Современный учебный кабинет в школе для предметов естественнонаучного цикла

532

Образовательная среда, направленная на максимально полное развитие личностных способностей обучающегося, — одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ. Образовательная среда может рассматриваться на разных уровнях — региона, города, образовательной организации (далее — ОО). Элементарное звено образовательной среды — учебный кабинет в школе (приложение «Положение об учебном кабинете»), в котором реализуется обучение, воспитание, саморазвитие — все то, что мы понимаем под термином «образование». Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования предполагают переход от традиционной системы обучения, транслирующей знания, к новой системе — системе «развития», «открытия». Рассмотрим направления, в которых необходимо действовать грамотному администратору, выбирая новую структуру образовательного пространства и его составных частей.

Представляя себе идеальный вариант развития ОО, соответствующий требованиям ФГОС общего образования к образовательному процессу, прежде всего хочется максимально уйти от кабинетной системы как таковой — математику постигать на реальных примерах на территории ОО, об общественных науках разговаривать в непринужденной обстановке холлов и залов, уроки литературы перенести в библиотеку, а изучение естественных наук — в специально оснащенные научные лаборатории. Разные типы уроков требуют разной психологической обстановки, которая достигается иногда перестановкой мебели, использованием декораций или современных технических средств, их заменяющих. Ближе всего к этой концепции в современной ОО такие предметы, как: информатика, физическая культура и технология.

Кроме того, желательно чтобы дома, во время самостоятельной работы, обучающийся также имел возможность погрузиться хотя бы в часть той среды, которая нужна для решения задач в конкретной предметной области. Исходя из изложенных пожеланий, сформулируем несколько требований к тому, каким должен быть учебный кабинет в школе:

  • концептуальная целостность (пространство и оснащение отвечает концепции преподаваемого предмета);
  • трансформируемость (для расширения возможностей трансформации используются современные технические средства, информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ);
  • мобильность (расширение учебной среды класса предполагает возможность использования средств не только в ОО, но и в том месте, где обучающиеся планируют выполнять домашнее задание).

Основные трудности оснащения учебных кабинетов в школе 

Для помещений предметов естественнонаучной направленности (физики, химии, биологии) практически все требования, перечисленные выше, могут быть реализованы с использованием современных средств ИКТ и аппаратно-программных комплексов. Однако начинать следует не с этого. Крайне важно не только разовое стопроцентное обеспечение учебного кабинета в школе так называемым «традиционным» оборудованием (пробирки и реактивы в для химии, макеты и приборы для физики, микроскопы и наглядные пособия для биологии и пр.), но и своевременное его обновление. Следует учитывать, насколько много появилось современной пластиковой химической посуды, макетных вариантов электрических схем, современных спиртовок, оптических наборов, даже громоздкие штативы стали совершенно другими. Красивое и удобное оснащение не только позволяет решить задачи, формулируемые ФГОС общего образования, но и мотивирует учащихся на активную практическую и исследовательскую работу.

Основные трудности, возникающие при оснащении:

  • Не все «новое» оборудование качественное. Количество упрощенных, неэффективных решений, предлагаемых ОО, растет параллельно с желанием сэкономить. Необходимо активно знакомиться с рынком лабораторного оснащения. В каждом регионе проходит за год достаточное количество образовательных выставок, практических семинаров, на которых можно найти подходящие по уровню качества новые предложения. Самое главное — не жалеть на это времени, аккуратно фиксировать характеристики, названия, торговые марки, возможные контакты поставщиков.
  • Не всегда «новое» оснащение может решать те же дидактические задачи, которые решало «старое». Яркие примеры — переход от пленочных фотоаппаратов к цифровым (вместе с пленочными фотоаппаратами уходит в прошлое возможность создавать домашнюю обсерваторию с фоторегистрацией объектов, т. к. цифровые матрицы слишком дорогие), или от стрелочных приборов к цифровым. Занятия со стрелочными приборами учит обучающихся важному способу оценки (расчета) ошибки измерения (в этом случае понятие «половины шкалы деления прибора» — наглядно и образно). Кроме того, важным аспектом понимания природы физического явления может служить устройство прибора (часто стрелочного), позволяющее измерить важные характеристики явления. А в лабораторной работе по измерению электроемкости конденсатора с помощью гальванометра по максимальному отбросу стрелки миллиамперметра учащиеся определяют значение коэффициента пропорциональности, выражающего собой электроемкость, соответствующую одному делению. Можно сохранять имеющееся оборудование, совместно с учащимися создавать нужные макеты, использовать «виртуальные» приборы для объяснения важных аспектов, а потом все равно переходить к тому измерительному оборудованию, которое используется в современном мире.
  • «Новое»оснащение тоже устаревает через некоторое время, поэтому в каждом классе должен быть план развития, отраженный в паспорте. Гораздо ценнее, когда на глазах учащихся оснащение изменяется небольшими блоками (их удобно группировать, например, по темам лабораторных работ по физике). При этом настройку и апробацию «нового» также ценно производить совместно с некоторой группой учащихся. Изменения должны быть ежегодными, на них надо специально обращать внимание обучающихся для повышения интереса к предмету.
  • Иногда жалко отказываться от устаревшего оснащения, а хранить его негде. Можно использовать современные системы хранения (подвесные и проволочные корзины, вставки в ящик, стеллажи, секции для полок и т. п.). Они существенно увеличивают вместимость лабораторных шкафов в классах физики, химии, биологии, помогают наглядно, эстетично и с большей плотностью уложить требуемое оборудование.

Современные ИКТ-средства в учебном кабинете школы и за его пределами

Информационная образовательная среда (далее — ИОС) учебного кабинета в школе представляет среду всей ОО в миниатюре. В ней также можно выделить три основные подсистемы: информационную, техническую и учебно-методическую.

Техническая подсистема подразумевает обеспечение современным оснащение, связанным с реализацией ИКТ и подбор (разработку) методических принципов его использования. Условно оборудование можно разделить на два больших блока — демонстрационное и оборудование для индивидуальных занятий учащихся. В таблице 1 представлены примеры первого и второго типа.

Таблица 1

Современные ИКТ-средства в учебном кабинете школы

Демонстрационные Индивидуальные
Проектор и интерактивная доска Ноутбуки или планшеты
Интерактивная панель Пульты для голосования
Документ-камера Аппаратно-программные комплексы
Специфическое оборудование (например, цифровой микроскоп с USB-подключением к компьютеру и др.)

Существуют определенные тонкости выбора для каждой из перечисленных позиций. Так, например, проектор лучше выбирать ультракороткофокусный (с маленьким расстоянием до экрана). Это существенно уменьшает опасность засветки глаз учащихся и учителя на занятиях с интерактивной доской. Интерактивная доска должна предусматривать работу с максимальным числом возможного специфического программного обеспечения (далее — ПО) для других моделей, т. к. число готовых разработок для нее резко возросло за последние два года. Заманчивым решением представляется интерактивный проектор в сочетании с маркерной антибликовой доской, однако до сих пор очень небольшое количество ультракороткофокусных проекторов поддерживает стандартное ПО для досок.

Отдельно следует отметить проекторы, позволяющие получать 3D-изображение. Во многих случаях трехмерность существенно увеличивает наглядность, например при демонстрации сложных молекул, механизмов, строения систем организма. Интерактивные панели безусловно являются прогрессивным направлением для демонстрационного оборудования, но размеры (при минимально разумной цене) не достигли того удобства, которое дает современный проектор с экраном (доской). Документ-камера позволяет не только работать с общим документом или картинкой, но и демонстрировать мелкие эксперименты, например химические опыты, производимые с небольшим количеством реактивов в микрокюветах.

Справка по оснащению учебного кабинета школы 

Цифровой микроскоп с USB-подключением к компьютеру предназначен для микроскопического исследования различных препаратов и демонстрации наблюдаемой структуры с помощью экрана персонального компьютера. В состав прибора входят микроскоп, присоединяемый к нему видеоокуляр с цифровым USB-выходом и др.

Под «специфическим оборудованием» (кроме микроскопа с цифровым выходом в классе биологии) следует понимать, например, приставку-планетарий в классе физики — укрупненные датчики из аппаратно-программных комплексов, предназначенные для крепления на классной доске.

Системы контроля и мониторинга знаний (система голосования, пульты) стремительно набирают популярность в связи с возросшей востребованностью вопросов тестового характера. Соответственно, лучше выбирать системы голосования с возможностью ввода текстовых или цифровых ответов.

Индивидуальные мобильные устройства у учащихся являются возможным расширением пространства кабинета за границами школы. Особенно, при эксплуатации системы временного использования или популярной в настоящее время Bring Your Own Device (BYOD), дающей обучающемуся возможность работать с ресурсами ОО с помощью любого мобильного устройства, будь то ноутбук, нетбук, планшет или смартфон, иметь доступ к необходимым папкам и данным.

Аппаратно-программные комплексы для учебного кабинета школы

Отдельно следует остановиться на аппаратно-программных комплексах. Они представляют собой набор цифровых датчиков, подключаемых к компьютеру (ноутбуку) и участвующих в эксперименте по физике, химии, биологии. Специальное ПО позволяет отобразить на экране наблюдаемое значение или сохранить данные в цифровом виде для последующей обработки стандартными программами. Один из самых удачных случаев - перенесение наблюдаемых данных из рабочего окна датчика сразу непосредственно в заготовленный стандартный отчет по лабораторной работе. Способы подключения, характеристики датчиков, степень разработанности ПО зависят от конкретной модели и ее производителей. Ситуация в этом сегменте рынка развивается стремительно, поэтому основная рекомендация - изучать готовые примеры на выставках, демонстрационных семинарах, при непосредственном общении с разработчиками на инновационных площадках.

Опыт использования аппаратно-программных комплексов показал, что не все датчики из стандартных наборов удобно использовать в лабораторных работах базового, расширенного и даже профильного курса изучения физики и химии. В учебном кабинете школы датчики могут использоватся в демонстрационных поурочных экспериментах при изучении тем по химии:

  • «Электродвижущая сила»;
  • «Гидролиз»;
  • «Водородный показатель»;
  • «Кинетика химической реакции»;
  • «Дисперсные системы».

Успешно реализуются некоторые лабораторные работы по физике (табл. 2).

Таблица 2

Стандартные датчики в учебном кабинете в школе для лаболаторных по физике 

Тип датчика Название лабораторной работы Класс
Датчик движения Изучение равноускоренного движения (шарик скатывается по желобу) 9-й, 10-й
Изучение равномерного прямолинейного движения 7-й
Изучение свободного падения. Измерение ускорения свободного падения 9-й, 10-й
Динамометр Изучение колебаний пружинного маятника 9-й, 11-й
Датчик тока и датчик напряжения Изучение закона Ома для участка цепи 8-й, 10-й
Изучение закона Ома для полной цепи 10-й

Основная особенность датчика, отличающая его использование от применения традиционных измерительных приборов, заключается в настраиваемой возможности автоматического многократного измерения физической величины. Поэтому целесообразность применения датчиков и всей системы сбора данных появляется тогда, когда нужна временная зависимость измеряемой физической величины. В отдельных случаях, особенно при сложных вычислениях, обработка данных, полученных с использованием датчиков, производится на уроках информатики и ИКТ.

Справка по оснащению учебного кабинета в школе

Занятия с современными аппаратно-программными комплексами готовит выпускников к продолжению своего обучения в рамках инженерных специальностей. Самый большой дефицит специалистов в Свердловской области, да и во всей стране в целом, в грамотных высококвалифицированных инженерных кадрах. Большинство выпускников МАОУ Лицей № 130 г. Екатеринбурга поступают в ведущий инженерный вуз региона — ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» — и выбирают это направление осознанно, заинтересовавшись современными техническими и прикладными возможностями физики и химии.
Так, например, в 2014 г. 82% выпускников 11-х классов поступили именно в этот вуз, 79% — выбрали технические и естественнонаучные направления.

На уроках информатики и ИКТ разрабатываются шаблоны лабораторных работ в табличных редакторах, которые потом используются для автоматизации вычислений на уроках физики. Это позволяет наглядно простроить межпредметные связи.

Важным применением компьютерных датчиков и программ к ним стало их использование в проектной, научно-исследовательской работе учащихся. Мобильность большинства систем, возможность занятий автономно в коридорах и во дворе ОО существенно расширяет спектр интересных тем для проектов. Например, на уроках химии с использованием современных датчиков может быть реализована работа «Природные источники хитина».

Методика получения хитина включает следующие основные процессы:

  • очистка от липидов;
  • деминерализация;
  • депротеинирование;
  • два контрольных взвешивания исследуемого образца.

На всех этапах использовались датчики из аппаратно-программного комплекса для химии (табл. 3).

Таблица 3

Этапы исследовательской работы «Природные источники хитина»

Этап  Используемое оборудование
При выделении липидов необходим контроль температуры 60–70 °С Термометр
Процесс деминерализации осуществляется при постоянном контроле pH среды рН-метр
На стадии депротеинирования важен контроль рН среды (2–2,5) и температуры (40 °С) рН-метр, термометр
В процессе получения хитина по указанной технологии образуются жидкие отходы, к которым относятся:
• кислый раствор после деминерализации;
• ферментативный гидролизат после депротеинирования;
• щелочной раствор после доочистки гидроксидом натрия.
Их необходимо нейтрализовать перед утилизацией
рН-метр
Два контрольных взвешивания:
• после препарирования, помывки и первичной сушки сырья;
• после стадии депротеинирования полученного образца
Электронные весы

Интересно использование стандартных встроенных датчиков смартфонов и планшетов. Количество программного обеспечения увеличивается, растет точность и спектр встроенных возможностей. Это является хорошим поводом расширить пространство учебного кабинета в школе, привлечь к разработке мини-проекта родителей и друзей учащихся.

Рабочее место учителя в учебном кабинете школы

Кроме вышеперечисленного оборудования в учебном кабинете школы, безусловно, нужно вспомогательное: компьютер (ноутбук, планшет) для учителя, многофункциональное устройство (далее — МФУ), оснащение для локальной сети. Место учителя удобно разделить на две функциональные части: одна предназначена для демонстраций, вторая — для работы с электронным журналом, методическими или справочными материалами. Поэтому это может быть два разных устройства, например, ноутбук и планшет, или один компьютер с несколькими видеовыходами (видеокартами) и двумя мониторами.

Можно не обсуждать преимущества МФУ по сравнению с принтерами, однако, надо отметить, что при выборе МФУ обязательно должна быть просчитана и минимизирована стоимость одного отпечатка. В качестве оснащения для локальной сети удобно выбирать WiFi, чтобы ноутбуки и мобильные устройства можно было свободно перемещать по классу.

Все это не принесет существенного сдвига в повышении эффективности процесса, если не подобрано правильно программное обеспечение, в т. ч. электронные образовательные ресурсы (далее — ЭОР). Следует отметить, что в последние пять лет количество качественных ЭОР, находящихся в свободном доступе, увеличилось на несколько порядков. Это произошло в т. ч. за счет государственных и региональных программ, направленных на разработку и систематизацию этих ресурсов. Работой учителя остается подбор ЭОР, наиболее полно дополняющих методические особенности реализуемых программ по предметам.

Еще одним важным элементом ИОС является ПО, предназначенное для управления процессом учебы на компьютерах учащихся. До сих пор примеры такого ПО, особенно свободно распространяемого, бедны и плохо переносят переход от одних операционных систем к другим. Можно не останавливаться на необходимости подключения всех средств ИКТ к сети Интернет, поскольку без этого не будут мобильно использоваться большинство ЭОР, сетевые сервисы и приложения.

Опасной тенденцией стала подмена реального лабораторного оборудования на уроках естественнонаучного цикла компьютерными моделями, виртуальными экспериментами. Еще раз следует обратить внимание на то, что при минимизации расходов важнее начать с живых приборов, реактивов и пробирок, чем с проекторов и компьютеров.

В завершение статьи нужно отметить, что никакое современное оборудование не заменит и не восполнит квалификацию учителя. Учебно-методическая подсистема ИОС, связывающая воедино информационную и техническую часть, обеспечивает образовательный процесс. Соответственно, новинки техники должны использоваться в рамках современных педагогических технологий, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Это невозможно без центральной фигуры — грамотного учителя, систематически повышающего свою квалификацию и отвечающего на все вызовы современного общества.

Приложение

Положение об учебном кабинете в школе 

1. Общие положения

1.1. Положение разработано в МАОУ Лицей № 130 г. Екатеринбурга (далее — Лицей) с целью создания условий для эффективной организации образовательного процесса.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ);
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“ (вместе с „СанПиН 2.4.2.2821–10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы“)» (далее — СанПиН 2.4.2.2821–10);
  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования (далее — ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • письмом Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений необходимым оборудованием»;
  • письмом Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03–417 «О Перечне оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
  • инструктивным письмом Минпроса РСФСР от 11.04.1983 № 96-М «О направлении „Правил по технике безопасности для классов физики общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР“».

1.3 Перечень классных комнат и ответственных за них утверждается директором Лицея.

1.4. Координируют функционирование предметных классов заместители директора по УВР.

1.5. Настоящее Положение отражает наиболее общие требования к учебному кабинету в школе, к его организации и контролю.

Классная комната — это помещение в Лицее, оснащенное наглядными пособиями, оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебные, факультативные, внеклассные и внеурочные занятия с учащимися в полном соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования и ФКГОС, планами учебы и программами.

2. Цели, задачи и содержание работы учебного кабинета школы

2.1. Цель: создание условий для повышения качества организации образовательного процесса.

2.2. Задачи:

  • организовать деятельность педагогов и обучающихся;
  • организовать методическую работу педагогов;
  • создать безопасные условия для организации образовательного процесса;
  • совершенствовать учебно-методические комплексы в школе

3. Организация работы учебного кабинета школы

3.1. Занятия осуществляются на основании плана учебы, календарного графика, соответствующих основной образовательной программе Лицея, дополнительных общеобразовательных программ.

3.2. Занятия проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельности.

3.3. Правила пользования:

  • к занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности при эксплуатации с лабораторным оборудованием, электроприборами и охране труда;
  • обучающиеся в обязательном порядке должны быть ознакомлены с правилами поведения в классе;
  • обучающиеся обязаны поддерживать на чистоту и порядок, обеспечивать сохранность лабораторного и другого оборудования.

3.4. Порядок работы:

  • помещение должно быть открыто за 15 мин до начала занятий;
  • учащиеся должны находиться в классе только в присутствии учителя;
  • необходимо соблюдать режим проветривания.

У учителя должно быть все необходимое оборудование, чтобы вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.

4. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом школы

4.1. Исполнение обязанностей заведующего классом осуществляется на основании приказа директора Лицея в соответствии с должностной инструкцией заведующего классной комнатой.

4.2. Заведующий обязан:

  • анализировать состояние материально-технического оснащения не реже чем раз в год;
  • планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение классов необходимым оборудованием согласно установленным нормативам;
  • составлять план развития и работы на текущий год и следить за его выполнением;
  • содержать класс в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к нему;
  • принимать меры по обеспечению материалами и необходимой учебно-методической документацией, инструкциями и т. д.;
  • вести учет имеющегося оборудования;
  • обеспечивать сохранность имущества и надлежащий уход за ним;
  • обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил поведения учащихся и преподавателей, проводить и учитывать соответствующие инструктажи с учащимися с последующими отметками в журнале регистрации инструктажа учащихся по технике безопасности;
  • организовывать внеаудиторные занятия по предмету (консультации, дополнительные занятия и др.).

4.3. Заведующий имеет право:

  • ставить перед администрацией Лицея вопросы по совершенствованию оборудования классной комнаты;
  • ходатайствовать о поощрении или наказании отдельных учащихся и преподавателей.

5. Общие требования к учебному кабинету в школе

5.1. В учебном кабинете школы должна находиться следующая законодательная и нормативная документация:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ;
  2. Положение;
  3. ФКГОС;
  4. ФГОС соответствующего уровня образования;
  5. правила поведения для учащихся.

Паспорт кабинета, содержащий:

  • - договор о полной материальной ответственности (при необходимости)
  • - перечень мебели;
  • - перечень технических средств обучения;
  • - перечень оборудования, приспособлений и инструментов;
  • - перечень дидактических материалов;
  • - каталог библиотеки класса;
  • - акт-разрешение на проведение занятий;
  • - инструкции по охране труда;- инструкции по технике безопасности;
  • - график работы классной комнаты (на четверть, год).

5.2. В соответствии с требованиями помещение должно быть оснащено:

  • местами для учителя и обучающихся;
  • мебелью, соответствующей требованиям техники безопасности и росто-возрастным особенностям обучающихся;
  • классной доской с местным освещением и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем;
  • аудиовизуальными средствами обучения (при необходимости);
  • приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ (при необходимости);
  • предметными стендами;
  • государственной символикой РФ.

5.3. Класс должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания доврачебной помощи.

5.4. Класс должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям по охране труда, предъявляемым к помещениям для учебы.

5.5. В классе должны быть в наличии:

  • график проветривания;
  • аптечка для оказания первой медицинской помощи (в установленных случаях);
  • инструкции по охране труда (в установленных случаях);
  • журнал инструктажа учащихся по охране труда (в установленных случаях).

5.6. Оформление помещения должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов.

6. Проверка учебных кабинетов в школе

6.1. Проверка проводится в целях определения соответствия материально-технических условий помещения требованиям качественной организации образовательного процесса.

6.2. Проверка является основой для оценки:

  • оснащенности дидактическими средствами;
  • деятельности заведующих.

6.3. Проверку проводит комиссия, создаваемая распорядительным актом директора Лицея. Комиссия дает заключение и рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль