Гарантии, компенсации и льготы работникам сферы образования в новом отраслевом соглашении

190

22 декабря 2014 г. между Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ было заключено отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 годы (далее — Отраслевое соглашение). 27 января 2015 г. оно было зарегистрировано Рострудом1.

Гарантии, компенсации и льготы работникам сферы образования в новом отраслевом соглашенииПравовой статус соглашения

Отраслевое соглашение является правовым актом, в связи с чем его положения обязательны для организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки России. Это означает, что коллективные договоры таких организаций не могут включать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников (правовой статус педагогического работника), не только установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, но и Отраслевым соглашением.

Отраслевое соглашение —правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающий общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.

Поскольку Отраслевым соглашением закрепляются как нормы трудового законодательства, так и отдельные существенные для работников сферы образования дополнительные права и преимущества, которые не урегулированы федеральными нормативными правовыми актами, в него, как правило, включаются рекомендации об использовании положений соглашения при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений (в отдельных случаях рекомендовано закреплять аналогичные преимущества в коллективных договорах всех организаций сферы образования).

Следует заметить, что в целях контроля коллективно-договорного регулирования в сфере образования Минобрнауки России и Профсоюз работников народного образования и науки РФ проводят ведомственную регистрацию коллективных договоров. Кроме того, на базе ведомственной лаборатории автоматизированного анализа и оценки эффективности коллективно-договорных актов в сфере образования осуществляется обобщение опыта социально-договорных отношений в подведомственных организациях и мониторинг в этих же целях региональных отраслевых соглашений. Порядок ведомственной регистрации коллективных договоров образовательных организаций приведен в приложении № 1 к Отраслевому соглашению.

Гарантии, компенсации и льготы работникам сферы образования в новом отраслевом соглашенииРегулирование трудовых отношений

Особое внимание в Отраслевом соглашении уделяется реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р (далее — Программа совершенствования системы оплаты труда), предусматривающей, в частности, совершенствование порядка оформления трудовых договоров.

Согласно разд. IV Отраслевого соглашения «Трудовые отношения» заключение (оформление в письменной форме) трудовых договоров с работниками осуществляется с учетом:

примерной формы трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения (приложение № 3 к Программе совершенствования системы оплаты труда);рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утв. приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н.Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) образовательной организации не может являться основанием для расторжения трудового договора с работником.П. 4.1.4 Отраслевого соглашения

В трудовом договоре с работником должны быть конкретизированы:

1) трудовые (должностные) обязанности работника;

2) условия оплаты труда работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

3) меры социальной поддержки работника, предусматривающие, в частности, такие обязательные условия оплаты труда, как:

  • размеры оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, конкретно устанавливаемые за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);
  • размеры выплат компенсационного характера (при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда, и др.);
  • размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в организации показателей и критериев.

В Отраслевом соглашении закреплено право работников (включая руководителей и их заместителей) образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы, на осуществление в той же образовательной организации помимо работы, определенной трудовым договором, преподавательской работы без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством, на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору.

При этом установлено, что предоставление преподавательской работы указанным лицам, а также лицам из числа педагогических, руководящих и иных работников других образовательных организаций, работников предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов, осуществляющих управление в сфере образования и учебно-методических кабинетов, центров) должно осуществляться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и при условии, что учителя, преподаватели, для которых данная образовательная организация является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой (учебной нагрузкой) по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Следует заметить, что поскольку применение профессиональных стандартов откладывается до 1 января 2017 г.2, работодатели сферы образования обязаны в вопросах трудовых отношений по-прежнему руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих3, содержащим квалификационные характеристики должностей работников образования (далее — Квалификационные характеристики должностей работников образования).

Гарантии, компенсации и льготы работникам сферы образования в новом отраслевом соглашенииРегулирование оплаты труда

В разд. V Отраслевого соглашения «Оплата труда и нормы труда» названы основные принципы формирования системы оплаты труда, рекомендуемые для применения в региональных, территориальных соглашениях и коллективных договорах. К таким принципам относятся:

обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;недопущение установления различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним (либо диапазонов «вилки» размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) по должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;необходимость существенной дифференциации в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации;достижение в структуре заработной платы работников (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) доли условно постоянной части заработной платы в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы не ниже 60%.

В приложении № 2 к Отраслевому соглашению определены особенности оплаты труда отдельных категорий педагогических работников, связанные с порядком определения и изменения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, особенностями нормирования их труда, устанавливаемыми Минобрнауки России в соответствии со ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее — ТК РФ), которые обязательны для применения образовательными организациями, реализующими общеобразовательные программы, дополнительные образовательные программы, образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

Особенности оплаты труда состоят в том, что предусматриваемые для отдельных педагогических работников нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) и размеры устанавливаемых им ставок заработной платы являются расчетными величинами при исчислении их заработной платы с учетом фактически определенного им объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Из этого следует, что за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками с их письменного согласия сверх нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата должна производиться исходя из установленного им размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Расчет заработной платы педагогических работников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от занимаемой должности установлены за 18, 20, 24, 25, 30 или 36 ч в неделю, за фактическую учебную (преподавательскую, педагогическую) работу должен производиться путем умножения размера установленной им ставки заработной платы в месяц на фактически определенный им объем учебной (преподавательской, педагогической) работы в неделю и деления полученного результата на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Отметим, что отдельным учителям, которым не может быть обеспечена учебная (преподавательская) работа в объеме 18 ч в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. К таким учителям относятся учителя:

1-4-х классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;1-4-х классов, не имеющие необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

В этом же разд. V «Оплата труда и нормы труда» обращается внимание на необходимость проведения в образовательных организациях специальной оценки условий труда вместо аттестации рабочих мест в целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»4 (далее — Закон № 426-ФЗ), по результатам которой должны быть предоставлены компенсации и  гарантии работникам школы, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, устанавливает конкретные размеры доплат. П. 5.8 Отраслевого соглашения

Отраслевым соглашением закреплено, что до проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда за работниками сохраняются гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, установленные им до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ. Это означает, что работодатель должен таким работникам:

1) предоставлять сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 36 ч в неделю), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью, предусмотренной трудовым договором, но не менее семи календарных дней;

2) производить оплату труда в повышенном размере, определенном трудовым договором (не менее чем на 4% тарифной ставки (оклада)).

Отраслевым соглашением, по сути, разрешается вопрос о том, к каким видам выплат — стимулирующего или компенсационного характера — следует относить выплаты за дополнительную работу, непосредственно связанную с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей (за классное руководство, проверку письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в прямые должностные обязанности работников, предусмотренные Квалификационными характеристиками должностей работников образования).

Работодателям рекомендовано относить перечисленные выплаты к выплатам компенсационного характера, именуемым «выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных», применительно к п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822.

В Отраслевом соглашении рассматриваются также вопросы оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории.

Установлено, что оплата труда учителей, преподавателей с учетом квалификационной категории осуществляется независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель — старший воспитатель, педагог дополнительного образования — старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель — старший тренер-преподаватель, методист — старший методист, инструктор — методист — старший инструктор-методист), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.

Отраслевым соглашением рекомендуется в целях материальной поддержки педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет истек срок действия квалификационной категории, производить им оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории на период подготовки к аттестации на основе результатов работы и прохождения аттестации, но не более чем на один год после выхода из указанного отпуска.П. 5.10 Отраслевого соглашения

Кроме того, Отраслевым соглашением рекомендуется закреплять в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах возможность оплаты труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой квалификационная категория отсутствует, но профиль ее работы (деятельности) совпадает с деятельностью по должности, по которой квалификационная категория установлена.

Рекомендации по этому вопросу содержатся в приложении № 3 к Отраслевому соглашению. Используя их в своей работе, необходимо учитывать, что приведенные в них перечни должностей работников, по которым установлена квалификационная категория, и должностей, по которым рекомендуется при оплате труда учитывать квалификационную категорию, не являются исчерпывающими. Это значит, что при выявлении других должностей педагогических работников, по которым совпадают профили работы (деятельности), возможность оплаты по разным должностям с учетом квалификационной категории, имеющейся по одной из них, рекомендуется закреплять в региональных соглашениях и коллективных договорах.

В Отраслевом соглашении содержатся также рекомендации по закреплению в региональных соглашениях и коллективных договорах случаев сохранения за педагогическими работниками уровня оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории при истечении срока ее действия, поскольку продление срока действия квалификационной категории не предусматривается. В частности, рекомендуется:

  • в случае истечения у педагогического работника срока действия квалификационной категории за один год до наступления права для назначения трудовой пенсии сохранять на этот период оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории;
  • в случае истечения срока действия квалификационной категории после подачи заявления в аттестационную комиссию сохранять оплату труда с учетом имевшейся квалификационной категории до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории.

Перечисленные в Отраслевом соглашении основания для сохранения уровня оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории также не являются исчерпывающими. В региональных и территориальных соглашениях и в коллективных договорах могут предусматриваться другие основания.

Сторонами Отраслевого соглашения предлагается закреплять в региональных отраслевых соглашениях такие нормы, как применение упрощенной формы принятия решений аттестационными комиссиями для педагогических работников, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, если они претендуют на ту же самую квалификационную категорию.

Стороны пришли к соглашению, что педагогическому работнику, имеющему (имевшему) высшую квалификационную категорию по одной из должностей, не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в т. ч. в случае, если на высшую квалификационную категорию по другой должности педагогический работник претендует впервые, не имея первой квалификационной категории.

Гарантии, компенсации и льготы работникам сферы образования в новом отраслевом соглашенииРегулирование рабочего времени и времени отдыха

В разд. VI Отраслевого соглашения «Рабочее время и время отдыха» закреплены особенности регулирования рабочего времени педагогических работников, а также право учителей и преподавателей:

Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии со ст. 116 ТК РФ призвано компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе трудовой деятельности.на предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска за первый год работы установленной продолжительности, в т. ч. предоставляемого в каникулярный период до истечения шести месяцев работы;на выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении исходя из 56-дневной продолжительности отпуска, если они проработали в рабочем году не менее 10 месяцев.

Отраслевым соглашением также установлено, что предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период.

Ежегодный отпуск переносится на другой срок по соглашению между работником и работодателем в случаях, предусмотренных законодательством, в т. ч. если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо если работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала. При этом денежные суммы, приходящиеся на дни неиспользованного отпуска, направляются на выплату текущей заработной платы за время работы, а при предоставлении дней отпуска в другое время средний заработок для их оплаты определяется в установленном порядке. При переносе отпуска по указанным причинам в коллективном договоре целесообразно закреплять преимущество работника в выборе новой даты начала отпуска.

Работникам с ненормированным рабочим днем, включая руководителей, их заместителей и руководителей структурных подразделений, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень всех категорий работников с ненормированным рабочим днем, в т. ч. эпизодически привлекаемых к выполнению своих трудовых (должностных) обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, составляющая не менее трех календарных дней, предусматривается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые (должностные) обязанности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.

Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.П. 6.8 Отраслевого соглашения

Необходимо отметить, что вопросы определения конкретных перечней работников с ненормированным рабочим днем, а также продолжительности дополнительного отпуска отнесены к компетенции образовательных организаций, а не органов государственной власти или органов местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что предоставление работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день не связано с дополнительными финансовыми затратами, если не требуется замена работника на период его дополнительного отпуска, поскольку фонд оплаты труда преподавателей предусматривается на 12 месяцев.

В заключение хотелось бы отметить, что образовательные организации с учетом их финансово-экономического положения могут устанавливать в коллективном договоре условия труда, гарантии, компенсации и льготы для работников более благоприятные по сравнению с теми, которые установлены законами, иными нормативными правовыми актами и Отраслевым соглашением.

Нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“»

Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р <Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы>

Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015–2017 годы (заключено 22 декабря 2014 г. между Минобрнауки России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ)


1 При уведомительной регистрации Отраслевого соглашения Роструд провел экспертизу его содержания в целях выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таких условий выявлено не было.

2 Приказ Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“».

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» (с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н). 

4 С учетом Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль