего образования

Структурный компонент ООП

Возможности (механизмы) спецификации ООП

Пояснительная записка

Согласование целей ООП начального общего образования с качественными характеристиками ОО.

                                   Согласование целей ООП начального общего образования с основными задачами программы развития ООП начального общего образования.

                                   Обоснование выбора принципов и подходов к реализации ОО

Планируемые результаты освоения ООП начального общего образования

Планирование результатов освоения ООП начального общего образования в соответствии с потребностями, интересами и возможностями обучающихся и их родителей (законных представителей)4

Содержательный раздел

Планирование содержания каждой подпрограммы ООП начального общего образования (формирования УУД; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы) как с учетом предметов учебного плана, так и занятий внеурочной деятельности.

                                   Детализация содержания деятельности ОО по формированию информационно-коммуникационной компетентности учащихся и навыков смыслового чтения применительно к  материально-техническим и кадровым ресурсам ОО.

                                   Охват системой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования всех подпрограмм ООП начального общего образования; согласование указанного раздела с внутренней системой оценки качества образования в ОО

Организационный раздел

Реализация части ООП, формируемой участниками образовательных отношений в учебном плане и плане внеурочной деятельности.

                                   Согласование раздела учебного плана «Промежуточная аттестация обучающихся» с внутренней системой оценки качества образования в ОО.

                                   Отражение этнокультурного компонента ООП начального общего образования в учебном плане и плане внеурочной деятельности.

                                   Использование различных вариантов реализации учебного плана.

                                   Разработка индивидуальных учебных планов. Описание необходимых и созданных условий для реализации планируемых результатов

Обратим внимание: все, что во ФГОС начального общего образования объединено понятием «часть, формируемая участниками образовательных отношений», задает подходы к содержанию программ образования начального общего образования, которое формирует желаемое, (читаем — планируемое) качество образования в конкретной ОО.

Основная образовательная программа — это документ, посредством которого ОО заявляет о содержании предоставляемых образовательных услуг в единстве результативно-целевой, процессуальной и  программно-методической составляющих. Чем аутентичнее ООП начального общего образования, тем очевиднее для органов, осуществляющих управление в сфере образования связь качества достигнутых учащимися образовательных результатов с характером образовательного процесса в ОО.

Не менее важно учитывать и то, что предстоящие ОО коррективы ООП начального общего образования следует согласовывать с программой развития ОО как минимум в части условий образовательной деятельности ОО, а также в части интеграции основного и дополнительного образования.

В заключение еще раз подчеркнем, что примерная ООП начального общего образования является всего лишь рамочным документом, и в действующем нормативно-правовом поле ее прямое копирование недопустимо.

Приложение

Содержание экспертизы основной образовательной программы начального общего образования на предмет ее соответствия требованиям ФГОС начального общего образования

Разделы программы

Параметры экспертизы начального общего образования

Фактический показатель5

Целевой раздел ООП

Пояснительная записка

Цели, задачи конкретизированы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; региональными, муниципальными особенностями системы образования; особенностями ОО.

                                   Принципы, подходы к формированию ООП, ее общая характеристика, состав участников образовательного процесса, особенности реализуемой системы обучения, УМК; включены в описание части ООП, формируемой участниками образовательных отношений

Планируемые результаты

Формулировки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов выстроены по блокам «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

Объект и содержание оценки (критерии, процедуры, инструментарий, форма представления результатов, особенности оценки образовательных результатов) охарактеризованы по распределительному принципу (охватывают все подпрограммы ОО).

                                   Особенности текущего и итогового оценивания достижений обучающихся, мониторинговые исследования индивидуальных достижений обучающихся и выпускников включены в систему оценки достижения планируемых результатов.

                                   Деятельность ОО по формированию планируемых результатов освоения обучающимися ООП представлена в системе оценки достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел ООП6

Программа формирования универсальных учебных действий учащихся (далее — УУД)

Программа развития УУД содержит:

                                   • описание ценностных ориентиров начального образования, характерных для данной школы;

                                   • характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

                                   • связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ( в т. ч. с содержанием УМК, используемых школой), внеурочной деятельностью;

                                   • типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

                                   • способы формирования УУД (в учебной и внеурочной деятельности);

                                   • описание преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе детей из дошкольных образовательных учреждений в данную школу

Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

Программы отдельных учебных предметов, курсов содержат:

                                   • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

                                   • общую характеристику учебного предмета, курса;

                                   • описание места учебного предмета, курса в учебном плане могут быть предусмотрены разные уровни изучения предметов);

                                   • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

                                   • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

                                   • содержание учебного предмета, курса;

                                   • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

                                   • описание материально-технического обеспечения образовательного процесса7.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования содержит:

                                   • перечень планируемых результатов воспитания; формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

                                   • характеристику целостной образовательной среды ОО, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающей историко-культурную, этническую, региональную специфику и особенности и традиции ОО; систему воспитательных мероприятий;

                                   • модель организации работы по  духовно-нравственному развитию, воспитанию обучающихся;

                                   • констатацию методик и процедур педагогической диагностики результатов программы;

                                   • характеристику системы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни содержит:

                                   • цели, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

                                   • направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся;

                                   • модель организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения;

                                   • критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся;

                                   • методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы содержит:

                                   • цели и задачи программы, направления работы;

                                   • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий;

                                   • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, а также описание специальных условий обучения и воспитания таких детей;

                                   • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других специалистов в области коррекционной педагогики;

                                   • планируемые результаты освоения образовательной программы, коррекционной работы;

                                   • методики и процедуры их диагностики.

Организационный раздел ООП

Учебный план8

Учебный план разработан с учетом обязательных предметных областей и учебных предметов, предусмотренных ФГОС начального общего образования.

                                   Учебный план включает раздел «Промежуточная аттестация обучающихся».

                                   Объем недельной нагрузки обучающихся в рамках учебного плана соответствует требованиям ФГОС начального общего образования

План внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

                                   Представлено разнообразие форм реализации плана внеурочной деятельности.

                                   Объем внеурочной деятельности обучающихся соответствует требованиям ФГОС начального общего образования

Условия

Представлена совокупность имеющихся в ОО кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП

Информационно-образовательная среда (далее — ИОС)

В характеристике ИОС представлены:

                                   • технологические средства (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы и др.);

                                   • программные продукты;

                                   • культурные и организационные формы информационного взаимодействия;

                                   • компетенции участников образовательных отношений в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие соответствующих служб поддержки применения

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса включает:

                                   • параметры комплектности оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП;

                                   • параметры оценки качества обеспечения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения ООП


1 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. 2‑е изд., перераб. М.: Просвещение, 2010. 204 с. (Стандарты второго поколения).

2 Подробно о реализации части ООП начального общего образования, формируемой участниками образовательных отношений, читайте в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 2.

3 Методики и примеры планирования образовательных результатов представлены в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 2.

4 Указанный механизм спецификации ООП связан с необходимостью документировать содержание части ООП, формируемой участниками образовательных отношений результатами опросов, анкетирования; протоколами и др., подтверждающими факты включения участников образовательных отношений в разработку указанной части ООП.

5 Используется маркер «соответствует/частично соответствует/не соответствует».

6 В данном разделе ООП могут быть представлены мероприятия различных уровней (институционального, муниципального, областного, окружного, регионального, федерального, международного), в случае их прямого отношения к целям ООП и ее организационным процедурам.

7 Авторские рабочие программы учебных предметов, разработанные авторами учебников, УМК могут рассматриваться как примерные рабочие программы по учебным предметам в структуре ООП, если они соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и целевому разделу ООП. Вопрос о возможности их использования в ООП решается на уровне образовательного учреждения.

8 Актуальные вопросы разработки и реализации учебных планов как элементов ООП начального общего образования освещены в журнале «Управление начальной школой». 2015. № 4. С. 16–28.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль