Интерактивные методы обучения в школе: что, где и когда?

1605

Интерактивные технологии обучения в современной школе является одним из перспективных методов работы в учебном процессе. Групповая работа во время интерактивного занятия, обсуждение выводов, сделанных в ходе такого обучения, позволяют каждому учащемуся проявить себя и осмыслить изучаемый материал.

Интерактивные методы обучения в школе: термин «интерактивный»

Интерактивные технологии обучения в современной школе: что это?  Слово «интерактив», заимствованное из английского языка, происходит от слова интер inter - между и act – действовать, то есть интерактивный - означает способный взаимодействовать, находиться в режиме беседы или диалога, что с особой эффективностью используют интерактивные методы обучения в школе и интернет-сайты школы и педагогов. Конечно, все мы слышали такие понятия, как интерактивная доска, интерактивная телепередача, интерактивная игрушка, интерактивная парта.

В чем же специфика всех этих вещей? Интерактивная доска откликается на наши прикосновения, действия. В интерактивной телепередаче активно принимают участие зрители, они звонят в эфир, задают вопросы, делятся мнениями. Интерактивная игрушка реагирует на прикосновения, на какие-то слова ребенка. То есть интерактив - это все то, где есть место взаимодействию, как это используют интерактивные методы обучения в школе.

Анализ определения понятия показывает, что интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Это диалоговое обучение, совместный процесс познания. Это обучение, погруженное в общение, где активность педагога уступает место активности учащихся. Это обучение, в котором знания добываются через самостоятельный поиск.  Во всех исследованиях определение интерактивного обучения строится вокруг таких понятий, как диалог, общение, взаимодействие. Итак, интерактивные методы обучения в школе - это процесс совместного познания учащимися учебной информации в диалогическом взаимодействии друг с другом и с преподавателем. 

Интерактивные технологии обучения в современной школе и компьютерные технологии

Часто, слыша «интерактивное», люди представляют себе именно компьютерное обучение. Часть исследователей трактует понятие интерактивные методы обучения в школе также как обучение с использованием интернета и компьютерных сетей. Однако, речь здесь идет не просто об использовании новых технологий, например, когда интернет-сайт, подобно бумажной книге, содержит конечную информацию. Интерактивное компьютерное обучение возникает тогда, когда сайт становится тем лучше, чем больше люди им пользуются. Посетители активно формируют сайт, многократно наполняя, редактируя его содержание. В данном случае компьютерные технологии являются посредником для организации взаимодействия, обмена опытом участников, то есть процессом обмена личным живым знанием.

Интерактивные методы обучения в школе  

Какие же интерактивные методы обучения в школе на сегодняшний день мы знаем? Прежде всего это тренинги. Тренинг дает сотрудничество, дает участникам пережить ту или иную часть возникающих в работе ситуаций на практике, при этом организатор помогает участникам зафиксировать полезную модель поведения. Кроме того, эта модель обучения полезна своей сжатой по срокам проведения формой.

Широко распространены также дискуссии, дебаты, мозговые штурмы, методы проектов, кейс-методы. Существуют и не столь распространенные, но несмотря на это, не менее интересные методы интерактивного обучения в школе, такие как «Шесть шляп мышления» и все более внедряемые в современном образовании учебные квесты.

Роль преподавателя и основные интерактивные методы обучения в школе

В интерактивном обучении активность учащихся доминирует над активностью преподавателя. Преподаватель выступает в роли более опытного организатора процесса обучения. Роль его в интерактивном обучении практически сводится к направлению деятельности учащихся на достижение цели занятия. Кроме того, безусловно, преподаватель остается лидером, но он это делает не за счет директивных методов, авторитарно. А за счет собственных личностных качеств, способности завоевать неформальный авторитет, создать атмосферу интерактивного обучения.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник заместителя директора школы» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль