Осуществление государственного контроля в сфере образования

554

Контроль в сфере российского образования насчитывает почти полуторавековую историю. Его появление относится к 29 мая 1869 г., когда с целью наблюдения за деятельностью народных школ и благонадежностью учителей в Российской Империи была введена должность инспектора народных училищ — из расчета по одному инспектору на каждую губернию.

В марте этого года исполнилось 11 лет со дня принятия Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», положившем начало современной контрольно-надзорной деятельности, в т. ч. в сфере образования.

За прошедший период контроль в сфере российского образования претерпел немало изменений, при этом последние из них связаны с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Остановимся на них более подробно.

Внеплановая проверка школы

Одним из введенных законом изменений в организацию государственного контроля (надзора) явилось установление дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок школ, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках осуществления государственного контроля в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Сегодня контроль в сфере российского образования является одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения соблюдения права граждан на образование и реализации государственной политики в области образования.

Так, ст. 10 Закона № 294-ФЗ предусмотрено три основания для проведения внеплановой проверки школ. К ним относятся:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о соответствующих нарушениях;
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

К перечисленным основаниям ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» введены еще два основания для проведения внеплановой проверки школ:
1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;
2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в т. ч. требований федеральных государственных образовательных стандартов на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного ст. 97 закона.

3 основания, при наличии которых орган осуществления государственного надзора в сфере образования выдает предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений повторно:

·        выданное органу исполнительной власти, органу местного самоуправления или организации предписание об устранении выявленных нарушений не исполнено ими в установленный срок;

·        представленный органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или организацией отчет об устранении выявленных нарушений не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок;

·        отчет об устранении выявленных нарушений не представлен органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или организацией до истечения срока исполнения предписания.

Фактически это означает, что организация, осуществляющая образовательную деятельность, может стать объектом внеплановой проверки по любому вопросу основной деятельности.

Статьей 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также введена правовая норма о выдаче органом по контролю и надзору в сфере образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, повторно предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Напомним, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения.

В случае же неисполнения предписания (в т. ч. если представленный отчет не подтверждает исполнение предписания в установленный срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования кроме выдачи повторно предписания также осуществляет ряд дополнительных действий — возбуждает дело об административном правонарушении в отношении органа или организации, допустивших нарушения, запрещает прием в данную организацию полностью или частично.

Часть 8 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязательность уведомления органа по контролю и надзору органом исполнительной власти, органом местного самоуправления или организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. Подобное уведомление должно быть произведено до истечения срока исполнения выданного повторно предписания. Проверка информации, поступившей во исполнение выданного повторно предписания, осуществляется органом по контролю и надзору в течение 30 дней.

Знаете ли вы, что…

Срок исполнения предписания не может превышать 6 месяцев.

Если по итогам внеплановой проверки школы установлен факт исполнения выданного повторно предписания, орган по контролю и надзору принимает решение о возобновлении приема в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, прием в которую был запрещен по итогам проверки.

Прием в организацию возобновляется со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Знаете ли вы, что…

Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать 3 месяцев.

Часть 8 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает также меры, принимаемые органом по контролю и надзору в случае неисполнения в установленный срок выданного повторно предписания. К ним относится приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или частично организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обращение органа по контролю и надзору в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.

Подобные меры также принимаются органом по контролю и надзору в случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом осуществления государственного контроля в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания.

Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности при этом приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.

Отстранение от должности руководителей ОО

Еще одним новшеством является введение ч. 8 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правовой нормы о возможности отстранения от должности руководителя органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Их отстранение возможно в случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписаний об устранении выявленных нарушений. Отстранение должностных лиц указанных органов осуществляется вышестоящим органом государственной власти субъекта РФ на основании соответствующего письма органа по контролю и надзору в сфере образования.

Вопросы осуществления государственного надзора в сфере образования также регулируются рядом приказов Рособрнадзора.

Так, приказом Рособрнадзора от 08.07.2014 № 1063 утвержден новый Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях.

В перечень должностных лиц не вошли должностные лица правового управления Рособрнадзора, ранее имевших право составлять подобные протоколы.

Одновременно в указанный перечень включены должностные лица Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора, ранее не имевшие такого права. К данным должностным лицам отнесены начальник Управления, его заместитель, начальники отделов и их заместители, иные должностные лица Управления, уполномоченные осуществлять государственный надзор в сфере образования.

Виды экспертиз

Перечень видов экспертиз утвержден согласно п. 3 Правил аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля в сфере образования, органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 № 636.

Далее, приказом Рособрнадзора от 22.12.2014 № 1934 утвержден Перечень видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов. В перечень входят экспертизы:
1) при осуществлении государственного надзора в сфере образования;
2) государственного контроля качества образования;
3) лицензионного контроля;
4) государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о защите детей от используемой в образовательном процессе информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Определенные изменения произошли и в проведении Рособрнадзором проверок органов исполнительной власти субъектов РФ (далее — органы исполнительной власти).

Как известно, Закон № 294-ФЗ предусматривает проведение как выездных, так и документарных проверок. Ранее от 30 до 40% проверок Рособрнадзора были документарными, однако практика показал их недостаточную эффективность.

Сегодня проверки стали преимущественно выездными. Например, в соответствии с Планом проведения проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2015 год, утв. Рособрнадзором 24.12.2014, в 2015 г. будет проверена деятельность 33 органов исполнительной власти субъектов РФ. Все проверки предусмотрены указанным планом как выездные.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Внесены коррективы также и в содержание проверок.

Теперь при проведении каждой проверки деятельности органа исполнительной власти в обязательном порядке проверяется наличие комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования, утверждаемого субъектом РФ и согласованного с Минобрнауки России.

Кроме того, в ходе каждой проверки проверяется наличие и достоверность информации, размещенной органом исполнительной власти на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В планы-задания на проведение всех проверок органов исполнительной власти включены вопросы обеспечения и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ). Это вопросы: соблюдения порядка проведения ЕГЭ, в т. ч. в Региональном центре обработки информации; порядка доставки, хранения и использования контрольных измерительных материалов ЕГЭ; организации учета, хранения и выдачи бланков свидетельств о результатах ЕГЭ.

В то же время, отметим, что в планах-заданиях проверок отсутствуют вопросы реализации субъектом РФ дополнительных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в организациях для детей данной категории, а также в профессиональных образовательных организациях, подведомственных субъектам РФ. Соответственно эти вопросы не проверяются в ходе проверок деятельности органов исполнительной власти. Между тем вопросы реализации дополнительных мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, напрямую связаны с обеспечением права на образование указанной категории детей.

Знаете ли вы, что…

Срок проведения документарных выездных проверок, не может превышать 20 рабочих дней.

Вопросы социальной поддержки данной категории детей регламентированы ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Среди них:

·        выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ стипендии в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

  • выплата ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии;
  • выплата ста процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
  • обеспечение выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

Размер и порядок указанных выплат устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Подводя итог, следует отметить, что правовое обеспечение контроля в сфере российского образования постоянно совершенствуется. Вместе с тем принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления государственного надзора в сфере образования, еще не означает автоматического повышения эффективности работы органов по контролю и надзору по исполнению установленных контрольно-надзорных полномочий. В качестве примера можно привести следующий факт. Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Рособрнадзора, в 2014 г. Рособрнадзором было проведено 136 проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. По результатам проведенных проверок выдано только 35 предписаний об устранении выявленных нарушений, и составлено всего 5 протоколов об административных правонарушениях.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль