Интерактивный метод «Шесть шляп мышления»

254

Основное содержание метода шести шляп

Автор метода определяет два типа мышления, которыми может пользоваться человек: фоновое  и взвешенное. Главная задача состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течение наших мыслей в тех случаях, когда требуется решение конкретных задач. Требуется отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от голых фактов и реальных планов на будущее. В умении навести порядок в мыслях, разложить их по полочкам, предоставит возможность делать все размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности и состоит предлагаемый метод шести шляп. Символично разные стороны мыслительной деятельности определяются шляпами разных цветов. Меняя шляпы, участники такого метода могут и должны придавать своим мыслям тот облик, который требуется.

Шесть «мыслеварительных» шляп

Шляпа определенного цвета предполагает, что человек играет соответствующую роль. Автор называет такие шляпы «мыслеварительными», как некий аналог с котелком, в котором варятся наши мысли. Каждая из шляп имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. 

Белая шляпа

Люди, которые одевают белую шляпу,  переходят в область фактов, без эмоций и субъективных оценок. При этом общая задача этой роли будет  заключаться в стремлении к накоплению достоверной информации. Человек, который в процессе обсуждения одевает белую шляпу, рассматривает только факты, цифры, никаким образом не субъективизируя  информацию,  не выдавая за факты свое собственное отношение.

Желтая шляпа

Желтая шляпа полна оптимизма. Человеку под ней необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и важно аргументировать, почему они являются позитивными. Мышление в желтой шляпе отличается конструктивизмом  и позитивом, иначе говоря, ему свойственен настрой на осуществление новых идей и стремление разглядеть в предложенном ему плане все присутствующие ему положительные моменты. Эффективность и действенность - вот основные задачи конструктивного мышления в желтой шляпе.

Черная шляпа

Мышление в черной шляпе специализируется на вынесении негативный оценки. Одевающий  черную шляпу человек занят поисками того, что в данном предложении неправильно, что нуждается в доработке или просто ошибочно. Он не занимается поисками возможности исправить недочеты, это не его прерогатива, он - критик, разрушитель, а не творец. Причем мышление человека в черной шляпе не обязательно подразумевает аргументированное обоснование его позиции. Его назначение - внести на карту наших отношений к ситуации максимальное число зон повышенной  опасности и риска. Человек в черной шляпе обязан довести суть своего неудовольствия до каждого из участников и каждого из представителей других шляп, должен заставить их принять во внимание все возможные в их работе погрешности и своей критикой вынудить их доработать свой план и довести его до полного совершенства.

Красная шляпа

Красная шляпа отвечает за эмоциональную сферу. Человеку в этой шляпе нужно связать изменение собственного эмоционального состояния с теми или иными элементами рассматриваемых явлений. Когда человек надевает красную шляпу, у него пропадает необходимость в объяснении своих чувств или логическом обосновании их появления на свет. Это позволяет проявить чувства и переживания, лежащие в основе умозаключений, зачастую кажущихся нам беспочвенными, бессознательными.

Зеленая шляпа

Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Надевая ее, человек выражает свою готовность к восприятию плодов творческой мысли. Основным назначением мышления  в зеленой шляпе является целенаправленный поиск альтернатив, нередко выходящих за рамки привычного, очевидного и заведомо удовлетворяющего нас своим результатом. Человек в данной шляпе должен стараться  поразмыслить над тем, нет ли иного способа разрешения данной поставленной задачи или вопроса. Вместо вынесения оценки выдвинутому предложению человек устремляет свой поток мысли на поиски новых решений. Зеленая шляпа высвобождает мышление из оков устоявшихся стереотипов, изменяет стереотипы нашего сознания и призывает обратиться к разработке новых понятий и представлений.

Синяя шляпа

Синяя шляпа связанна с организацией и управлением мыслительном процессом, а также с применением шляп других расцветок. Человек, который надевает эту шляпу, призван придать течению мыслей строгую направленность, он должен определить, к какому типу мышления стоит обратиться для всестороннего рассмотрения поставленного вопроса. Синяя шляпа реализует контроль и организованность. Человек, надевающий ее, определяет порядок выступления других шляп, имеет право по мере необходимости вмешиваться в ход дискуссии и направлять ее протекание в правильном направлении. Он ставит наводящие вопросы, в его прямые обязанности входит подведение итогов достигнутого и определение направления нашего дальнейшего развития.

Использование метода «шести шляп»

Применение шести шляп предоставляет человеку возможность преодолеть беспорядок мышления. Вместо того, чтобы все мешать в одну кучу: и давать выход эмоциям, и терзать себя поисками логических объяснений, опираться на факты и отправлять свою фантазию в полет, в сознании становится все как бы «разложенным по полочкам». Рассмотрев проблему с каждой стороны, считает автор метода, человек сможет найти эффективное решение поставленной задачи. Также положительный эффект метода «шести шляп» заключается в совершенствовании процесса мышления, повышении дисциплины мыслей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль