Дискуссия как метод интерактивного обучения: дебаты, круглый стол, эстафета

217

Дискуссия как метод интерактивного обучения достаточно распространена. В современной педагогической практике накопилось множество вариантов организации групповой дискуссии.

Методы проведения дискуссии: техника «круглого стола»

Дискуссия как метод интерактивного обучения по технике круглого стола направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, которая требует всестороннего анализа, способствующему формированию навыка универсальных учебных действий. Как правило, перед участниками в данной ситуации не стоит задача полностью решить проблему, здесь требуется ориентироваться на возможность рассмотрения ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу, диспуту. Здесь в прямом смысле мы организуем дискуссию за круглым столом. Желательно, чтобы в ней принимало участие не более 15, ну максимум 20 человек.

Дискуссия как метод интерактивного обучения: дебаты

Дискуссия в форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применима для обсуждения сложных противоречивых проблем, по которой существуют резко противоположные точки зрения. Дискуссия как метод интерактивного обучения преследует цель научить участников аргументированно и спокойно отстаивать свою точку зрения, и постараться убедить абонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

В данном случае мы сначала предлагаем участникам на выбор несколько точек зрения, две или больше. Методы проведения дискуссии подразумевают, что позиции могут иметь ролевой характер, могут быть разные взгляды на решение данной проблемы. Это могут быть представители разных профессиональных групп, социальных сетей, форумов, сообществ, политических партий и объединений. Участники определяют, какую точку зрения они будут отстаивать, и объединяются в микрогруппы. Можно учитывать их точку зрения, а можно научить аргументировать точку зрения, отличную от своей, принудительно задать участникам другие позиции, чтобы одни были «за», а другие – «против».

 Далее организуется обсуждение в микрогруппах, где каждый выстраивает систему аргументов для убеждения оппонента, продумываются ответы на возможные вопросы, решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным для обсуждения мнением. Затем ведущий представляет группам слово, определяя регламент выступления, реализуя методы проведения дискуссии. Группы выступают поочередно, каждый участник высказывает, как правило, по одному аргументу в поддержку точки зрения. В заключение проводится совместный анализ результатов.

Методы проведения дискуссии: техника «эстафета»

Дискуссия как метод интерактивного обучения по технике «эстафета» направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в группах с последующим анализом и согласованием различных подходов для принятия коллективного решения. Такой тренинг как интерактивный метод обучения в школе можно провести и в достаточно многочисленной группе, когда можно разделить участников на подгруппы. Несколько таких подгрупп участников располагаются в аудитории по кругу, каждой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы.

Дискуссия как метод интерактивного обучения, которая произошла в каждой подгруппе, заканчивается записью общего решения группы на листе бумаги, который передается по часовой стрелке следующей подгруппе. Следующая подгруппа обсуждает новый для себя вопрос, также фиксируя свое мнение на этом же листе. Процесс повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем, сколько создано подгрупп. По окончании работы каждой подгруппе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию записанных на нем точек зрения и решений. Подгруппы на этом этапе уже видят перечень ответов, решений других подгрупп. Каждая группа анализирует и озвучивает результаты работы, оценивает методы проведения дискуссии. В конце работы, подводя итоги, анализируется работа подгрупп как участниками, так и организаторами.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник педагога-психолога. Школа» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Школа»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль