Современные образовательные технологии в современной школе

848

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе введения федеральных государственных образовательных стандартов, в теории изучен детально. Однако на практике и у руководителей, и у учителей появляется много вопросов:

- Каков инструментарий использовать для формирования универсальных учебных действий, овладение которыми даст возможность учащимся самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетентности?

- Какие новые формы организации образовательного процесса, образовательные технологии, позволят раскрыть способности каждого ученика, будут содействовать воспитанию порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире?

- Какие способы и технологии, которые пригодятся в будущем, следует изучать, чтобы главным результатом школьного образования стало его соответствие целям опережающего развития?

Современные образовательные технологии в современной школе: организационно-деятельностные игры обучающего характера

Использование современных образовательных технологий в школе, освоение новых форм внеклассной работы, к числу которых относятся и  организационно-деятельностные игры обучающего характера, — один из способов выполнить требования новых образовательных стандартов.

Использование современных образовательных технологий в школе позволяет расширить историко-культурный кругозор учащихся, научить их самостоятельно искать и находить информацию, анализировать ее, усваивать нужные знания, а результат поиска применять в решении практических задач. Иными словами, использование современных образовательных технологий в школе и проведение организационно-деятельностные игр помогает включить детей в самостоятельную учебную деятельность.

Использование современных образовательных технологий в школе: актуальность мобильного обучения

Современные образовательные технологии в современной школе широко распространены. Сегодня многие школьники уверенно используют мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты и др.) для выхода на образовательные ресурсы Интернета, чтения книг, проведения нужных измерений, работы с картографическими сервисами и т. д.

Мобильное обучение — это обучение с помощью мобильных технологий. Благодаря его использованию учащийся может менять место нахождения, условия учебы и совмещать обучение в нескольких учебных заведениях.

Многофункциональность современных мобильных устройств и их удобство уже давно оценили и педагоги. В поисках новых форм работы они апробировали десятки различных гаджетов — планшеты, смартфоны, навигаторы, цифровые лаборатории, системы контроля знаний и выяснили, что современный телефон может играть роль карманного компьютера с функцией мобильного офиса, планшет является альтернативой целому набору школьных учебников, а цифровая лаборатория позволяет проводить измерения даже за пределами классного кабинета (в школьном дворе, в летнем лагере и др.). Вывод напрашивается сам собой: использование современных образовательных технологий в школе способно помочь педагогу как в собственном профессиональном развитии, так и в организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности учащихся.

Использование современных образовательных технологий в школе: преимущества организационно-деятельностных игр

В последние годы, когда актуальность мобильного обучения не вызывает сомнения, популярной формой проведения занятий в школах стало использование современных образовательных технологий в школе, в частности обучающих организационно-деятельностных игр на местности с использованием различных мобильных устройств. Тематика таких игр разнообразна и зависит от образовательных и воспитательных потребностей учащихся, региональных культурно-исторических факторов (памятные даты, традиции и проч.) и, конечно, креативности организаторов игр.

Организационно-деятельностные игры на местности с использованием мобильных устройств позволяют интегрировать в процессе обучения знания из разных предметных областей: истории и литературы, географии и биологии.

Современные образовательные технологии в современной школе, как правило, имеют краеведческую направленность. Это позволяет решать одну из важнейших воспитательных задач, стоящих сегодня перед системой современного школьного образования, — формирование у учащихся гражданского самосознания. Ведь давно известно, что любовь к своей стране начинается с изучения традиций, истории, культуры своей семьи, школы, города, края, с бережного отношения к своей малой родине.

Форма игры в данном случае предпочтительна потому, что сама по себе обладает развивающими возможностями: стимулирует познавательную активность и творчество учащихся, активизирует эмоциональный, мыслительный, контактный настрой для работы в группе, способствует отступлению от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач.

Современные образовательные технологии в современной школе, в частности организационно-деятельностные игры на местности, учат элементарным навыкам ориентирования на местности в условиях городской среды. Очевидна и польза для физического развития учащихся: игры проводятся на большой территории (до нескольких километров), что создает повышенную физическую нагрузку и требует от участников терпения и выносливости.

Современные образовательные технологии в современной школе: технология проведения

Технология проведения организационно-деятельностных игр на местности включает три основных этапа: подготовительный, практический и заключительный.

На первом этапе нужно:

1) определить:

  • тему и форму игры (например, экскурсионно-игровая программа «В гостях у Берендея» (приложение), образовательный квест «Маршруты памяти»1, образовательная экспедиция в школе), ее цель и задачи;
  • категорию и количество участников (классы, группы и т. д.);
  • организаторов и их функции;оборудование;
  • время и место проведения игры;

2) продумать меры безопасности учащихся, награды и способы поощрения победителей.

На втором этапе собственно проводится сама игра. Для того чтобы она прошла интересно и с пользой для учащихся, организаторы должны действовать слаженно и четко, в определенные моменты направляя участников или даже помогая им выполнить задание. Поскольку игра проводится на воздухе, нужно учитывать погодные условия. Не следует начинать мероприятие в сильный дождь или метель.

На заключительном этапе подводятся итоги игры и награждаются победители. Позднее организаторы на специальном совещании должны обсудить действия участников, проанализировать ошибки, сформулировать меры по улучшению игры.

Приложение. Экскурсионно-игровая программа «В гостях у Берендея»

Цель игры: раскрытие интеллектуального, творческого и физического потенциала учащихся 5-11-х классов.
Задачи игры:
знакомство с природой г. Ставрополя на примере экологической тропы Таманского леса2;
отработка знаний и умений, приобретенных на уроках;
оздоровление участников и организаторов игры.
Категории и количество участников:
1) учащиеся 5-6-х классов (8 групп), 7-8-х классов (8 групп), 9-10-х классов (8 групп) — участвуют в игре;
2) учащиеся 11-х классов — помогают учителям-предметникам на тематических станциях.
Всего в программе участвуют 700 учащихся.
Организаторы:
1) учителя-предметники, работающие в  5-11-х классах (46 человек), — готовят задания для прохождения тематических станций с учетом возрастных особенностей участников, проводят инструктаж учащихся 11-х классов, организуют работу на станциях;
2) студенты-географыСеверо-Кавказского федерального университета, проходящие педагогическую практику в гимназии (30 человек), — организуют знакомство учащихся 5-6-х классов с традиционным маршрутом экологической тропы Таманского леса;
3) классные руководители и волонтеры — члены вожатского отряда Северо-Кавказского федерального университета «Нон-Стоп» (24 человека) — сопровождают учащихся по маршруту, проводят мини-игры на сплочение коллектива;
4) члены гимназического пресс-центра — отражают ход мероприятия в школьной газете «Простые истины» и на сайте гимназии.
Время проведения игры: День здоровья, 7 апреля, с 9.00 до 13.00.
Длительность прохождения одного маршрута — 1,5 ч.
Место проведения игры: экологическая тропа Таманского леса г. Ставрополя, в 15 мин ходьбы от территории гимназии.
Оборудование:
мобильные телефоны, смартфоны (для выхода в Интернет с целью поиска нужной информации, уточнения фактов, использования картографических сервисов, осуществления записей во время проведения измерений);
компасы, навигаторы (для определения местоположения участников игры, выполнения заданий по составлению (определению) маршрута);
цифровые мобильные лаборатории (для проведения измерений — определения температуры воздуха, воды, уровня шума, анализа химического состава воды и т. д.);
фотоаппараты (камеры мобильных телефонов) (для быстрого фотографирования проведенных экспериментов и составления фотоотчета для школьной газеты);
робот-тренажерсердечно-легочной реанимации (для проверки знаний и практических навыков учащихся по оказанию первой доврачебной помощи).
Меры безопасности:
предварительный выход организаторов игры на маршруты для знакомства и санитарной уборки территории;
подготовка подробных маршрутных листов (карт перемещений с обозначением тематических станций);
обеспечение групп учащихся сопровождающими (педагоги, волонтеры);
наличие аптечки первой доврачебной помощи в каждом классе и медицинского работника на станции «Спасатели» (точка пересечения маршрутов в центральной части леса);
подготовка инструкции по обеспечению безопасности участников игры (приложение к плану), проведение устного инструктажа по технике безопасности.
Ход игры
Учащиеся 5-6-х классов проходят по традиционному маршруту экологической тропы Таманского леса, ориентируясь по местным признакам, компасу и  GPS-навигаторам, а в конце маршрута отвечают на вопросы викторины.
Учащиеся 7-8-х и  9-10-х классов проходят по двум разным маршрутам — «Волшебный мир Берендея» и «Тайны царства Берендея». Оба маршрута предполагают посещение тематических станций: «Лесные истории» (историческая), «Сороконожка» (математическая), «У Лукоморья» (литературная), «Мелодии леса» (музыкальная), «Привал» (спортивная), «Спасатели» (медицинская), «Лесная мозаика» ( естественно-научная), «Знатоки леса» (интеллектуальная). На каждой станции учащиеся выполняют задания с использованием соответствующих технических устройств.
Параллельно с прохождением маршрута каждая группа должна делать небольшие заметки и фотографии для школьной газеты, а также собирать природный материал для композиции «Дары Берендея».
Итоги игры
В ходе игры учащиеся:
1) знакомятся с природой г. Ставрополя на примере экологической тропы Таманского леса;
2) отрабатывают приобретенные на уроках знания и умения при решении практических заданий на тематических станциях:
ориентирование на местности с помощью карты, компаса, GPS-навигатора;
определение лекарственных растений по  атласам-определителям и с помощью интернет-технологии в школе;
определение пригодности водоема для питьевых нужд с помощью цифровой лаборатории для проведения экспериментов;
оказание первой доврачебной помощи и др.
В течение двух недель после прохождения маршрутов учащиеся:
1) готовят выставку поделок и композиций из природного материала «Дары Берендея»;
2) организуют фотовыставку «Лесное чудо»;
3) принимают участие в конкурсе стенгазет «Лесные вести» и в конкурсе на лучшую заметку в школьной газете «Простые истины».
Заработанные в ходе игры и на конкурсах баллы учитываются при подведении итогов рейтинговой оценки классных коллективов. Лучшие творческие работы отмечаются школьными дипломами. Лучшая заметка публикуется в школьной газете «Простые истины». Педагоги-организаторы и волонтеры получают благодарности от администрации гимназии.

Инструкция по обеспечению безопасности участников игры «В гостях у Берендея»

1. При выходе на маршрут участники игры должны иметь удобную закрытую обувь на низком каблуке, брюки и куртку с длинным рукавом, головные уборы, соответствующие погоде.
2. При прохождении маршрута участники должны двигаться компактно, в зоне видимости всех членов группы. На каждой станции необходимо проверять, все ли на месте.
3. Движение на участках с крутыми, обрывистыми склонами должно производиться неспешно, строго по одному.
4. Первыми и замыкающими в каждой группе должны идти наиболее физически сильные учащиеся.
5. В случае отставания от группы участник должен остаться на месте и связаться с руководителем.
6. Во время прохождения маршрута запрещается:
собирать первоцветы;
пить воду из источников с неизвестным составом воды;
употреблять в пищу неизвестные дикорастущие растения;
брать в рот и жевать веточки, травинки и листья;
бегать во время движения группы по маршруту, обгонять идущий впереди класс.
7. Необходимые на маршруте вещи:
маршрутный лист на планшете;
репеллент, защищающий от клеща — переносчика крымской геморрагической лихорадки (использовать перед входом в лес);
аптечка первой доврачебной помощи, укомплектованная дезинфицирующими и перевязочными материалами, медикаментами от головной боли и сердечными и обезболивающими препаратами;
не менее 1 л питьевой воды;
спички и бумага для розжига костра (для учащихся 7-10-х классов);
фотоаппарат, мобильный телефон (смартфон);
пакеты для сбора природного материала.

1 Образовательный квест «Маршруты памяти» направлен на изучение исторических достопримечательностей г. Ставрополя и содержит элементы геотеггинга (процесс присоединения географических метаданных к различным информационным ресурсам, таким как веб-сайты, RSS, фотографии, как-либо характеризующие эти ресурсы). Суть игры заключается в том, что с помощью маршрутных листов учащиеся отыскивают нужные объекты на улицах города (памятные места) и определяют их координаты с помощью GPS-навигатора. После прохождения квеста участники размещают фотографии и информацию о местонахождении объектов на страницах игры в  КМ-вики (образовательный портал), дополнив их необходимой справочной информацией. В ходе игры дети учатся пользоваться GPS-навигаторами, работать с картографическим сервисом GoogleMap и размещать информацию в  вики-среде.

2 Экологическая тропа была проложена в Таманском лесу более 20 лет назад учителем географии гимназии № 25 г. Ставрополя Л. И. Ишковой и канд. географ. наук, преподавателем Ставропольского государственного университета В. В. Савельевой.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник заместителя директора школы»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль