Интерактивная доска на уроках в начальной школе

481

Требования федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования к информационно-образовательной среде образовательной организации заставили «обновить» профессиональный интерес педагогов к медиасредствам процесса обучения. Медийные компоненты педагогических технологий становятся неотъемлемым атрибутом пространственно-предметного компонента образовательной среды, но и обязательным инструментом профессиональной деятельности педагога. В числе медийных компонентов интерактивная доска на уроках в начальной школе начинает играть роль некого системообразующего центра, вокруг которого группируются все другие технические средства интерактивного урока. 

Интерактивная доска на уроках в начальной школе — современное учебное оборудование, представляющее собой сенсорное устройство, подсоединенное к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Данное устройство создает активное взаимодействие человека с информацией. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска на уроках в начальной школе позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Первые интерактивные доски появились в системе отечественного образования в 1998 г.

К интерактивной доске на уроках в начальной школе можно установить интерактивную систему для проведения опросов, тренингов и тестов на уроках. Интерактивная система опросов может применяться для оценки успеваемости, для проведения тестирования на выбор из нескольких альтернативных вариантов, для подведения итогов по окончании лекций, для проведения опросов в классах и для голосований.

Способы функционального применения интерактивной доски на уроках в начальной школе

Любая интерактивная доска на уроках в начальной школе может быть использована как:

  • обычная доска (текущие записи учителя и ученика на уроке электронной ручкой или специальными водяными маркерами), заменяющая работу на обычной доске;
  • демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов), позволяющий визуализировать учебную информацию (наглядное представление на интерактивной доске объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в т. ч. скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса), а также компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на интерактивной доске модели: математической, информационно-описательной, наглядной, адекватной оригиналу);
  • интерактивный инструмент, позволяющий продумывать заранее работу с заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения), характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем (учеником, учителем) и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи интерактивной доски.

Интерактивная доска на уроках в начальной школе имеет высокую производительность. Ее презентационное оборудование демонстрирует учебные материалы на качественно новом уровне, позволяет создавать современные электронные учебно-методические пособия и вести удаленное обучение.

Ресурсы программного обеспечения интерактивной доски

Программное обеспечение любой интерактивной доски располагает набором необходимых шаблонов: миллиметровки, контурные карты, графические примитивы, чертежных инструментов (линейка, транспортир) и других функциональных возможностей, которые оптимизируют большинство педагогических приемов. В частности, фокусирование внимания на отдельных объектах, скрывание части информации, ограничение по времени на решение задачи, самостоятельная работа у доски и т. д. Также урок с интерактивной доской в начальной школе помогает учителю решать проблемы, связанные с увеличением объема информации, дает учителю возможность осуществлять межпредметные связи, делать уроки более интересными.

Программное обеспечение интерактивной доски содержит коллекции рисунков почти к каждому учебному предмету, за исключением предмета «русский язык». Такие инструменты, как «Прямоугольник» и «Заливка», помогают быстро нарисовать схему с цветовым выделением, показать порядок разбора и т. д. Инструменты «Овал», «Многоугольник», «Линия», «Кривая» помогут учителю быстро и эстетично оформить схему, построить таблицу, выделить ключевые слова, внести коррективы в написанное учеником и т. д., а затем, сохранив все записи отдельным файлом, использовать их на других уроках. Это особенно удобно для учителей, работающих в параллельных классах.

Широкие возможности имеет интерактивная доска на уроках в начальной школе в плане организации непосредственного наблюдения за объектами и процессами посредством демонстрации фрагментов учебных фильмов, презентаций, виртуальных опытов, физических явлений, электронных экскурсий, энциклопедий и пр. Более обоснованы урок с интерактивной доской в начальной школе тогда, когда невозможно увидеть и пронаблюдать за реальным объектом.

Интерактивный режим доски интересен и тем, что в нем имеется возможность создавать линованное поле, выбирая наиболее удобную ширину строчек. Интерактивная доска снабжена набором «штампиков», которые полезны при проведении дидактических игр, нестандартных уроков и т. д. Например, флажки можно использовать для обозначения пунктов при проведении уроков-путешествий, а улыбающейся рожицей отмечать выполненное задание.

Виды уроков с интерактивной доской в начальной школе

С помощью интерактивной доски можно организовать следующие виды деятельности учащихся:

  • работа с текстом и изображениями;
  • создание записей с помощью электронного пера и сохранение сделанных записей;
  • работа с динамическими и статическими моделями;
  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
  • нанесение заметок поверх любой учебной информации;
  • использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски инструментария для создания дидактического материала.

Применение интерактивной доски возможно на всех этапах урока. Важно понимать только, что структура уроков с интерактивной доской в начальной школе может меняться. В некоторых случаях интерактивная доска может стать незаменимым помощником, например, при так называемом индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Преподаватель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Основные приемы использования интерактивной доски на уроках в начальной школе

Независимо от целей учебного занятия использование интерактивной доски на уроках в начальной школе делает его динамичным, ярким. Назовем основные приемы применения интерактивной доски на уроке:

1. Добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров (стилусов).

Подобная работа, помимо повышения познавательной мотивации ученика, способствует развитию у него такого универсального учебного действия (далее — УУД), как «использование знаково-символических средств представления информации»2. Это экономит время учителя на подготовку к уроку, дает возможность многократного использования приготовленного материала в течение одного урока, позволяет проводить индивидуальную работу с учащимися, корректировать ответ ученика, включая в дискуссию весь класс.

2. Указание связей и взаимоотношений между словами или изучаемыми объектами.

Установление аналогий и причинно-следственных связей — одно из познавательных УУД, формирование которого осуществляется на уровне начального общего образования. Здесь возможности интерактивной доски очевидны. В самом общем виде это:

  • перетаскивание объектов, клонирование и поэтапное объяснение материала;
  • соединение с помощью светового маркера (стилуса) двух и более объектов из разных столбцов или множеств;
  • работа с объектами для создания смысловых связей;
  • изменение масштаба объектов.

3. Использование мультимедийных моделей для эффективного представления учебной информации.

Под мультимедийными моделями понимается комбинация технических медиаресурсов, имеющих общее программное обеспечение и используемых для достижения единой образовательной цели. Это могут быть обучающие мультимедийные диски, веб-сайты, флеш-анимация и др.; виртуальные игры, программы, которые могут управляться с помощью интерактивной доски. Понятие мультимедийной модели реализуется здесь в полной мере, т. к. в реальном времени происходит моделирование учебной ситуации.

По окончании звучания песни вся группа обсуждает ее смысл и то, что выделил в ней учащийся. Педагогический эффект здесь многоплановый: динамика наглядности, мыследеятельностная активность учащихся, фронтальное включение класса в выполнение задания. Преподаватель с легкостью может контролировать учебную ситуацию, не отходя от интерактивной доски, т. к. песню можно послушать через гиперссылку на интерактивный файл.

4. Использование гипертекстовых переходов.

Гипертекстовой переход — это часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент (команда, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе. Гиперссылка может быть добавлена к любому элементу гипертекстового документа и обычно выделяется графически. Посещенная ранее ссылка обычно выделяется цветом, отличным от цвета непосещенной ссылки. Все гиперссылки планируются заранее, делаются невидимыми. При нажатии на гиперссылки открываются другие страницы, каждая из которых показывает карту большего масштаба. Так визуализируется изучаемый объект и учащиеся при посредничестве медианаглядности и действий с ней быстро усваивают учебный материал.

Прием гиперссылок эффективен и тогда, когда на занятии необходимо визуализировать работы самих учащихся: тексты, картинки, слайды. Прием гиперссылки может быть актуален всякий раз, когда педагог ставит комплексные обучающие цели, максимально связывая свою деятельность и деятельность ученика.

5. Создание рукописного текста в специальных подготовленных фонах (клеточных, линованных и т. д.). 

Эффект нестандартности пишущего средства (вместо мела используется стилус) значительно усиливает мотивацию учащихся к созданию собственного текста. Зачастую любопытство перевешивает страх написать что-то не то, и даже самые слабые ученики с радостью откликаются на задание по написанию текста, находя в этом элементы приключения, игры. Стимулирующее воздействие в ходе работы над текстом оказывают такие инструменты интерактивной доски, как специальный линованный фон, передвижные слова, словари синонимов.

Примерно так же можно использовать интерактивную доску на уроках в начальной школе для речевого развития учащихся. Интерактивная доска позволяет переставлять объекты. Так, переставляя слова, учащийся может проверить, правильно ли он рассуждает, а если он ошибся, слово всегда можно передвинуть обратно. Благодаря этому в классе развивается дискуссия; замечания и дополнения учитель и учащиеся могут записывать прямо на экран. Скорость доступа к словарям, мобильные технические маркеры, возможность аудиовизуального сопровождения делают работу над текстом приятной для учеников. Развиваются навыки выбора нужного слова, происходит становление языкового вкуса, закладываются основы стилистической правки текста.

6. Закрытие информации посредством затемнения экрана.

Данный прием используется при закрытии информации, предлагаемой или с целью проверки, или в качестве самостоятельной работы. Этот прием создает возможность работать с заданиями в режиме быстрой проверки.

7. Создание и работа со звуковыми объектами.

Звуковые объекты можно создавать самим, а можно использовать объекты со звуком из встроенной коллекции интерактивной доски. Этот прием применим в целом ряде учебно-познавательных ситуаций: начиная от простого звукового сопровождения транслируемой наглядности, заканчивая монтажом видеороликов или проектированием фоновых заставок для разного рода мероприятий.

Все представленные выше примеры уроков с интерактивной доской в начальной школе универсальны и могут быть включены в различные формы организации учебных и внеурочных занятий.

Организационные формы использования интерактивной доски на уроках в начальной школе

Так, интерактивные доски удобны в рамках учебного диалога. Учащиеся могут использовать интерактивную доску на уроках в начальной школе для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и таким образом начать дискуссию. Поддержка педагога здесь крайне важна, особенно в части контроля сервисов интерактивной доски и их доступности для учащихся.

Урок с интерактивной доской в начальной школе может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например веб-сайтам. При использовании интерактивной доски на уроках русского языка возможна организация индивидуальной или групповой проверки правописания; на уроках окружающего мира — работа с картами, моделями. Рекомендуется также использовать тренинг как интерактивный метод обучения в школе.

Говоря об использовании интерактивной доски на уроках в начальной школе, не стоит забывать о презентациях. Этот вид работы уже прочно вошел в систему развития учащихся начальной школы. Тогда как использование презентаций при помощи проектора делает школьников пассивными участниками: они могут только смотреть, а интерактивная доска на уроках в начальной школе дает новые возможности для работы с презентациями, т. к. при ее использовании в процессе демонстрации слайдов можно вносить коррективы непосредственно в проецируемый текст на доске.

При демонстрации готовых слайдов этой программой предусмотрены инструменты для рукописного ввода: «Ручка», «Фломастер», «Выделение». Кроме того, на панели инструментов предусмотрен выбор цвета для рукописных примечаний, ластик для удаления написанного. Инструмент «Стрелка» на этой же панели позволяет завершить рукописный ввод, отключая инструменты написания и выделения, и продолжить показ слайдов. Закончив работу со слайдами, можно сохранить рукописные изменения или удалить их.

Интерактивную доску на уроках в начальной школе можно применять для проверки домашних заданий и выполнения устных упражнений. Упражнения для устной работы заранее набираются на компьютере и в нужный момент перемещаются в программу, предназначенную для работы с интерактивной доской. Если текст на компьютере набирать трудно (формулы, дроби и т. д.), то на экране интерактивной доски «от руки» пишется текст и сохраняется, а на уроке остается лишь открыть нужный файл. При работе с подготовленными устными заданиями учащиеся активно вовлекаются в работу, проверяют свои ответы с решением, которое появляется на доске.

Интерактивную доску можно использовать для проведения обучающих самостоятельных работ. Рядом с каждым заданием пишется его решение. При этом учащиеся видят перед собой только текст задания, а решение спрятано за непрозрачным экраном, словно за шторкой (кроме непрозрачного экрана существует много других способов скрыть и показать написанное). Таймер времени подает звуковой сигнал об окончании работы. «Открываем» непрозрачный экран, проверяем решение. Ученики в этот момент видят свои ошибки и исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала. Для контролирующих самостоятельных работ любой текст, написанный на интерактивной доске, можно распечатать каждому ученику.

Возможности интерактивной доски для создания учебных тренажеров

Каждый учитель может создавать при необходимости свои упражнения для работы на интерактивной доске, направленные на повторение и закрепление изученного материала. Подобные упражнения-тренажеры можно создавать практически по всем изучаемым разделам. На уроках с интерактивной доской в начальной школе очень часто используются дидактические игры, которые имеют немаловажную роль в процессе обучения. Интерактивная доска на уроках в начальной школе помогает проводить игры интересно, с активным участием детей. Используя технические ресурсы интерактивной доски, можно непосредственно на экране выделить нужный фрагмент текста, а затем либо копировать его, либо распечатать, либо перенести в отдельный документ для дальнейшей работы, что постепенно улучшает навыки учащихся в обращении с информационно-коммуникационными технологиями.

Возможности интерактивной доски позволяют работать в творческом режиме: сначала разрабатывать урок, а затем с помощью интерактивной доски и компьютера готовить необходимый для демонстрации материал. В качестве дополнительных инструментов при создании учебно-методических материалов для работы на интерактивной доске удобно использовать сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру и т. п. Не стоит забывать про такое традиционное оборудование, как компьютер и принтер.

Интерактивная доска  на уроках в начальной школе помогает представлять все изображения в цвете и «манипулировать» ими — писать поверх них, изменять в размере — что в данном случае полностью соответствует потребностям преподавателя.

Учащиеся, как показывает опыт, признают, что уроки с интерактивной доской в начальной школе гораздо интереснее, чем просто занятия с печатным материалом. Она «реагирует» практически на каждую фантазию, не оставляет места скуке и праздности. Это по-настоящему действенный ресурс оптимизации образовательного процесса современного урока.

________________

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. С. 30.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. С. 9.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Управление начальной школой» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль