Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум» и «вертушка»

595

Метод групповой дискуссии по технике «аквариум»

Разновидность дискуссии по технике «аквариум» применяется в учебном процессе и отражается в учебном плане для обсуждения спорных противоречивых вопросов. Дискуссия как метод интерактивного обучения направлена на формирование умения участников аргументировать, отстаивать позицию в диспутах и спорах. Метод групповой дискуссии позволяет участникам также рефлектировать свое поведение в процессе общения, развивать отношения на межличностном уровне, и постараться откорректировать образ действий.

Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум»

Метод групповой дискуссии подразумевает следующие этапы: ведущий предлагает проблему к обсуждению. Он делит группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Каждая микрогруппа обсуждает проблемы, определяет свою точку зрения на нее. От каждой микрогруппы выбирается представитель, который и будет отражать, отстаивать позицию группы перед другими участниками. Далее представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы всей своей маленькой подгруппы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимают позиции «аналитиков», оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительность и особенности стиля общения дискутирующих. При этом в данной ситуации метод групповой дискуссии запрещает вмешиваться в ход дискуссии. Но если их представителю необходима помощь, он может взять тайм-аут для общения со своей подгруппой, либо помощь ему можно оказывать с помощью листочков бумаги, на которых участники помогают какими-то тезисами своему представителю.

Анализ результатов метода групповой дискуссии «аквариум»

Анализ хода результатов дискуссии, как правило, проводится в несколько этапов. Сначала необходим анализ взаимодействия в аквариумной группе, и преподаватель просит ее участников оценить степень удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» представляется возможность оценить ход и результат дискуссии в «аквариуме», характер взаимодействия ее участников. Дискуссия как метод интерактивного обучения подразумевает, что педагог систематизирует выводы участников, подводит общий итог совместной деятельности.

Метод групповой дискуссии «вертушка»

Специфика дискуссии, построенной по технике «вертушка», в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию. Дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает максимальную активность и включенность каждого участника во все аспекты проблемы, формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков. Ведущий проводит коллективный анализ результатов дискуссии, подводит ее итоги, отмечает всех участников, чьи выступления были наиболее интересные и содержательные.

Такая дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает интенсивный разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым участником, расширяет сферу коммуникаций, позволяет обсудить проблему в разном составе ее участников.

Метод групповой дискуссии, построенной по технике «вертушка», имеет сложности, связанные с разработкой системы, маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Возможное упрощение сделать микрогруппы постоянными снижает эффективность такой дискуссии. При этом важнейший положительный момент такой дискуссии - взаимодействие участников в разных группах - остается нереализованным.

Сочетание разных видов дискуссии в педагогическом арсенале позволяет сделать процесс обучения интересным и насыщенным, дает возможность открыть новое в себе и в других участниках.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль