Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум» и «вертушка»

538

Метод групповой дискуссии по технике «аквариум»

Разновидность дискуссии по технике «аквариум» применяется в учебном процессе и отражается в учебном плане для обсуждения спорных противоречивых вопросов. Дискуссия как метод интерактивного обучения направлена на формирование умения участников аргументировать, отстаивать позицию в диспутах и спорах. Метод групповой дискуссии позволяет участникам также рефлектировать свое поведение в процессе общения, развивать отношения на межличностном уровне, и постараться откорректировать образ действий.

Дискуссия как метод интерактивного обучения: «аквариум»

Метод групповой дискуссии подразумевает следующие этапы: ведущий предлагает проблему к обсуждению. Он делит группу на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Каждая микрогруппа обсуждает проблемы, определяет свою точку зрения на нее. От каждой микрогруппы выбирается представитель, который и будет отражать, отстаивать позицию группы перед другими участниками. Далее представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы всей своей маленькой подгруппы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимают позиции «аналитиков», оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительность и особенности стиля общения дискутирующих. При этом в данной ситуации метод групповой дискуссии запрещает вмешиваться в ход дискуссии. Но если их представителю необходима помощь, он может взять тайм-аут для общения со своей подгруппой, либо помощь ему можно оказывать с помощью листочков бумаги, на которых участники помогают какими-то тезисами своему представителю.

Анализ результатов метода групповой дискуссии «аквариум»

Анализ хода результатов дискуссии, как правило, проводится в несколько этапов. Сначала необходим анализ взаимодействия в аквариумной группе, и преподаватель просит ее участников оценить степень удовлетворенности тем, как проходило обсуждение, проанализировать причины удовлетворенности или неудовлетворенности. Затем «аналитикам» представляется возможность оценить ход и результат дискуссии в «аквариуме», характер взаимодействия ее участников. Дискуссия как метод интерактивного обучения подразумевает, что педагог систематизирует выводы участников, подводит общий итог совместной деятельности.

Метод групповой дискуссии «вертушка»

Специфика дискуссии, построенной по технике «вертушка», в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию. Дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает максимальную активность и включенность каждого участника во все аспекты проблемы, формирование коммуникативных и организаторских умений и навыков. Ведущий проводит коллективный анализ результатов дискуссии, подводит ее итоги, отмечает всех участников, чьи выступления были наиболее интересные и содержательные.

Такая дискуссия как метод интерактивного обучения обеспечивает интенсивный разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым участником, расширяет сферу коммуникаций, позволяет обсудить проблему в разном составе ее участников.

Метод групповой дискуссии, построенной по технике «вертушка», имеет сложности, связанные с разработкой системы, маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Возможное упрощение сделать микрогруппы постоянными снижает эффективность такой дискуссии. При этом важнейший положительный момент такой дискуссии - взаимодействие участников в разных группах - остается нереализованным.

Сочетание разных видов дискуссии в педагогическом арсенале позволяет сделать процесс обучения интересным и насыщенным, дает возможность открыть новое в себе и в других участниках.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль