Реализация Концепции развития дополнительного образования детей

1363

4 сентября 2014 г. Правительство РФ своим распоряжением № 1726-р утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей (далее - Концепция). Данный документ носит методологический характер, определяет вектор и перспективы развития одной из важнейших сфер российского образования по дополнительным образовательным программам в соответствии с задачами государственной политики, обозначенными в Указах Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013—2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. В организации дополнительного образования (далее — ДО) как особого вида образования, зафиксированного в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), Концепция делает акцент на миссии ДО и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе.

СПРАВКА

Термин «концепция образования» обозначает системное описание определенного предмета или явления в сфере образования, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения, функционирования, развития. Педагогическая наука исследует те факторы и условия, в которых формируется личность человека; в качестве ее предмета выступают педагогические системы средней, профессиональной или высшей школы, а воспитательный процесс, протекающий в ее рамках, — в качестве явления1.

Концепция является документом, определяющим важнейшие ценностные основания образовательной системы в целом, миссию ДО в этой системе, общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области ДО детей и механизмы их реализации, т. к. именно ДО обладает целым рядом таких качеств, которые в ХХI в., в эпоху постиндустриального общества, становятся приоритетными в образовании (свободный выбор деятельности, возможность индивидуального развития человека, вариативность образования, организация мотивирующего пространства и др.). И если та или иная национальная система образования претендует на то, чтобы находиться на сопоставимом с современными развитыми странами уровне, она должна органично (в лице всех образовательных организаций) интегрировать эти качества, адаптировать их к особенностям соответствующего уровня образования.

Ключевые цели и задачи дополнительного образования детей

В обобщенном виде речь идет о радикальном изменении акцентов: если раньше перед системой ДО стояла задача «удовлетворения базовых потребностей человека» (разд. I Концепции), то сегодня на первый план выдвигается задача обеспечения условий для самовыражения личности, саморазвития, самореализации, т. е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности» (разд. I Концепции). Именно в вопросах социально-позитивного индивидуального развития личности, формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, поиска и обретения человеком самого себя главную роль может играть система ДО детей.

Понять, принять и корректно ввести этот «человеческий» потенциал ДО в систему общего образования для расширения вариативности и индивидуализации системы образования в целом, а значит, усиления его конкурентоспособности — ключевая задача всего педагогического сообщества.

В то же время ДО, по самой своей сути связанное с метапредметностью и изначально нацеленное на достижение личностных изменений, позволяет более гибко и эффективно реагировать на новые вызовы, предъявляемые обществом к способностям и возможностям человека.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей подразумевает направлена на достижение таких целей:

  • способствовать общественному признанию ценностного статуса ДО детей как уникальной и конкурентоспособной социальной практики, повысить тем самым в обществе статус ДО;
  • разъяснить широкой общественности миссию ДО в процессе модернизации системы образования в целом;
  • содействовать реализации государственной политики в образовании.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: термин «дополнительное образование»

Описание ДО детей, представленное в Концепции, базируется на его основополагающих характеристиках как особого вида образования, содержащихся в Федеральном законе № 273-ФЗ, является их прямым продолжением. При этом в Федеральном законе № 273-ФЗ внимание акцентируется на его сущностных параметрах и форматах реализации в парадигме непрерывного образования, а в Концепции на первый план выходит ценностный аспект: анализируются статусно-ролевые характеристики ДО детей в контексте модернизации образования, а также свойственный ему личностно-развивающий потенциал, обусловленный его качественной определенностью как персонифицированного, вариативного образования и отличительными особенностями в организации образовательной деятельности. Приведем условно-сравнительную таблицу основных характеристик ДО детей (табл. 1).

Таблица 1

Условно-сравнительные характеристики ДО детей

Федеральный закон № 273-ФЗ Концепция
Общие положения
Установлены:
• понятие и цели ДО детей;
• место в структуре образования, виды, подвиды;
• типы ОО, реализующих дополнительные образовательные программы;
• разновидности дополнительных образовательных программ
Зафиксированы:
• конкурентные преимущества ДО детей;
• социальный и ценностный статус;
• миссия;
• ролевые функции в контексте модернизации образования;
• личностно-развивающий потенциал;
• цели и задачи
Статусная характеристика
ДО детей определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 гл. I) ДО детей характеризуется как вид «открытого вариативного образования», миссия которого — «наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков». Определен ценностный статус как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Миссия:
реализация социокультурного проекта развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;
• превращение феномена ДО в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства
Ключевые требования
Действующая система ДО детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим требованиям времени • Превращение жизненного пространства человека в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.
• Проектирование пространства персонального образования для самореализации личности.
• Превращение дополнительного образования для взрослеющей личности в смысловой социокультурный стержень, пронизывающий разные уровни образования
Отличия от других видов (типов) образования
В ДО не устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 11 гл. II), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями Существуют определенные конкурентные преимущества в сравнении с другими видами образования:
• свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
• вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
• доступность глобального знания и информации для каждого;
• адаптивность к возникающим изменениям
Цели и задачи
Отражают (ст. 75 гл. X) гуманистическую направленность и вариативность содержания ДО, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся — детей и взрослых. ДО детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
ДО детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
Цели:
• обеспечение прав обучающегося на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
• расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей в сфере образования;
• развитие инновационного потенциала общества.
Задачи:
• развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности;
• проектирование мотивирующих образовательных сред;
• интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
• разработка инструментов оценки достижений обучающихся, диагностика мотивации достижений личности;
• повышение вариативности, качества и доступности для каждого;
• обновление содержания в соответствии с интересами обучающихся, потребностями семьи и общества;
• обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
• развитие инфраструктуры;
• создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах;
• формирование эффективной межведомственной системы управления развитием;
• создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы
Образовательные программы
• В системе ДО реализуются дополнительные общеобразовательные программы.
• В системе дополнительного профессионального образования — дополнительные профессиональные программы (ст. 12 гл. II).
• Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
• Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
• Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей
Изложены общие основания для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ:
• свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
• соответствие образовательных программ и форм ДО возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
• вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
• разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
• модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
• творческий и продуктивный характер образовательных программ;
• открытый и сетевой характер реализации

Стратегические цели и задачи дополнительного образования детей в современном обществе

В период модернизации российского образования стратегическая роль ДО состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными сущностными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора) во всей системе образования и привести ее тем самым в соответствие с вызовами постиндустриального общества.

В поисках направлений развития многие научно-исследовательские коллективы анализируют «современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями» (Кейс Терлоу)2. И именно сейчас важно понимать, куда и с какой скоростью двигаться дальше.

Концепция дает на это следующий ответ: «В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, массового образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности».

Читаем далее: «Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития… В XXI в. приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности».

Между тем элементарный анализ показывает, что именно ДО в силу своих сущностных видовых особенностей обладает необходимым потенциалом и высокими результатами по организации образовательной деятельности в направлении персонификации образования, создания условий для свободного индивидуального выбора, удовлетворения индивидуальных потребностей детей, развития мотивации. В его арсенале и вариативность содержания и форм, и высокая адаптивность к изменениям (запросам потребителей), и открытость к сотрудничеству. Именно в этой индивидуализированности — несомненные конкурентные преимущества ДО по сравнению с другими видами образования.

В Концепции можно найти целый ряд формулировок, отражающих разные аспекты тех возможностей, которыми обладает ДО для участия в модернизации российской системы образования в соответствии с вызовами глобализации. Например, ДО характеризуется как:

  • уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества;социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства;
  • смысловой социокультурный стержень, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность;
  • важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого обучающегося независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;
  • образование, выполняющее функции «социального лифта» для значительной части обучающихся, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в т. ч. таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • отрытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; включающее в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; создающее благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в т. ч. для развития волонтерства и социального предпринимательства;
  • инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен;
  • активирующий фактор для развития системы образования в целом, в т. ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны; сфера ДО — инновационная площадка для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Таким образом, новая реальность задает высокую планку для ДО детей: его роль в обществе многократно возрастает, ибо именно с ним связывается развитие человеческого капитала страны, открытость и непрерывность образования; именно его возможности необходимо использовать для модернизации всей системы образования в соответствии с глобальными вызовами.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: состояние ДО и проблемы

Многократное подчеркивание в Концепции ценностного статуса ДО, его обновляющей миссии отнюдь не означает, что внутри этой сферы нет проблем, противоречий, нерешенных вопросов, что она сама не нуждается в обновлении. Проведенный в Концепции анализ состояния и проблем ДО детей показывает, что ДО должно соответствовать требованиям времени: отвечать потребностям государства, общества и личности, быть конкурентоспособным, готовым к инновационным преобразованиям. В настоящее время субъектов, предоставляющих услуги ДО, много: это и государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и др.), и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, и индивидуальные предприниматели.

В последние годы отмечается рост спроса на программы ДО, реализуемые как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Сегодня ДО, интенсивно развиваясь, шагнуло за стены привычных и знакомых всем дворцов, домов, центров творчества, школ искусств. Еще несколько лет назад ДО было сосредоточено именно в этих организациях, а сейчас «образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы3, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3D-моделирования и прототипирования и др. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма. Активно развивается негосударственный сектор ДО, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций».

ДО действительно приблизилось к детям, и вся социокультурная среда ориентирована на предоставление большого набора разнообразных дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих детские интересы и потребности. И это уже не только привычные всем кружки вязания и рисования, спортивные секции и музыкальные занятия.

ДО детей сегодня — это:

  • вовлечение обучающихся в творческую, проектно-исследовательскую, продуктивную деятельность по различным направлениям, с приоритетом технического, естественнонаучного, туристско-краеведческого и социально-педагогического содержания;
  • удовлетворение индивидуальных интересов и развитие индивидуальных способностей обучающихся за пределами урока; выявление и поддержка высоко мотивированных и одаренных детей;
  • организация работы с социально незащищенными категориями, включая детей с проблемами здоровья и развития.

«Все это, — отмечается в Концепции, — позволяет охватить ДО более 60% юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество ДО сильно отличаются в разных субъектах Российской Федерации».

В настоящее время образовательный процесс в ДО детей характеризуется расширением применения новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение детей и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.). Активно развивается рынок услуг и сервисов информального образования: образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.

Очень важно, что «сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в т. ч. для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего».

В то же время в тексте Концепции отмечено, что развитие ДО сдерживается рядом проблем, среди которых особо отметим:

  • несоответствие инфраструктуры современного ДО детей современным требованиям;острый дефицит современного оборудования и инвентаря, учебных пособий, компьютерной техники, обеспечения качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;
  • отток наиболее квалифицированных кадров и объективные трудности привлечения талантливых молодых специалистов, несмотря на наметившиеся тенденции повышения уровня заработной платы педагогов ДО;
  • медленное обновление содержания ДО детей при острой необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с развитием профессий, рынков труда, информационной среды и технологий;
  • отсутствие системности в проводимых конкурсных мероприятиях при наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра их направлений (олимпиад, чемпионатов, соревнований);
  • слабое использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг ДО, модернизации его инфраструктуры вследствие существующих нормативных ограничений.

Обозначенные проблемы свидетельствуют о том, что сегодняшнее ДО (в силу присущей инерционности, характерной для любой образовательной системы) не успевает за требованиями времени, не может в полной мере реализовать свой развивающий потенциал в широком спектре разнообразных направлений деятельности.

Особенно важным становится понимание того, что новое качество ДО детей должно обеспечиваться не отдельной организацией, а в целом «дополнительным образованием» (точнее — дополнительной общеобразовательной программой), что продиктовано прежде всего требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: направления, этапы и результаты

Разделы Концепции, посвященные направлениям, этапам и результатам реализации (разд. VI–VIII), очень важны для ее понимания, поскольку позволяют перевести многообразие общетеоретических позиций на понятный язык практических действий, делают Концепцию технологичной. Подробнее отметим:

  • выделение основных направлений позволяет структурировать выработанную государственную политику по нескольким базовым линиям движения;
  • определение этапов фиксирует последовательность действий, следующих друг за другом практических шагов;представление ожидаемых результатов показывает реалистичность, достижимость поставленных целей и задач.

Основными направлениями развития4 ДО детей до 2020 г. являются:

  • обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;
  • расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие системы дополнительного образования школьников, усовершенствование порядка управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;развитие кадрового потенциала системы ДО;
  • совершенствование финансово-экономических механизмов развития ДО;
  • расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг ДО, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;
  • модернизация инфраструктуры ДО детей;
  • развитие неформального и информального образования.

СПРАВКА

Понятие «механизм» в социально-экономической лексике не до конца определено. Это слово заимствовано в греческом языке в начале XIX в. в значении «устройство, приводящее что-либо в действие». Затем появилось значение системы, определяющей порядок какой-либо деятельности. Далее спектр значений расширился, и под «механизмом» стали понимать совокупность состояний или процессов, определяющих какое-либо явление. Соответственно, понятие механизм распространилось и на общественные явления, в т. ч.социально-экономические. Если обобщить, то механизм — это то, что реализует способность двигаться, развиваться и функционировать.

В соответствии с этими направлениями в Концепции определены механизмы развития ДО детей. Перечислим их:

  • формирование в средствах массовой информации нового имиджа ДО;
  • межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов и сетевое взаимодействие различных организаций;
  • партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;открытый государственно-общественный характер управления сферой ДО детей;
  • создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;персонифицированное финансирование;информационная открытость, инновационный характер;
  • поддержка аспектов образовательных программ для «особых групп» обучающихся;
  • поиск и поддержка одаренных и талантливых обучающихся;
  • опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ и т. д.

Подводя итог, следует отметить, что для российского общества важны не только положения и идеи, сформулированные в Концепции, но и способы их воплощения. Правительством РФ поручено Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработать в трехмесячный срок план мероприятий по реализации Концепции. Это и будет та практическая программа действий, которая обеспечит предусмотренную Концепцией модернизацию ДО детей, а значит, и вклад в обновление системы образования в целом.

Осознание сути перемен в сегодняшнем ДО и определение своего действенного участия в них предполагает как минимум понимание обоснованной в Концепции системы взглядов на современное ДО. Поэтому изучение принятого документа становится актуальным для всех педагогических работников (включая частных предпринимателей в образовании), а также тех, кому небезразличны проблемы личностного развития наших детей и их конкурентоспособности в динамично меняющемся мире.


1Подробнее см.: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.

2Подробнее см.: Десять трендов современного образования. Электронный ресурс: www.hse.ru/news/63841790.html.

3Интерактивные научные музеи.

4Содержание этапов реализации и финансирования Концепции подробнее
см.: www.dopedu.ru.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль