Изменения в контрольно-надзорной деятельности в подходах Роструда

139

Ужесточение ответственности за нарушение норм трудового права

В 2015 г. вступили в силу поправки в нормативные правовые акты о контрольно оценочной деятельности школы, предусматривающие ужесточение мер ответственности за нарушение трудового законодательства. Ответственность дифференцируется в зависимости от характера нарушения положения о контрольной деятельности в школе.

Во-первых, установлен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения. Причем выявить нарушение и выдать предписание об его устранении теперь могут государственные инспекторы труда. Ранее с такой инициативой имели право выступать только суды.

Порядок признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями установлен ст. 19.1 ТК РФ.

Начиная с 2014 г., само по себе заключение организацией гражданско-правового договора (например, оказания услуг или подряда), фактически регулирующего трудовые отношения, является нарушением трудового законодательства и может повлечь административную ответственность. Возможность признавать трудовыми отношения, возникшие на основании гражданско-правовых договоров, имеют не только суды, но и работодатели, выполняя либо предписание трудовой инспекции, либо требование физического лица — исполнителя по договору.

С 1 января 2015 г. п. 3 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) предусматривает ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Теперь размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Во-вторых, в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ) введена ст. 67.1, предусматривающая последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом. Так, если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Знаете ли вы, что…

Размер штрафа за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора для юридических лиц составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В-третьих, гл. 5 КоАП РФ дополнена ст. 5.27.1, также вступившей в силу 1 января 2015 г. Изменения в контрольно-надзорной деятельности предусматривают ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. В частности, за нарушение работодателем порядка или непроведение специальной оценки условий труда; допуск работника к работе без проведения обучения и проверки знаний в сфере охраны труда, а также без проведения обязательных медицинских осмотров; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Максимальный штраф для юридических лиц достигает 150 тыс. руб.

В-четвертых, увеличен срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства: с 2 месяцев до 1 года. Соответствующие изменения в контрольно-надзорной деятельности внесены в ст. 4.5 КоАП РФ.

В-пятых, ужесточена ответственность руководителей образовательных организаций за неисполнение предписания государственной инспекции труда.

Согласно п. 23 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, положения о контрольной деятельности в школе и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. То есть, в отношении образовательной организации может быть применен штраф, а ее руководителя-либо штраф, либо дисквалификация.

Знаете ли вы, что…

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Дисквалификация является наиболее серьезной мерой наказания за неисполнение предписания государственной инспекции труда. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Рассмотрение дела об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок или ненадлежащем выполнении законного предписания должностного лица, осуществляется только судом.

В соответствии с п. 3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица. Определение и перечень лиц, осуществляющих такие функции, предусмотрены ст. 2.4 КоАП РФ. Согласно данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В ст. 28.3 КоАП РФ указаны должностные лица, уполномоченные составлять протоколы по делу об административном правонарушении. В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 23 КоАП РФ к таким должностным лицам относятся в т. ч. должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

В таблице приведены штрафные санкции за нарушения трудового законодательства, действовавшие до 31 декабря 2014 г. и вступившие в силу с 1 января 2015 г.

Сравнение мер ответственности до и после 1 января 2015 г.

Нарушение Кто может быть привлечен к ответственности Мера административной ответственности
До 01.01.2015 После 01.01.2015
Нарушение трудового законодательства, за исключением охраны труда
Неуполномоченный сотрудник организации допустил нового работника к работе без оформления. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор (ч. 2, 5 ст. 5.27 КоАП РФ) Виновный сотрудник Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф 5 тыс. руб.
Должностное лицо, например руководитель Штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
При повторном нарушении Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Новый работник работает без оформления или с ним заключен гражданско-правовой договор (ч. 3, 5 ст. 5.27 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
При повторном нарушении Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
Организация Штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Любое нарушение законодательства о труде, для которого не установлена специальная ответственность (ч. 1, 4 ст. 5.27 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб.
При повторном нарушении Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет Штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
При повторном нарушении Не предусмотрена Штраф от 10 до 20 тыс. руб.
Организация Штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
При повторном нарушении Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 50 тыс. до 70 тыс. руб.
Нарушение охраны труда
Нарушен порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах сотрудников, или оценка не проведена (ч. 2, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Организация Штраф от 60 тыс. до 80 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности
Нового работника допустили к работе при наличии медицинских противопоказаний или без прохождения в установленном порядке: обучения и проверки знаний требований охраны труда; обязательных медицинских осмотров (предварительного, периодического, ежедневного); обязательных психиатрических освидетельствований (ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 15 тыс. до 25 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Штраф от 15 тыс. до 25 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Организация Штраф от 110 тыс. до 130 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности
Сотрудники работают без средств индивидуальной защиты (ч. 4, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Штраф от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Организация Штраф от 130 тыс. до 150 тыс. руб.
При повторном нарушении Штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности
Любое нарушение охраны труда, для которого не установлена специальная ответственность (ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб. Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
При повторном нарушении Дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Штраф от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
При повторном нарушении Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Организация Штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 50 тыс. до 80 тыс. руб.
При повторном нарушении Специальная ответственность не предусмотрена Штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности
Неисполнение предписаний государственного инспектора труда
Предписание государственного инспектора по труду не выполнено или выполнено с нарушениями (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ) Должностное лицо, например руководитель Штраф от 1 тыс. до 2 тыс. руб. или дисквалификация на срок до 3 лет Штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Специальная ответственность не установлена. Штраф налагался, как на граждан: от 300 до 500 руб. Штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Организация Штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Введение принципа «отложенного штрафа»

Среди нарушений трудового законодательства, которые допускают организации бюджетной сферы, в т. ч. образовательные организации, наиболее часто выявляют незначительные, например, связанные с ненадлежащим оформлением документации нарушения, не представляющие угрозу для жизни и здоровья работников. Отчасти это обусловлено тем, что образовательные организации не имеют возможности содержать в штате юриста, который бы обеспечивал исполнение всех формальных требований положения о контрольной деятельности в школе. Поэтому Роструд считает, что если нарушения не ухудшают положения работников, то можно дать время работодателю на исправление ошибок.

Практика показывает, что действующая в настоящее время модель контрольно оценочной деятельности школы в сфере труда не в полной мере отвечает современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям в контрольно-надзорной деятельности, а также не соответствует требованиям эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поэтому в 2014 г. Роструд заявил о новом амбициозном государственном проекте — «Открытая инспекция труда: переход от модели санкций к модели соответствия». В основе проекта — идея о том, что результативное решение существующих проблем возможно только в условиях смещения акцентов: с действующей «модели санкций», при которой государственный контроль (надзор) в основном направлен на выявление уже совершенного нарушения и наказание, на «модель соответствия», в основе которой лежат упреждающие действия, ориентированные на профилактику и предупреждение нарушений положения о контрольной деятельности в школе. Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда, являющейся следствием перехода к «модели соответствия», должно стать содействие улучшению условий труда и информационной обеспеченности работников и работодателей.

Данный подход изложен в Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015—2020 гг.).

Принцип «отложенного штрафа» не действует в случае выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан, нарушений работодателями сроков выплаты заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, а также при отсутствии надлежаще оформленных трудовых отношений (нелегальной занятости) и неправомерном заключении гражданско-правовых договоров.

Таким образом, Роструд вместо наказаний за нарушения будет помогать работодателям в устранении недочетов. «Отложенный штраф» будет применяться за правонарушения только в том случае, если предписания инспектора труда не исполнены в установленный срок.

Одновременно Рострудом разработан механизм, позволяющий любой организации, в т. ч. той, в которой отсутствует юридическое сопровождение, исправить выявленные нарушения и привести документацию в соответствие с требованиями законодательства и изменениями в контрольно-надзорной деятельности. Речь идет о специально созданном ресурсе Онлайнинспекция. РФ, с помощью которого можно минимизировать риски выявленных нарушений и устранить недочеты.

Развитие клиентоориентированных электронных сервисов

В настоящее время основная задача работодателя — пройти проверку с наименьшими потерями, а не предотвратить нарушения. Эта проблема обусловлена, в т. ч. отсутствием единого информационного пространства, клиентоориентированных электронных сервисов, интерактивного взаимодействия федеральной инспекции труда с другими участниками общественных отношений в сфере труда и занятости, контрольно оценочной деятельности школы.

Протокольным решением на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг от 12.09.2014 были одобрены основные направления разработки системы клиентоориентированных интерактивных сервисов для работников и работодателей. В настоящее время Рострудом разрабатывается и уже частично внедрен ряд таких сервисов на интернет-ресурсе Онлайнинспекция. РФ. В их числе:

Знаете ли вы, что…

Роструд планирует разработать более 100 тематических «проверочных листов», которые позволят охватить практически все институты трудового права.

«Дежурный инспектор» (позволяет задать вопрос и получить консультацию);«Электронный инспектор» (дает возможность самостоятельно пройти проверку соблюдения требований трудового законодательства);«Трудовой навигатор» (предоставляет пошаговую инструкцию по восстановлению своих нарушенных прав или устранению нарушений в организации);«Обсуждения» (предоставляет открытую площадку для обмена мнениями, обсуждения наиболее актуальных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, а также высказывания предложений);«Электронная приемная Роструда»;«Общественная оценка деятельности инспекций труда» и др.

Сервис «Электронный инспектор» позволит работодателю в интерактивном режиме провести проверку соблюдения изменений в контрольно-надзорной деятельности и трудового законодательства в организации, обеспечит прозрачность проверяемых норм за счет их доступности и актуальности, предоставления дополнительных разъяснений.

Безусловно, в свете ужесточения санкций за нарушение трудового законодательства, руководителям образовательных организаций, в первую очередь, будет интересен сервис «Электронный инспектор».

Для создания сервиса были разработаны модели действий инспектора труда при проведении соответствующих надзорно-контрольных мероприятий по контрольно оценочной деятельности школы, алгоритм которых лег в основу сформированных по темам «проверочных листов». В результате прохождения «проверочных листов» пользователи получат:

заключение системы об отсутствии или наличии в организации нарушений, правовое обоснование заключения;инструменты для устранения выявленных нарушений (инструкции к действию, шаблоны и образцы документов).

Проверить соответствие организации требованиям трудового законодательства могут не только работодатели, которым предстоит инспекторская проверка, но и работники, считающие, что работодатель нарушает их права, но не обладающие специальными знаниями для проверки данного факта.

В декабре 2014 г. на ресурсе Онлайнинспекция. РФ запущена тестовая версия «Электронного инспектора», в которой представлены 10 «проверочных листов» по ключевым и самым востребованным (с учетом жалоб в Роструд) разделам трудового законодательства. В их числе:

1) трудовой договор;

2) прекращение трудовых отношений по инициативе работника;

3) изменение трудового договора по инициативе работодателя;

4) материальная ответственность работника перед работодателем;

5) привлечение к дисциплинарной ответственности в виде увольнения;

6) привлечение к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения);

7) испытание при приеме на работу;

8) предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска;

9) прием работника на работу;

10) прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя при сокращении численности или штата работников.

По окончании проверки «Электронный инспектор» сформирует акт, в котором будут отражены нарушения требований законодательства, а также предложит способы их устранения.

В дальнейшем Роструд намерен стимулировать работодателей к использованию сервиса «Электронный инспектор». В частности, предполагается использовать ресурс для добровольного направления организацией декларации о соблюдении требований трудового законодательства в государственную инспекцию труда. Также планируется, что в случае подтверждения результатов проверки работодатель будет считаться добросовестным и сможет, к примеру, получить гарантии защиты от плановых проверок со стороны надзорного органа сроком от трех лет или другие льготы.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль