Развитие академической одаренности школьников

144

БОУ г. Омска «Гимназия № 117» занимает ведущее место в г. Омске по количеству победителей и призеров муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников (далее — ВсОШ).

В сентябре 2013 г. Гимназия получила общественное признание результатов своей деятельности, войдя в рейтинг лучших образовательных организаций (далее — ОО) России, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников, рейтинг «Топ-500», сформированный при содействии Минобрнауки России, НОУ «Московский центр непрерывного математического образования», информационной поддержке группы МИА «Россия сегодня» и издания «Учительская газета». По итогам образовательной деятельности Гимназия занимает 19-е место среди 25 лучших ОО России, продемонстрировавших высокие образовательные результаты в 2012/13 уч. г. Такие достижения стали возможными благодаря системному развитию академической одаренности школьников.

Определение понятия академической одаренности школьников

Гимназия одним из ведущих направлений своей деятельности позиционирует выявление и поддержку одаренных школьников. Также активно используется термин «академическая одаренность». Существует много подходов к определению понятия академической одаренности. Если суммировать эти определения, то можно сделать вывод, что академическая одаренность школьников определяется успешностью обучения, связана с высоким уровнем познавательной активности.

Развитие академической одаренности школьников

Элементы человеческого потенциала по Дж. Рензулли

Обращаясь к модели Дж. Рензулли (рисунок), можно увидеть, что одаренность складывается из трех компонентов: интеллект, творческость, мотивация. Помимо природных данных, учащийся может иметь высокую потребность в саморазвитии, следовательно, все эти качества могут прогрессировать в определенных условиях.

Актуальность развития академической одаренности школьников

Особенно актуальным является развитие именно академической одаренности школьников, т. к. большая часть учащихся обладает умением хорошо учиться, познавать новое, стремиться к совершенствованию своих образовательных результатов. Для развития одаренных обучающихся необходимо расширение границ их самостоятельности и поэлементное наращивание тех параметров, которые, интегрируясь, порождают качественно новое личностное образование — высокоразвитую академическую одаренность.

Актуальность развития академической одаренности школьников обусловлена следующими причинами:

  • развитие академической одаренности является приоритетной задачей программы развития;
  • организована предпрофильная и профильная подготовка обучающихся, что требует информации об интересах и склонностях каждого обучающегося;
  • действует программа «Содержание и технологии работы с одаренными детьми», в результате чего в последние 5 лет Гимназия входит в тройку лучших ОО, подготовивших победителей и призеров муниципального и регионального этапов ВсОШ, создана и апробирована модель воспитательной работы по сопровождению одаренных обучающихся;
  • эффективно реализуется программа взаимодействия с ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (далее — Омский государственный университет), в т. ч. и по поддержке одаренных гимназистов.

Предпосылки создания новой системы внеучебной деятельности учащихся

Учащиеся активно участвуют в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня. Но существуют определенные противоречия, не позволяющие в полной мере активно вовлекать их в систему внеучебной деятельности учащихся, созданную муниципалитетом или регионом. Эти противоречия могут стать предпосылками создания новой системы внеучебной деятельности учащихся в ОО:

  1. Большая часть мероприятий имеет возрастные ограничения, следовательно, не все учащиеся могут принимать в них участие. Так, например, очный муниципальный этап ВсОШ позволяет участие обучающихся, начиная с 7-го класса. До этого возраста мероприятия уровня выше школьного в г. Омске проводятся дистанционно или по ограниченному количеству учебных дисциплин.
  2. Мероприятия имеют достаточно традиционный принцип проведения - письменные задания или решение тестов онлайн. Эти формы не позволяют развивать такие важные компетенции, как коммуникативная, лидерская и т. д.
  3.  Невозможно обеспечить участие всех учащихся в рейтинговых мероприятиях, т. к. существует квота, ограничивающая количество соревнующихся.
  4. Многие учащиеся заинтересованы в повышении уровня академической одаренности, а не в достижении каких-либо призовых мест.

«Гимназиада» как новая форма организации внеучебной деятельности учащихся

Для решения вышеуказанных противоречий в 2009 г. создана новая форма организации внеучебной деятельности учащихся — «Гимназиада» (приложение 1) — первенство Гимназии, состоящее из нескольких этапов, ступеней, предметных декад, тематических недель. Открытое интеллектуальное первенство предполагает возможность участия не только гимназистов, но и родителей, педагогов, социальных партнеров Гимназии. При помощи данного механизма появляется возможность самостоятельно определять содержание конкурсов, подбирать оптимальное время проведения, привлекать социальных партнеров, учитывая при этом возрастные особенности учащихся (приложение 2). Основные задачи:

  • развитие познавательной активности гимназистов во внеучебной деятельности учащихся;
  • расширение кругозора учащихся;формирование исследовательской культуры;
  • развитие умения работать в команде;повышение социальной активности и коммуникативной компетентности.

Организационно-педагогические условия формирования академической одаренности школьников:

  • преемственность учебного и воспитательного компонентов образовательного процесса при выявлении академической одаренности школьников;
  • наличие четкого плана проведения события, созданного с учетом Положения о «Гимназиаде»;
  • наличие комплекса разноуровневых развивающих заданий, направленных на самоанализ и самооценку познавательных возможностей и развитие индивидуальных познавательных стратегий учащихся;
  • использование ресурсов социальных партнеров.

Основные принципы моделирования системы внеучебной деятельности учащихся в рамках «Гимназиады», определение ресурсов ОО и ее потребностей:

  1. Партнерство. В образовательном учреждении создана и активно развивается система социального взаимодействия. Основным стратегическим партнером является Омский государственный университет. При поддержке ректората действует система сотрудничества, которая позволяет создать вузовскую среду, заранее приобщить гимназистов к требованиям вуза. Преподаватели и студенты различных факультетов являются инициаторами и руководителями событий внеучебной деятельности учащихся.
  2. Межпредметность. Непосредственно по учебным предметам проводятся межпредметные конкурсы, что позволяет развивать многие качества на основе интегрированного подхода. Так, например, историческая викторина «Войне 1812 года посвящается…" содержит элементы истории, обществознания, литературы, искусства.
  3. Концептуальность. Каждая «Гимназиада» имеет определенную концепцию. Так, например, в 2014 году концептуально была основана на идее строительства дома. Специально оформленные стенды в фойе школы позволяют размещать наглядную информацию.
  4. «Встроенность» в мероприятия, проводимые другими организациями: «Всероссийский тотальный диктант», «Весенняя неделя добра», «Историческая конференция» и т. д., позволяет учащимся почувствовать себя причастными не только к школьным событиям, но и к всероссийским.
  5. Оперативность подведения итогов. Информация об итогах участия появляется на табло в виде специальных символов, соответствующих концепции.
  6. Преемственность на всех уровнях.
  7. Индивидуальный подход в определении участников: классные руководители и учителя-предметники регулируют количество и состав участников, исходя из пожеланий и возможностей учеников.
  8. Информированность. Концепция обсуждается на форуме, все материалы размещаются на сайте образовательного учреждения и на других образовательных порталах. 
  9. Коллегиальность. Проведение требует творчества и объединения усилий всех участников образовательных отношений и социальных партнеров.

Направления «Гимназиады» для одаренных школьников

Участник может проявить свои способности благодаря выбору одного из направлений «Гимназиады»:

  • интеллектуальное — в этом направлении проводятся турниры игр, предметные олимпиады, читательские конференции. Особенно стоит отметить традиционный турнир игр, финал которого приходится на апрель. По окончании турнира учащиеся имеют возможность участвовать в других конференциях и олимпиадах более высокого уровня;
  • исследовательское — для реализации этого направления проводятся научно-практические конференции, творческие лаборатории, организуется проектная деятельность, в т. ч. и межпредметная.

Традиционно в это время проходят конференции младших школьников. Старшеклассники активно участвуют в региональной научно-практической конференции НОУ «Поиск». Они имеют возможность стать участниками уроков-исследований, поработать в мини-лабораториях с целью определения концепции дальнейших исследований;социальное — в рамках дней науки и творчества проходят мероприятия лидерской направленности, подводятся итоги по личному и командному первенству. Очень важно создать здоровую конкуренцию, сформировать ответственность не только за свой результат, но и результат команды. В этом учащимся помогают студенты факультета филологии и медиакоммуникаций по специальности «Социальная работа» Омского государственного университета;проектное — в рамках данного направления учащиеся учатся проблемному мышлению, развивают умение осознанно формулировать цели и задачи. Впоследствии гимназисты уверенно участвуют в различных конкурсах, связанных с проектированием.

Таким образом, каждый учащийся принимают участие в различных мероприятиях. В результате формируются исследовательская активность, лидерская одаренность, стремление к освоению новых форм получения знаний на разных учебных предметах, а это является основным условием развития академической одаренности школьников. Согласно ежегодному мониторингу 70% обучающихся начали участвовать в конкурсах с начальной школы. 93% отмечают наличие положительной динамики участия в соревнованиях различного уровня, которая возможна благодаря качественной подготовке и развитию необходимых умений.

Приложение 1

Положение о «Гимназиаде» для одаренных школьников

1. Общие положения «Гимназиады» для одаренных школьников

1.1. «Гимназиада» — это соревнование учащихся БОУ г. Омска «Гимназия № 117» по нескольким предметным областям и социально-значимой деятельности одновременно.

1.2. Гимназиада — длительное испытание, состоящее из нескольких этапов, ступеней, предметных декад, тематических недель. Интеллектуальное первенство — это соревнование гимназистов, в ходе прохождения испытаний которого развиваются разные стороны личности. Оно предполагает возможность участия не только гимназистов, но и родителей, педагогов, социальных партнеров Гимназии.

1.3. Интеллектуальное первенство проводится в рамках Программы работы с одаренными школьниками.

1.4. Положение о «Гимназиаде» (далее — Положение) определяет статус, цели и задачи первенства, порядок его проведения.

1.5. Интеллектуальное первенство проводится ежегодно. Организаторами являются администрация Гимназии и ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (далее — Омский государственный университет).

1.6. Организаторами отдельных конкурсов и соревнований может быть Совет гимназистов, Совет родителей, преподаватели Гимназии и иные лица, являющиеся социальными партнерами гимназии.

1.7. Перечень конкурсов и соревнований, входящих в план проведения первенства, ежегодно утверждается приказом директора Гимназии.

1.8. При проведении конкурсов и испытаний соблюдается принцип открытости, включающий в себя:

  • доступность участия (в любом испытании могут принять участие все обучающиеся параллелей, для которых проводится первенство);
  • добровольность участия;
  • прозрачность (доступность всей информации, связанной с проведением и подведением итогов, испытаний, входящих в план первенства).

1.9. Вся информация о Гимназиаде, об испытаниях и конкурсах, входящих в план ее проведения, публикуется на сайте Гимназии, других порталах сети Интернет.

2. Цели и задачи интеллектуального первенства Гимназиада для одаренных школьников

2.1. Основной целью является выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, создание необходимых условий для поддержки одаренных школьников.

2.2. Основными задачами первенства являются:

  • выявление разносторонне одаренных школьников;
  • расширение образовательного пространства, создание условий для развития и реализации интеллектуальных способностей учащихся на материале, дополняющем обязательную программу;активизация компетенций в различных областях знаний, выявление разносторонне одаренных гимназистов, развитие положительной учебной мотивации;
  • повышение общего уровня культуры и интеллекта гимназистов, стимулирование интереса участников первенства к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
  • популяризация среди гимназистов интеллектуальных конкурсов, игр, соревнований;
  • формирование умений проявить свои умственные способности в условиях соревновательного характера, выработка стремления к победам как необходимому условию самоуважения для умственно развитого человека;привлечение научной, творческой интеллигенции к работе с одаренными и высоко- мотивированными к учебно-познавательной внеучебной деятельности учащимися;
  • совершенствование деятельности Гимназии по развитию творческого мышления и академической одаренности школьников;
  • оценка результативности работы Гимназии с одаренными и мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.

3. Участники Гимназиады для одаренных школьников

3.1. В Гимназиаде могут принимать участие гимназисты все школьники (далее — участники).

3.2. Участие в марафоне — индивидуальное, командное, семейное. К участию в групповых играх допускаются сборные команды разных возрастов в соответствии с требованиями организаторов игр.

4. Организация и проведение Гимназиады для одаренных школьников

4.1. Для проведения открытого первенства формируется оргкомитет, который:

  • разрабатывает план и содержание заданий игр, соревнований, конкурсов, критерии их оценки;отвечает за конфиденциальность заданий до проведения игр и состязаний первенства;
  • формирует состав жюри и согласительные комиссии подведения итогов;
  • оформляет протоколы по результатам конкурсов и итоговое табло Гимназиады в фойе 1-го этажа;
  • определяет победителей;
  • анализирует и подводит итоги, готовит аналитическую информацию.

4.2. Порядок проведения интеллектуального первенства:

  • оргкомитетом создаются на период подготовительного этапа творческие рабочие группы из числа педагогов Гимназии и преподавателей Омского государственного университета, в задачи которых входит создание заданий и разработка критериев оценивания результатов викторин и конкурсов первенства, определение номинаций конкурсов первенства;
  • оргкомитетом первенства производится сбор и учет заявок участников марафона;
  • сбор и передача членам жюри материалов интеллектуального первенства.

4.3. Оргкомитетом производится в период организационно-информационного этапа оповещение всех участников первенства об условиях, критериях оценивания проектов, конкурсов, состязаний, ответов и т. д. посредством размещения информации на сайте Гимназии, других порталах сети Интернет, информационном стенде Гимназиады.

4.4. Итоги работы жюри первенства доводятся до сведения участников и размещаются в свободном доступе на сайте Гимназии, порталах сети Интернет, информационном стенде Гимназиады.

4.5. Сроки проведения:

  • подготовительный этап: сентябрь — январь текущего учебного года;
  • организационно-информационный этап (информационное освещение событий): февраль — март текущего учебного года;
  • основной этап (подведение итогов первенства): апрель текущего учебного года, проведение Гимназиады.

5. Подведение итогов Гимназиады для одаренных школьников

5.1. Для подведения итогов интеллектуального первенства по завершении всех конкурсов и испытаний рассчитывается рейтинг всех классных коллективов. Рейтинг рассчитывается по критериям, обозначенным согласительной комиссией Гимназиады в соответствии с ключевой тематикой и идеей.

5.2. Победители определяются в двух номинациях:

  • «Кубок старшей школы»;
  • «Кубок младшей школы».

В каждой из номинаций определяется три победителя — по одной в каждой из категорий:

  • «Прорыв года» — лучший вновь набранный класс;
  • «Открытие года» — лучший класс — организатор интеллектуальных игр;
  • «Самый спортивный класс» — лучший по итогам спортивных игр и соревнований.

5.3. В номинации «Кубок старшей школы», «Кубок младшей школы» победителем в каждой из категорий признается набравший наибольшее количество баллов в рейтинге текущего интеллектуального марафона.

5.4. В номинации «Прорыв» победителем признается класс, который имел нулевой рейтинг на начало учебного года как вновь набранный класс и поднялся в рейтинге текущего года на наибольшее количество позиций по сравнению с началом года.

5.5. Победители награждаются кубками, победители в интеллектуальных конкурсах награждаются почетными грамотами и призами.

Приложение 2

Примерная циклограмма проведения «Гимназиады» для одаренных школьников

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1-я неделя Презентация «Гимназиады»
(все учащиеся)
Предметное мероприятие «Математическая регата»
(5-11-е классы)
Предметное мероприятие «Математический бой на кубок чемпионов»
(все учащиеся)
Конкурс математических газет «Математика — начало всех начал»
(5-11-е классы)
Интеллектуальная игра «Мир музыки»
(5-7-е классы)
2-я неделя Предметное мероприятие «Правовой лабиринт»
(5-11-е классы)
Интеллектуальная игра «Загадочная Африка»
(7-й класс)
Мероприятие по развитию коммуникации и социального партнерства «Что? Где? Когда?»
(5-11-е классы)
Предметные мероприятия:
• мастерская «Оригами»
(1-8-е классы);
• конкурс авторских проектов по технологии «Творю своими руками»
(5-8-е классы)
Историческая викторина «Войне 1812 года посвящается…»
(9-11-е классы)
Мероприятия по развитию коммуникации и социального партнерства:
• акция «Цветы для любимой Гимназии»;
• акция «Школьный двор моей мечты»
3-я неделя Межпредметное мероприятие — игра «Это мы не проходили» (10-й класс) Предметное мероприятие — историческая конференция «Какой пример храбрости, мужества и благочестия показала Россия» (из Манифеста Александра I 
от 25.12.1812)
(5-11-е классы)
Межпредметное мероприятие «Интеллектуальная игра о здоровье, анатомии, биологии и…»
(5-9-е классы)
Межпредметное мероприятие — краеведческий марафон
(5-8-е классы)
Мероприятие по развитию коммуникации и социального партнерства - конкурс эстрадных, театральных, творческих, вокальных дуэтов «Две звезды»: «Учитель — ученик», «Ученик — родитель»
(все учащиеся)
Межпредметные мероприятия:
• субботник «Международный день земли»
(все учащиеся);
• конкурс «Виртуальные экскурсии»
(5-11-е классы)
4-я неделя Мероприятия по развитию коммуникации и социального партнерства:
• «Спешите делать добро»
(все учащиеся);
• защита социальных проектов «Уроки добра»
(5-9-е классы)
Мероприятие по развитию коммуникации и социального партнерства — игра по философии «Мильчарек»
(7-9-е классы)
Сохранение традиций гимназического образования: квест-игра «Знаешь ли ты историю Гимназии?»
(5-8-е классы)
Мероприятия по развитию коммуникации и социального партнерства:
• День молодого политика;
• уроки парламентаризма; • игра-дебаты
(7-10-е классы)
Подведение итогов. Фотоотчет (сайт, экспозиция в фойе 1-го этажа) Церемония «Гимназист года»

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль