Требования к лицензированию образовательной деятельности

1907
 Чеха В.В.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Чеха В.В., канд. юрид. наук, проректор, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Лицензирование осуществляется по видам и уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Требования к лицензированию образовательной деятельностиОбразовательная организация обязана обеспечить открытость и доступность лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями). Копии документов размещаются на официальном сайте ОО в соответствии с требованиями к его структуре и формату представления информации, установленными Рособрнадзором.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее — Положение).

Соискателями лицензии являются образовательные организации (далее — ОО), организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензирование образовательной деятельности: уполномоченные органы

В соответствии с п. 2 Положения лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ. Разделение компетенции лицензирующих органов установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Положением.

В частности, согласно подп. 7 ч. 1 ст. 6 закона к полномочиям Рособрнадзора относится лицензирование образовательной деятельности:

Рособрнадзор ведет сводный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в сфере образования.

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 № 437;российских ОО, расположенных за пределами территории РФ; ОО, созданных в соответствии с международными договорами РФ; а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;иностранных ОО, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ.

Знаете ли вы, что…

В случае переоформления новая копия лицензии подлежит размещению на официальном сайте ОО в сети Интернет в течение 10 рабочих дней со дня ее получения.

Органы исполнительной власти субъекта РФ осуществляют лицензирование образовательной деятельности всех иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся на территории указанного субъекта. Таким образом, большая часть общеобразовательных и дошкольных организаций получают и переоформляют лицензии на образовательную деятельность в лицензирующих органах на территории своих регионов.

Лицензирование образовательной деятельности: основные требования

Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования образовательной деятельности.

Требования к лицензированию образовательной деятельности
Какие требования СанПиН 2.4.2.2821–10 устанавливает для спортивных объектов на территории ОО?
На территории общеобразовательной организации должна быть оборудована физкультурно-спортивная зона. Размещать ее рекомендуется со стороны спортивного зала. В случае размещения со стороны окон учебных помещений уровни шума не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж для предупреждения затопления дождевыми водами.Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета «Физическая культура», а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей.Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Лицензионные требования к соискателю лицензии на образовательную деятельность установлены п. 4 Положения. Рассмотрим отдельные требования, актуальные для дошкольных и общеобразовательных организаций.

1. Наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Указанные объекты должны включать оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта. Их состояние должно соответствовать требованиям нормативных правовых актов, в т. ч.:

санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. СанПиН 2.4.2.2821–10», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172–14», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41;«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049–13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;Правилам пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ-101-89), утв. приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 № 541.

2. Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в т. ч. требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Содержание данного требования предопределяется в основном соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Например, п. 3.5.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, предусматривает, что требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы включают:

требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).

3. Наличие условий для охраны здоровья обучающихся.

Знаете ли вы, что…

Высота спортивного зала при проектировании должна составлять не менее 6,0 м.

Согласно ч. 2–3 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. При этом ОО обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

4. Наличие разработанных и утвержденных образовательных программ.

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации

В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

</