Реализация Концепции развития дополнительного образования детей

1261

4 сентября 2014 г. Правительство РФ своим распоряжением № 1726-р утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей (далее - Концепция). Данный документ носит методологический характер, определяет вектор и перспективы развития одной из важнейших сфер российского образования по дополнительным образовательным программам в соответствии с задачами государственной политики, обозначенными в Указах Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013—2020 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295. В организации дополнительного образования (далее — ДО) как особого вида образования, зафиксированного в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), Концепция делает акцент на миссии ДО и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе.

СПРАВКА

Термин «концепция образования» обозначает системное описание определенного предмета или явления в сфере образования, способствующее его пониманию, трактовке, выявлению руководящих идей его построения, функционирования, развития. Педагогическая наука исследует те факторы и условия, в которых формируется личность человека; в качестве ее предмета выступают педагогические системы средней, профессиональной или высшей школы, а воспитательный процесс, протекающий в ее рамках, — в качестве явления1.

Концепция является документом, определяющим важнейшие ценностные основания образовательной системы в целом, миссию ДО в этой системе, общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области ДО детей и механизмы их реализации, т. к. именно ДО обладает целым рядом таких качеств, которые в ХХI в., в эпоху постиндустриального общества, становятся приоритетными в образовании (свободный выбор деятельности, возможность индивидуального развития человека, вариативность образования, организация мотивирующего пространства и др.). И если та или иная национальная система образования претендует на то, чтобы находиться на сопоставимом с современными развитыми странами уровне, она должна органично (в лице всех образовательных организаций) интегрировать эти качества, адаптировать их к особенностям соответствующего уровня образования.

Ключевые цели и задачи дополнительного образования детей

В обобщенном виде речь идет о радикальном изменении акцентов: если раньше перед системой ДО стояла задача «удовлетворения базовых потребностей человека» (разд. I Концепции), то сегодня на первый план выдвигается задача обеспечения условий для самовыражения личности, саморазвития, самореализации, т. е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности» (разд. I Концепции). Именно в вопросах социально-позитивного индивидуального развития личности, формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, поиска и обретения человеком самого себя главную роль может играть система ДО детей.

Понять, принять и корректно ввести этот «человеческий» потенциал ДО в систему общего образования для расширения вариативности и индивидуализации системы образования в целом, а значит, усиления его конкурентоспособности — ключевая задача всего педагогического сообщества.

В то же время ДО, по самой своей сути связанное с метапредметностью и изначально нацеленное на достижение личностных изменений, позволяет более гибко и эффективно реагировать на новые вызовы, предъявляемые обществом к способностям и возможностям человека.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей подразумевает направлена на достижение таких целей:

  • способствовать общественному признанию ценностного статуса ДО детей как уникальной и конкурентоспособной социальной практики, повысить тем самым в обществе статус ДО;
  • разъяснить широкой общественности миссию ДО в процессе модернизации системы образования в целом;
  • содействовать реализации государственной политики в образовании.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: термин «дополнительное образование»

Описание ДО детей, представленное в Концепции, базируется на его основополагающих характеристиках как особого вида образования, содержащихся в Федеральном законе № 273-ФЗ, является их прямым продолжением. При этом в Федеральном законе № 273-ФЗ внимание акцентируется на его сущностных параметрах и форматах реализации в парадигме непрерывного образования, а в Концепции на первый план выходит ценностный аспект: анализируются статусно-ролевые характеристики ДО детей в контексте модернизации образования, а также свойственный ему личностно-развивающий потенциал, обусловленный его качественной определенностью как персонифицированного, вариативного образования и отличительными особенностями в организации образовательной деятельности. Приведем условно-сравнительную таблицу основных характеристик ДО детей (табл. 1).

Таблица 1

Условно-сравнительные характеристики ДО детей

Федеральный закон № 273-ФЗ Концепция
Общие положения
Установлены:
• понятие и цели ДО детей;
• место в структуре образования, виды, подвиды;
• типы ОО, реализующих дополнительные образовательные программы;
• разновидности дополнительных образовательных программ
Зафиксированы:
• конкурентные преимущества ДО детей;
• социальный и ценностный статус;
• миссия;
• ролевые функции в контексте модернизации образования;
• личностно-развивающий потенциал;
• цели и задачи
Статусная характеристика
ДО детей определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, который не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 гл. I) ДО детей характеризуется как вид «открытого вариативного образования», миссия которого — «наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков». Определен ценностный статус как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Миссия:
реализация социокультурного проекта развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;
• превращение феномена ДО в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства
Ключевые требования
Действующая система ДО детей должна быть конкурентоспособной, готовой к инновационным преобразованиям, соответствующим требованиям времени • Превращение жизненного пространства человека в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.
• Проектирование пространства персонального образования для самореализации личности.
• Превращение дополнительного образования для взрослеющей личности в смысловой социокультурный стержень, пронизывающий разные уровни образования
Отличия от других видов (типов) образования
В ДО не устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ст. 11 гл. II), это сфера вариативного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями Существуют определенные конкурентные преимущества в сравнении с другими видами образования:
• свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
• вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
• доступность глобального знания и информации для каждого;
• адаптивность к возникающим изменениям
Цели и задачи
Отражают (ст. 75 гл. X) гуманистическую направленность и вариативность содержания ДО, которое призвано обеспечить здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся — детей и взрослых. ДО детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
ДО детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности
Цели:
• обеспечение прав обучающегося на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
• расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей в сфере образования;
• развитие инновационного потенциала общества.
Задачи:
• развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности;
• проектирование мотивирующих образовательных сред;
• интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
• разработка инструментов оценки достижений обучающихся, диагностика мотивации достижений личности;
• повышение вариативности, качества и доступности для каждого;
• обновление содержания в соответствии с интересами обучающихся, потребностями семьи и общества;
• обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
• развитие инфраструктуры;
• создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах;
• формирование эффективной межведомственной системы управления развитием;
• создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы
Образовательные программы
• В системе ДО реализуются дополнительные общеобразовательные программы.
• В системе дополнительного профессионального образования — дополнительные профессиональные программы (ст. 12 гл. II).
• Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
• Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
• Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей
Изложены общие основания для разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ:
• свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
• соответствие образовательных программ и форм ДО возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся;
• вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
• разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
• модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
• ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
• творческий и продуктивный характер образовательных программ;
• открытый и сетевой характер реализации

Стратегические цели и задачи дополнительного образования детей в современном обществе

В период модернизации российского образования стратегическая роль ДО состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными сущностными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора) во всей системе образования и привести ее тем самым в соответствие с вызовами постиндустриального общества.

В поисках направлений развития многие научно-исследовательские коллективы анализируют «современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями» (Кейс Терлоу)2. И именно сейчас важно понимать, куда и с какой скоростью двигаться дальше.

Концепция дает на это следующий ответ: «В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, массового образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности».

Читаем далее: «Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития… В XXI в. приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности».

Между тем элементарный анализ показывает, что именно ДО в силу своих сущностных видовых особенностей обладает необходимым потенциалом и высокими результатами по организации образовательной деятельности в направлении персонификации образования, создания условий для свободного индивидуального выбора, удовлетворения индивидуальных потребностей детей, развития мотивации. В его арсенале и вариативность содержания и форм, и высокая адаптивность к изменениям (запросам потребителей), и открытость к сотрудничеству. Именно в этой индивидуализированности — несомненные конкурентные преимущества ДО по сравнению с другими видами образования.

В Концепции можно найти целый ряд формулировок, отражающих разные аспекты тех возможностей, которыми обладает ДО для участия в модернизации российской системы образования в соответствии с вызовами глобализации. Например, ДО характеризуется как:

  • уникальная и конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества;социокультурная практика развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства;
  • смысловой социокультурный стержень, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность;
  • важный фактор повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого обучающегося независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;
  • образование, выполняющее функции «социального лифта» для значительной части обучающихся, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в т. ч. таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  • отрытое образование, нацеленное на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; включающее в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии; создающее благоприятные условия для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в т. ч. для развития волонтерства и социального предпринимательства;
  • инструмент формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен;
  • активирующий фактор для развития системы образования в целом, в т. ч. для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны; сфера ДО — инновационная площадка для отработки образовательных моделей и технологий будущего.

Таким образом, новая реальность задает высокую планку для ДО детей: его роль в обществе многократно возрастает, ибо именно с ним связывается развитие человеческого капитала страны, открытость и непрерывность образования; именно его возможности необходимо использовать для модернизации всей системы образования в соответствии с глобальными вызовами.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: состояние ДО и проблемы

Многократное подчеркивание в Концепции ценностного статуса ДО, его обновляющей миссии отнюдь не означает, что внутри этой сферы нет проблем, противоречий, нерешенных вопросов, что она сама не нуждается в обновлении. Проведенный в Концепции анализ состояния и проблем ДО детей показывает, что ДО должно соответствовать требованиям времени: отвечать потребностям государства, общества и личности, быть конкурентоспособным, готовым к инновационным преобразованиям. В настоящее время субъектов, предоставляющих услуги ДО, много: это и государственные (муниципальные) организации различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и др.), и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации, и индивидуальные предприниматели.

В последние годы отмечается рост спроса на программы ДО, реализуемые как на бюджетной, так и на внебюджетной основе. Сегодня ДО, интенсивно развиваясь, шагнуло за стены привычных и знакомых всем дворцов, домов, центров творчества, школ искусств. Еще несколько лет назад ДО было сосредоточено именно в этих организациях, а сейчас «образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, эксплораториумы3, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3D-моделирования и прототипирования и др. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма. Активно развивается негосударственный сектор ДО, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций».

ДО действительно приблизилось к детям, и вся социокультурная среда ориентирована на предоставление большого набора разнообразных дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих детские интересы и потребности. И это уже не только привычные всем кружки вязания и рисования, спортивные секции и музыкальные занятия.

ДО детей сегодня — это:

  • вовлечение обучающихся в творческую, проектно-исследовательскую, продуктивную деятельность по различным направлениям, с приоритетом технического, естественнонаучного, туристско-краеведческого и социально-педагогического содержания;
  • удовлетворение индивидуальных интересов и развитие индивидуальных способностей обучающихся за пределами урока; выявление и поддержка высоко мотивированных и одаренных детей;
  • организация работы с социально незащищенными категориями, включая детей с проблемами здоровья и развития.

«Все это, — отмечается в Концепции, — позволяет охватить ДО более 60% юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет. При этом доступность и качество ДО сильно отличаются в разных субъектах Российской Федерации».

В настоящее время образовательный процесс в ДО детей характеризуется расширением применения новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение детей и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.). Активно развивается рынок услуг и сервисов информального образования: образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.

Очень важно, что «сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в т. ч. для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего».

В то же время в тексте Концепции отмечено, что развитие ДО сдерживается рядом проблем, среди которых особо отметим:

  • несоответствие инфраструктуры современного ДО детей современным требованиям;острый дефицит современного оборудования и инвентаря, учебных пособий, компьютерной техники, обеспечения качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ;
  • отток наиболее квалифицированных кадров и объективные трудности привлечения талантливых молодых специалистов, несмотря на наметившиеся тенденции повышения уровня заработной платы педагогов ДО;
  • медленное обновление содержания ДО детей при острой необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с развитием профессий, рынков труда, информационной среды и технологий;
  • отсутствие системности в проводимых конкурсных мероприятиях при наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра их направлений (олимпиад, чемпионатов, соревнований);
  • слабое использование потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг ДО, модернизации его инфраструктуры вследствие существующих нормативных ограничений.

Обозначенные проблемы свидетельствуют о том, что сегодняшнее ДО (в силу присущей инерционности, характерной для любой образовательной системы) не успевает за требованиями времени, не может в полной мере реализовать свой развивающий потенциал в широком спектре разнообразных направлений деятельности.

Особенно важным становится понимание того, что новое качество ДО детей должно обеспечиваться не отдельной организацией, а в целом «дополнительным образованием» (точнее — дополнительной общеобразовательной программой), что продиктовано прежде всего требованием экономически целесообразного целевого распределения всех видов ресурсов.

Реализация Концепции развития дополнительного образования детей: направления, этапы и результаты

Разделы Концепции, посвященные направлениям, этапам и результатам реализации (разд. VI–VIII), очень важны для ее понимания, поскольку позволяют перевести многообразие общетеоретических позиций на понятный язык практических действий, делают Концепцию технологичной. Подробнее отметим:

  • выделение основных направлений позволяет структурировать выработанную государственную политику по нескольким базовым линиям движения;
  • определение этапов фиксирует последовательность действий, следующих друг за другом практических шагов;представление ожидаемых результатов показывает реалистичность, достижимость поставленных целей и задач.

Основными направлениями развития4 ДО детей до 2020 г. являются:

  • обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;
  • расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
  • развитие системы дополнительного образования школьников, усовершенствование порядка управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;развитие кадрового потенциала системы ДО;
  • совершенствование финансово-экономических механизмов развития ДО;
  • расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг ДО, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;
  • модернизация инфраструктуры ДО детей;
  • развитие неформального и информального образования.

СПРАВКА

Понятие «механизм» в социально-экономической лексике не до конца определено. Это слово заимствовано в греческом языке в начале XIX в. в значении «устройство, приводящее что-либо в действие». Затем появилось значение системы, определяющей порядок какой-либо деятельности. Далее спектр значений расширился, и под «механизмом» стали понимать совокупность состояний или процессов, определяющих какое-либо явление. Соответственно, понятие механизм распространилось и на общественные явления, в т. ч.социально-экономические. Если обобщить, то механизм — это то, что реализует способность двигаться, развиваться и функционировать.

В соответствии с этими направлениями в Концепции определены механизмы развития ДО детей. Перечислим их:

  • формирование в средствах массовой информации нового имиджа ДО;
  • межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов и сетевое взаимодействие различных организаций;
  • партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;открытый государственно-общественный характер управления сферой ДО детей;
  • создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;персонифицированное финансирование;информационная открытость, инновационный характер;
  • поддержка аспектов образовательных программ для «особых групп» обучающихся;
  • поиск и поддержка одаренных и талантливых обучающихся;
  • опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ и т. д.

Подводя итог, следует отметить, что для российского общества важны не только положения и идеи, сформулированные в Концепции, но и способы их воплощения. Правительством РФ поручено Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России разработать в трехмесячный срок план мероприятий по реализации Концепции. Это и будет та практическая программа действий, которая обеспечит предусмотренную Концепцией модернизацию ДО детей, а значит, и вклад в обновление системы образования в целом.

Осознание сути перемен в сегодняшнем ДО и определение своего действенного участия в них предполагает как минимум понимание обоснованной в Концепции системы взглядов на современное ДО. Поэтому изучение принятого документа становится актуальным для всех педагогических работников (включая частных предпринимателей в образовании), а также тех, кому небезразличны проблемы личностного развития наших детей и их конкурентоспособности в динамично меняющемся мире.


1Подробнее см.: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.

2Подробнее см.: Десять трендов современного образования. Электронный ресурс: www.hse.ru/news/63841790.html.

3Интерактивные научные музеи.

4Содержание этапов реализации и финансирования Концепции подробнее
см.: www.dopedu.ru.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль