Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (из опыта работы г. Москвы)

411

Обновление кадрового потенциала – актуальная задача, обозначенная Правительством РФ, предполагающая реализацию целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогических работников, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) нормативно закреплен порядок аттестации педагогических работников и аттестации работников, не являющихся педагогами.

Задачи и цели аттестации педагогических работников

Обеспечение системы образования квалифицированными кадрами, их оптимальное и целесообразное использование в соответствии с профессиональной подготовкой и личными возможностями, стимулирование постоянного роста профессионального мастерства – задачи, на решение которых нацелена аттестация педагогических работников.

Согласно ст. 49. Федерального закона № 273-ФЗ новая аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и в целях установления квалификационной категории (по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава)).

Порядок формирования аттестационных комиссий зависит от целей аттестации педагогического работника (табл. 1).

Таблица 1

Порядок формирования аттестационных комиссий

Цель аттестации педагогического работника

Орган, формирующий аттестационную комиссию

Подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – ОО)

Установление квалификационной категории педагогических работников

Если ОО находится в ведении федеральных органов исполнительной власти, то аттестационная комиссия формируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся. Если ОО находится в ведении субъекта РФ, то аттестационная комиссия формируется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ

Порядок проведения аттестации педагогических работников

В соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ Минобрнауки России был разработан Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее – Порядок). Аттестация педагогических работников проводится по 28 должностям, которые определены постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Перечень должностей педагогических работников:

  • воспитатель;
  • инструктор-методист;
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре;
  • концертмейстер;
  • логопед;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-библиотекарь;
  • педагог-организатор;
  • педагог-психолог;
  • преподаватель;преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  • руководитель физического воспитания;
  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • старший воспитатель;
  • старший инструктор-методист;
  • старший методист;старший педагог дополнительного образования;
  • старший тренер-преподаватель;
  • тренер-преподаватель;
  • тьютор;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед.

Для каждой из 28 педагогических должностей выделен перечень результатов, подлежащих оценке (приложение 1).

Результативность педагогической деятельности

Сочетание принципов добровольности и периодичности является одним из важнейших условий аттестации педагогических работников. Каждый педагог сам решает, иметь или не иметь квалификационную категорию, которая присваивается по итогам аттестации на 5 лет. Педагогический работник должен самостоятельно проанализировать реальный уровень своей профессиональной компетентности, позволяющий достичь определенной результативности деятельности. Итогом самоанализа педагога должен быть вывод о том, какие результаты деятельности для оценки могут быть представлены в Городскую аттестационную комиссию (далее – ГАК) и на какую квалификационную категорию можно претендовать.

В ходе проведения аттестации педагогических работников результативность педагогической деятельности рассматривается как динамический показатель, содержательно соответствующий современным представлениям о качестве образования и процессуально подтверждающий способность педагога и далее обеспечивать определенный качественно заданный уровень достижения образовательных результатов обучающихся. Педагогический работник должен осознавать, что, имея высшую квалификационную категорию, он гарантирует высокое качество реализации образовательной программы (далее – ОП), а его вклад в повышение качества образования высоко оценивается всеми участниками образовательного процесса.

Определяя основания для проведения аттестации, педагог сам активно участвует в данном процессе, переводя его из формальной процедуры внешних оценок в систему самооценки профессиональных достижений, самоанализа педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межаттестационный период. В свою очередь, результаты аттестации должны быть существенны и значимы для педагогического работника как по степени его морально-профессионального удовлетворения тем, что его деятельность нашла достойную оценку, так и по степени материального стимулирования за качественный труд.

Региональная модель аттестации педагогических работников

В г. Москве разработана и реализуется региональная модель аттестации педагогических работников с целью установления квалификационных категорий, разработанная на основе федеральных нормативно-правовых актов. Аттестация педагогических работников на региональном уровне – совокупность требований и алгоритмов порядка аттестации педагогических работников в г. Москве. Ее миссия – мотивирование педагогических работников и ОО к достижению наиболее высоких результатов в образовательной деятельности. Цель региональной модели аттестации: аттестация педагогических работников ОО г. Москвы в соответствии с личным вкладом в качество столичного образования.

СПРАВКА

В целях стимулирования повышения качества работы московских ОО с 2011 г. внедрена система грантов мэра Москвы. Подходы и критерии отбора лауреатов заложены в основе рейтинга московских ОО.
«Топ-400» – ежегодный рейтинг ОО столицы. Он составляется на основе данных о результатах деятельности школ, содержащихся в информационных системах Департамента образования г. Москвы. Критерии рейтинга ежегодно утверждаются Экспертным советом по Государственной программе г. Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”)».
Техническое обеспечение расчета рейтинга осуществляется Центром педагогического мастерства г. Москвы в соответствии с утвержденными критериями на основе учебных результатов обучающихся: ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийская и московская олимпиады школьников, результаты общегородских независимых диагностических работ, – а также других результатов работы ОО.
Познакомиться с рейтингом можно на официальном сайте Департамента образования г. Москвы.

Задачи региональной модели аттестации педагогических работников:

  • обеспечить каждому педагогическому работнику качественную всестороннюю оценку результатов его профессиональной деятельности на основе информации из открытых информационных источников;
  • обеспечить снижение бюрократической волокиты предаттестационного сбора материалов для проведения аттестации педагогических работников;
  • обеспечить реализацию совокупности требований к квалификационным категориям, установленных Порядком аттестации педагогических работников;
  • обеспечить преференции для педагогических работников, которые внесли весомый вклад в уровень качества образования, достигнутый ОО, вошедшими в рейтинг школ «Топ-400», и для педагогов, обеспечивающих экспертную оценку работ выпускников при проверке работ основного государственного экзамена и единого государственного экзамена.

Техническое обеспечение региональной модели аттестации: модуль «Аттестация педагогических и руководящих работников» (далее – модуль «Аттестация») в информационно-аналитической системе Департамента образования г. Москвы «Московский регистр качества образования» (далее – МРКО).

Данная система позволяет в электронном виде:

  • осуществлять круглосуточную подачу заявлений педагогических работников на аттестацию;
  • предоставлять результаты деятельности педагога для проведения всестороннего анализа и оценки;
  • информировать аттестуемых и администрацию ОО о ходе процедуры аттестации и ее итогах;
  • проводить экспертизу и оценку результатов деятельности педагогических работников, заявившихся на аттестацию;
  • предоставлять членам аттестационной комиссии всю необходимую информацию для проведения аттестации;
  • формировать статистическую информацию о ходе процедуры аттестации и ее итогах.

Использование электронного ресурса для решения задач аттестации педагогических работников минимизирует временные затраты на сбор и обработку информации о результатах деятельности, обеспечивает максимально высокую скорость установления взаимодействия между всеми субъектами процедуры аттестации, исключает бумажный документооборот.

Региональная модель аттестации педагогических работников включает:

Положение о ГАК по аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории, утв. приказом Департамента образования г. Москвы. Обобщенные требования к педагогическому работнику при установлении квалификационных категорий. Алгоритм проведения организационно-методических процедур сопровождения аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационной категории. Алгоритмы проведения всестороннего анализа и оценки профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации с целью установления первой и высшей квалификационных категорий. Рекомендации к предоставлению результатов профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации с целью установления первой и высшей квалификационных категорий. Табличные формы результатов с показателями их оценки по 28 должностям педагогических работников. Рекомендации к проведению всестороннего анализа и оценки результатов профессиональной деятельности в целях установления квалификационных категорий. Примерный перечень традиционных мероприятий, проводимых для обучающихся и педагогических работников, итоги участия в которых учитываются при проведении всестороннего анализа и оценки результатов деятельности педагогических работников при проведении аттестации на квалификационные категории. Понятийный аппарат аттестации педагогических работников с целью установления квалификационных категорий.

Обобщенные требования к педагогическому работнику

Обобщенные требования к педагогическому работнику при установлении квалификационных категорий сформулированы на основе пп. 36–37 Порядка аттестации педагогических работников и отображены на рис. 1 и 2. В ходе аттестации оценивается:

  • умение педагога достигать и подтверждать достижение положительных результатов в образовательной (обучающей, воспитывающей и развивающей) деятельности;
  • умение педагога на различных уровнях представлять своим коллегам алгоритмы и способы достижения положительных результатов в образовательной (обучающей, воспитывающей и развивающей) деятельности;
  • практический результат экспериментальной и инновационной деятельности, способствующей достижению положительных результатов в образовательной (обучающей, воспитывающей и развивающей) деятельности;
  • опыт разработки программно-методического сопровождения образовательного процесса, нацеленного на достижение положительных результатов в образовательной (обучающей, воспитывающей и развивающей) деятельности.Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (из опыта работы г. Москвы)Рис 1. Обобщенные требования к педагогическому работнику при установлении первой квалификационной категорииАттестация педагогических работников в целях установления квалификационных категорий (из опыта работы г. Москвы)Рис 2. Обобщенные требования к педагогическому работнику при установлении высшей квалификационной категории

Комментарий к основаниям для установления квалификационных категорий

Проведение оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пп. 36 и 37 Порядка аттестации педагогических работников, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

В целях обеспечения эффективности и качества реализации региональной модели аттестации педагогических работников нормативно закрепленные основания для установления квалификационных категорий требуют дополнительного комментария по форме представления результатов, подлежащих оценке, и показателей, достаточных для установления квалификационных категорий.

Результаты по итогам внутреннего мониторинга

Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам по итогам внутреннего мониторинга применяются соответствующие основания (табл. 2).

Таблица 2

Основания для установления квалификационной категории по итогам внутреннего мониторинга

Квалификационная категория

Основание для установления квалификационной категории

Первая*

Cтабильные положительные результаты освоения обучающимися ОП по итогам мониторингов, проводимых ОО

Высшая**

Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения ОП по итогам мониторингов, проводимых ОО

Пункт 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
** Пункт 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

Данное основание для установления квалификационной категории отражает требования к результатам, достигнутым педагогическим работником в профессиональной деятельности, оцениваемым на основе итогов внутреннего мониторинга, проводимого ОО и являющегося сегментом внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) (п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Для сбора данных и представления результатов по установленному критерию от педагога не требуется дополнительных действий, т. к. внутренний мониторинг деятельности педагогических работников, входящий в систему оценки качества образования в ОО, носит обязательный, плановый характер и вся информация сконцентрирована у заместителя руководителя ОО, ответственного за функционирование ВСОКО. Результаты могут быть представлены:

  • в электронном журнале ОО (сводные ведомости);
  • на сайте ОО (согласно п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ОО реализует индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях);
  • в публичном докладе руководителя ОО;
  • отчете о результатах самообследования ОО;
  • отчетных формах по итогам работы ОО или структурных подразделений ОО;
  • на сайтах организаций, осуществляющих сопровождение деятельности системы образования.

Результаты должны быть представлены не менее чем по трем временным отрезкам (четверть, полугодие, год, 2–3 года, стартовый, рубежный, итоговый контроль на примере нескольких групп обучающихся по усмотрению ОО), полученным в течение всего межаттестационного периода, за который предоставляются результаты в ГАК для оценки стабильности или динамики результатов.

Результаты педагога, претендующего на квалификационную категорию, должны соизмеряться с показателями, установленным или достигнутыми внутри ОО по данному виду деятельности, отраженному в итогах внутреннего мониторинга.

Показатель ОО – это общая средняя величина результатов всех участников мониторинга, позволяющая оценить результаты каждого из участников, соизмеряя их с общим результатом (показатель одного из участников оценивается как достигнутый результат выше, ниже или на уровне всех участников мониторинга).

Показатели, достаточные для установления квалификационной категории:

Первая:
– по результатам внутреннего мониторинга педагогический работник достиг оптимального уровня реализации профессиональной деятельности по показателям, установленным самой ОО;
– 100% освоения ОП, реализуемых педагогическим работником, при отсутствии отрицательной динамики.

Высшая:
– по результатам внутреннего мониторинга педагогический работник достиг повышенного уровня реализации профессиональной деятельности по показателям, установленным самой ОО;
– 100% успеваемость, наличие устойчивой положительной динамики.

Результаты по итогам внешнего мониторинга

Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам по итогам внешнего мониторинга применяются соответствующие основания (табл. 3).

Таблица 3

Основания для установления квалификационной категории по итогам внешнего мониторинга

Квалификационная категория

Основание для установления квалификационной категории

Первая*

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися ОП по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662

Высшая**

Достижение обучающимися положительных результатов освоения ОП по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662

* Пункт 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
** Пункт 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

Данное основание отражает требования к результатам, достигнутым педагогическим работником в профессиональной деятельности, оцениваемым на основе внешнего мониторинга, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662, и согласно утвержденному в регионе перечню мониторинговых мероприятий, обеспечивающих систему оценки качества образования в регионе, включая результаты государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).

Для сбора данных и представления результатов по установленному критерию от педагога не требуется дополнительных действий, т. к. мониторинг носит обязательный, плановый характер и вся информация сконцентрирована у заместителя руководителя, ответственного за функционирование ВСОКО.

Результаты могут быть представлены:

  • на сайте ОО (согласно п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ОО реализует индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях);
  • в публичном докладе руководителя ОО;
  • отчете о результатах самообследования ОО;
  • отчетных формах по итогам работы ОО или структурных подразделений;
  • на сайтах организаций, осуществляющих сопровождение деятельности системы образования.

Результаты освоения обучающимися ОП по итогам мониторинга, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ, представляются в соответствии с показателями и критериями данного вида мониторинга.

Показатели, достаточные для установления квалификационной категории:

Первая:
– 100% освоения ОП, реализуемых педагогическим работником, при отсутствии отрицательной динамики по итогам проведенных в регионе мониторингов;
– коэффициент качества освоения ОП не ниже показателя, установленного по данному мониторингу в регионе.

Высшая:
– 100% освоения ОП, реализуемых педагогическим работником, при наличии устойчивой положительной динамики результатов по итогам проведенных в регионе мониторингов;
– коэффициент качества освоения ОП на уровне или выше показателя, установленного по данному мониторингу в регионе.

Для исследования показателей результативности ГИА использовать величины, обозначенные в нормативно-правовых документах, разъясняющих применение постановления Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 (например, приказ Минобрнауки России от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»).

Результаты по выявлению и развитию способностей у обучающихся

Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам по итогам выявления и развития способностей у обучающихся применяются соответствующие основания (табл. 4).

Данные основания отражают требования к результатам, достигнутым педагогическим работником в профессиональной деятельности, оцениваемым на основе анализа результатов вовлечения обучающихся в проектную, творческую, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а также участия обучающихся в научных (интеллектуальных), творческих, физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых согласно:

  • перечню мероприятий, организованных в целях реализации ст. 77 Федерального закона № 273-ФЗ;
  • перечню мероприятий, утвержденных органами исполнительной власти регионов, осуществляющих государственное управление в сфере образования и проводимых с целью обеспечения интеллектуально-образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.

Таблица 4

Основания для установления квалификационной категории по итогам выявления и развития способностей у обучающихся

Квалификационная категория

Основание для установления квалификационной категории

Первая*

Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Высшая**

Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

* Пункт 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
** Пункт 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

Оценке не подлежат результаты, полученные обучающимися на мероприятиях, конкурсах, олимпиадах и т. д., проводимых на коммерческой основе, включая благотворительные взносы. Для сбора данных и представления результатов по установленному критерию от педагога не требуется дополнительных действий, т. к. мониторинг данного вида деятельности ОО входит в структуру внутренней системы оценки качества образования в ОО, носит обязательный, плановый характер и вся информация сконцентрирована у заместителя руководителя, ответственного за функционирование ВСОКО.

Результаты могут быть представлены:

  • на сайте ОО (п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ОО реализует индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях);
  • в публичном докладе руководителя ОО;
  • отчете о результатах самообследования ОО;
  • отчетных формах по итогам работы ОО или структурных подразделений ОО;
  • на сайтах органов исполнительной власти регионов, осуществляющих государственное управление и проводящих государственную политику в сфере образования;
  • сайтах организаций, осуществляющих сопровождение деятельности системы образования;
  • сайтах организаций, реализующих данные мероприятия.

Показатели, достаточные для установления квалификационной категории:

Первая:
– положительные результаты работы по вовлечению обучающихся в исследовательскую, творческую, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, которая ведется эпизодически на уровне ОО;
– положительные результаты участия обучающихся в массовых состязаниях, соревнованиях, выставках, конкурсах разного уровня.

Высшая:
– положительная динамика количества вовлеченных при высоком качестве подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах, фестивалях, конкурсах, соревнованиях; наличие призеров, лауреатов, победителей;
– положительная динамика количества вовлеченных при высоком качестве результатов обучающихся в исследовательской, творческой деятельности, которая носит системный характер, имеются высокие показатели представления результатов работы и победители конкурсов, соревнований разного уровня;
– положительная динамика количества вовлеченных при высоком качестве результатов обучающихся – участников массовых состязаний, соревнований, выставок, конкурсов (на уровне выше ОО на постоянной основе).

Личный вклад в качество образования

Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам по результатам личного вклада в качество образования применяются соответствующие основания (табл. 5).

Таблица 5

Основания для установления квалификационной категории по результатам личного вклада в качество образования

Квалификационная категория

Основание для установления квалификационной категории

Первая*

Личный вклад в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Активное участие в работе методических объединений (далее – МО) педагогических работников ОО

Высшая**

Личный вклад в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания. Продуктивное использование новых образовательных технологий. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в т. ч. экспериментальной и инновационной

* Пункт 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
** Пункт 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

Личный вклад в качество образования оценивается на основе анализа результатов методической работы педагогического работника:

  • распространения личного педагогического опыта путем его трансляции на педагогических советах, МО педагогических работников ОО;
  • публикации в различных изданиях, в т. ч. в сети Интернет, опыта практических результатов по профилю педагогической деятельности.

Формы представления результатов

Для сбора данных и представления результатов по установленному критерию от педагога не требуется дополнительных действий, т. к. мониторинг данного вида деятельности ОО входит в структуру внутренней системы оценки качества образования в ОО, носит обязательный, плановый характер и вся информация сконцентрирована у заместителя руководителя ОО, ответственного за функционирование ВСОКО.

Результаты могут быть представлены на сайтах ОО, на личных интернет-страницах педагогов в форме:

  • методических материалов, размещенных на официальных сайтах ОО, с указанием уровня результативности образовательного процесса, достигнутого вследствие применения указанных материалов;
  • ссылок на информационные ресурсы организаций, осуществляющих сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по трансляции опыта их работы (при условии размещения на этих ресурсах данных о характере участия аттестуемого педагогического работника);
  • материалов МО, размещенных на официальном сайте ОО в форме, позволяющей провести анализ методической работы аттестующегося педагогического работника;
  • методических разработок, отражающих опыт педагога по совершенствованию методов обучения и воспитания, представления результатов участия в работе проблемной (творческой) группы / временного научно-исследовательского коллектива ОО;
  • представления результатов участия в проведении мероприятий по диссеминации инновационного педагогического опыта на уровне ОО;
  • представления результатов участия в работе МО в ОО;
  • представления результатов участия в конференциях, конкурсах, семинарах, стажировочных площадках, мастер-классах;
  • представления результатов участия в работе профессиональных клубов, предметных ассоциациях или иных профессионально-педагогических сообществах;
  • представления результатов участия в подготовке, проведении предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов, соревнований, а также проверки работ участников, судейства, рецензирования, деятельности в экспертных комиссиях, жюри разных уровней и т. д.;
  • выступлений на педагогических советах, семинарах, круглых столах, проведения мастер-классов;
  • материалов педагогических работников, подтверждающих их участие в экспериментальной/инновационной деятельности и результативность этой деятельности, размещенных на информационных ресурсах ОО, персональных сайтах педагогических работников (при наличии) или на сайтах организаций, осуществляющих научное руководство экспериментальной/инновационной деятельностью ОО;
  • результатов сопровождения молодых педагогов, наставничества.

Оценке подлежат результаты, представленные в открытом доступе, востребованные педагогическим сообществом, которые не требуют сбора дополнительной подтверждающей информации. Показатели, достаточные для установления квалификационной категории:

Первая:
– деятельность в профессиональном сообществе в своей ОО и за ее пределами;
– результаты деятельности представлены на уровне не ниже ОО, т. е. выходящие за рамки работы МО, в котором состоит педагог;
– деятельность педагога носит постоянный характер, прослеживаемый в течение всего межаттестационного периода.

Высшая:
– продуктивная инновационная деятельность в профессиональном сообществе в своей ОО и за ее пределами;
– результаты деятельности представлены на уровне выше своей ОО;
– деятельность педагога должна носить системный характер, прослеживаемый в течение всего межаттестационного периода.

Результаты деятельности в профессиональном сообществе

Для установления квалификационных категорий педагогическим работникам по результатам деятельности в профессиональном сообществе применяются соответствующие основания (табл. 6).

Таблица 6

Основания для установления квалификационной категории по результатам деятельности в профессиональном сообществе

Квалификационная категория

Основание для установления квалификационной категории

Первая*

Требование не установлено

Высшая**

Активное участие в работе МО педагогических работников ОО, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

* Пункт 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
** Пункт 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

Требование установлено для высшей квалификационной категории. Данное основание отражает требования к результатам, достигнутым педагогическим работником в ходе активного участия:

  • в работе МО – профессиональных сообществах педагогов, регулярно вступающих между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач (ассоциации педагогов, учебно-методические объединения, предметно-цикловые комиссии, кафедры и т. д.);
  • разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, т. е. системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации обучения по основным и дополнительным ОП;
  • профессиональных конкурсах, цель которых заключается в выявлении и внедрении в педагогическую практику лучшего профессионального опыта, авторских программ, инновационных проектов, способствующих совершенствованию образовательного процесса, повышению качества образования, развитию новых методик и технологий в сфере образования.

Обращаем внимание, что для сбора данных и представления результатов по установленному критерию от педагога не требуется дополнительных действий, т. к. мониторинг данного вида деятельности ОО входит в структуру внутренней системы оценки качества образования в ОО, носит обязательный, плановый характер и вся информация сконцентрирована у заместителя руководителя, ответственного за функционирование ВСОКО.

Результаты могут быть представлены:

  • на личных интернет-страницах педагогов;
  • сайте ОО (согласно п. 11 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ ОО реализует индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях);
  • в публичном докладе руководителя ОО;
  • отчете о результатах самообследования ОО;
  • отчетных формах по итогам работы ОО или структурных подразделений ОО;
  • на сайтах органов исполнительной власти регионов, осуществляющих государственное управление и проводящих государственную политику в сфере образования;
  • сайтах организаций, осуществляющих сопровождение деятельности системы образования;
  • сайтах организаций, реализующих данные мероприятия.

Результаты оцениваются на основе анализа:

  • представленных продуктов деятельности педагогического работника, к которым возможно отнести разработанные учебно-дидактические комплексы/проекты, оценочные и методические материалы и т. д.;
  • профессионально-личностных достижений, личного участия в профессиональных конкурсах; подготовке к участию в конкурсах молодых педагогов в рамках наставничества.

Алгоритм проведения организационно-методических процедур сопровождения аттестации педагогических работников с целью установления квалификационной категории

Организационно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников с целью установления квалификационной категории обеспечивает скоординированность действий всех участников процедуры аттестации (приложение 2), наличие между ними постоянной прямой и обратной связи. Организация сопровождения подготовки педагогического работника к аттестации на квалификационную категорию в ОО состоит из нескольких периодов.

Этапы межаттестационного периода

Рассмотрим этапы межаттестационного периода.

1. Организационно-подготовительный этап. Цель: обеспечение педагогического работника необходимыми правовыми знаниями о порядке аттестации педагогических работников и установленных требованиях. Для реализации данной цели организуются:

  • общий методический семинар по обеспечению педагогического работника необходимой суммой правовых знаний о процедуре аттестации педагогических работников и установленных требованиях;
  • индивидуальные консультации по запросу педагогов, имеющих вопросы, требующие тщательной проработки в целях недопущения нарушений законодательных норм.

Сопровождение организационно-подготовительного этапа осуществляется на уровне педагогического работника. Итогом реализации первого этапа можно считать повышение нормативно-правовой компетентности педагогического работника в области проведения аттестации педагогических работников. Для педагога важно знать о том, что:

аттестация с целью установления квалификационной категории не является обязательной и проводится только по личному желанию педагога;

никто не может ни воспрепятствовать желанию педагога, ни реализовать его вместо самого педагога;

квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет;

срок действия квалификационной категории, установленной ранее, продлению не подлежит;

квалификационная категория не подтверждается, а устанавливается вновь по результатам, достигнутым педагогом в межаттестационный период;

оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников осуществляется в совокупности требований, предусмотренных пп. 36, 37 Порядка аттестации педагогических работников. Результаты ни по одному из установленных критериев не могут быть исключены, при условии, что деятельность педагогического работника связана с соответствующими направлениями его работы;

при установлении квалификационной категории оценке подлежат только результаты деятельности педагога по реализации общественно-государственного заказа системе образования, зафиксированного в государственных программах развития образования и федеральных государственных образовательных стандартах;

существует алгоритм работы с электронным ресурсом сопровождения аттестации педагогических работников (в Москве это информационно-аналитическая система Департамента образования г. Москвы МРКО модуль «Аттестация»);

при установлении квалификационной категории оценке не подлежат:
– реализация права на дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации или переподготовка) по профилю педагогической деятельности;
– результаты деятельности, которые не были зафиксированы по итогам реализации внутренней и внешней системы оценки качества образования.

2. Исследовательский этап. Цель: определение возможного уровня притязаний при аттестации педагогического работника. Для реализации данной цели обеспечиваются условия для проведения самоанализа профессиональной деятельности педагогического работника (приложение 3). Сопровождение исследовательского этапа осуществляется на уровне педагогического работника и на уровне ОО. Итогом реализации второго этапа является определение:

конкретных результатов, полученных за межаттестационный период, и их соотнесение с результатами, зафиксированными в документах ОО по итогам реализации комплекса мероприятий, входящих во внутреннюю систему оценки качества образования и представленных в итоговых отчетах;

достаточности показателей для проведения анализа результатов и определения уровня их стабильности и динамики;

соответствия полученных и зафиксированных результатов требованиям конкретной квалификационной категории;

доступности для членов ГАК быстрого ознакомления с достигнутыми результатами;

возможные сроки подачи заявления на аттестацию педагогического работника.

Этапы аттестационного периода

Рассмотрим этапы аттестационного периода.

1. Заявительный этап. Цель: подача педагогом заявления в ГАК об аттестации на квалификационную категорию, формирование электронной заявки в МРКО. На данном этапе педагогический работник должен подать заявление в ГАК с просьбой об аттестации на квалификационную категорию. Заявление может быть подано несколькими способами, предусмотренными п. 27. Порядка аттестации педагогических работников1. Сопровождение заявительного этапа осуществляется на уровне ОО и на внешнем уровне. Для педагогических работников г. Москвы разработан электронный ресурс, удобный для подачи заявлений в ГАК. Заявления подаются из личного кабинета педагогического работника в модуле «Аттестация» МРКО.

В целях снижения нагрузки на педагога и недопущения излишнего сбора информации заявление педагогического работника в ОО сопровождает ответственный за аттестацию в ОО, который:

прикрепляет при наличии предыдущий аттестационный лист, фиксирующий ранее установленную квалификационную категорию;

размещает в табличных формах все результаты педагога, зафиксированные в документах ОО по итогам реализации комплекса мероприятий, входящих во внутреннюю и внешнюю систему оценки качества образования;

обязательно прикрепляет сопроводительное письмо руководителя (визу), которым подтверждаются подлинность предыдущего аттестационного листа, отсутствие или наличие взысканий в отношении аттестуемого педагога, а также период работы педагога в данной ОО и, следовательно, временной период фиксирования результатов деятельности педагога в документах ОО по итогам реализации комплекса мероприятий, входящих во внутреннюю систему оценки качества образования.

На данном этапе для педагога важно:

подать заявление о проведении аттестации педагогических работников с целью установления квалификационной категории (первой или высшей);

по окончании формирования заявки проверить все, что сделал ответственный за аттестацию в ОО по сопровождению заявления педагога (заполнение результатов педагогической деятельности, прикрепление аттестационного листа предыдущей аттестации (при наличии) и сопроводительного письма руководителя ОО);

отправить заявление в ГАК.

2. Экспертный этап. Цель: проведение экспертизы результатов деятельности педагогического работника, установление или отказ в установлении квалификационной категории. Сопровождение заявительного этапа осуществляется только на внешнем уровне отделом сопровождения аттестации  ГАУ г. Москвы «Московский центр качества образования», ГАК.

На данном этапе идет обработка заявления, анализ и оценка представленных результатов деятельности педагога, подготовка повестки заседания ГАК. На заседании ГАК представляются заявления аттестуемых педагогов с итогами анализа и оценки предоставленных ими результатов деятельности. Члены ГАК принимают решение об уровне представленных результатов и наличии или отсутствии оснований для установления квалификационных категорий. Аттестуемый педагог в своем личном кабинете МРКО может следить за движением его заявки (прохождение технической экспертизы заявки, постановка в график заседаний ГАК, результаты заседания аттестационной комиссии – вынесение решения ГАК об установлении или отказе в установлении заявленной квалификационной категории).

Этапы постаттестационного периода

Рассмотрим этапы постаттестационного периода.

1. Рефлексивный этап. Цели: оформление результатов аттестации педагогических работников 2017, определение индивидуальной траектории дальнейшего развития педагога и проектирование достижимых результатов. На основании решения ГАК о результатах аттестации педагогических работников Департамент образования г. Москвы принимает распорядительный акт об установлении педагогическим работникам со дня вынесения решения аттестационной комиссией первой или высшей квалификационной категории. Распорядительный акт Департамента образования г. Москвы размещается на официальном сайте в сети Интернет. Работодатель на основании распорядительного акта Департамента образования г. Москвы фиксирует положительные результаты аттестации в трудовой книжке сотрудника.

2. Подведение итогов аттестации педагогических работников. На данном этапе педагог проводит саморефлексию результатов аттестации с определением проблемных точек и их корректировки в будущем, а также проектирование индивидуальной траектории повышения профессиональной компетентности.

Приложение 1

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ педагогических работников ОО общего образования по должности «Учитель»2

Квалификационная категория

Требования к деятельности учителя*

Первая**

Высшая***

Преподает предмет, входящий в перечень государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)

Не преподает предмет, входящий в перечень ГИА

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ (далее – ОП) по итогам мониторингов, проводимых ОО

Достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения ОП по итогам мониторингов, проводимых ОО

Результативность освоения ОП (мониторинг внутренней системы оценки качества образования)

Предметные результаты освоения обучающимися основной ОП

Метапредметные результаты освоения обучающимися основной ОП

Результаты участия обучающихся в социально значимой деятельности

Стабильные положительные результаты освоения обучающимися ОП по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662

Достижение обучающимися положительных результатов освоения ОП по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662

Результативность освоения ОП по итогам внешних мониторинговых исследований

Результаты независимой диагностики качества освоения ОП

Результаты независимой диагностики качества освоения ОП

Результаты ГИА выпускников по ОП среднего общего образования в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ)

Результаты ГИА выпускников по ОП среднего общего образования в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ)

Результаты ГИА выпускников по ОП основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ)

Результаты ГИА выпускников по ОП основного общего образования в форме ГВЭ

Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей

Результаты участия обучающихся в проектной деятельности

Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников ОО

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в т. ч. экспериментальной и инновационной

Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности

Результаты участия педагогического работника в работе экспериментальной площадки

Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Требование не установлено

Результаты участия педагогического работника в экспертной деятельности

Требование не установлено

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников ОО, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Результативность деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе

Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

* Пункт 38 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пп. 36 и 37 настоящего Порядка, при условии что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы» предполагает в т. ч. анализ деятельности учителя в зависимости от того, преподает ли он предмет, входящий в перечень государственной итоговой аттестации, или не преподает».
** Пункт 36 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.
*** Пункт 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.

Приложение 2

ЦИКЛОГРАММА организационно-плановых мероприятий в ОО по сопровождению процедуры аттестации педагогических работников на квалификационные категории

Мероприятие

Цель

Сроки

Ответственные

Нормативно-правовое обеспечение сопровождения аттестации педагогических работников в ОО

Издание приказа о назначении ответственного в ОО за сопровождение процедуры аттестации педагогических работников

Август

Руководитель ОО

Планирование

Формирование перспективного (сроком на 5 лет) и текущего (сроком на учебный год) планов аттестации педагогических работников

Ответственный за аттестацию в ОО

Формирование графика индивидуального сопровождения педагогического работника в соответствии с его маршрутом аттестации (определение примерной даты подачи заявления)

Инструктаж

Ознакомление всех педагогических работников, выходящих на аттестацию, с нормативно-правовой базой, регулирующей аттестацию педагогических работников, а также с требованиями, установленными государственной аттестационной комиссией (далее – ГАК) для данной процедуры. Индивидуальное консультирование по вопросам аттестации

Вводный – в августе, текущий – согласно индивидуальному графику аттестации

Ответственный за аттестацию в ОО

Фиксирование результатов деятельности педагогического работника

Реализация внутренней системы оценки качества образования в сочетании с внешней оценкой. Определение комплекса результатов, которые могут быть представлены в ГАК при аттестации

В течение учебного года

Заместитель руководителя ОО, ответственный за аттестацию в ОО

Подача заявления в ГАК

Подача заявления в ГАК

Педагог

Оформление заявки

Присоединение к заявлению:
•сканированной копии предыдущего аттестационного листа (при его наличии);
•сопроводительного письма руководителя ОО Размещение результатов деятельности педагога

Ответственный за аттестацию в ОО

Рефлексия результатов аттестации педагогических работников

Оформление результатов решения ГАК (фиксирование положительных результатов аттестации в трудовой книжке сотрудника)

Руководитель ОО, ответственный за аттестацию в ОО, педагог

Приложение 3

РЕКОМЕНДАЦИИ к предоставлению результатов профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации с целью установления первой и высшей квалификационных категорий

1. Результаты, на основе которых проводятся всесторонний анализ и оценка профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационных категорий (далее – Результаты), представляются в открытых информационных системах Департамента образования г. Москвы.

2. Результаты должны быть измеряемыми, достоверными и отражать итоги деятельности педагогов, замещающих должности, перечисленные в подразд. 2 разд. I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.

3. Результаты предоставляются за межаттестационный период, к которому относится временной промежуток между датой ранее установленной квалификационной категории и датой подачи заявления для установления квалификационной категории вновь.

4. Результаты, на основе которых проводятся всесторонний анализ и оценка для установления квалификационной категории впервые, должны представляться как комплекс измеримых показателей, по которым возможно установить динамику достижений.

5. Результаты, на основе которых проводится всесторонний анализ и оценка для установления квалификационной категории педагогическим работникам, у которых ранее установленная высшая квалификационная категория истекла, предоставляются за 5 межаттестационных лет, предшествующих дате подачи заявления для установления высшей квалификационной категории вновь.

6. Оценке не подлежат:

результаты, полученные в ходе реализации коммерческих проектов и предложений, а именно: результаты олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций, слетов и т. п., проводимых на основе материальной заинтересованности субъектов образовательного процесса (благотворительные, организационные, призовые и т. д. взносы участников мероприятий); публикации в сборниках, издаваемых на коммерческой основе; материалы, размещенные в социальных сетях, форумах, на сайтах, не имеющих официальной поддержки Департамента образования г. Москвы.


1Пункт 27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. сети Интернет. 

2Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль