Дополнительное профессиональное образование педагогических работников: правовая основа

2049

В соответствии со ст. 197 Трудового кодекса Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ (далее — ТК РФ) работники имеют право на дополнительное профессиональное образование. Право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование закреплено в ст. 47 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ).

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников: периодичность

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона №  273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.

Требования к получению ДПО руководителями ОО и педагогическими работниками, в т. ч. к периодичности его получения, содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах.

Следует отметить, что право на дополнительное образование педагогических работников было установлено и до вступления в силу Закона №  273-ФЗ (1 сентября 2013 г.). Однако раньше педагоги могли его реализовывать не реже одного раза в пять лет. До сегодняшнего дня сохранились нормативные акты, в которых упоминается именно такой срок. Тем не менее легитимным считается срок, установленный Законом №  273-ФЗ, — три года.

Таким образом, в настоящее время педагогические работники могут получать дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности в образовательной организации не реже одного раза в три года.

Статьей 196 ТК РФ закреплено, что подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Пунктом 5 ч. 3 ст. 28 Закона №  273-ФЗ об образовании в РФ установлено, что создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относятся к компетенции образовательной организации. Следовательно, за организацию и реализацию права педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования отвечает образовательная организация (работодатель).

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников: виды и формы

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Об этом говорится в ч. 1 ст. 76 Закона №  273-ФЗ. Согласно ч. 2 этой же статьи дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ, а именно:

  • программ повышения квалификации;
  • программ профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации должна быть направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а программа профессиональной переподготовки — на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации (ч. 4, 5 ст. 76 Закона №  273-ФЗ).

Таким образом, законом предусмотрено два вида дополнительного образования в России:

  • повышение квалификации;
  • переподготовка.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ТК РФ формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Следовательно, в какой форме будет организовано дополнительное профессиональное образование работников, решает — с учетом мнения представительного органа работников — работодатель (в нашем случае — руководитель образовательной организации).

Согласно ч. 11 ст. 76 Закона №  273-ФЗ обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в т. ч. посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может также реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Такая норма установлена ч. 12 ст. 76 Закона №  273-ФЗ и п. 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от  01.07.2013 № 499 (далее — Порядок организации ДПО).

В соответствии с п. 13 Порядка организации ДПО стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в т. ч. зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
  • участие в совещаниях, деловых встречах.

При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в т. ч. дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Об этом говорится в п. 14 Порядка организации ДПО.

Рабочие программы дополнительного профессионального образования: структура и содержание

В силу ч. 6 ст. 76 Закона №  273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом №  273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица и организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

В соответствии с п. 6 Порядка организации ДПО в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. В свою очередь, в структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации, а также характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Согласно ч. 9 ст. 76 Закона №  273-ФЗ и п. 8 Порядка организации ДПО содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать:

  • профессиональные стандарты;
  • квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица:

  • имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет:

  • перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся;
  • формы аттестации.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержден приказом Минтруда России от  18.10.2013 № 544н (далее — профессиональный стандарт «Педагог»).

В соответствии с приказом Минтруда России от  25.12.2014 № 1115н1 профессиональный стандарт «Педагог» должен применяться работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров с педагогом дополнительного образования и основного, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г. Изначально срок введения стандарта был другим — 1 января 2015 г.

Это значит, что в настоящее время при оценке содержания дополнительной профессиональной программы необходимо руководствоваться квалификационными характеристиками, установленными разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от  26.08.2010 № 761н (далее — Квалификационные характеристики должностей работников образования).

Следует отметить, что в п. 9 разд. «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования говорится о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации». Дополнительно данная норма была закреплена в Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. приказом Минобрнауки России от  07.04.2014 № 276 (далее — Порядок аттестации).

Согласно п. 23 Порядка аттестации аттестационная комиссия организации может дать работодателю рекомендации о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разд. «Требования к квалификации» разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Тем не менее руководителю образовательной организации целесообразно использовать время, оставшееся до 1 января 2017 г., для того чтобы в рамках гарантированного работникам права на дополнительное профессиональное образование привести их квалификацию в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

Сроки освоения рабочих программ дополнительного профессионального образования

Пунктом 12 Порядка организации ДПО установлен минимально допустимый срок освоения дополнительных профессиональных программ: для программ повышения квалификации он составляет 16 ч, для программ профессиональной переподготовки — 250 ч. Утвержденный срок должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Срок стажировки определяется организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. Данная норма установлена п. 13 Порядка организации ДПО.

Документы о получении дополнительного профессионального образования педагогическим работником

Работникам, проходящим подготовку по программам дополнительного профессионального обучения для педагогов, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.Ч. 5 ст. 196 ТК РФ

Согласно п. 14 ст. 76 Закона №  273-ФЗ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. В силу п. 15 этой же статьи лицам, успешно освоившим соответствующую программу дополнительного профессионального обучения и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

В соответствии с п. 13 Порядка организации ДПО по результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Дополнительное профессиональное образование педагогических работников: нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от  30.12.2001 №  197-ФЗ

Федеральный закон от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от  07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Приказ Минтруда России от  18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“»

Приказ Минобрнауки России от  01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»


1 Приказ Минтруда России от  25.12.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“».



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль