Учебный план образовательной организации общего образования: актуализация вопроса

2865
Губанова Елена Владимировна
профессор, и.о. заведующего кафедрой менеджмента и управления проектами МИОО
Саратовский ордена Почёта государственный педагогический институт им. К.А. Федина. Получен диплом с отличием о высшем образовании. Профессор кафедры экономики образования.

Актуальность вопроса

Обращение к вопросу о конструировании учебного плана образовательной организации общего образования (далее – ОО) не случайно, а вызвано настоятельной потребностью.

Во-первых, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены уровни общего образования:

  • дошкольное образование,
  • начальное общее образование,
  • основное общее образование,
  • среднее общее образование.

Каждому уровню общего образования соответствует федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) общего образования, которым утверждены требования к структуре и содержанию основной образовательной программы (далее – ООП), в т. ч. и к учебному плану образовательной организации общего образования (исключение составляет ФГОС дошкольного образования).

Во-вторых, на уровне основного общего и среднего общего образования ОО в настоящее время работают в рамках двух действующих стандартов – федерального компонента государственного стандарта (далее – ФКГОС1) и ФГОС общего образования (по уровням общего образования), что влечет за собой существенные различия в подходах к разработке учебного плана.

В-третьих, второе полугодие учебного года – время коррекции2 и (или) создания на следующий учебный год основных общеобразовательных программ по уровням общего образования, разрабатываемых, как в рамках ФГОС общего образования, так и в рамках ФКГОС согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЗ (ст. 12, 28).

Коррекция ООП, как правило, касается следующих ее разделов:

  • содержательного (рабочие программы учебных предметов, курсов по обязательной части учебного плана, части, формируемой участниками образовательных отношений, по внеурочной деятельности и т. п.;
  • анализ учебно-методического (программно-методического) обеспечения);
  • организационного (разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также работа администрации по расстановке кадров (предварительная тарификация)).

Обозначенные выше вопросы выносятся на заседание педагогического совета ОО для обсуждения, по итогам которого принимается решение, как правило, закрепляющееся распорядительным актом руководителя ОО, например приказом «О коррекции (разработке) основной образовательной программы ________ (указывается уровень) общего образования ОО на 20___ / ____уч. г. » или «О разработке учебного плана в рамках реализации ФКГОС на 20_____/______уч. г. ».

Что касается образовательной программы, корректируемой (разрабатываемой) в рамках ФКГОС, то здесь есть некоторое отличие – требования к ее структуре и содержанию не установлены законодательно, потому ОО самостоятельно их определяют, а в остальном логика действий и содержание работы аналогичны предложенным выше.

В-четвертых, во все ФГОС общего образования внесены изменения:

  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 в приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 в приказ Минобрнауки Россииот 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

А также утверждены два новых стандарта – требования ФГОС к начальному образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)3 и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)4.

В-пятых, принятые в сфере образования за последний год5 стратегические и концептуальные документы на государственном уровне значительно влияют на подходы к определению содержания образования в ОО.

В-шестых, с 1 сентября 2015/16 уч. г. все ОО РФ на уровне основного общего образования должны в обязательном порядке перейти на обучение по ФГОС общего образования.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных вопросов, отметим, что в статье сделан акцент на общих подходах к формированию учебного плана основного общего образования и среднего общего образования и частных – в рамках требований ФГОС основного общего образования и ФКГОС среднего общего образования.

Понятие «учебный план»

Обозначив выше актуальность обращения к вопросу конструирования учебного плана образовательной организации общего образования на уровнях основного и среднего, перейдем к рассмотрению ключевых, на наш взгляд, позиций. Начнем с понятийного аппарата – собственно понятия «учебный план» и входящих в него терминов, понимание которых также важно при его разработке и реализации.

Согласно п. 22 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся».

В состав определения входят понятия, которые встречаются как в образовательной практике, так и в Федеральном законе № 273-ФЗ (без раскрытия их содержания). Поэтому ниже представим определения отдельных терминов:

1. Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) – нормативно-управленческий документ ОО, характеризующий систему (модель) образовательной деятельности педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня общего образования.

2. Учебный предмет– основная структурная единица образовательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи учебных предметов, их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом соответствующей ОО6.

3. Учебная дисциплина – то же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка обучающихся в рамках профиля ОО и избранной ими специальности7 (в образовательной практике чаще употребляется в системе профессионального образования – среднего, высшего и дополнительного).

4. Учебный курс – это завершенный период обучения обучающегося, понятие синонимичное учебному предмету и учебной дисциплине.

5. Учебный модуль – это логически завершенная часть материала учебного предмета (дисциплины, курса), обязательно сопровождаемая контролем обучающихся; дидактическая система (технология обучения).

6. Практика – вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся (специально организованная деятельность обучающихся по освоению различных видов деятельности).

7. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом образовательной организации (правильнее – ООП).

Разработка учебного плана образовательной организации в рамках ФГОС и ФКГОС

При разработке учебного плана образовательной организации в рамках ФГОС общего образования и ФКГОС имеются общие подходы8 и существенные различия, которые необходимо учитывать9 (табл. 1).

Таблица 1

Отличия ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

ФГОС общего образования

ФКГОС

Нормативно-правовые основания разработки

Требования ФГОС (соответствующего уровня общего образования) к учебному плану

Федеральный базисный учебный план (далее – БУП-2004)*

Базисный (примерный) учебный план примерной образовательной программы (соответствующего уровня общего образования)**

Региональный учебный план субъекта РФ

Структура учебного плана

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Инвариантная часть: федеральный компонент. Вариативная часть: национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения

Количество часов по учебному (ым) предмету (ам)

Количество часов обязательной части учебного плана не фиксировано, определен минимальный и максимальный объем часов учебных занятий за уровень общего образования

Количество часов федерального компонента жестко фиксировано

Ориентиром минимума или максимума количества часов обязательной части является примерный учебный план примерной ООП, примерная программа по учебному предмету***

Ориентиром минимума количества часов являются часы федерального компонента БУП-2004

Количеством часов можно варьировать как в сторону увеличения, так и уменьшения, а также по годам освоения ООП в пределах уровня общего образования

Количеством часов можно варьировать только в сторону увеличения

Общее в подходах к разработке учебного плана

Обязательные для изучения учебные предметы определены на федеральном уровне

Требования Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 к учебному плану

Нельзя исключать, заменять или переносить учебный предмет из обязательной части учебного плана (ФГОС общего образования) и из федерального и национально-регионального компонента учебного плана (ФКГОС)

* Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

** Понятие «базисный учебный план» применимо только для учебных планов, формируемых в рамках реализации ФКГОС, а при формировании учебных планов, соответствующих требованиям ФГОС общего образования, оно не несет привычной смысловой нагрузки.

*** Предложенные издательством «Просвещение» по предметам учебного плана, а также см. письмо Минобрнауки России от 11.09.2014 № 08-1253 «О примерной рабочей программе учебного предмета “Музыка”».

Количество учебных планов

Пункт 18.3 ФГОС основного общего образования и п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования отмечают, что ООП соответствующего уровня общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. А также, если для освоения уровня основного общего или среднего общего образования в ОО организовано обучение по индивидуальным учебным планам, в т. ч. и для обучающихся, осваивающих ООП на «домашнем обучении», в очно-заочной и (или) заочной форме обучения, то они должны быть представлены в образовательной программе соответствующего уровня общего образования на текущий учебный год.

Данный подход имеет обоснование – в ОО на каждом уровне общего образования разрабатывается и утверждается одна ООП (исключение будет в том случае, если ОО реализует адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП)), а форма освоения определяется обучающимся самостоятельно и (или) его родителем (законным представителем), поскольку роль родителей в образовательном процессе согласно ФГОС значительна.

Вопрос количества учебных планов образовательной организации общего образования и их представления закономерный, поскольку практика работы и анализ ООП по уровням общего образования, размещенных на сайтах ОО, показывает, что в большинстве из них находится учебный план, разработанный на момент принятия ООП, а разработанные и принятые учебные планы на последующие учебные годы включаются не всеми ОО.

Логика подхода к определению количества учебных планов в условиях реализации ФГОС общего образования представлена в табл. 2, содержание которой позволяет сделать вывод, что учебный план для классов, реализующих ФГОС соответствующего уровня общего образования, разрабатывается на каждый уровень образования и является ее составляющей, а не отдельным самостоятельным документом.

Таблица 2

Подход к определению количества учебных планов образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Уровень общего образования

ФГОС

ООП

Учебный план образовательной организации

Начальное общее образование

ФГОС начального общего образования

ООП начального общего образования

Учебный план начального общего образования по ФГОС (организационный раздел ООП). Индивидуальный учебный (е) план (ы) (при наличии)

Основное общее образование

ФГОС основного общего образования

ООП основного общего образования

Учебный план основного общего образования. Индивидуальный учебный (е) план (ы) (при наличии)

Среднее общее образование

ФГОС среднего общего образования

ООП среднего общего образования

Учебный план среднего общего образования. Индивидуальный учебный (е) план (ы) (при наличии)

Утверждение учебного плана образовательной организации осуществляется в составе ООП, т. е. вносимых в нее изменений, как правило, через приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу                                         (указывается уровень) общего образования ОО в 20        /        уч. г. ».

Учебный план для классов, реализующих ФКГОС, разрабатывается отдельно согласно требованиям БУП-2004, т. е. для тех классов, которые не перешли на обучение по ФГОС общего образования, утверждается отдельным приказом по ОО «Об утверждении учебного плана ОО в рамках реализации ФКГОС на 20        /        уч. г. ».

Однако, понимая и принимая существующую практику и традиции в образовании, что учебный план образовательной организации общего образования – это самостоятельный документ, который в обязательном порядке входит в номенклатуру дел ОО10, то его оформление (чисто технически) может быть следующим. На титульном листе указывается наименование организации и текст «Учебный план на 20        /        уч. г. ». Далее – учебный план начального общего образования (пояснительная записка, сетка часов учебного плана), а на странице, где указан уровень, на который разработан учебный план, указываются выходные данные: номер и дата приказа, которым внесены изменения в ООП начального общего образования на текущий учебный год; дата и номер протокола коллегиальных органов управления – педагогического совета и управляющего совета (или иных, к компетенции которых отнесены разработка и согласование учебного плана). Затем – учебный план основного общего образования (пояснительная записка, сетка часов учебного плана), оформленный страницей по аналогии с представленным выше подходом, после – учебный план на оставшиеся классы, работающие по ФКГОС, оформленный согласно требованиям. Таким образом, количество учебных планов образовательной организации общего образования будет определяться числом реализуемых основных общеобразовательных программ с учетом того, что на данном этапе в каждой ОО есть классы, работающие в режиме ФКГОС.

Промежуточная аттестация обучающихся

Согласно п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции ОО относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, установление форм, периодичности и порядка ее проведения. Поэтому администрация ОО выполняет следующие функции:

отрабатывает все вопросы, связанные с организацией и проведением промежуточной аттестации учащихся и соответственно закрепленные локальным нормативным актом – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО11;определяет подходы отражения промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане ОО, причем независимо от того, по какому образовательному стандарту работает ОО на том или ином уровне общего образования;закрепляет формы промежуточной аттестации, к которым могут быть отнесены: комплексная контрольная работа; итоговая контрольная работа; письменные и устные экзамены; тестирование; защита индивидуального или группового проекта; иные формы, определяемые ООП ОО, в т. ч. и (или) индивидуальным (и) учебным (и) планом (ами).

При этом необходимо учитывать следующее12:

промежуточная аттестация в начальной школе проводится, начиная со 2-го класса;

Промежуточную аттестацию в ОО:

  • в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося13;
  • могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего образования, в форме семейного образования (экстерны), среднего общего образования в форме самообразования;перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), выносимых на промежуточную аттестацию, форма и периодичность их проведения определяются соответствующей ООП и учебным (и) планом (ами).

Обязательность проведения промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана указана в п. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ, потому что:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП являются составляющей итоговой оценки освоения обучающимися ООП соответствующего уровня образования;
  • результаты итоговой оценки освоения ООП соответствующего уровня образования используются для принятия решения о переводе обучающихся в следующий класс и (или) на следующий уровень образования;
  • ООП ОО устанавливает планируемые результаты освоения учебных программ по предметам учебного плана;
  • промежуточная аттестация обучающихся должна проводиться также по учебным предметам, курсам, занятиям, включенным в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (если учебный план разработан согласно требованиям ФГОС общего образования) или компонента образовательного учреждения (если учебный план разработан согласно требованиям ФКГОС), формы, периодичность и т. п. определяются ОО и прописываются в соответствующих документах.

Отражение форм промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане образовательной организации

Рассмотрим несколько подходов к отражению форм промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане образовательной организации общего образования с позиции собственного понимания14. Предложенные подходы применимы для ОО, реализующих как ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования, так и ФКГОС (с учетом его специфики).

1-й подход. В пояснительной записке учебного плана общего образования соответствующего уровня в разделе «Общие положения» отдельным пунктом указываются сведения о формах промежуточной аттестации обучающихся.

Например, это может выглядеть так:

  • проведение промежуточной аттестации обучающихся в ОО регулируется следующей локальной нормативной базой: (и далее по тексту указывается название локального нормативного акта (или актов) с выходными данными, например, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО и Положение о системе оценивания обучающихся в ОО и др.);
  • объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию обучающихся определен календарным учебным графиком ОО на 20____ /_____ уч. г. ;
  • формы проведения и учебные предметы промежуточной аттестации обучающихся следующие (далее перечисляются по тексту, причем можно со сроками и периодичностью).

Прокомментируем фрагмент пояснительной записки первого подхода: «…объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию обучающихся, определен календарным учебным графиком ОО на 20___/____ уч. г. ».

Во-первых, наличие в ОО календарного графика не является новым в общем образовании, поскольку было закреплено ранее действующим законодательством, а вот наличие в составе ООП, тем более в учебном плане, определено Федеральным законом № 273-ФЗ и изменениями, внесенными, например, в ФГОС основного общего образования (п. 18.3.1.1) – календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

  • по датам начала и окончания учебного года;продолжительности учебного года, четвертей (триместров);
  • срокам и продолжительности каникул;срокам проведения промежуточных аттестаций15.

Во-вторых, в тексте пояснительной записки учебного плана календарный учебный график может быть представлен фрагментом или отдельными выходными данными (номер и дата приказа), ссылкой на сайт, где он размещен16, потому что нет смысла включать его весь (согласно п. 9, п. 10 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ он включается в ООП), однако, как показывает практика, издается отдельным документом по ОО.

2-й подход. Формы промежуточной аттестации обучающихся на усмотрение администрации ОО могут быть представлены и в другом формате – не в пояснительной записке, а в сетке часов учебного плана. В данном случае возможно как минимум два варианта.

1-й вариант. В сетке часов учебного плана добавляется вертикальный столбец «Формы промежуточной аттестации обучающихся» и напротив учебного предмета, который определен на промежуточную аттестацию, указывается соответствующая форма (форма 1 – сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФГОС общего образования, и форма 2 – сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФКГОС).

Форма 1

Представление промежуточной аттестации в учебном плане образовательной организации по ФГОС

Предметные области

Учебные предметы

Класс / количество часов в неделю

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Сочинение

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной неделе

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности

Формы организации

Форма 2

Представление промежуточной аттестации в учебном плане образовательной организации по ФКГОС

Учебные предметы

Класс / количество часов в неделю

Формы промежуточной аттестации обучающихся

...

...

Федеральный компонент

Русский язык

Сочинение

Региональный компонент

Компонент образовательного учреждения

Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной неделе

2-й вариант. В сетке часов учебного плана добавляется горизонтальная строка «Формы промежуточной аттестации обучающихся». На линии пересечения данной горизонтальной строки и вертикального столбца «класс» указываются выбранные предметы на промежуточную аттестацию обучающихся на текущий учебный год (форма 3 и форма 4).

Форма 3

Сетка часов учебного плана , соответствующая требованиям ФГОС

Предметные области

Учебные предметы

Класс / количество часов в неделю

...

...

...

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной неделе

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Математика – онлайн- тестирование, …

Русский язык – диктант, …

Форма 4

Сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФКГОС

Учебные предметы

Класс / количество часов в неделю

Федеральный компонент

Русский язык

Региональный компонент

Компонент образовательного учреждения

Предельно допустимая нагрузка при 5-дневной неделе

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Математика – тестирование, …

Русский язык – диктант, …

При отражении форм промежуточной аттестации в учебном плане необходимо учитывать действующие локальные нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений обучающихся, а также содержание раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП (соответствующего уровня общего образования)».

Этнокультурный компонент

В отдельных ОО, реализующих ООП общего образования, как правило в республиках РФ, субъектах РФ с родным (нерусским) языком (языком народа России), в учебный план включают этнокультурный компонент. Данное право закреплено рядом государственных документов, а также действующими ФГОС общего образования и ФКГОС (табл. 3).

Таблица 3

Включение этнокультурного компонента в учебный план

ФГОС

ФКГОС

основного общего образования

среднего общего образования

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка РФ, возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов России, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения

БУП-2004 устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%

Включение этнокультурного компонента в учебный план образовательной организации через преподавание и изучение государственного языка, государственных языков республик РФ и родного языка конкретного народа России, позволяет формировать поликультурную компетентность обучающихся основного общего и среднего общего образования. То есть речь идет о формировании основ гражданской идентичности, этнической принадлежности обучающегося в форме осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознании ответственности человека за общее благополучие17.

Введение соответствующих предметов, с конкретным количеством часов на их изучение в определенный (ые) период (ы) обучения, позволит:

  • познакомить обучающихся с историей и тенденциями современного развития родного края;
  • сформировать у обучающихся представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;
  • развить у обучающихся стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;
  • создать условия для изучения обучающимися проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.

Этнокультурный компонент в учебном плане образовательной организации, разрабатываемом в рамках ФКГОС, отражается в национально-региональном компоненте, а также может быть введен в компонент образовательного учреждения.

В учебном плане образовательной организации, конструируемом согласно требованиям ФГОС общего образования, возможность изучения государственного языка РФ, родного языка (языка народа России) может быть представлена 3-м и 4-м вариантами18.

3-й вариант предназначен для ОО, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (форма 5).

Форма 5

Учебный план образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке и изучается один из языков народов России

Предметные области

Учебные предметы

Классы / количество часов в неделю

V-й

VI-й

VII-й

VIII-й

IX-й

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

6

3

3

3

20

Литература

2

2

2

2

3

11

Родной язык и литература

3

3

3

3

3

15

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

Направления внеурочной деятельности

Формы организации

Формы промежуточной аттестации обучающихся

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется ОО.

4-й вариант – для ОО, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в т. ч. в ОО субъекта РФ, где законодательно установлено государственное двуязычие (форма 6).

Форма 6

Учебный план образовательных организаций, в которых обучение ведется на родном языке и (или) законодательно установлено государственное двуязычие

Предметные области

Учебные предметы / классы

Количество часов в неделю

V-й

VI-й

VII-й

VIII-й

IX-й

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык и литература

5

6

4

4

5

24

Родной язык и литература

5

6

4

4

5

24

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

...

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

Направления внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Формы промежуточной аттестации обучающихся

* Сайты ОО Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики и др. 

Практика реализации этнокультурного компонента в ОО субъектов РФ (согласно анализу учебных планов, размещенных на сайтах ОО) показала следующее:

1. ОО ведут обучение на русском языке, но наряду с ним обучение также ведут на родном языке (языке народов России), в основу формирования учебного плана берут 3-й вариант примерного учебного плана. Отметим, что данный подход в субъектах РФ предпочтительнее.

2. ОО осуществляют обучение по нескольким учебным планам, по одному из которых предусмотрено обучение на родном (нерусском) языке, формирование осуществляется по 4-му варианту примерного учебного плана.

Отметим, что и в первом, и во втором случае конструирование учебного плана ОО с этнокультурным компонентом реализуется и через часть, формируемую участниками образовательных отношений, которая включает предметы, курсы, занятия на родном (нерусском) языке, и (или) через интеграцию содержания образования (см. п. 3 ниже).

3. В ОО реализация этнокультурного компонента осуществляется только через интеграцию посредством включения в отдельные учебные предметы (литературу, историю, географию, обществознание и т. п.) или предметы (курсы), выбранные участниками образовательных отношений, т. е. включения в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, а также внеурочную деятельность и дополнительное образование (занятия (кружки) по народному танцу, народному пению и др.).

Представление этнокультурного компонента

В пояснительной записке учебного плана образовательной организации этнокультурный компонент должен быть отражен обязательно, а в сетке часов – в зависимости от выбранного варианта его реализации. Рассмотрим фрагмент (обобщенный, примерный) пояснительной записки, которую можно использовать при конструировании учебного плана в описательной части, причем независимо от того, по какому образовательному стандарту работает ОО, но с его учетом (например, в «Общих положениях» учебного плана, соответствующего требованиям ФКГОС, указывается приказ, утверждающий ФКГОС и БУП-2004, а не ФГОС начального общего образования, и наоборот).

ПРИМЕР

Фрагмент пояснительной записки учебного плана образовательной организации с этнокультурным компонентом на примере основного общего образования

1. Общие положения

1.1. …

1.2. ….

1.3. В                  классах основного общего образования организовано обучение на родном (указывается каком) языке в соответствии:

• с Федеральным законом № 273-ФЗ;

• Законом «О государственных языках субъекта РФ» (указывается точное название (при наличии) нормативного правового акта субъекта РФ);

• ФГОС основного общего образования, утв. и введенным в действие приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изм. от 29.12.2014);

• примерным (базисным) учебным планом примерной ООП основного общего образования (указываются выходные данные)19;

• письмом (рекомендациями) субъекта РФ (указывается точное название (при наличии)20.

1.4. …

1.5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в т. ч. и внеурочная деятельность, включает курсы, занятия и пр. (идет общее перечисление для уровня основного общего образования, детализация будет представлена во второй части пояснительной записки), обеспечивающие углубление изучения родного языка, литературы, знаний о культуре, истории и т. п. народов.

1.6. Внеурочная деятельность реализуется по направлениям и включает (указываются направления, формы организации, название и т. п.) с целью (прописывается конкретно) или для решения следующих задач (указываются задачи).

2. Основное общее образование

2.1. Содержание основного общего образования в________ классе (ах) реализуется через (описывается кратко система обучения), по учебникам, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ОО, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями21 (конкретизируется, по какому уровню, части перечня – федерального или регионального), соответствующий достижению образовательных результатов (при необходимости прописываются либо дается ссылка на ООП основного общего образования), определенных настоящей ООП.

2.2. В содержание учебных предметов (указываются какие)_______ классов включены модули, разделы, темы (при необходимости указываются), позволяющие (дается краткая характеристика).
2.3. …

Об индивидуальном учебном плане

ОО имеет право, в т. ч. и по желанию обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), обеспечить освоение ООП любого уровня общего образования посредством индивидуального учебного плана (далее – ИУП).

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ п. 23 ст. 2 «индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».

В тексте ФГОС основного общего образования (п. 18.3) определено, что ИУП разрабатывается для развития потенциала обучающихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ОВЗ в обязательном порядке с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Важным элементом их реализации является обеспечение сопровождения тьютора.

ФГОС среднего общего образования (п. 18.3.1) предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.

В рамках реализации ФКГОС индивидуальный учебный план понимается как совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана ОО, составленного на основе БУП-200422.

Однако для реализации ИУП в ОО должно быть разработано и принято в установленном порядке Положение об ИУП в ОО (см. ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, п. 19.34, п. 20 письма Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” (вместе с Рекомендациями субъектам РФ по подготовке к реализации Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”)».

Подходы к разработке ИУП, его структуры и содержания аналогично «обычному» учебному плану: т. е. должна быть пояснительная записка и сетка часов23.

Рассматривая вопрос об ИУП, акцентируем внимание на недавно принятом ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, который:

предусматривает реализацию АООП начального общего образования с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в т. ч. индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 2.2);является основой для определения требований к условиям реализации АООП начального общего образования, в т. ч. и на основе ИУП (п. 1.7).

Поэтому, если ОО реализует АООП начального общего образования, то должна изучить требования к условиям их реализации на основе ИУП, поскольку у обучающихся с ОВЗ данная форма освоения образовательной программы (обучение на дому) всегда очень востребована, а ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ предоставляет такую возможность родителям (законным представителям) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования.

Формирование учебного плана образовательной организации конкретного профиля обучения

В субъектах РФ большинство ОО продолжают работать согласно требованиям ФКГОС, и соответственно учебный план для среднего общего образования разрабатывают на основе БУП-2004, которым, в свою очередь, предусмотрено профильное и универсальное обучение, а также возможность его получения посредством индивидуальной образовательной программы (траектории), посредством выбора профильных предметов или углубленного изучения.

Процесс конструирования учебного плана конкретного профиля и (или) индивидуальной образовательной программы четко и понятно освещен в БУП-2004. Проблема возникает при составлении учебного плана с разными профильными группами и (или) индивидуального учебного плана.

Для составления учебного плана ОО, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана следует:

  • включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть);
  • включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).

Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариативной части.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 ч за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100 ч), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения. Можно включить в учебный план региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 ч за два учебных года).

Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 ч за два учебных года). Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых ОО; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п.

Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

Ниже рассмотрим на конкретном примере подход к формированию учебного плана по двум индивидуальным образовательным планам (траекториям). Отметим, что конструирование ИУП в рамках профиля аналогично рассмотренному выше, а также в нижеследующему примеру.

ПРИМЕР

Обучающиеся одного класса выбрали различные учебные предметы на профильном и углубленном уровне. Необходимо ли при этом изучать мировую художественную культуру и технологию? Как в таком случае должна реализоваться рабочая программа по предмету?

Изучение учебных предметов «Мировая художественная культура» и «Технология» будет определяться профилем обучения независимо от того, сколько выбрано траекторий. БУП-2004 определяет следующую логику формирования учебного плана. Включение данных предметов в учебный план будет определяться профилем обучения: если обучающиеся выбрали физико-математический профиль, то ни мировая художественная культура, ни технология не изучается, если же социально-гуманитарный или филологический, то мировая художественная культура изучается в обязательном порядке, а технология не изучается. Если же в основу формирования индивидуальной траектории взят примерный учебный план универсального обучения (т. е. выбраны предметы на углубленном уровне изучения, не «привязанные» к определенному профилю обучения), то и технология, и мировая художественная культура изучаются в обязательном порядке.

Если некоторые обучающиеся класса на профильном уровне выбрали один учебный предмет, например, обществознание, а остальные – иностранный язык, физику, химию, биологию, литературу, географию (вразброс), то для определения, в каком маршруте необходимо изучать учебный предмет «Технология» и «Мировая художественная культура», используем следующую логику рассуждений.

Для определения направления (профиля) обучения группируем учебные предметы без учета учебного предмета «Обществознание», взяв за основу два и более предмета на профильном уровне. В результате данной группировки получаем направления (профили) обучения:

  • филологический (профильные предметы – английский, литература);
  • естественнонаучный (профильные предметы – физика, химия);
  • биолого-географический (профильные предметы – география, биология).

Полученные профили сопоставляем с примерными учебными планами БУП-2004 и выясняем, что учебный предмет «Технология» в базовые учебные предметы федерального компонента учебного плана вышеобозначенных профилей не включается, а учебный предмет «Мировая художественная культура» включается в базовую часть федерального компонента филологического профиля, т. е. тех обучающихся, которые выбрали на профильном уровне, кроме обществознания, английский язык и литературу.

Запросы участников образовательных отношений

Очень важным при формировании учебного плана образовательной организации общего образования является удовлетворение запросов участников образовательных отношений, поэтому необходимо четко понимать – на основании чего распределяются часы компонента образовательного учреждения (ФКГОС) и часы части, формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС общего образования). Поэтому распределение данных часов в ОО должно быть установлено / определено (в обязательном порядке) с привлечением участников образовательных отношений (можно провести опрос, анкетирование и т. п.).

Для чего в ОО может издаваться приказ «О выявлении запросов участников образовательных отношений при формировании учебного плана»24, где закрепляется данная позиция или выносится вопрос на обсуждение коллегиальных органов, которое оформляется соответствующим решением.

При этом следует учитывать, что при контроле качества образования учитывают рекомендации письма Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-268025 – показатель «Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов образовательного учреждения».

О недочетах при формировании учебного плана

Говоря о недочетах, встречающихся в ОО при конструировании учебного плана основного общего образования, следует отметить:

1. До сих пор у администрации ОО, у Учредителя ОО, а также у органов контроля (надзора) существует точка зрения, что учебный план ОО – самостоятельный документ, а не часть ООП основного общего образования. Из чего следует его самостоятельное утверждение, а не в составе изменений (дополнений, коррекции) ООП соответствующего уровня общего образования на следующий учебный год. Доказательством являются изданные приказы в ОО, например, «Об утверждении учебного плана ОО на 20        /        уч. г. », а не приказ «О внесении изменений (коррекции) ООП основного общего образования ОО на 20        /        уч. г. », в составе которой отдельным пунктом он и утверждается26.

2. В отдельных субъектах РФ Учредитель ОО по настоящее время согласует учебный план образовательной организации, что идет вразрез с нормами ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» и ч. 10 ст. 13: «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план основного общего образования и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Отметим, что согласование учебного плана как составляющего ООП основного общего образования согласно нормам ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ может осуществляться управляющим советом, а приниматься на педагогическом совете, если иное не прописано в Уставе ОО и (или) ее локальных нормативных актах.

3. В пояснительной записке учебного плана основного общего образования, реализуемого в рамках ФГОС основного общего образования, идет ссылка на БУП-2004, что в условиях реализации ФГОС основного общего образования является неправильным.

4. В тексте пояснительной записки учебного плана и сетке часов до сих пор употребляют термин «ступени» вместо «уровни», что противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ.

5. В учебный план образовательной организации включают описание программно-методического обеспечения, не учитывая, что оно является составляющим содержательного раздела ООП.

6. В пояснительную записку учебного плана описательно (словесно) перекладывают расчасовку по учебным предметам, представленную в цифрах сетки часов.


1Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2Под коррекцией образовательной программы понимаем внесение изменений и (или) дополнений в нее по результатам соответствующего анализа.

3Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

5Например, Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р и др.

6Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 302.

7Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009.

8Губанова Е.В., Логвинова И.М. Особенности формирования (конструирования) учебного плана образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2013. № 6. С. 5–21.

9Губанова Е.В., Логвинова И.М. Конструирование учебного плана образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 5–18.

10Отметим, что учебный план будет входить самостоятельным документом в номенклатуру дел до тех пор, пока все классы ОО не перейдут на обучение по ФГОС общего образования.

11Наличие данного локального нормативного акта предусматривается Методическими рекомендациями, представленными в письме Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”».

12Подробнее см.: электронная система «Образование» – www.e-mcfr.ru.

13Пункт 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

14Бодякина Т.П., Губанова Е.В. Актуальные вопросы промежуточной аттестации обучающихся // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 5. С. 58–77.

15Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”».

16Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (п. 3.4: подраздел «Образование» должен содержать информацию о календарном учебном графике с приложением его копии). 

17Подробнее см.: электронная система «Образование» – www.e-mcfr.ru.

18Письмо Минобрнауки России от 01.11.2011 № 03-776 «О примерной основной образовательной программе основного общего образования»; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).

19Планируется размещение примерных ООП в реестре примерных ООП. Подробнее см.: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4985. 

20Указывается в том случае, если оно использовалось при конструировании учебного плана, поскольку если документ имеет рекомендательный характер, он применяется по усмотрению администрации и (или) по коллегиальному решению, что предпочтительнее.

21Как правило, учебники не прописываются, а дается ссылка на раздел ООП основного общего (или среднего общего образования), где представлено программно-методическое обеспечение.

22Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

23Губанова Е.В. Подходы к организации обучения по индивидуальному учебному плану // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 6. С. 13–33.

24В электронной системе «Образование» имеется шаблон названного приказа. Подробнее см.: www.e-mcfr.ru. 

25Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций».

26Губанова Е.В., Логвинова И.М. Конструирование учебного плана ОУ в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 5–18.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль