Мозговой штурм в школе в рамках интерактивного обучения

306

Мозговой штурм в школе: содержание метода

Мозговой штурм как метод обучения или метод «мозговой атаки» (англ. brainstorming) - это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, формирования универсальных учебных действий. При этом методе участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе из самых фантастических, а потом уже из общего числа выбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике, которые могут быть реализуемыми, таким образом анализируя способности и учебные достижения учащихся. Мозговой штурм как метод обучения стимулирует интеллектуально-творческие и познавательные способности учащихся, учебную мотивацию.

Мозговой штурм как метод обучения: история возникновения

Мозговой штурм как метод обучения имеет большую историю, он появился еще в тридцатых годах XX века, автором его является Алекс Осборн. Сначала он практиковал его среди своих сотрудников своей рекламной фирмы. Мозговой штурм в школе окончательно оформился и стал известным после выхода книги А. Осборна «Управляемое воображение - принципы и процедуры творческого мышления».  Также говорят о том, что у метода был исторический аналог- корабельный совет, используемый еще в средние века, когда команда парусника в трудной ситуации в полном составе во главе с капитаном собиралась на совет. Обсуждение шло по кругу в два этапа: сначала высказывались соображения и идеи, начинали с самого младшего юнги и далее последовательно по старшинству до капитана. Только затем процесс повторялся и на втором этапе обсуждались высказанные мнения.

Мозговой штурм в школе: как это работает?

Итак, проблема заключается в следующем: творческая задача всегда предполагает множество вариантов решения. Мозговой штурм в школе предполагает поиск удачного решения, в ходе которого человек действует далеко не так произвольно, как может показаться. Как правило, наше сознание идет по известному уже пути, по проторенной дорожке, потому что она более безопасна. Также у нас существуют фильтры: социальные, профессиональные которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему смелыми, потому что мы боимся критики. Часто внутри у нас существует установка, когда шаг вправо, шаг влево от мнения учителя - это уже неправильное мнение. Но не повысится ли количество идей и их качество, если мы уберем страх ошибки и не будем идти по проторенным пути, а будем действовать, только исходя из нашего творчества. Поэтому основной принцип мозгового штурма состоит в том, чтобы отделить процесс генерации идей от критики. Очень важно, что на этапе генерации идей критики нет! Это самое главное, что стоит запомнить и учитывать, используя мозговой штурм как метод обучения в школе.

Этапы проведения мозгового штурма в школе

Чтобы мозговой штурм в школе прошел успешно, очень важно правильно его провести. Для этого важно провести участников по каждому из важных этапов мозгового штурма:

  • Постановка проблемы
  • Уточнение правил (главное правило - отсутствие критики на этапе генерации идей)
  • Проведение разминки перед штурмом (10 минут)
  • Генерация идей – самый главный этап
  • Группировка, отбор и оценка идей
  • Подведение итогов

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль