text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум» и «вертушка»

  • 14 декабря 2015
  • 898

Метод групповой дискуссии по технике «аквариум»

Разновидность дискуссии по технике «аквариум» применяется в учебном процессе и отражается в учебном плане для обсуждения спорных противоречивых вопросов. Дискуссия как метод интерактивного обучения направлена на формирование умения участников аргументировать, отстаивать позицию в диспутах и спорах. Метод групповой дискуссии позволяет участникам также рефлектировать свое поведение в процессе общения, развивать отношения на межличностном уровне, и постараться откорректировать образ действий.

Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум»

Метод групповой дискуссии подразумевает следующие этапы: ведущий предлагает проблему к обсуждению. Он делит группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Каждая микрогруппа обсуждает проблемы, определяет свою точку зрения на нее. От каждой микрогруппы выбирается представитель, который и будет отражать, отстаивать позицию группы перед другими участниками. Далее представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы всей своей маленькой подгруппы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимают позиции «аналитиков», оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительность и особенности стиля общения дискутирующих. При этом в данной ситуации метод групповой дискуссии запрещает вмешиваться в ход дискуссии. Но если их представителю необходима помощь, он может взять тайм-аут для общения со своей подгруппой, либо помощь ему можно оказывать с помощью листочков бумаги, на которых участники помогают какими-то тезисами своему представителю.

Анализ результатов метода групповой дискуссии «аквариум»

Анализ хода результатов дискуссии, как правило, проводится в несколько этапов. Сначала необходим анализ взаимодействия в аквариумной группе, и преподаватель просит ее участников оценить степень удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» представляется возможность оценить ход и результат дискуссии в «аквариуме», характер взаимодействия ее участников. Дискуссия как метод интерактивного обучения подразумевает, что педагог систематизирует выводы участников, подводит общий итог совместной деятельности.

Метод групповой дискуссии «вертушка»

Специфика дискуссии, построенной по технике «вертушка», в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию. Дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает максимальную активность и включенность каждого участника во все аспекты проблемы, формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков. Ведущий проводит коллективный анализ результатов дискуссии, подводит ее итоги, отмечает всех участников, чьи выступления были наиболее интересные и содержательные.

Такая дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает интенсивный разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым участником, расширяет сферу коммуникаций, позволяет обсудить проблему в разном составе ее участников.

Метод групповой дискуссии, построенной по технике «вертушка», имеет сложности, связанные с разработкой системы, маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Возможное упрощение сделать микрогруппы постоянными снижает эффективность такой дискуссии. При этом важнейший положительный момент такой дискуссии - взаимодействие участников в разных группах - остается нереализованным.

Сочетание разных видов дискуссии в педагогическом арсенале позволяет сделать процесс обучения интересным и насыщенным, дает возможность открыть новое в себе и в других участниках.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Внимание!

Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.