Модель инновационно-методической работы в школе

2697

Когнитивный и деятельностный аспекты инновационно-методической работы педагога

Качество педагогической деятельности — это интегративная характеристика, отражающая способность педагога компетентно и эффективно осуществлять функции педагогической деятельности. Одним из основных каналов повышения качества педагогической деятельности является система инновационно-методической работы в школе как составляющая непрерывного образования педагогических кадров. Содержание инновационно-методической работы в школе и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся ситуации в системе образования. В условиях реформирования инновационно-методическая работа в школе имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, может педагог, реализующий акмеологический подход в образовательной деятельности обучающихся.

Подходы к профессиональной деятельности педагога и развитию его компетентностей и личностных качеств, использованию им своих внутренних ресурсов с наибольшей отдачей, а следовательно, достижение им своего акме, активно разрабатывались в педагогике (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев,В.А. Бодров, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, А.С. Гусева,Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкийи др.). Продуктивность инновационно-методической работы педагога определяется наличием у него конкретного объема знаний (когнитивный аспект), умением выстраивать свою профессиональную деятельность (деятельностный аспект) и обладанием определенными личностными качествами (личностный аспект).

Когнитивный аспект деятельности учителя предполагает наличие:

  • общей эрудиции;
  • знаний в области современной философии образования;
  • системы знаний о человеке и его развитии;
  • знаний психологии личности, психологии познания и общения, возрастной психологии (валеологии и акмеологии);
  • знаний коррекционно-развивающих образовательных технологий и технологий развития одаренности и творчества;
  • знаний и адекватной оценки индивидуальных особенностей, путей и способов самосовершенствования учащихся и самого себя.

Профессиональная деятельность педагога и инновационная деятельность в школе — это процесс решения многообразных и разноплановых, следующих одна за другой профессиональных задач ( Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская,И.С. Батракова и др.). При этом каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в обучающемся его уникального потенциала в определенных условиях. Содержанием педагогических задач является не передача знаний и формирование умений и навыков, не педагогическое воздействие, а инновационно-методическая работа в школе по созданию условий работы педагогов, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личности ученика и учителя в процессе организации образовательной деятельности.

Такое понимание педагогической инновационно-методической работы в школе предполагает следующие требования к деятельности учителя (деятельностный аспект):

  1. анализ своих личностно-профессиональных возможностей и способностей, особенностей профессионального опыта;наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное акмеологическое воздействие в целях побуждения к конкретным действиям;
  2. мение средствами своего учебного предмета развивать личность учащихся;
  3. создание установки на самосовершенствование учеников, на стремление и готовность к самостоятельным попыткам изменения себя, обеспечение процесса их протекания;
  4. организация работы по формированию навыков самоконтроля, самокоррекции ученика в его деятельности в рамках поставленных целей и задач;
  5. отказ от авторитарных методов в образовательной деятельности, построение образовательного процесса как цепи жизненно значимых для ученика событий, процесса овладения социальным опытом решения проблем;
  6. преодоление пассивности учащихся путем овладения методами и приемами активного взаимодействия, раскрепощения личности ученика, освобождение от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора, индивидуального темпа и видов деятельности;
  7. обеспечение условий для формирования у учащихся навыков субъективного контроля — осознания и объяснения им меры своего участия в том, что с ним происходит.

Личностный аспект профессиональной инновационно-методической работы в школе

Требования к личностным качествам педагога-акмеолога (личностный аспект профессиональной деятельности) как обеспечивающих эффективность его инновационно-методической работы в школе сформулированы с учетом личностных характеристик учителя ( В.А. Кан-Калик, В.А. Караковский, Г.К. Селевко,В.А. Сластенин и др.):

  1. позитивное отношение к жизни, вера в добро, умения видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, меняться, учиться у жизни, рисковать, использовать новые формы бытия;
  2. наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья;способность определять перспективы своего саморазвития в контексте акмеологических задач в образовательной организации (далее - ОО) и акмеологической модели педагога;
  3. аутопсихологическая компетентность, понимаемая как свойство личности, представляющее собой высокую степень развития саморегуляции в сферах самосознания, самочувствования и самодеятельности, оказывающее стимулирующее влияние на развитие личности во всех областях ее жизнедеятельности;
  4. трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество (ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности), следование профессиональной этике;
  5. использование всех своих внутренних ресурсов для развития личности обучающихся и подготовки к их успешному вхождению в следующие педагогические системы;
  6. сформированность установки: «можно научить каждого и можно обеспечить развитие каждого».

Стимулирование профессионального развития педагогов и инновационно-методической работы в школе

На развитие перечисленных выше умений и качеств должна быть направлена инновационно-методическая работа в в школе, стимулирующая профессиональное развитие педагогов (табл. 1).

Таблица 1

Система стимулирования профессионального развития педагогических работников

Скачайте таблицу о системе стимулирования педагогов в профессиональном развитии
Скачать в .docx

Мотив Стимулирующие меры
Самостоятельность, реализация себя в творческой педагогической деятельности Открытие собственного мастер-класса для учителей района. Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбор класса, предоставление наиболее удобного графика работы (расписания). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, регионе, крае
Личное развитие, приобретение новой информации Направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время. Дополнительные дни к отпуску. Оплата научно-методической литературы
Самоутверждение, достижение социального успеха Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями ОО. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей с оплатой этой работы
Потребность в причастности к делам Вхождение в состав различных органов общественного управления ОО
Стабильность, защищенность Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе
Состязательность Содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя конкурса профессионального мастерства в ОО с назначением годовой надбавки к заработной плате

Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал активным субъектом процесса совершенствования. Это требует не эпизодического, а комплексного подхода. Именно поэтому в МБОУ СОШ № 2 с. Арзгир Ставропольского края была разработана модель инновационно-методической работы (приложения 1, 2).

Организация инновационно-методической работы в школе

Главная цель организации инновационно-методической работы в школе — это всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического работника, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете инновационно-методическая работа в школе несет в себе повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

СПРАВКА

Инновационно-методическая работа в школе — целостная, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ОО в целом, а в конечном счете инновационно-методическая работа в школе направлена на совершенствование образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных обучающихся (Ю. К. Бабанский).

Основные задачи инновационно-методической работы в школе:

  • развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно- нравственных качеств педагогов;
  • создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции ОО;
  • совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса;
  • обновление и совершенствование компетенций в области преподавания учебной дисциплины, взаимодействия с учащимися, организации творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеучебное время;
  • совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих педагогов;
  • формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа образовательной деятельности на основе диагностик;
  • приобщение педагогов к исследовательской деятельности;
  • стимулирование служебной и общественной активности педагогических работников.

Инновационно-методическая работа в школе основывается на следующих принципах:

  • научности;
  • коллегиальности;
  • открытости и гласности;
  • плановости;
  • конкретности принимаемых решений;
  • актуальности, перспективной нацеленности, прогностичности реализуемых проблем;
  • принципе поощрения инициативы.

Организаторы инновационно-методической работы в школе (рисунок) выполняют следующие функции:

  • аналитическую,
  • диагностическую,
  • проектную,
  • организационную,
  • координационную, контрольно-экспертную.

Реализацию инновационно-методической работы в школе обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты в ОО:

  1. Положение о педагогическом совете;
  2. Положение об инновационно-методическом совете;
  3. Положение о методическом объединении (далее — МО) педагогических работников;
  4. должностные инструкции работников ОО;
  5. Положение о школьной библиотеке;
  6. Положение о школьном методическом кабинете;
  7. Положение о творческой (проблемной) группе;
  8. Положение о  социально-психологической службе в ОО;
  9. Положение о премировании работников;
  10. Положение о доплатах и надбавках (материальном стимулировании) работников.

Модель инновационно-методической работы в школе

Организационная структура инновационно-методической работы в школе

Направления инновационно-методической работы в школе

Основные направления инновационно-методической работы в школе (табл. 2):

  • изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов;
  • деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность);
  • выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива;
  • изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций;
  • инновационная ( научно-исследовательская) деятельность;
  • обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня;
  • организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.

Таблица 2

Распределение функций по реализации основных направлений инновационно-методической работы в школе

Скачайте таблицу о направлениях инновационно-методической работы в школе
Скачать в .docx

Направления инновационно-методической работы Ответственные
Определение стратегии инновационно-методической работы Педагогический совет
Нормативно-правовое обеспечение инновационно-методической работы Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации Заместитель руководителя ОО, руководители МО, методисты
Материально-экономическое обеспечение инновационно-методической работы Руководитель ОО, бухгалтерия, служба материально-технического обеспечения
Реализация системы материального и морального стимулирования участия сотрудников в  инновационно-методической работе Руководитель ОО, инновационно-методический совет (далее — ИМС), заместитель руководителя ОО
Управление реализацией избранной стратегии инновационно-методической работы ИМС, заместитель руководителя ОО
Анализ эффективности действующей в ОО системы инновационно-методической работы ИМС, руководители МО, заместитель руководителя ОО
Оценка эффективности действующей в ОО системы инновационно-методической работы Педагогический совет
Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров Заместитель руководителя ОО, руководители МО, методисты, педагог-психолог
Деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность) Методисты, педагог-психолог, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня Заместитель руководителя ОО, руководители МО
Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива ИМС, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики Методисты, библиотекарь, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций ИМС, методисты, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Изучение системы работы, диагностика профессиональных интересов, затруднений педагогов Руководители МО, методисты
Изучение и анализ состояния образовательного процесса, совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса Педагогический совет, ИМС, методисты, заместитель руководителя ОО, руководители МО
Инновационная ( научно-исследовательская) деятельность Научный руководитель инновационной работы, творческие группы

Формы инновационно-методической работы

Формы инновационно-методической работы в школе делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные).

Индивидуальная инновационно-методическая работа в школе позволяет учителю самостоятельно и объективно определять свои профессиональные потребности, планировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения (табл. 3).

Групповые формы инновационно-методической работы в школе, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

Таблица 3

Содержание деятельности и формы предъявления результатов индивидуального профессионального развития педагога

Скачайте таблицу о содержании деятельности и форме предъявления результатов профессионального развития
Скачать в .docx

Содержание деятельности Форма предъявления результата
Самоанализ системы работы, диагностика профессиональных интересов, затруднений Раздел «Самоанализ системы работы» в годовом индивидуальном плане профессионального развития
Изучение последних достижений педагогической науки и практики, новых технологий, требований, предъявляемых к работе Выступление по изученной теме на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, реферат, аннотированный список литературы
Совершенствование системы работы по актуальным направлениям организации и развития образовательного процесса (разработка авторского курса, конспектов уроков (мероприятий), подборка упражнений, дидактического материала, контрольных работ, тестовых заданий и др.) Разработанные материалы, выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, участие в методических проектах, публикация в методическом журнале ОО, участие в предметных, методических неделях
Обобщение и распространение собственного опыта педагогической деятельности Выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня, проведение открытых уроков (мероприятий), описание собственного опыта педагогической деятельности, публикация в методическом журнале ОО, участие в предметных, методических неделях
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ОО Курсовая работа по итогам прохождения курсов, выступление на мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня
Участие в инновационной ( научно-исследовательской) деятельности Материалы по итогам инновационной деятельности, выступление на  научно-практической конференции (педагогических чтениях) в ОО
Участие в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня Материалы по итогам участия в мероприятиях
Участие в деятельности по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность) Отчет по итогам деятельности
Подготовка к аттестации План мероприятий по подготовке к аттестации

К индивидуальным формам инновационно-методической работы в школе относятся:

  • изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;
  • рефлексия и анализ собственной деятельности;
  • накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;создание собственной папки достижений (портфолио);
  • создание методической копилки;педагогический аудит;
  • творческий отчет;
  • разработка собственных средств наглядности;
  • работа над собственной методической темой;
  • разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;
  • подготовка выступления на педагогическом совете по проблеме;
  • посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий;
  • персональные консультации;
  • собеседование у администрации ОО;
  • обучение на курсах повышения квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка;
  • разработка авторского курса или учебного пособия;выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя МО.

Формы коллективной (групповой, общеколлективной) инновационно-методической работы в школе:

  • работа над единой методической темой;педагогическая мастерская;
  • деятельность МО, школы молодого специалиста, педагогического мастерства, передового опыта, наставничество и др.;
  • деятельность экспериментальных, творческих, проблемных групп;авторские площадки, внедренческие площадки;
  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • методические диспуты, дискуссии;методические (предметные) недели;
  • конкурсы педагогического мастерства;
  • творческие отчеты, презентации;
  • деловые игры, ролевые игры;
  • обсуждение (выставки) передового педагогического опыта;тематический педагогический совет;
  • педагогические чтения;
  • обсуждение авторских программ;тематические семинары-практикумы;
  • педагогические чтения ( научно-практические конференции) в ОО;
  • выпуск методического журнала ОО;обучение на курсах в системе повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Оценка инновационно-методической работы в школе

Наиболее конкретным, четким, продуманным, практико-ориентированным является вариант оценки инновационно-методической работы в школе, предложенный В. И. Дружининым. Данный вариант включает три критерия, каждый из которых декомпозируется на набор показателей. Разные показатели требуют различные шкалы для оценивания: 4-, 3-, 2-балльная. В итоге это позволяет выйти на простые математические расчеты и дает возможность сравнивать инновационно-методическую работу в школе, сопоставлять, выставлять рейтинги, места, принимать управленческие решения.

Критерий 1.Оценка результативности инновационно-методической работы в школе (за отчетный период) проводится по следующим показателям:

  • доля заслуженных, имеющих ордена, медали, отличников, почетных работников;
  • доля педагогов, имеющих высшую (первую) квалификационную категорию;
  • доля руководителей ОО с управленческим образованием; доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование;
  • доля педагогов, работающих в соответствии с полученной специальностью;
  • своевременность прохождения курсов повышения квалификации за последние 3 года;
  • ОО является федеральной (краевой, муниципальной) инновационной площадкой. доля педагогов, принимавших участие в федеральных (краевых, муниципальных) конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, конкурсах, конференциях и т. д.;
  • доля педагогов, являющихся лауреатами и победителями федеральных (краевых, муниципальных) конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, конкурсов, конференций и т. д.;
  • доля педагогов, ученики которых стали призерами, победителями, дипломантами федеральных (краевых, муниципальных) олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей, соревнований и т. д.;
  • показатель обученности и качества знаний обучающихся;
  • доля педагогов, имеющих методические публикации.

Критерий 2.Оценка процесса управления инновационно-методической работой в школе проводится по следующим показателям:

система диагностирования профессиональных интересов, затруднений инновационно-методической работы в школе педагогических работников на основе:
- внутреннего контроля, инспектирования;
- анкетирования персонала;
- педагогического аудита;
- экспертизы практической деятельности;
- построения диагностических карт; система планирования инновационно-методической работы в школе на основе диагностики наличия:
- раздела «Управление профессиональным ростом персонала» в перспективных долгосрочных программах, концепциях развития ОО;
- раздела «Методическая работа с персоналом» в годовых планах ОО;
- ежегодных приказов «Об организации инновационно-методической работы в школе и повышения квалификации персонала на учебный год»;
-персональной программы творческого роста (плана самообразования) у каждого работника ОО;система анализа инновационно-методической работы в школе и повышения квалификации персонала, наличие:
- раздела «Анализ развития персонала» в перспективных долгосрочных программах, концепциях развития ОО;
- раздела с анализом методической работы и повышения квалификации кадров за учебный год в годовых планах ОО;
- раздела с анализом развития персонала и его инновационно-методической работы в планах профессиональных объединений на учебный год;
- ежегодного приказа «Об итогах инновационно-методической работы и повышения квалификации кадров за учебный год»;
- результаты анализа педагогической работы ОО за учебный год;разнообразие форм инновационно-методической работы в школе:
- индивидуальные;
- групповые;
- общеколлективные; система морального и материального стимулирования профессионального роста кадров; система контроля и мониторинга за состоянием инновационно-методической работы в ОО.

Критерий 3.Оценка условий для осуществления эффективной инновационно-методической работы в школе проводится по следующим показателям:

  • наличие и состояние диагностических карт профессиональных интересов, затруднений педагогических работников;
  • наличие и степень оборудования методического кабинета;
  • доля учебных расходов в бюджете ОО; доля средств на подписку периодических изданий в бюджете ОО;
  • количество экземпляров нормативно-правовой,инструктивно-методической, программно-учебной литературы на одного педагога для обеспечения инновационно-методической работы в школе;
  • наличие и разнообразие органов общественного управления инновационно-методической работой в школе;
  • доля персональных компьютеров, имеющих выход в сеть Интернет;
  • доля педагогов, имеющих выделенный день для инновационно-методической работы в школе;
  • уровень медицинского обслуживания педагогов и поддержания их здоровья;
  • доля средств на организацию инновационно-методической работы в школе в бюджете ОО;
  • степень удовлетворенности педагогов условиями труда;
  • наличие приказов о стимулировании профессионального роста (морального, материального, социального);
  • доля средств на стимулирование профессионального роста и инновационно-методической работы в школе педагогических работников в бюджете ОО;
  • наличие и полнота системы локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих инновационно-методическую работу в школе.

Приложение 1

ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА инновационно-методической работы

Скачайте годовую циклограмму инновационно-методической работы
Скачать в .docx

Мероприятия Периодичность проведения
Рассмотрение вопросов организации инновационно-методической работы на заседании педагогического совета Не реже 1 раза в год
Заседания инновационно-методического совета 1 раз в полугодие
Научно-методическая конференция (педагогические чтения) 1 раз в год
Конкурсы профессионального мастерства
Методический аукцион
Конкурс «Лучший кабинет (классная комната)»
Оперативные совещания инновационно-методического совета 1 раз в четверть
Заседания методических объединений (далее — МО) 4 раза в год
Совещание при руководителе образовательной организации (далее — ОО) по вопросам организации инновационно-методической работы в текущем году В начале года
Оперативные заседания МО По необходимости
Методическая неделя 1 раз в год
Предметные недели 1 раз в месяц
Занятия в «Школе молодого педагога» 1 раз в четверть
Занятия в «Школе педагогических инноваций»
Предоставление отчетов об итогах работы над индивидуальной методической темой Апрель
Защита индивидуальных планов профессионального развития Октябрь
Аттестация педагогических работников Февраль—март
Определение ответственных (наставников) за организацию деятельности по адаптации педагогических кадров Сентябрь
Выпуск методического журнала ОО Июнь
Рассмотрение вопросов организации инновационной (научно-исследовательской) деятельности на заседании инновационно-методического совета Не реже 1 раза в год
Рассмотрение вопросов по итогам работы по адаптации педагогических кадров Май
Фестиваль «Портфолио педагога» в ОО Апрель
Методическое мероприятие « Информационно-методический час» (информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики) 1 раз в месяц
Фестиваль педагогических идей в ОО Март

Приложение 2

ПЛАН инновационно-методической работы на 2014/15 уч. г.

Цель: повышение профессионального уровня педагогических работников в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования.

Скачайте пример плана инновационно-методической работы на год
Скачать в .docx

Мероприятие Сроки Ответственные
Изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов
Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников в период перехода на ФГОС основного общего образования Май Заместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), методист
Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов Сентябрь — декабрь Методист
Организация работы в методических объединениях по теме «Использование современных информационно-коммуникационных технологий — ресурс повышения эффективности образовательного процесса» В течение года Руководители методических объединений (далее — MO)
Семинар «Система работы ОО по повышению качества обучения и пропедевтика неуспеваемости в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и  11-х классов» Январь Заместитель руководителя ОО
Создание и организация работы проблемных групп по разработке:
• Положения о рабочих программах учебных предметов (с учетом требований ФГОС основного общего образования);
• Положения о внеурочной деятельности;
• Положения о системе оценивания учебных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• Положения о портфеле достижений обучающегося
В течение года Методист
Разработка рекомендаций для педагогических работников:
• по организации внеурочной деятельности;
• выстраиванию системы оценивания учебных достижений;
• использованию интерактивных технологий
Март — май Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Организация сетевого сообщества педагогов по проблемам введения ФГОС основного общего образования Сентябрь Методист, системный администратор
Оформление стенда «ФГОС общего образования» для педагогов ОО Октябрь Методист
Аттестация педагогов в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) Январь Заместитель руководителя ОО, методист, системный администратор
Круглый стол «Преемственность между уровнем начального общего образования и уровнем основного общего образования в условиях введения ФГОС основного общего образования» Декабрь Методист, руководители MO
Методические консультации:
• «Реализация программ внеурочной деятельности: формы реализации, диагностика эффективности»;
• «Новые формы оценивания образовательных достижений учащихся»
В течение года Методист
Расширенное заседание инновационно-методического совета «Об итогах работы по обеспечению качественных условий введения ФГОС основного общего образования. Карта самооценки результатов введения ФГОС основного общего образования» Май Заместитель руководителя ОО, методист
Деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами, при вхождении в новую должность)
Определение ответственных (наставников) за организацию деятельности по адаптации педагогических кадров Сентябрь Заместитель руководителя ОО, руководители MO
Защита индивидуальных планов профессионального развития Октябрь
Организация работы «Школы молодого педагога»:
• ознакомление с нормативной правовой документацией по правам и льготам молодых специалистов;
• составление рабочих программ по предмету, планов классного руководителя;
• выявление и пути преодоления профессиональных затруднений;
системно-деятельностный подход в обучении;
• система контроля и учета знаний обучающихся средствами ИКТ;
ИКТ-компетентность учителя в условиях реализации ФГОС общего образования;
• интерактивная доска на уроках;
• методические требования к современному уроку;
• основные методы и технологии развития универсальных учебных действий (далее — УУД);
• составление технологической карты урока;
• моделирование организации образовательного процесса, обеспечивающего интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся
В течение года Методист
Определение степени комфортности учителя в коллективе Октябрь Педагог-психолог
Методическая выставка достижений молодого педагога Апрель Методист, педагоги-наставники
Психологические тренинги для формирования навыков эмоциональной саморегуляции, развития способности сохранять и активизировать компенсаторные, защитные и регулятивные механизмы, сохранения эмоционального здоровья В течение года Педагог-психолог
Заседание методического совета «Об итогах работы по адаптации педагогических кадров» Май Заместитель руководителя ОО
Выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива
Фестиваль «Портфолио педагога» Апрель Заместитель руководителя ОО, методист
Изучение опыта работы учителей ОО по реализации системы контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования Февраль Методист, руководители MO
Организация взаимопосещения уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий по теме «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС основного общего образования» Май Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Фестиваль педагогических идей «Введение ФГОС основного общего образования: первые педагогические находки» Март
Размещение на сайте ОО информации о подготовке педагогического коллектива к внедрению ФГОС основного общего образования в разделе «Методическая копилка» В течение года Заместитель руководителя ОО, системный администратор
Педагогический совет «Эффективность образовательного процесса в ОО в условиях внедрения ФГОС основного общего образования: анализ, тенденции и перспективы» Ноябрь Заместитель руководителя ОО
Методическая неделя «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС общего образования» Февраль Методист, руководители МО
Предоставление отчетов об итогах работы над индивидуальной методической темой Апрель
Выпуск методического журнала ОО Июнь Заместитель руководителя ОО, методист, системный администратор
Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций
Организация работы «Школы педагогических инноваций»:
• «Современные продуктивные педагогические технологии»;
• «Диагностический инструментарий для изучения мотивации к обучению»;
• «Личность педагога в современной ОО: требования времени и государства»;
• «Проектирование УУД обучающихся»;
• «Проблема формирования контрольно-оценочной деятельности ученика и организация системы оценивания в рамках внедрения ФГОС основного общего образования»
В течение года Заместитель руководителя ОО, методист
Изучение опыта ОО, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования В течение года Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Годичный теоретический семинар по изучению нормативно-правовой базы введения ФГОС основного общего образования В течение года Заместитель руководителя ОО
Методическое мероприятие « Информационно-методический час» 1 раз в месяц Методист, библиотекарь
Организация выставок методической литературы по проблемам введения ФГОС основного общего образования В течение года
Размещение материалов периодической печати по вопросам внедрения ФГОС основного общего образования в разделе «Методические новинки» на странице сайта ОО В течение года Методист, библиотекарь, системный администратор
Формирования разделов медиатеки ОО:
• «ФГОС общего образования. Нормативно-правовая база»;
• «ФГОС общего образования. Методические рекомендации»;
• «ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность»;
• «ФГОС общего образования. Рабочие программы по предметам»;
• «ФГОС общего образования. Из опыта работы»;
• «ФГОС общего образования. Воспитательная работа»;
• «ФГОС общего образования. Профилизация»;
• «ФГОС общего образования. Технологии формирования и оценивания УУД»;
• «ФГОС общего образования. Контроль и оценка»
В течение года Методист, библиотекарь
Педагогический совет «Современный урок в контексте внедрения ФГОС основного общего образования» Ноябрь Заместитель руководителя ОО
Методический семинар «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом как одно из направлений формирования УУД обучающихся» Ноябрь Методист
Методический семинар «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности» Январь
Методический семинар «Метапредметные результаты обучения: критерии оценки, особенности диагностики» Апрель
Практико-ориентированный семинар «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования» Май
Инновационная ( научно-исследовательская) деятельность по теме «Развитие образовательного пространства ОО в личностно ориентированной парадигме как условие преодоления неуспешности и повышения качества обучения»
Организация работы творческих групп учителей по следующим направлениям:
• метод проектов как средство формирования ключевых образовательных компетентностей обучающихся;
• интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
• учет возрастных особенностей обучающихся при формировании ключевых образовательных компетенций в рамках освоения уровня основного общего образования;
• семья и ОО. Пути сотрудничества в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в ходе реализации ФГОС общего образования
В течение года Научный руководитель инновационной работы, методист
Семинар «Методы психологической диагностики как средство анализа и прогнозирования личностного развития учащегося» Октябрь Научный руководитель инновационной работы, педагог-психолог
Педагогические чтения по проблеме «Пути организации личностно ориентированного образовательного пространства ОО» Май Научный руководитель инновационной работы, методист
Обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня
Участие в вебинарах, семинарах, конференциях, совещаниях по вопросам внедрения ФГОС основного общего образования В течение года Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO
Организация и проведение конкурса «Лучший кабинет (классная комната)» в ОО Октябрь Заместитель руководителя ОО, методист
Организация и проведение методического аукциона «Лучшая система оценивания метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся» Ноябрь
Организация и проведение конкурсов педагогического мастерства для педагогических работников ОО Декабрь
Участие в районных и региональных этапах конкурсов педагогического мастерства Январь — март
Составление и реализация плана прохождения курсов повышения квалификации по тематике ФГОС основного общего образования В течение года
Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров
Консультации для аттестующихся педагогов:
• «Самоанализ педагогической деятельности»;
• «Портфолио педагогической деятельности»;
• «Заполнение документов для прохождения аттестации»
1-я четверть Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО
Издание приказов:
• о создании аттестационной комиссии в ОО для проведения аттестации на соответствие должности;
• об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
Сентябрь
Оформление стенда для аттестующихся педагогов Сентябрь Методист
Распределение обязанностей и обучение членов аттестационной комиссии ОО Октябрь Заместитель руководителя ОО
Консультации с аттестующимися педагогами для снятия тревожности В течение года Педагог-психолог
Теоретический семинар « Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросам аттестации» Октябрь Заместитель руководителя ОО
Проведение аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности Март Заместитель руководителя ОО, методист, руководители MO

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
      • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
      • более 200 сценариев открытых уроков;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль