Методическая неделя в образовательной организации

395

С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доц., проректор по развитию регионального образования ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации работников образования, г. Ульяновск

Методическая неделя является одной из форм методической работы образовательной организации (далее — ОО). Проводится ежегодно с целью усиления эффективности влияния методического пространства ОО на становление и развитие профессиональных компетенций педагогов. Участниками методической недели могут быть учителя, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, родители (законные представители), учащиеся, педагогические работники других ОО, сотрудники вышестоящих организаций и др.

Цели и задачи методической недели

Цели методической недели:

Общие:

  • повышение качества методического сопровождения деятельности педагога и образовательного процесса;
  • обобщение и внедрение в образовательную деятельность передового педагогического опыта
  • повышение профессиональной компетентности педагогов.

Специальные:

  • оказание комплексной модульной методической поддержки в реализации одной или нескольких смежных педагогических тем;
  • обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенций педагогов;
  • создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности.

Задачи методической недели:

Общие:

  • совершенствование профессионального мастерства через участие в организации и проведении различных мероприятий;
  • согласование понятий, ценностей и представлений, выработка единой педагогической позиции;
  • способствование формированию созидательной педагогической среды;организация, педагогическая и содержательная поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в ОО;
  • поддержка педагогов, создающих и стремящихся к реализации авторских разработок;
  • создание условий для зарождения, оценки и общешкольного использования ценного педагогического опыта;
  • создание условий и привитие интереса к самообразованию.

Специальные:

  • использование разнообразных стимулов, способов и организационных решений, форм для раскрытия творческого потенциала каждого члена педагогического коллектива;
  • обеспечение индивидуального подхода при выборе методов обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Формы проведения мероприятий

Примерные активные формы проведения мероприятий в рамках методической недели:

  • диспуты и дебаты;
  • защита творческих проектов;
  • встречи с учеными, психологами, методистами, авторами учебно-методических комплексов, вебинары;
  • научные конференции;
  • открытые уроки;методические ринги, вернисажи, конкурсы эссе по актуальным вопросам методики преподавания предмета;
  • защита педагогического, методического проекта;
  • проблемный семинар;
  • творческая презентация, персональная выставка;
  • круглые столы по актуальным проблемам образования.

Структура и содержание этапов методической недели

Структура и содержание этапов методической недели представлены в таблице.

Разработка рекомендаций по обработке, обобщению и использованию результатов методической недели:

по результатам, полученным на заключительном — рефлексивном этапе, заместитель директор, курирующий методическую работу в ОО, составляет справку, в которой подводятся итоги методической недели, определяется вклад каждого учителя в проведение методической недели. По итогам мероприятия издается приказ директора ОО о поощрении наиболее активных участников методической недели;возможен выпуск общешкольного методического вестника, в котором будет представлен лучший опыт методической недели, таблица психолого-педагогических и методических рекомендаций по прошедшим мероприятиям для размещения на сайте ОО.

Структура и содержание этапов организации методической недели

Этап Должность ответственного Содержание деятельности Сроки
I этап.
Подготовительный –  организационно-
целевой
Заместитель директора, курирующий методическую работу в ОО Организует деятельность по реализации задач методической недели, рассмотрению и обсуждению на педагогическом совете ОО плана ее проведения. Составляет и вывешивает план проведения методической недели (содержащий цели, задачи, конкретные мероприятия, Ф. И. О. ответственных за реализацию каждого раздела плана и др.) Не позднее одного месяца до начала методической недели
Директор ОО Издает приказ «О проведении методической недели» и утверждает план ее проведения
II этап.
Основной –  содержательно-
деятельностный
Могут использоваться любые формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффектную реализацию целей и задач методической недели, соответствующие имеющемуся в ОО опыту проведения данной формы методической работы 1 неделя
III этап.
Заключительный – рефлексивный
Педагог-психолог Проводит рефлексивные мероприятия по итогам методической недели 1–2 дня
Каждый из заместителей директора ОО, ответственных за конкретное мероприятие, учителя-предметники Составляют итоговые справки и формируют методические пакеты, включающие подробные планы-конспекты мероприятий с целью создания портфолио методической недели
Заместитель директора, курирующий методическую работу в ОО Проводит общешкольную рефлексию степени реализации задач методической недели и уровня получения ожидаемых результатов. Обобщает данные анкетирования педагогического коллектива. Составляет рейтинг мероприятий, проводимых в рамках методической недели
Заместитель директора по  информационно-
коммуникационным технологиям
По итогам мероприятия готовит презентационные материалы мероприятия. Размещает материалы на сайте ОО

Взаимодействие с  педагогом-психологом

Особая роль в проведении единой методической недели отводится педагогу-психологу. Роли педагога-психолога и формы взаимодействия с ним разнообразны:

«психолог-методист» участвует в составе рабочей группы, оказываетпомощь педагогам в овладении и использовании современных психолого-педагогических технологий деятельностного типа при формировании универсальных учебных действий (далее — УУД);«психолог-преподаватель» проводит учебные курсы психологической тематики в рамках урочной деятельности или психологические занятия в рамках внеурочной деятельности по направлениям развития личности, предусмотренным федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное);«психолог-куратор» участвует в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;«психолог-консультант» организует и проводит диагностические процедуры, оценивает уровень сформированности конкретного вида УУД (регулятивных, коммуникативных и познавательных) с помощью специально сконструированных диагностических задач, а также проводит оценку достижения результатов в личностном развитии.

Единый методический день

Единая методическая неделя состоит из отдельных методических дней, которые можно организовать как:

тематические дни;дни предметных кафедр (методических объединений) учителей-предметников;дни реализации основных направлений развития ОО и др.

Тематика каждого методического дня определяется, исходя из потребностей и тех ключевых результатов, которые должна обеспечить ОО.

Единый методический день (рисунок) всегда начинается с инструктажа участников (тех, кто проводит, и тех, с кем проводят). Каждый участник-организатор составляет свою программу. Проводится диагностика, материалы диагностики обрабатываются (составляются схемы, таблицы, диаграммы). На основе проблемно-ориентированного анализа выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции содержания единого методического дня. Во время проведения методического дня:
1. Организуется инструктаж участников: учащихся, классных руководителей, учителей-предметников.
2. Распределяются обязанности.
3. Определяется время проведения микроисследований.
4. Вся информация передается для обработки в экспертный совет, состав которого определяется администрацией ОО.
5. Проводится анализ материалов, выявляются основные тенденции.
6. Принимаются управленческие решения (по результатам работы экспертного совета).
7. Готовится заседание педагогического совета (предметных кафедр и т. п.), вырабатываются рекомендации, оформляются методические бюллетени.

Методическая неделя в образовательной организацииТехнологическая схема педагогического совета — «методического дня»

Второе пленарное заседание является вечерним (после уроков) и начинается с самоанализа урока учителем с позиций темы педагогического совета. Затем группа дает оценку того, как данная проблема реализована на практике. По итогам выступлений всех групп вырабатываются рекомендации и принимается решение. По продолжительности единый методический день соответствует целому учебному дню, но образовательный процесс при этом не прерывается. По его итогам готовится методический бюллетень.

СПРАВКА

Методический бюллетень (Г.К. Селевко) — результат коллективного обсуждения открытого урока, отзывы о том, насколько целесообразно выбраны формы, методы, приемы урока, как способствуют они достижению поставленной цели. Отмечается все, что может быть использовано в практике другими учителями. В доброжелательной форме высказываются рекомендации.

В структуру единого методического дня может быть включена педагогическая мастерская «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности».

Педагогическая мастерская

Педагогическая мастерская «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»1 проводится с целью обучения педагогов различным приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке. Организация учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, будет результативной (при условии сотрудничества между учителями и учащимися) в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

С психологической точки зрения успех — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями или превзошел их (А.С. Белкин). На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Успех порождает новый успех, это пусковой механизм самореализации. С педагогической точки зрения, ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых человек испытывает радость успеха. Ситуация успеха невозможна без мотивации его достижения. Человек со сформированной надеждой на успех не боится неудач. Человек со страхом неудачи всегда избегает ситуации, где нужно себя проявить. Большая часть учащихся находится в состоянии избегания неудач.

Предлагаемая педагогическая мастерская способствует осмыслению учителями сущности создания ситуации успеха на уроке, стимулирует поиск эффективных механизмов проектирования таких ситуаций для каждого ученика. Оптимальное количество педагогов — 10–12 чел.

Задачи:

информирование педагогов о  психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;развитие навыков сотрудничества.

Ход мастерской

1. Организационный момент.

2. Вводная часть. Анализ анкет учащихся, которые отвечали на следующие вопросы:

Что такое успех?Как вы представляете себе успех в жизни? От чего он зависит?Что означает для вас быть успешным в учебе?Какие слова учителя помогли вам почувствовать себя успешным?

Учащиеся должны были ответить на эти вопросы с точки зрения оценки учебных результатов (варианты: вполне доволен; не всегда доволен; я часто бываю собой недоволен; мне это безразлично). Среди причин неуспешности называют:

  • разбросанность интересов;
  • домашние проблемы;
  • отсутствие интереса к отдельным предметам;
  • нереальность выполнения всех домашних заданий;
  • плохое настроение;несправедливая оценка учителя (с точки зрения обучающегося);
  • непонимание объяснений учебного материала учителем и нежелание показать это перед классом и др.

После анализа анкет обучающихся ведущий педагогической мастерской задает вопрос участникам: какие психологические и педагогические условия должен создать на уроке учитель, чтобы обеспечить каждому обучающемуся возможность чувствовать себя уверенно, испытывать радость от процесса познания нового? (Установление степени информированности педагогов по заявленной теме.)

Вопросы к педагогам, участвующим в работе педагогической мастерской:

Какое значение, по вашему мнению, имеет создание ситуаций успеха в образовательном процессе?Какие вы знаете ситуации успеха? Какие формы проведения внеклассных мероприятий следует использовать? Фамилии каких авторов, рассматривающих вопрос о создании ситуаций успеха в учебном процессе, вы можете назвать?Находят ли отражение ситуации успеха в вашей педагогической деятельности? Каким образом?

3. Теоретическая часть (сопровождается мультимедийной презентацией).

Уровни мотивации достижения успеха учащимся:

  • само стремление к успеху (я очень хочу это сделать);надежда на успех (я смогу это сделать, я уверен в себе);
  • субъективно оцененная вероятность достижения успеха (когда человек дает себе установку: все зависит только от меня);
  • субъективные эталоны при оценке достижений.

При отсутствии этих установок у обучающегося формируется модель поведения избегания неудач. Основные психологические реакции:

  • обезличивание деятельности;
  • отчуждение деятельности (это мне не нужно);
  • снижение значимости деятельности (и без этого проживу).

Какие условия усиливают мотивацию достижения успеха?

постановка ученика на занятии в субъектную позицию;вербальное и невербальное стимулирование деятельности ученика;использование индивидуально ориентированных критериев оценки (модели оценки должны быть разными, подходящими к определенному случаю: зачет/незачет, 100-балльная система).

4. Практическая часть. Работа в творческих группах.

1 задание. Микрогруппам предлагается раскрыть содержание каждого из названных условий. На обсуждение дается не более 10 мин, после чего представитель от каждой микрогруппы зачитывает информацию всем.

2 задание. Необходимо представить свои рекомендации по реализации одного из условий повышения мотивации достижения успеха в виде таблиц, правил поведения для учителя и т. д. Например, правила для учителя:

Опирайтесь на желания. Нужно понять — важно не только то, чего мы желаем, но и то, чего хочет учащийся. Не пытайтесь его переделывать. Задача педагога — сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Используйте идентификацию. Стимулируйте ваших учащихся страстно чего-нибудь пожелать, пусть это будут даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них.

Учитывайте интересы и склонности. Нет учащихся, ничем не интересующихся. От 20 до 50% учащихся-подростков вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты. Но есть множество других интересов — к деньгам, успеху, красивой жизни. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности. Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям и мнениям. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах.

Используйте имя ученика в качестве стимула. Среднего человека больше интересует его собственное имя, чем все другие имена. Пишите крупными буквами на классной доске, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят. И у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, своим предметом.

Поощряйте желание добиться признания. Многие обучающиеся учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

Поощряйте учащихся с заниженной самооценкой. Как заразить желанием успеха учащихся, потерявших надежду «выйти в люди», страдающих заниженной самооценкой? 75% учащихся — те, у кого повышенная тревожность, — ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Многие учащиеся не научены принимать точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Они не могут оценивать и последствия совершаемых действий и поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно покажет способы оценивания своих поступков, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке, с помощью признания его достоинств. Не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства, авансируйте положительные изменения. Тогда у обучающегося будет больше возможностей стать таким, каким его хочет видеть учитель.

Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем, кто проявляет старание в учебной работе. Одобрительная оценка со стороны учителя может производить метаморфозу со слабоуспевающими учащимися.

5. Творческая часть.

Попробуйте создать свою собственную школу, школу Успеха. Какой будет эта школа? Дайте ее короткое, но яркое описание. На этот вид работы отводится не более 10–12 мин.

6. Рефлексия. Продолжите предложения:

Сегодня на занятии я понял…Сегодня на занятии я  по-новому взглянул…Сегодня на занятии я решил…


1Использован материал педагогического опыта А.И. Борисовой, зам. директора МАОУ «Гимназия № 34», г. Ульяновск. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль