«Следы прошлого в русском языке». Урок русского языка в начальной школе

1319

«Дети входят в духовную жизнь окружающих людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка.»

К. Д. Ушинский

Традиционно урок русского языка в начальной школе не только дает возможность развивать у учащихся навыки грамотного и безошибочного письма, но и влиять на становление общей культуры ребенка, его эмоционально-ценностное, патриотическое отношение к традициям своего народа, духовному богатству нации. Урок русского языка в начальной школе способствует пробуждению познавательного интереса к языку как средству коммуникации, открывают учащимся лексическое богатство русской речи, знакомят с многообразием ее изобразительно-выразительных ресурсов.

Программа урока русского языка в начальной школе

В курсе русского языка 3-го класса (УМК «Школа России»; авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) в рамках темы «Правописание слов с безударной гласной в корне слова» проводится урок русского языка в начальной школе «Следы прошлого в русском языке», возможный сценарий которого предлагается ниже.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.
Цели урока:

  • В ходе урока русского языка в начальной школе происходит систематизация знаний учащихся о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке, организация повторения правил правописания слов с безударными гласными в корне; формирование основ лингвистического анализа;
  • развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание на уроке русского языка в начальной школе устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного письма.

Планируемые образовательные результаты учащихся после урока русского языка в начальной школе:

  • личностные — учащиеся на уроке русского языка в начальной школе сознают историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживают чувство сопричастности истории, ее тайнам и законам;
  • метапредметные:
    - регулятивные — учащиеся имеют опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности на уроке русского языка в начальной школе;
    - коммуникативные — учащиеся  на уроке русского языка в начальной школе отработали умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; потренировались в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    - познавательные — учащиеся в ходе урока русского языка в начальной школе получили навыки установления причинно-следственных связей, речевого оформления результатов исследования; осуществили работу с несколькими источниками информации;
  • предметные — урок русского языка в начальной школе привел в систему знания о словах старославянского происхождения и их «следах» в русском языке; ученики закрепили правила правописания слов с безударными гласными в корне.

Оборудование урока русского языка в начальной школе: компьютер и мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки для групповой работы, Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля, демонстрационный материал.

Ход урока

Этап 1. Актуализация знаний и самоопределение учащихся в учебной деятельности

Учитель: Совсем недавно ученики нашего класса стали победителями районного детского литературного конкурса «Золотое перышко», посвященного дню рождения родного города. В одном стихотворении прозвучали такие строки:
И тебе любимый град
Я произнесу любя,
Процветай и возвышайся,
С Днем рождения тебя!!!
Учитель: Слово «град» в этом стихотворении имеет отношение к явлениям природы?
Ученики: Нет, это слово употребляется в значении «город».
Учитель: Значит, слова «град» и «город» однокоренные. Но мы с вами знаем, что корни однокоренных слов пишутся одинаково. В слове «град» гласный в корне находится под ударением, тогда получается, что в слове «город», во втором слоге должна писаться буква «а»?
Учитель: Какая у нас возникла учебная проблема?
Ученики: Почему слова «град» и «город» однокоренные, но пишутся по-разному?
Учитель: Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания).

Этап 2. Языковая разминка

Учитель: Прочитайте слова: азбука, алфавит, грамота, учить.
Что общего в значении этих слов? (Все слова связаны одной темой — «Школа»).
Какое слово может быть лишним? (Слово «учить» — это глагол).
Какие два слова являются синонимами? (Азбука и алфавит).
Как еще можно назвать азбуку? (Букварь).
Есть ли среди этих слов многозначные? (Азбука. 1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. 2. Букварь или иное пособие для начального обучения грамоте в начальной школеГрамота. 1. Умение читать и писать. 2. Документ, которым награждают за достижения в производстве, общественной работе, спорте, за успехи в учебе и т. д. 3. В древности письмо, послание).
Учитель: Народная мудрость гласит: «Грамоте учиться — всегда пригодится». Над какой темой мы с вами работали в последнее время на уроках русского языка? (Мы учились писать слова с безударной гласной в корне слова.)
Учитель: Давайте проверим наши знания по теме, выполним тест. (Далее идет проверка, оценивание и коррекция результатов учащимися.)

Тест по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

1. Написание каких безударных гласных мы проверяем?
1) а  2) я  3) о  4) ё 5) е  6) у  7) и .
2. Продолжи правило.
Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы:
1) гласная стояла после согласного;
2) гласная стояла в конце слова;
3) гласная стала ударной.
3. Восстанови алгоритм действий при написании безударных гласных в корне слова.
Под ударением слышится гласный звук.
Ставлю безударный гласный под ударение.
Пишу ту же гласную букву в безударном слоге.
Слышу в корне слова безударный гласный.
4. Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне:
1) дорогой 4) зелень 7) овощи
2) дрозды 5) холодный 8) апельсин
3) осина 6) рябина 9) капель
5. Укажите проверочные слова к словам с безударными гласными.
1) Тепло:
а) потеплело б) тёплый в) теплица г) потепление
2) Молодой:
а) молод б) помолодел в) моложе г) моложавый
3) Река:
а) речка б) речной в) речушка г) заречье

Учитель: Знания, которые мы с вами получили, важны для вас. (Они помогут вам грамотно писать и объяснять тайны русского языка.)
Учитель: Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным.
Прочитайте текст:
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил, кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя свое по слогам выговорил…»
Ученики: Это Филиппок из произведения Л. Н. Толстого. (Рассматривание иллюстраций из книги.)
Учитель: Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник?
Ученики: Он жил почти 100 лет назад, это подчеркивает его одежда.
Учитель: Назовите слова, обозначающие детали его одежды. (На доске фиксируются слова «порты», «лапти», «тулуп», «кушак».) Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?
Ученики: Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели.
Учитель: Так бывает не всегда, иногда слово исчезает, а на смену ему в русский язык приходит новое слово. (Например, «очи», «уста», «ланиты».) Какие еще устаревшие слова встретились в тексте? («Слобода», «сени».) Вам понятен смысл этих слов? Где мы можем уточнить их значение?
Ученики: Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.

Этап 3. Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В. И. Даля

В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В. И. Даль посвятил этой кропотливой работе. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А. С. Пушкин. В ответ В. И. Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь В. И. Даля — это хранилище народной мудрости, подлинная энциклопедия жизни русского народа.
Ученики: работа со словарными словами в начальной школе («сени» и «слобода»).

Этап 4. Исследовательская работа в группах

Учитель: Сейчас мы проведем исследование. (Каждой группе предлагается задание, инструкция для работы, оценочные листы.) Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, чтобы не было грузно.)
Инструкция:
1. Найдите устаревшее слово.
2. Прочитайте в словаре его толкование.
3. Подберите однокоренное слово в современном языке.
4. Заполните таблицу.
1. Мать и сын идут ко граду. (А. С. Пушкин) 2. Повадилась к царю Выславу в сад летать жар-птица; на ней перья златые, а глаза восточному хрусталю подобны. (Русская народная сказка) 3. Из тьмы лесов, из топи блат. (А. С. Пушкин) 4. Дышал ноябрь осенним хладом (А. С. Пушкин)

Устаревшее слово

Слово
в современном русском языке

Град

Город

Златые

Золотые

Блат

Болото

Хлад

Холод

Учитель: Оцените результаты своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе?

Показатели для оценивания

Группа

1

2

3

4

Обсуждали вежливо

Распределили задание

Говорили по очереди

Старались понять мнение других

Убедились, что все согласны с общим мнением

Результат изобразили аккуратно

Этап 5. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений

Учитель: Что интересное вы заметили в словах 1 столбика. (В словах встречаются сочетания ла и ра.) Оказывается, тысячу лет назад на русской земле появились первые книги. Их перевели с греческого языка на язык, который теперь называется старославянским. Тогда этот язык был понятен людям. В этом языке было много слов с сочетаниями ра, ла, ре, ле. Они хорошо прижились в нашем языке и «построились в пары» с нашими словами. Так и появились в нашем языке сочетания: краткий— короткий; здравие — здоровье.
Подберите еще такие пары слов:
млад —
страж —
нрав —
древо —
Учитель: Прочитаем из нашего учебника «Страничку для любознательных».
В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато — золото, град — город, брег — берег . Почему так получилось?
Сочетания ла, ра, ле, ре присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, древо, млеко . А сочетания оро, оло, ере  — исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево .
Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX в. старославянские формы придавали словам торжественность и служили приметами высокого стиля:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
(А. С. Пушкин «Медный всадник»)
Учитель: Давайте попробуем изменить предложение, чтобы почувствовать торжественность события, для этого заменим современные слова на старославянские.
Сторож открыл ворота города. (Страж открыл врата града.)
Учитель: Используя словесное рисование, «опишите» 1 и 2 предложения.
Ученик: В первом предложении сторож одет в тулуп, в руках держит ружье, а во втором предложении страж — это крепкий мужчина, одетый в военные доспехи.
Учитель: Теперь каждый из вас легко справится с заданием. Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова:
ворон
серебрит
голос
берег
молоко
(Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.)
1. Там Царь Кощей над златом чахнет. 2. Сребрит мороз увянувшее поле. (А. С. Пушкин) 3. Я на брегу один. Черный вран, свистя крылом, вьется над санями. (В. А. Жуковский). 4. Что смолкнул веселия глас? (А. С. Пушкин) 5. Пьет млеко, да мед — ничто его неймет. (Русская народная пословица)
Учитель: Изучая тему «Правописание слов с безударной гласной в корне слова», о каких словах мы не должны забывать. (О словарных словах.) Какие словарные слова, прозвучавшие сегодня на уроке, можно заменить старославянскими? (Берег, город, молоко, ворона, болото.)
Задание по вариантам. Выполните транскрипцию: 1 вариант — существительных мужского рода, 2 вариант — среднего рода. Подчеркните в словах различие в написании и произношении.

Этап 6. Редактирование учебного текста

Учитель: До нас дошел фрагмент старинного послания, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык. Для этого нужно подобрать слова с безударной гласной в корне слова и записать новый вариант текста. Как лучше выполнить это задание?
Ученики: Задание сложное, требует серьезной кропотливой работы, поэтому лучше выполнять его в парах.
«Дорогие отроки! Учиться старательно следует. Велика польза от учения будет. Благое время для этого — детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный».
Ребята зачитывают свои варианты текстов, анализируют их и выбирают удачные.
Учитель: К чему призывают вас древние писатели?
Ученики: Учиться старательно, ценить время, читать больше книг.

Этап 7. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Подходит к концу еще один урок русского языка в начальной школе. Какие «следы» прошлого мы отметили в современном русском языке? (В русском языке можно встретить слова с сочетаниями ла, ра, ле, ре , которые пришли к нам из старославянского языка.) Где мы можем применить наши знания? (При написании слов с безударной гласной в корне слова.)

Учитель: Вспомним нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.)

Учитель: Оцените работу класса. Все ли у вас сегодня получилось на уроке русского языка в начальной школе? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения?
Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство великой русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Такой пример урока русского языка в начальной школе преследует сразу несколько целей и поможет ученикам выучить правила и получить новые знания в интерактивной форме.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление начальной школой» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО


      • Карданова Е. Ю.
        Кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании: измерение индивидуальных достижений учащегося и мониторинги
        • ✱ Как можно и как нельзя использовать результаты измерений разных типов
        • ✱ Международные сравнительные исследования: проблемы измерений и сопоставимости результатов между странами
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования: переход от разовых срезов к измерению прогресса
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        • ✱ Использование результатов iPIPS для управления качеством образования в начальной школе

        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль