Интерактивные методы обучения школьников: основные условия

246

Принципы интерактивного обучения подразумевают организацию взаимодействия субъектов учебного процесса на основе паритетного диалога. Такой диалог содействует творческому овладению знаниями на интерактивных занятиях и реализуется с помощью нескольких условий.

1. Интерактивные методы обучения школьников: идеологическое пространство

Первое условие – это создание идеологического пространства учебного занятия. Принципы интерактивного обучения предполагают организацию идеологического пространства в учебном процессе, исходя из теории интерактивного обучения, является первым и необходимым фактором взаимодействия педагога с учениками и учащихся между собой, оценки учебных достижений. Содержательной характеристикой этого фактора является развитие субъектной позиции учащегося в процессе учебного взаимодействия. Такое взаимодействие на занятиях побуждает учащегося к многократному сопоставлению мнений, оформление слов в ценности, их отстаиванию в дискуссии, поискам компромисса. Групповая работа и обсуждение выводов, сделанных процессе взаимодействия, позволяет каждому учащемуся не только проявить себя, но и осмыслить изучаемый материал, проанализировать личностно ориентированную ситуацию, созданную на уроке, уяснив принципы интерактивного обучения. В диалогическом пространстве реализуются такие значимые для становления субъектной позиции обучающихся дидактические факторы, как мнение окружающей группы, демократический стиль ведения занятий – все это стимулирует рефлексивное самоопределение и творческий характер обучения.

2. Интерактивные методы обучения школьников: комфортность обучения

Вторым условием является соблюдение комфортности обучения. Данное условие направлено на развитие всех сторон общения, преодоления конфликтности во взаимодействии учащихся, развития уверенности в себе. Для обеспечения комфортности обучения педагог-организатор должен стремиться к безусловно позитивному принятию своих учеников, учащихся, подчиненных, вступлению с ними диалогические отношения, построенных на взаимном доверии, духовным общении, эмпатическом восприятии. Для того чтобы принципы интерактивного обучения соблюдались, а обучение было комфортным, важно стремление к рефлексии у всех участников процесса во время и после проведения занятий, результатом которого является умение оценивать себя на интеллектуальном и на эмоциональном уровне. Как же еще обеспечить комфортность обучения? Необходимо опираться на активность учащихся, при пробуждении внутренней активности происходит взаимный энергетический обмен, сопровождающийся высокой креативностью и интеллектуальным напряжением всех участников. Импровизационное занятие определяется динамикой протекания процесса познания, сменой отношения к оценке и к ошибкам. Когда у человека снижается страх ошибки, это способствует раскрытию творчества, реализуя принципы интерактивного обучения.

Таким образом организация взаимодействия с субъектом учебного процесса на основе паритетного диалога привносит в учебный процесс новые ценности, способствует проявлению у учащихся навыков эмпатии, умения управлять своими эмоциями, способности к конструктивным действиям, к самостоятельности. Учащиеся должны чувствовать, что их принимают, поддерживают, уважают и искренне заинтересованы в их развитии.

3. Интерактивные методы обучения школьников: обратная связь и рефлексия

Рассмотрим еще одно условие - это обеспечение обратной связи и рефлексии индивидуальной коммуникативной деятельности. Эффективность обучения невозможна без обратной связи, без получения информации о проведенном этапе обучения. Анализ и групповое обсуждение позволяют определить достижения каждого участника, увидеть ошибки организации и содержания упражнения, сформировать групповой опыт и стиль анализа.

Принципы интерактивного обучения в школе подразумевают системное использование рефлексии. В учебном процессе учащимися осуществляется рефлексия собственной коммуникативной деятельности, здесь происходит осознание возникших барьеров коммуникации на уровне проблем, эмоций или отношений и определяются возможные пути разрешения зафиксированных трудностей.

Делая вывод, отметим, что обратная связь и рефлексия позволяют участникам обучения сфокусировать внимание на результате работы, на личном отношении к процессу обучения, отметить изменения, произошедшие в интеллектуальном развитии и взаимоотношениях в группе, наметить пути дальнейшего движения в групповой сплоченности, субъективизировать обучение. Рефлексия полезна и для педагога, потому что он может увидеть, насколько правильно он организовал обучение, увидеть свои упущения и сформировать траекторию дальнейшего обучения, реализуя принципы интерактивного обучения.

4. Интерактивные методы обучения школьников: интерактивные действия педагога

Очень важна готовность педагога к осуществлению интерактивного обучения. Принципы интерактивного обучения подразумевают, что педагог должен уйти от контролирующей, подчиняющей, дисциплинирующей роли, он перестает быть транслятором готовых образцов культуры, содержания образования, становится равноправным участником учебного взаимодействия.

Есть теория, что в педагогику идут люди, которые боятся прямой конкуренции, то есть по факту педагог - он уже лидер по своему социальному статусу, когда приходит на занятие. Здесь не надо соревноваться за ведущую позицию. Правдива ли эта теория или нет, можно об этом размышлять, но здесь важно понять, что в интерактивном обучении педагог должен уйти от осознания себя как истины в последней инстанции и стать организатором, фасилитатором. Он должен осуществлять поддержку, быть опытным участником совместного поиска, заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. То есть, учить общаясь, а не получая.

5. Интерактивные методы обучения школьников: проблемность темы занятия

Помимо всех вышеперечисленных условий, принципы интерактивного обучения требуют, чтобы тема занятия была проблемной, чтобы было пространство для обсуждения, чтобы могла возникнуть дискуссия. Очень желательно, чтобы решение поставленной задачи носило многовариантностный характер.

6. Интерактивные методы обучения школьников: организация учебной среды

Необходимо сказать о таком прикладном условии, как организация учебной среды таким образом, чтобы была возможность взаимодействия, когда участники будут работать лицом друг к другу, и обучение будет проходить глаза в глаза. Традиционная расстановка учебных столов и парт, когда все учащиеся видят затылки друг друга, и лишь одно лицо педагога, - все это не позволит реализовать интерактивное обучение.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Скидка 15%

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования



      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
      Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль