Интерактивные формы обучения в школе и степени интерактивности

218

Применяемые сегодня в педагогике виды обучения в общеобразовательной школе имеют разную степень вовлеченности в групповую работу учащихся. Наиболее перспективными являются интерактивные формы обучения в школе, способствующие мотивации деятельности учащихся

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Виды обучения в общеобразовательной школе: пассивное, активное и интерактивное

Интерактивные формы обучения в школе наилучшим образом раскрывает классификация исследователя Аркадия Борисовича Гудникова. Он выделяет три вида обучения: пассивное, активное и интерактивное. Данная систематизация построена на основании роли учащегося. Ясно прослеживается возрастание этой роли по мере перехода от пассивной к активной и интерактивной методике занятий.

Виды обучения в общеобразовательной школе: пассивное обучение

Пассивное обучение характеризуется тем, что в нем ученик выступает в роли объекта обучения. Он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем, причем именно преподаватель является единым источником знаний. Это традиционная классно-урочная система внедрения рабочей программы, традиционный урок, фронтальное занятие, традиционная лекция.

Возникает вопрос: актуально ли на сегодняшний день такое обучение? В большинстве случаев - нет, поскольку педагог лишь транслирует ранее полученную им информацию, а учащиеся только пассивно слушают. В данном случае мы видим затрату времени, затрату средств на встречу между учеником и педагогом, которые в принципе могли бы этого и не делать. Педагог мог бы просто отправить свою информацию (например, по электронной почте или выложить на сайт), чтобы учащиеся могли ознакомиться и не приезжать для личных встреч со своим наставником.

Однако совсем отрицать возможность такого обучения нельзя, заменяя его на интерактивные формы обучения в школе, поскольку оно бывает актуальным в случаях, если необходимо охватить сразу большое количество участников.  Еще одно оправдание, если педагог каждый раз совершает открытие, инсайт, дает неповторимую информацию или если такой преподаватель обладает выдающейся харизмой, у него большой опыт. Однако такое встречается нечасто и зачастую пассивное обучение ограничивается просто трансляцией знаний от единого источника учащимся. В таком случае обучение не отвечает современным требованиям, а интерактивные формы обучения в школе опережают его. 

Виды обучения в общеобразовательной школе: активное обучение

Следующий вид обучения - это активный, и в данном случае учащийся уже в большей степени становится субъектом обучения. Он может вступать в диалог с преподавателем, выполнять творческие задания. Отчасти тут тоже заметна однонаправленная передача информации, но появляется и обратная связь: вопросы от учащихся к преподавателям, вопросы преподавателя, творческое мышление. Устанавливается индивидуальный контакт учащегося с педагогом, но не с другими членами группы. Где можно увидеть такие методы? В основном - на семинарских занятиях, на разнообразных проблемных лекциях.

Интерактивные формы обучения в школе

Специфика интерактивного обучения в том, что преподаватель становится таким же участником, равноправным сотрудником совместного поиска. Интерактивные формы обучения в школе предполагают совместное обучение, то есть обучение в сотрудничестве. Все его участники при этом взаимодействуют друг с другом и обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделирует ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение. Учащиеся погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению проблем. В интерактивном обучении, как мы видим, все обучают каждого и каждый обучает всех. Есть такая известная поговорка: «в споре рождается истина». В данном случае, интерактивные формы обучения в школе подразумевают, что «во взаимодействии рождаются знания».

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник заместителя директора школы


      Оформить бесплатный доступ к журналу




      © МЦФЭР, 2018. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по общему образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Л. Фальковской “Аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ” на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль