Мозговой штурм как метод обучения в школе: этапы проведения

335

Мозговой штурм в школе: организация

На первом этапе определяем проблему. Проблема должна быть четко сформулирована, должна иметь практическую и теоретическую значимость и, конечно же, в ней должна быть возможность многовариативных решений. Затем мы формируем группу, отбираем участников, руководитель поясняет задачи, важно, чтобы он обладал достаточной коммуникативной компетентностью и харизматичностью. Хорошо, если это группа от 4 до 10 человек. Если заранее известны предпочтительные роли участников в зависимости от проблемы, мы можем выбрать отдельно генераторов идей и отдельную группу аналитиков. Мозговой штурм как метод обучения в школе проводится с тем учетом, чтобы в каждой группе был секретарь, который бы фиксировал все возникающие идеи.

Мозговой штурм как метод обучения в школе: главное правило

Следующим пунктом организации мозгового штурма являются правила, которые позволят регламентировать действия и после определить команду, выигравшую конкурс ии тренинг. Некоторые исследователи говорят о том, что необходимо четко регламентировать метод мозгового штурма, когда процессом обсуждения и выработки универсальных учебных действий руководит ведущий, предоставляет слово от одного участника к другому. В этом кроется главная ошибка, мозговой штурм как метод обучения в школе не может быть регламентирован четкими высказываниями. Вспомните передачу «что? где? когда?»: там участники, перебивая друг друга, переходят бывает на крик. Но представьте себе, что было бы, если бы капитан команды передавал слово каждому участнику по очереди, -  тогда творческий процесс не сложился бы и не выдвигались бы такие интересные идеи. Мы должны помнить, что мозговой штурм как метод обучения в школе - не совещание, а если уж говорить о правилах, необходимо участникам еще раз напомнить, что самое главное - это отсутствие критики на этапе генерации идей. 

Разминка перед мозговым штурмом в школе            

Очень важно, для того чтобы обсуждение завелось, как и в спорте, нужна разминка. Необходима психологически выровнять участников, с этой целью выбирается простая тема, но требующая творческого решения, например, предложить нестандартный способ использования той же шариковой ручки. Мозговой штурм как метод обучения в школе предполагает разминку, которая должна занимать не более десяти минут, и ее цель -  освободиться от стереотипов, психологических барьеров, подготовиться к генерации идей. Важен быстрый темп работы, если участник по какой-то причине задерживается, то руководитель должен передать вопрос другому или сам ответить на него, не заострять внимания на долго.

Генерация идей – главный этап мозгового штурма в школе

После разминки переходим к основному этапу мозгового штурма - генерации идей. От этого этапа во многом и зависит весь мозговой штурм, здесь главное - количество идей, не делайте никаких ограничений, здесь дается полный запрет на критику, даже положительную, так как это отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Приветствуются все идеи, даже необычные, абсурдные. Организатор, педагог не вмешивается в работу группы, однако если нарушаются правила, например, идет критика, он должен напомнить о самом главном правиле мозгового штурма. Он может также простимулировать процесс генерирования идей, поощряя использования учениками разных способов: аналогии, объединение, разъединение… Наша задача - получить как можно больше идей и приветствуются самые безумные и бредовые или явно ошибочные идеи. Категорически запрещена критика, нежелательна даже в виде кривых ухмылок.  Нужно поддерживать и стимулировать творческий процесс, чтобы мозговой штурм как метод обучения в школе имел результат.

Мозговой штурм в школе: оценка выработанных идей

Следующий этап мозгового штурма - это группировка, отбор и оценка идей. Теперь нам из всего многообразия представленных идей необходимо отобрать самые многообещающие, самые перспективные, самые реальные и как-то развить их. Мозговой штурм как метод обучения в школе на данном этапе предполагает критику, которая наконец разрешена, но не огульная, в каждой идее необходимо попытаться найти конструктив. Именно этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и прийти к целям мозгового штурма. Методы анализа и оценки могут быть очень различными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько одинаково участники понимают критерии отбора и оценки идей. Критерии какие могут быть? Например, соответствует ли данная идея предпосылкам и удовлетворяет ли требованиям, возможно ли реализовать эту идею сразу или после короткого времени или длительного периода времени, возможно ли реализовать данную идею без возможных исследований, возможно ли применить данную идею в других или аналогичных ситуациях. На данном этапе основная роль принадлежит группе экспертов. Мы выбираем заранее как эксперта 1-го участника от каждой подгруппы, или мы заранее формируем экспертов в отдельную группу. Это уже зависит от специфики группы, специфики организации работы. На данном этапе время работы составляет около 15 -20 минут. В это время остальные участники должны отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, потому что работа на этапе генерации идей мозгового штурма требует высокого интеллектуального напряжения. Можно здесь использовать какие-то психогимнастические упражнения, послушать музыку, снять напряжение.

Итоги и результаты мозгового штурма

После проведенного анализа эксперты сообщают результаты всем участникам. Они называют общее количество идей, знакомят с лучшими из них. По результатам обсуждения можем выделить победителя, чья группа выдвинула наиболее продуктивную идею, демонстрируя успешность мозгового штурма как метода обучения в школе. Принимается решение, возможно ли внедрение той или иной идеи в практику. Итоги работы подводит организатор, дает общую оценку работе, отмечает положительные нюансы, моменты появления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности. И конечно, как в любом методе интерактивного обучения, необходимо использовать рефлексию, когда участники должны проанализировать успешность, продуктивность мозгового штурма, а также ощущения, которые возникли в процессе мозгового штурма. Здесь очень важно подчеркнуть, что мозговой штурм как метод обучения в школе проводится не для получения конкретного мнения каждого из участников, задача штурма - это разделить процесс генерации идей от процесса их анализа, получение больше необычных, оригинальных идей.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль