Метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно

144

Данный метод разработан английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно хорошо применим для оценки необычных инновационных идей, когда важно учесть любое мнение, рассмотреть ситуацию с разных позиций.  Суть данного метода – в концепции параллельного мышления, реактивного и осознанного, интеллектуального воспитания школьников. 

Сложность и стихийность мышления: метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно

Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного стихийного течение наших мыслей, своеобразном повышении личностной зрелости мышления. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все сразу, стараемся объять необъятное. В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения, творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем.  В этом множестве наших мыслей не так уж просто сориентироваться, сформировав универсальные учебные действия. Однако научиться этому можно, говорит Эдвард де Боно, что активно используют формы и методы развития инновационного мышления школьников.  Освоение простой идеи позволит навести порядок в мыслях, разложить их по полочкам, предоставит возможность делать все размеренно, своевременно и в порядке строгой очередности.  Так можно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии чистой воды от голых фактов и реальных планов на будущее.

Фоновое и взвешенное мышление: метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно

Существует тип мышления, который пронизывает собой все наши поступки, которые присущи нам изначально, как дыханием, речь, способность ходить. Мы не задумываемся над этими действиями, согласно методу «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно. Пользуясь этим типом мышления, мы отвечаем на телефонные звонки, переходим через дорогу, занимаемся выполнением повседневных задач. Нам нет необходимости подолгу задумываться над каждым из этих дел. Мы выполняем их бессознательно, автоматически. Ну, действительно, какая нам разница, с какой ноги начинать движение во время прогулки или в какой руке нести сумку. Особой развитости мышления для этого не потребуется. Чтобы справляться с такого рода проблемами, достаточно обладать минимумом сообразительности, неким типом обыденного мышления, проявляющим себя автоматически и выступающим в роли закономерной ответной реакции на любое требование обстоятельств. Наличие этого фонового активного мышления дает нам возможность заниматься подавляющим большинством повседневных дел.

Но есть и другой тип мышления, который отличается большей широтой возможностей, большей усложненностью подхода к делу, который включается нами в работу не так часто, но непременно осознанно и только в те моменты, когда это становится необходимо. Это взвешенное мышление, они близко к тому, что актуализирует формы и методы развития инновационного мышления школьников. Оно должно применяться, когда становится необходимо осознанное, волевое направление потока своих мыслей в нужное русло при решении конкретных задач.

Что предлагает метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно?

В умении выбрать подход размеренности, упорядоченности и очередности в мыслительной деятельности и состоит метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно. Этот метод позволяет управлять своим мышлением. Надетая шляпа определенного цвета предполагает, что человек играет соответствующую роль, осознанно мыслит определенным образом. Меняя «шляпы», мы можем придавать своим мыслям тот облик, который нам нужен. При обсуждении любой темы весьма полезно суметь отвлечь людей от их привычного способа мышления, так они получают возможность по-иному взглянуть на обсуждаемые проблемы, применив метод «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно. Не менее важную роль при этом играет возможность произвольно направить поток наших мыслей в то или иное сознательно выбранное нами русло, реализуя формы и методы развития инновационного мышления школьников.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 10%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО
      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль