Технология веб-квеста на основе сервисов веб 2.0

360

Особенности технологии веб-квеста

Современные педагогические технологии

Сегодня обучающиеся свободно применяют информационно-коммуникационные технологии (далее — ИКТ) в своей повседневной жизни и образовательной деятельности. Неограниченный доступ к сети Интернет, использование смартфонов, планшетов делают процесс получения информации более простым и доступным. С другой стороны, сеть Интернет не просто предоставляет огромные возможности для саморазвития учащихся, но и создает определенные трудности. Часто учащиеся сталкиваются с проблемами при выборе надежных источников информации, их анализе и сопоставлении, ведь современная информационная среда иногда представляет собой «глобальную свалку», где можно натолкнуться на ресурсы, содержащие достаточно противоречивые и не всегда правдоподобные сведения.

Учитель должен приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и умело использовать преимущества современных ИКТ на благо образовательного процесса. Не случайно одним из условий реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования является создание современной информационно-образовательной среды, которая включает, в т. ч. и систему современных педагогических технологий, обеспечивающих успешное обучение в ней.

Особенности образовательной технологии веб-квеста

В частности, технология веб-квеста позволяет успешно интегрировать сеть Интернет в образовательную деятельность, уводя обучающихся от потребительского отношения к информации и сети Интернет, способствует достижению как личностных, так предметных и метапредметных результатов. Данная технология позволяет достичь важных образовательных результатов:

  • личностных — формирование мотивации к изучению нового и самосовершенствованию, понимание возможностей самореализации, раскрытие творческого потенциала;
  • метапредметных — развитие коммуникативной компетенции, навыков работы с информацией (поиск, выделение, обобщение информации, создание проекта, решающего поставленную задачу), самоорганизации, способности выполнять разные социальные роли, пользовательских умений работы с компьютером;
  • предметных — получение нового знания и применение его в  учебно-предметных ситуациях, формирование научного типа мышления.

Разработчиками технологии веб-квеста являются Берни Додж и Том Марч, профессора Калифорнийского университета в  Сан-Диего. Технология сравнительно не нова. Первые веб-квесты появились в 1995 г., а в связи с введением ФГОС общего образования получили «второе рождение» и сейчас являются одним из главных средств формирования коммуникативной и  ИКТ-компетенций учащихся. Веб-квест предполагает создание проблемного задания с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет.

Веб-квест может быть предметным (посвящен решению отдельной образовательной задачи в рамках учебного предмета, темы) и межпредметным (в одной теме используются задания из разных предметных областей). Различают также два типа веб-квестов в зависимости от сроков реализации: краткосрочные (2–3 недели) и долгосрочные (от 2–3 месяцев до года). Но более двух месяцев использовать технологию веб-квеста нецелесообразно. Большая часть работы выполняется учащимися дома, а это существенно увеличивает учебную нагрузку, ведь полноценное участие в  веб-квесте требует не менее 4 ч в неделю.

Виды заданий для веб-квестов

Разработчиком веб-квеста как учебного задания Берни Доджем определены следующие виды заданий для успешного использования технологии веб-квестов1:

  • пересказ — свидетельствует о понимании темы на основе представления материалов из разных источников в ином формате. Результат работы может быть оформлен в виде презентации, рассказа и т. д.;
  • планирование и проектирование — предполагает разработку плана или проекта на основе заданных условий;
  • самопознание — включает в себя любые способы исследования личности, заставляя ученика ответить на вопросы о себе (моральные проблемы, планы на будущее, вопросы самосовершенствования);
  • компиляция — преобразование информации, полученной из разных источников в итоговый продукт (книгу кулинарных рецептов, виртуальную выставку и др.);
  • творческое задание — творческая работа в определенном жанре (пьеса, стихотворение, песня, видеоролик);
  • аналитическая задача — изучение темы путем анализа проблемы, исследование внутренних связей, нахождение сходств и различий;
  • детектив, головоломка, таинственная история — решение головоломки, раскрытие загадки, тайны;
  • достижение консенсуса — выработка решения по проблеме; оценка — обоснование определенной точки зрения;
  • журналистское расследование — репортаж о событии, предполагающий объективное изложение информации;
  • научные исследования — изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных источников.

Особенностью образовательной технологии веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на специально созданном веб-сайте. Учитель предоставляет учащимся ссылки на ресурсы сети Интернет, где полностью или частично содержится информация по изучаемой теме2.

Веб-квест имеет, как правило, четкую структуру (введение в игровую ситуацию, постановка проблемного вопроса, распределение ролей, выполнение заданий в рамках роли индивидуально или в группах, оценивание, подведение итогов) и его подготовка проходит по определенным этапам.

Трудности и ошибки педагога при организации веб-квеста

Главная ошибка педагога при организации веб-квеста — использование этой технологии веб-квеста  разово, в рамках одной учебной темы или раздела, с целью просто разнообразить учебную деятельность. Очень важно использовать данную технологию именно в комплексе: постепенно усложняя задания, вводя новые элементы работы, можно увидеть прогресс в развитии ученика. В долгосрочной перспективе в рамках данной образовательной технологии веб-квеста можно достичь следующих метапредметных результатов: выработать у учащихся умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять самостоятельный поиск и отбор необходимой информации.

Одной из причин отказа педагогов от использования технологии веб-квеста является ошибочное представление, что для этого требуется высокий уровень компьютерной грамотности. Но существует множество простейших шаблонов для конструирования сайта, они абсолютно бесплатны, просты в использовании и не требуют больших временных затрат. Например, самым удобным конструктором сайтов является тот, где есть уже готовые макеты для веб-квеста, которые нужно просто наполнить содержанием. Необходимо уделить внимание разработке понятных обучающимся, согласно возрастным особенностям, критериев оценивания к каждому из заданий.

Еще одним упущением может стать отсутствие рефлексии на заключительном этапе. В этом случае связь становится односторонней, а результаты не поддаются корректировке. Кроме того, если образовательная технология веб-квеста используется в первый раз, необходимо на предварительной стадии провести подготовительную работу с родителями, разъясняя им цели, задачи, условия образовательного проекта.

В МАОУ «Гимназия № 13» г. Красноярска (далее — гимназия № 13) этот процесс упрощен, т. к. в рамках проекта «Совершенствование информационного пространства гимназии» были созданы блоги классных руководителей, налажена дистанционная форма общения с родителями. Если такая система не отлажена, имеет смысл выделить на сайте веб-квеста раздел «Для родителей» или подготовить памятки. Если планируется публиковать работы детей, необходимо получить письменное согласие их родителей (законных представителей). Образец такого согласия представлен в примере.

ПРИМЕР

Я,                (Ф. И. О. родителя (законного представителя) обучающегося)                предоставляю разрешение публиковать материалы моего сына (дочери)                                        ученика(цы)                                   класса г.                                 в сети Интернет в соответствии с правилами, указанными ниже.
Размещая материалы учащихся, сотрудники             (указать название образовательной организации)            
(далее — ОО) обязуются руководствоваться следующими правилами:
• публикация материалов осуществляется только в образовательных целях;
• не разрешается издавать материалы с личным номером телефона или адресом учащегося;
• не разрешается издавать материалы, содержащие любую информацию, указывающую на местоположение ученика в точный час, кроме нахождения его в ОО или участия в образовательной деятельности;
• не разрешается публикация материалов, содержащих нежелательный материал или содержащих прямые или косвенные ссылки на такой материал.
Подпись родителя (законного представителя):                                          Дата:                              

Также желательно провести ознакомительное занятие «Безопасность в сети Интернет».

Организация исторических веб-квестов

Линейка исторических веб-квестов

Для учащихся 5-6-х классов в гимназии № 13 была разработана линейка изисторических веб-квестов «Путешественники во времени». Создается игровая ситуация: каждый раз обучающиеся осуществляют путешествие в прошлое с помощью машины времени, в ту эпоху, изучением которой на уроке истории они занимаются. Уже используют следующие образовательные технологии веб-квестов:

Готовится запуск проекта веб-квеста «Путешественники во времени. Эпоха дворцовых переворотов» для учащихся 7-х классов.

На первом этапе учитель проводит подготовительную работу с учащимися, знакомит их с темой, обозначает проблему. Использование этой современной педагогической технологии предполагает постановку проблемы в игровой ситуации. Например, попадая на сайт в раздел «Введение» веб-квеста «Путешественники во времени. Средневековье», учащиеся 6-го класса знакомятся со следующей информацией: «Для начала представьте, что в гимназию № 13 привезли новое оборудование — машину времени. Вам разрешено испытать ее, вы дергаете за рычаг и оказываетесь…». Далее обозначаются условия работы, цели и задачи поисковой деятельности. Ученик попадает в эпоху Средних веков, на него наталкивается отряд вооруженных всадников и необходимо представиться кем-то, а чтобы «сойти за своего», нужно обладать информацией о том, как жили средневековые люди. Возможные задачи, поставленные перед учениками: собрать сведения о быте, образе жизни, традициях, представлении о мире, т. е. увидеть мир глазами средневекового человека.

Следует заметить, что можно разделить обучающихся на группы, а можно дать им возможность выбрать роли по желанию. В этом случае трудно спланировать результат, но игра пройдет интереснее. Обучающийся, подходя к выбору роли, делает его в соответствии с личностными особенностями: «рыцарям» необходимо разбираться в вооружении и военной тактике; «прекрасным дамам» — в моде и этикете; «трубадуры» должны иметь музыкальные и литературные способности; «горожане» — иметь представление об архитектуре, городском эпосе, а роль «крестьянина» подходит для тех, кто не смог определиться. Далее учащимися осуществляется индивидуальная работа по поиску информации и выполнению заданий в рамках роли, а затем в группе в свободной форме проводится защита проекта «Один день в Средневековье».

В  веб-квесте «Путешественники во времени. Семь чудес света» обучающиеся также примеряют на себя роль путешественников во времени и самостоятельно выбирают объект изучения: одно из семи чудес света Древнего мира. Им необходимо подготовить презентацию о создании чуда, собрать информацию об объекте и изготовить макет, затем провести сравнение с современными объектами, получившими статус «чуда света» и ответить на вопрос «Почему эти исторические памятники получили статус „чудес света“»?

Задания для применения технологии веб-квеста на основе сервисов Веб 2.0.

При разработке заданий можно использовать образовательную платформу «Глобаллаб». Так было сделано в  веб-квестах для 5-х классов. Участие в исследовательских проектах здесь построено на основе краудсорсинга.

СПРАВКА

Краудсорсинг (англ. crowdsourcingcrowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача некоторых производственных функций неопределенному кругу лиц, решение общественно значимых задач силами добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью ИКТ.

После проведения поисковой работы учащиеся могут заполнить анкеты по итогам выполнения заданий и увидеть свой вклад в исследовательский продукт. В основу образовательной технологии веб-квеста «Путешественники во времени. Семь чудес света» лег проект «Семь чудес света: исторический факт, образ, задача» М. А. Десятниковой. Таким образом обучающиеся подготовятся к  индивидуально-групповой работе в  6-м классе.

Для параллели 6-х классов целесообразно провести межпредметный квест. Командой педагогов гимназии № 13 были подготовлены задания для представителей всех ролей по литературе, изобразительному искусству, математике, географии, биологии и истории. Таким образом, более эффективно прошла технология веб-квеста на двухмесячное историческое погружение, а учащиеся получили полную информацию о своей роли в рамках разных предметов.

Интересным ресурсом для разработки заданий является сервис learningapps (его создали в Центре Педагогического колледжа информатизации образования г. Берн в сотрудничестве с университетом г. Майнц и университетом г. Циттау) — это приложение веб 2.0, позволяющее удачно совместить наглядность, доступность и интересную форму подачи.

СПРАВКА

Веб 2.0 — это второе поколение социальных сервисов, которые позволяют пользователям совместно создавать и использовать информационные ресурсы в сети Интернет, постепенно становясь естественной образовательной средой для обучающихся всего мира.
QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 г.
SCORM (англ. Sharable Content Object Reference Model, «образцовая модель объекта содержимого для совместного использования») — сборник спецификаций и стандартов, разработанный для систем дистанционного обучения. Содержит требования к организации учебного материала и всей системе дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств они были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Готовые шаблоны позволяют за несколько минут создать интересное задание (викторина, поиск слова и т. д.), которое публикуется в личном кабинете педагога. Доступен Qr-код для быстрого входа, разработку можно вставлять в свои блоги, сайты. Можно даже скачивать в виде готового SCORM-модуля и вставлять для проигрывания в системы дистанционного обучения.

С целью выполнения заданий учащимся необходимо предоставить список информационных ресурсов. Подбирая источники информации, не нужно забывать и о наглядности. Так в списке для пятиклассников должны присутствовать ссылки на  3D-панорамы, фрагменты видео-реконструкций и т. п.

Критерии оценки выполнения заданий технологии веб-квеста

Самую большую трудность вызывает разработка понятных для обучающихся критериев оценивания успешности выполнения заданий. В  5-м классе можно попробовать вынести критерии оценивания на общее обсуждение и составить памятку. В  6-м классе итоговую работу можно оценивать согласно представленной ниже таблице3.

Критерии оценки работ учащихся

Показатели

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включены как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается

Выполнение задания

Выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; используется информация из достоверных источников

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информация имеет непосредственное отношение к теме, точна. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения группы

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводы

Ученик просто копирует информацию из предложенных источников; отсутствует критический взгляд на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста

Презентация итоговых результатов и рефлексия

При оформлении группового проекта, как правило, учащимся предоставляется свобода в выборе формы презентации итогового результата (рисунки, макеты, театральная постановка, мультфильм). С помощью сервисов веб 2.0 также можно оформить итоговую работу группы. Интересным сервисом является конструктор 3D-книг zooburst. Так, учащиеся, игравшие роли «прекрасных дам», создали 3D-книгу «Синяя борода», представив свою трактовку сказки, и познакомили одноклассников с крылатой фразой.

СПРАВКА

«Рефлексия в педагогике — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого»4. Упростить процедуру оценивания личностных результатов помогут сервисы веб 2.0 (интерактивная доска linoit, чат, система дистанционного голосования, представленная на сайте www.learningapps.org).

Поскольку на сегодняшний момент главным в процессе педагогической деятельности является развитие самодостаточной, полностью сформированной личности, а это развитие является внутренним процессом, который протекает скрытно, то судить о достижении определенных личностных результатов учителю достаточно сложно. Инструментом, который позволит провести оценку достигнутых результатов образовательной технологии веб-квеста, является рефлексия.

В  5-м классе главной целью обучения является формирование интереса к процессу получения нового знания. Средством проведения рефлексии для учащихся 5-х классов может быть служить интерактивная доска linoit «Доска пожеланий», где участники квеста в режиме онлайн могут разместить на своем стикере свои эмоции, пожелания. По ним можно проследить, какой эмоциональный отклик оставил данный учебный продукт.

В  6-м классе важным является проведение итоговой рефлексии работы над проектом в виде анкеты5. Примерный перечень вопросов:

Какую роль ты для себя выбрал? Понравилось ли тебе участвовать в  веб-квесте? Ответил ли ты для себя на главный вопрос веб-квеста? Какие трудности возникли при выполнении заданий? Что ты узнал нового? Пожелания, замечания.

Вопросы анкеты позволяют акцентировать внимание обучающихся на саморазвитии, на тех результатах, которые были получены.

Образовательная технология веб-квеста предоставляет большие возможности для реализации проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Современные педагогические технологии используются как в рамках погружения в предмет, так и в рамках бинарных уроков. Главная же ценность заключается в том, что технологии влияют на познавательную активность обучающихся.


1Подробнее см.: Dodge D. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks (Электронный ресурс): http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.

2Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Информационные технологии в образовании: материалы международной конференции ИТО-99 (Электронный ресурс): http://ito.bitpro.ru/1999.

3Романцева Ю.В.Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 12. 

4Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Пособие для педагогов. Минск: Высшая школа. 2002. С. 95.

5C помощью GoogleForms.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль