Не допустить к работе учителя: правовые основания

1179

Основания,по которым работодатель, в том числе образовательная организация, обязана отстранить работника от работы (не допускать его к работе), установлены ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ (далее — ТК РФ). К ним относятся:

  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • непрохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра, а также обязательного психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных законодательством;
  • выявление противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором, в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • непрохождение в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда;
  • требование органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • приостановление действия специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия и др.) на срок до двух месяцев в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Не допустить к работе учителя или иного педагогического работника можно на тех же основаниях. В каждой ситуации администрация образовательного учреждения обязана оформить отстранение от работы в соответствии с требованием законодательства.

Не допустить к работе учителя или другого педагога в алкогольном или ином опьянении: как оформить

1. Оформление докладной записки

Если педагог появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, работодатель обязан отстранить его от выполнения должностных и иных обязанностей. Единой формы документа, который необходимо составить в данном случае, не существует. В связи с этим рекомендуется оформить докладную записку на имя руковолителя образовательной организации (приложение 1). Сделать это может завуч или любой другой сотрудник.

В докладной записке необходимо указать: 

  • ФИО педагога, находящегося в состоянии опьянения; 
  • дату, время и обстоятельства, при которых обнаружено такое состояние. 

Кроме того, желательно указать признаки, по которым состояние работника оценивается как опьянение и является основанием, влечет за собой необходимость не допустить к работе учителя или другого педагога

Клинические проявления легкой, средней и тяжелой степеней алкогольного опьянения приведены в Методических указаниях «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утв. Минздравом СССР 02.09.1988 № 06–14/33–14.

2. Проведение медицинского освидетельствования

В соответствии с п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от  17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2) состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими доказательствами, которые должны быть соответственно оценены судом.

Медицинское освидетельствование представляет собой комплекс методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. П. 1 ст. 65 Закона №  323-ФЗ

Наиболее весомым доказательством наличия либо отсутствия у сотрудника состояния опьянения, в т. ч. в случае возникновения спора в суде, является акт, составленный по результатам медицинского освидетельствования. Форма акта утверждена приказом МВД России от  04.08.2008 № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения» и до текущего момента не изменялся. Документ составляется в двух экземплярах: один выдается на руки работнику, второй — представителю организации.

Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, являющегося основанием не допустить к работе учителя или иного педагога  может проводить медицинское учреждение, имеющее на это лицензию, выданную в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от  16.04.2012 № 2911. Как правило, такое освидетельствование осуществляется в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) или в  лечебно-профилактических учреждениях психиатрами-наркологами. Кроме того, освидетельствование может быть проведено в передвижной специализированной лаборатории, а также по месту работы педагога — при наличии необходимого оборудования у проводящего освидетельствование врача.

Оплата услуг при обращении в медицинское учреждение для проведения освидетельствования, как правило, осуществляется за счет работодателя, в случае педагога - образовательной организации. Однако в случае подтверждения факта опьянения работодатель в соответствии со ст. 238 ТК РФ вправе взыскать с работника выплаченную сумму как компенсацию прямого ущерба, причиненного ему действиями сотрудника ОО.

3. Создание комиссии для установления факта опьянения

Это необязательный шаг, но желательный. Согласно ст. 20 Федерального закона от  21.11.2011 №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон №  323-ФЗ) медицинское освидетельствование работника на предмет его нахождения в состоянии опьянения может производиться только с согласия работника. Педагогические работники не являются исключением. Соответственно, если педагог отказывается идти в медучреждение или проходить медицинское освидетельствование на рабочем месте, работодатель должен обойтись своими силами, без участия врачей и обеспечить возможность освидетельствования по месту работы педагога. 

В этом случае внутренним приказом по образовательной организации (приложение 2) создается специальная комиссия, которая зафиксирует факт опьянения. Основанием для приказа будет являться докладная записка, о которой говорилось выше. Приказ должен содержать: 

  • ФИО и должности работников, входящих в состав комиссии; 
  • цель и дату создания комиссии; 
  • срок действия комиссии.

Следует отметить, что такая комиссия может создаваться отдельно по каждому случаю, а может функционировать в организации на постоянной основе. Наверное, в образовательной организации такая комиссия на постоянной основе не нужна, но может быть создана.

С приказом необходимо ознакомить всех членов комиссии. Самого педагога, для проверки состояния которого создана комиссия, знакомить с ним не обязательно, т. к. в законодательстве об этом прямо не сказано.

Решение комиссии оформляется протоколом и актом в свободной форме (приложение 3). В акте указываются: дата, время и место его составления; 

  • ФИО и должности членов комиссии;
  • ФИО и должность работника, появившегося на работе в состоянии опьянения; 
  • признаки, свидетельствующие о данном состоянии.

Акт составляется в максимально сжатые сроки (в противном случае доказать факт опьянения будет затруднительно) и подписывается всеми членами комиссии. Если педагог в состоянии опьянения появился  на рабочем месте педагога и его увидел кто-либо из сотрудников или обучающихся, это также должно быть отражено в акте.

Педагога необходимо ознакомить с актом (хотя бы попытаться это сделать), а также потребовать от него объяснения в письменном виде.

Если ознакомить работника с актом, а также получить от него письменные объяснения не представляется возможным, нужно зафиксировать это соответствующей записью в акте. Данная запись заверяется подписями всех членов комиссии.

Пребывание педагога на рабочем месте в состоянии опьянения является прямым основанием для увольнения его по подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Следует помнить, что законно не допустить к работе учителя или уволить его по подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно только в случае подтверждения факта нахождения на рабочем месте педагога в состоянии опьянения, а не факт употребления им алкоголя или иного одурманивающего вещества. При употреблении незначительного количества спиртного состояние алкогольного опьянения может не наступить, и в этом случае отстранение от работы или увольнение работника будет считаться незаконным, хоть и противоречит профессиональной этике.

4. Издание приказа об отстранении от работы

В соответствии со ст. 76 ТК РФ администрация образовательного учреждения обязана не допустить учителя к работе, если он появился в состоянии опьянения. Если педагог не был отстранен от работы, ответственность за возможные последствия ложится на работодателя, т.е. на образовательную организацию. Это и потеря репутации, в том числе.

Отстранение от работы оформляется приказом руководителя образовательной организации (приложение 4). В приказе перечисляются: обстоятельства, послужившие основанием для отстранения; документы, подтверждающие факт опьянения (докладная записка, акт, составленный по результатам медицинского освидетельствования, акт специальной комиссии и др.); срок, на который педагог отстраняется от работы (дата и время начала и окончания отстранения, в случае педагога - обычно навсегда).

Должностные лица, получившие докладную записку и не инициировавшие отстранение работника в состоянии опьянения от работы, могут быть привлечены к ответственности:

  • административной (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от  30.12.2001 №  195-ФЗ);
  • уголовной, если в результате их бездействия пострадали люди (ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации от  13.06.1996 №  63-ФЗ).

С приказом об отстранении педагога нужно ознакомить под роспись. При отказе педагога от ознакомления составляется соответствующий акт.
5. Учет рабочего времени

В табеле учета рабочего времени (формы №  Т-12, №  Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от  05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление Госкомстата России № 1), или форма 0504421, утв. приказом Минфина России от  15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»), необходимо зафиксировать период, фактически отработанный педагогом до момента издания приказа о его отстранении. Срок отстранения отмечается в табеле путем проставления кода: буквенного — «НБ» либо цифрового — «35» (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы).

По общему правилу за период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Исключения могут быть предусмотрены лишь ТК РФ или иными федеральными законами. В этом случае в табеле проставляется буквенный код «НО» либо цифровой код «34» (отстранение от работы (недопущение к работе) с оплатой (пособием) в соответствии с законодательством).

Кроме того, время отстранения не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

6. Издание приказа о допуске к работе

После окончания периода, га который принято решение не допустить учителя к работе  и при условии устранения причины отстранения работника необходимо допустить к работе.

Допуск оформляется приказом руководителя образовательной организации (приложение 5). В этом случае в организации будет документ, фиксирующий, что срок отстранения истек и педагог допущен к работе.

С данным приказом педагог тоже должен быть ознакомлен под роспись. Это поможет избежать судебных споров по поводу даты начала работы и вопроса о том, является ли отсутствие педагога на работе прогулом.

Согласно законодательству запись об окончании срока отстранения и допуске к работе вносить в личную карточку не обязательно. Однако при желании (для обеспечения внутреннего учета) данную информацию можно отразить в разделе 10 «Дополнительные сведения». Она пригодится при расчете стажа, необходимого для предоставления отпуска.

Не допустить учителя к работе, если он не прошел обязательный медицинский осмотр

В случае если педагог не прошел обязательный медицинский осмотр по своей вине, работодатель в лице руководителя образовательной организации может применить к нему дисциплинарное взыскание. Подп. «в» п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2

Согласно ст. 213 ТК РФ работники детских учреждений обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Ответственность за организацию проведения медицинских осмотров в соответствии с положениями ст. 212 ТК РФ для отдельных категорий работников возлагается на работодателя.

Трудовым законодательством не установлен перечень документов, которые должен оформлять работодатель для отстранения от работы работника, не прошедшего медосмотр, поэтому исходя из положений ст. 76 ТК РФ ему достаточно:

  • оформить самостоятельно либо получить документ, подтверждающий, что работник не прошел медицинский осмотр;
  • издать приказ (распоряжение), в котором изложены основания не допустить учителя к работе.

Документами, которые подтверждают факт непрохождения педагогом обязательного медицинского осмотра, могут быть: 

  • объяснительная записка работника о непрохождении осмотра; 
  • письменный отказ работника от прохождения осмотра; 
  • листок нетрудоспособности, выданный в период проведения осмотра; 
  • документально оформленная информация из медицинского учреждения о неявке работника на осмотр; 
  • акт об отказе работника пройти медосмотр, составленный работодателем.

Решение не допустить учителя к работе в связи с непрохождением медосмотра оформляется, как и в предыдущем случае, приказом. В нем следует отразить: 

  • фамилию, имя, отчество и должность педагога;
  • основание отстранения, которое предусмотрено федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
  • обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии вины работника в непрохождении медосмотра (они влияют на условия оплаты (неоплаты) периода отстранения);
  • условия оплаты периода отстранения; перечень документов, которые подтверждают непрохождение медицинского осмотра; 
  • срок отстранения.

Окончание срока отстранения целесообразно определить не конкретной датой, а событием — прохождением медицинского осмотра. Это позволит избежать издания дополнительных приказов, если педагог повторно не пройдет медосмотр вовремя.

Не допустить учителя или другого педагога к работе, если он не прошел обучение и проверку знаний по охране труда: как оформить

Все педагоги, в т. ч. руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.Ч. 1 ст. 225 ТК РФ Рабочее место педагога также подлежит сертификации. 

В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением МТ России, Минобразования России от  13.01.2003 № 1/29, и ст. 212 ТК РФ работодатель обязан провести инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, обучить работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве. По результатам проведения таких мероприятий работодатель должен провести проверку знания требований охраны труда. Педагогов, которые не прошли обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, работодатель должен отстранить от работы. Отстранение производится без предоставления другой работы. В течение месяца после отстранения таких работников нужно направить на повторный инструктаж и проверку знаний.

Факт непрохождения инструктажа подтверждается отсутствием подписи педагога в журнале регистрации. Непрохождение инструктажа может быть также зафиксировано в акте, который составляется непосредственным руководителем работника или лицом, ответственным за проведение инструктажа.

На основании документов, подтверждающих непрохождение обучения по охране труда, издается приказ об отстранении работника от работы. При этом срок отстранения определяется не датой, а событием — до момента прохождения инструктажа и проверки знаний.

В качестве основания отстранения можно сослаться на ч. 1 ст. 76 ТК РФ. Если отстранение от работы инициировано предписанием государственного инспектора труда, то в качестве основания указываются реквизиты предписания.

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Если работник не прошел инструктаж по своей вине (уклонился от инструктажа, не подготовился к сдаче экзамена и т. п.), период отстранения от работы ему не оплачивается и не включается в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Работника также можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Порядок применения дисциплинарного взыскания приведен в ст. 193 ТК РФ.

Целесообразно указать в приказе дату прохождения повторного инструктажа и, если это возможно, предполагаемую дату выхода работника на работу (допуска).

После того как работник пройдет инструктаж по охране труда, его необходимо допустить к работе. Приказ о допуске к работе должен быть составлен с обязательным указанием на то, что работник прошел инструктаж и обучение по охране труда. При этом в приказе должны быть ссылки на соответствующие документы организации.

Не допустить учителя к работе по требованию надзорных органов: как оформить

Любой работодатель, в том числе и образовательная организация,  обязан отстранить работника от работы, если в отношении него вынесено соответствующее решение компетентного органа или должностного лица. К числу таких органов и должностных лиц, в частности, относятся Роструд, суды, государственные санитарные врачи и их заместители.

Требование компетентного органа (должностного лица) об отстранении работника оформляется в виде постановления, решения, предписания. Соответственно, обязанность по решению не допустить учителя к работе возникает после получения руководителем организации оригинала (заверенной копии) данного документа.

В приказе об отстранении обязательно должен быть указан период отстранения — до истечения срока, установленного в требовании органа или должностного лица об отстранении педагога. В качестве основания отстранения следует указать реквизиты постановления, решения или предписания. Если дата окончания срока отстранения известна уже при подготовке приказа, рекомендуется указать и ее.

Как было отмечено ранее, за время отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, кроме случаев, установленных законодательством. Так, например, при отстранении от должности в порядке ч. 6 ст. 114 и п. 8 ч. 2 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от  18.12.2001 №  174-ФЗ на данный период работнику назначается ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ. Время отстранения не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска.

При оформлении допуска к работе педагогов, отстраненных по требованию уполномоченных органов и должностных лиц, следует учитывать, что формальным основанием для допуска является отмена данного требования или назначение испытательного срока учителю. Работодателю следует заранее уточнить у руководителя компетентного органа, должностного лица, направившего требование (постановление, решение, предписание), каким образом оно будет отменяться.

Приложение 1

Не допустить к работе учителя: правовые основания
 

Приложение 2

Не допустить к работе учителя: правовые основания
 

Приложение 3

Не допустить к работе учителя: правовые основания

Приложение 4

Вариант 1
Не допустить к работе учителя: правовые основания

Вариант 2
Не допустить к работе учителя: правовые основания
 

Приложение 5

Не допустить к работе учителя: правовые основания
 

Нормативные документы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от  30.12.2001 №  195-ФЗ

Трудовой кодекс Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ

Уголовный кодекс Российской Федерации от  13.06.1996 №  63-ФЗ

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от  18.12.2001 №  174-ФЗ

Федеральный закон от  21.11.2011 №  323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от  16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от  17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

Постановление Госкомстата России от  05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Постановление Минтруда России, Минобразования России от  13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Приказ Минфина России от  15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»

Приказ МВД России от  04.08.2008 № 676 «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения»

Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утв. Минздравом СССР 02.09.1988 № 06–14/33–14


Постановление Правительства РФ от  16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра „Сколково“)».

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль