Положение о профессиональной ориентации

2433

________________
(наименование учреждения)

УТВЕРЖДАЮ
___________/_______
”__” ________ 20__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о профессиональной ориентации

I. Общие положения

1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы

1.1. Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, которое проявляется в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия обучающемуся в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:
- профессиональная информация – ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональная консультация – оказание помощи обучающемуся в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути;
- профессиональный подбор – предоставление рекомендации ученику о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики;
- профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

1.3. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и благосостояния.

1.4. Основные методы профессиональной ориентации:
- информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (с помощью СМИ);
- психологическое и медицинское консультирование;
- психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
- различные педагогические методы.

2. Понятие психологической поддержки, ее направления, цели и методы

2.1. Психологическая поддержка – система социально-психологических способов и методов, помогающих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека для полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

2.2. Основными направлениями психологической поддержки являются:
- психологическая профилактика – содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;
- психологическое консультирование – оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию;
- психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

2.3. Психологическая поддержка осуществляется в целях:
- обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;
- предупреждения развития негативных тенденций в психологии детей, преодоления трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

2.4. Основные методы психологической поддержки:
- психологическое просвещение;
- психологическое и психотерапевтическое консультирование;
- психологическая диагностика;
- психологический тренинг;
- психологическая коррекция и др.

3. Правовая основа профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация регулируется Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", "Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан", утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ, утв. постановлением Министерства труда РФ от 29.08.1995 № 47, Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1.

II. Государственная система профессиональной ориентации

1. Понятие государственной системы профессиональной ориентации

Государственная система профессиональной ориентации представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты граждан.
Для достижения профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации.
Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.

2. Образовательное учреждение (учитывая интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов):

- обеспечивает профессиональную направленность учебных программ и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;
- проводит системную квалифицированную и комплексную профориентационную работу;
- формирует у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с их интересами, состоянием здоровья и особенностями, с учетом потребности региона в кадрах;
- привлекает обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышая его роль в выборе профессии;
- организует профессиональное просвещение и консультирование обучающихся, формирует у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности;
- организует дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
- обеспечивает органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора молодежи, поступающей в учреждения профессионального образования;
- использует возможности психологических служб образовательных учреждений для организации и проведения профориентационной работы.
Профессиональная ориентация учащихся в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда является одной из основных задач образовательного учреждения.

3. Психологическая служба образовательного учреждения в соответствии с нормативными документами:

- активно содействует формированию личностного и интеллектуального потенциала обучающихся;
- создает психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной сфер личности;
- оказывает психологическую помощь педагогическому коллективу и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся, в разрешении конфликтных ситуаций;
- внедряет достижения психологии в практику образовательно-воспитательного процесса.

III. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации

1. Гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг:
- предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой;
- проведение для обучающихся групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;
- оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи обучающимся.

Информация предоставлена редакцией серии дисков "Методическая поддержка заместителя директора школы. Рыба-диск"
(№ 3-2010 года "Организация профильной подготовки")
Адрес сайта: www.diski.resobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль