Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

1255

Успех в формировании позитивного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни обучающихся, учителей и родителей во многом зависит от слаженной работы всего педагогического коллектива.

Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня относятся1:

Основой эффективного подхода по внедрению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в общеобразовательной организации (далее — ОО) является грамотно составленная программа, в которой изложены: возможности ОО, все обязательные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, их краткое описание и методическое обеспечение, отражены мероприятия по проведению разъяснительной работы с обучающимися, учителями и родителями и подготовке физкультурных активистов из числа обучающихся.

На основе программы физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе составляется план реализации, который разрабатывается перед началом учебного года учителями физической культуры совместно с администрацией школы для всех участников образовательного процесса (ученик — учитель — родитель), обсуждается педагогическим коллективом и согласовывается с медицинским персоналом.

Наиболее организованно физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе будут проходить, если для каждой параллели классов сформировать план на неделю, четверть или триместр. Приказом руководителя ОО следует определить обязанности ответственных (заместителя руководителя ОО по воспитательной работе, классных руководителей, учителей физической культуры, педагогов-предметников) за проведение каждого из компонентов и всего комплекса мероприятий в целом.

При составлении плана физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня необходимо обратить внимание:

  • на подготовку мест проведения;
  • методическое сопровождение;
  • систему обучения для учителей-предметников, общественных инструкторов из числа педагогов и обучающихся;
  • порядок ознакомления обучающихся, учителей и родителей с организацией и проведением занятий;
  • характер технического и музыкального сопровождения комплексов;
  • систему осуществления контроля.

Места проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе с обучающимися определяются в каждой ОО по усмотрению администрации и педагогов с учетом конкретных условий и санитарно-гигиенических норм:

  • планировки школьного здания (размеры рекреаций, классных кабинетов и приспособленных помещений);
  • наличия спортивной площадки и возможностей использования пришкольных территорий;
  • количества параллелей классов;
  • определения мест каждому классу и отдельному ученику на площадке или в помещении;
  • наличия свободного пространства в классах (соотношение количества обучающихся и количества единиц мебели).

Во время проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе классных комнатах, школьных коридорах, холлах и рекреациях необходимо обеспечить безопасные условия для двигательной активности обучающихся.

Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня осуществляет учитель физической культуры. Содержание форм, средств и методов учитель физической культуры определяет с учетом теории и методики физического воспитания, здоровье формирующих технологий, основ спортивной тренировки, возрастной психологии и физиологии, современных научных исследований в области физической культуры и спорта.

Для качественной и эффективной методической помощи учителям-предметникам и физкультурному активу из числа обучающихся учителю физической культуры необходимо:

  • создать банк данных физических упражнений, комплексов упражнений общего и локального воздействия, подвижных игр и элементов спортивных игр;
  • составить примерные схемы комплексов гимнастики до учебных занятий, физкультминуток и физкультурных пауз и примерные планы организации и проведения подвижных (динамических) перемен, спортивных часов в группе продленного дня;
  • разработать методические рекомендации для учителей-предметников и физкультурного актива.

Гимнастика как физкультурно-оздоровительное мероприятие в режиме учебного дня в начальной школе

В качестве примера могут служить памятки для учителей с рекомендациями по методике проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминуток и физкультпауз с обучающимися начальной школы. Учителям следует обозначить ориентиры, направленные на повышение интереса обучающихся к физической культуре и формирования привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями в режиме учебного дня, к добросовестному их выполнению дома. Такими ориентирами могут быть:

  • активное использование сюжетно-подражательных упражнений под дидактические рассказы, т. к. дети данного возраста склонны к подражанию, копированию действий учителя, к фантазированию;
  • сопровождение показа упражнения, комплекса или игры образным рассказом, речитативом с использованием художественных форм, сравнений, имитаций;
  • использование принципа «делай, как я» без акцента внимания на точности и координации движений;
  • использование любимых игрушек для стимула хорошего эмоционального состояния первоклассников;
  • создание ситуации успеха, использование поощрений, устных оценок, привлечение обучающихся к показу, совместный счет и непринужденная доброжелательная обстановка.

Данные ориентиры не исключают возможность использования учителями-предметниками своих профессиональных знаний, опыта и творческого подхода в составлении комплексов и организации двигательного режима обучающихся с учетом их возрастных, физических и образовательных возможностей, а также состояния здоровья.

Организация системного обучения педагогов и физкультурного актива

Для ознакомления с организацией и методикой проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, теоретическими и практическими аспектами выполнения физических упражнений, администрация школы должна организовать систему обучения всего педагогического коллектива. Возможные формы: семинары, мастер-классы, инструктивно-методические и практические занятия. Их содержание разрабатывает учитель физической культуры с привлечением общественных инструкторов из числа учителей-предметников и обучающихся старших классов. Программа обучения должна быть направлена на создание в педагогическом коллективе благоприятных условий для оптимальной организации всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и повышения общей эрудиции в области физической культуры и спорта.

Положительный эмоциональный настрой обучающихся напрямую зависит от личностных качеств учителя, поэтому при составлении программы семинаров для педагогов необходимо использовать такие составляющие, как культура речи и поведения: дикция, тональность, эмоциональность, мимика, жесты, тактичность в общении, внешний вид и т. д.

Традиционно ключевой фигурой в воспитании у школьников умения заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья является учитель физической культуры. Его основная задача состоит в том, чтобы формирование таких ценностных ориентиров, как соблюдение принципов здорового образа жизни, самостоятельные занятия физической культурой стали нормой жизни молодого поколения.

В современных условиях образовательного процесса во многих школах осуществляется поиск модели формирования двигательной культуры школьников, который предполагает наравне с традиционными педагогическими методами активное участие самих школьников в качестве лидеров (инструкторов, волонтеров), включая физкультурно-спортивную направленность. Этот процесс должен происходить в обстановке доверительных отношений между учителем и учеником, в атмосфере партнерства и сотрудничества и строиться на основе широкой самодеятельности обучающихся. Для физкультурного актива учитель планирует и проводит семинары, инструктажи, практические занятия и другие мероприятия, оказывает содействие и формирует у школьников практические умения и навыки в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. Важным стимулирующим фактором приобщения школьников к физической культуре является их активное участие в агитационной работе с использованием стенной печати, фотовыставок, плакатов, альбомов, аудиовидеостудии и информационно-компьютерных технологий.

В подготовке инструкторов из числа обучающихся полезно использовать модель «ученик обучает ученика». Освоение учениками, выполняющими роль учителей, различных по сложности и воздействию комплексов физических упражнений, составление собственных упражнений, их демонстрация и совместное выполнение с одноклассниками оказывает положительное влияние на поведение ровесников. Такой «педагог» воспринимается с большим доверием, т. к. равные общаются с равным, понимают проблемы друг друга.

В течение определенного времени все ученики по очереди выполняют упражнения с классом по принципу: сегодня учитель я, завтра — ты. Это повышает самооценку каждого обучающегося, формирует такие качества, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Заметно повышаются коммуникативная активность, доброжелательность и внимательность к другим.

Семья и ОО должны стать полноправными партнерами. Для достижения тесного сотрудничества учителей, учеников и их родителей администрации ОО необходимо проводить планомерную работу по ознакомлению всех участников образовательного процесса с организацией и проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Учителя могут получать такую информацию на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях; ученики — на классных часах и уроках физической культуры.

Всех участников образовательного процесса нужно проинформировать о том, что обучающиеся, имеющие временное освобождение от физической нагрузки, или отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, не освобождаются от участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня и могут выполнять комплексы упражнений с учетом их уровня состояния здоровья, индивидуальные задания, упражнения с ограничением нагрузки. На динамических переменах данная категория обучающихся может играть в доступные игры или выполнять обязанности помощников учителя.

Разъяснительную работу с родителями о целесообразности и эффективности гимнастики до учебных занятий и связанной с этим необходимостью более раннего прихода детей в школу (на 10–15 мин), об оздоровительной направленности физкультминуток и динамических перемен, грамотном построении родителями режима дня ребенка в семье и т. д. следует проводить на заседаниях родительского комитета, родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах. Можно использовать информационные письма, буклеты, анкетирование.

Понимание и поддержка со стороны родителей обучающихся помогут педагогам избежать организационных и методических трудностей в данном направлении.

Музыкальное сопровождение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Практика многих ОО показывает, что использование разнообразного оборудования при проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток и физкультпауз положительно влияет на общее эмоциональное состояние, самочувствие и настроение обучающихся, повышает их активность и работоспособность, улучшает внимание и память, формирует умение правильно выполнять физические упражнения и воспитывает привычку к их регулярному выполнению. Для технического сопровождения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе используются аудио- и видеосистемы, компьютеры, интерактивные доски. Технические средства могут быть объединены в общую или локальную сеть с использованием текстовой и музыкальной записи, видео и компьютерной графики.

Количество акцентов в минуту (ударных долей такта):

  • 50–90 акцентов в минуту (спокойная мелодия) — подойдет для упражнений на растягивание, расслабление;
  • 100–120 акцентов в минуту (более быстрая) — для упражнений на развитие мышц шеи, рук, плечевого, брюшного пояса и т. п.;
  • 120–180 акцентов в минуту (ритмичная, быстрая мелодия) — для упражнений высокой интенсивности, подскоков, танцевальных движений.

Музыка является одним из важных компонентов привлечения большего числа обучающихся от младших школьников до старшеклассников к занятиям физической культурой. Музыкальное сопровождение создает не только хорошее настроение и повышает эффективность движений, но и, как показывают исследования, оказывает положительное стимулирующее воздействие на центральную нервную систему, динамику выносливости, состояние здоровья и эмоциональный настрой обучающихся.

Существует огромное количество хороших музыкальных произведений, но, к сожалению, не все они подходят для занятий. Надо уметь выбирать мелодию, удобную для выполнения физических упражнений и танцевальных движений. Музыкальная фонограмма должна учитывать возраст занимающихся, их музыкальные вкусы и уровень эстетической подготовленности. Особое внимание при подборе фонограммы для младшего школьного возраста следует обращать на смысловое содержание песни и стиль мелодии, слова песен должны хорошо прослушиваться, а запись фонограммы быть качественной.

Чтобы связь движений с музыкой была органичной, важно учитывать ее темп, ритм, характер (настроение). Темп музыкального произведения во многом диктует интенсивность выполнения упражнений гимнастики. Учитывайте количество акцентов в минуту (ударных долей такта). Для этого нужно взять секундомер, включить музыку и сосчитать количество акцентированных нот ритмической группы оркестра за 10 с (сколько счетов укладывается в определенный промежуток времени), а затем умножить полученную цифру на шесть — это и будет характеристика темпа.

Контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе

Каждая ОО вправе разрабатывать свою систему осуществления контроля за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (схема).

Следует помнить, что эффективность контроля можно достичь только в том случае, если учителя и ученики будут понимать их цели и задачи, ответственно относиться к выполнению определенных требований и правил.

Работу по контролю за обязанностями педагогов, их умением владеть классом, обеспечивать заинтересованность и активность обучающихся, формировать сознательное отношение к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в школе осуществляет администрация на основе программы и плана реализации по данному направлению. Необходимо составить графики проведения мероприятий, определить время, место и ответственных за проведение каждого блока.

Физкультурный актив из числа обучающихся совместно с учителем физической культуры и дежурными учителями разрабатывают свой график контроля и журнал для выставления оценок каждому классу.

В практике отдельных школ обучающиеся дежурного класса (или 9-11-х классов), распределившись по классам, оценивают качество выполнения упражнений, дисциплину и активность во время гимнастики до уроков, качество показа инструктором из числа обучающихся, объявляют всему классу оценку за выполнение гимнастики, а инструктору — за проведение и показ. Оценки выставляются в специальный журнал. За неделю или другой временной период все баллы суммируются. На школьных линейках подводится итог с выявлением и награждением лучших классов и инструкторов. Данная форма контроля (соревнований между классами, физоргами, инструкторами) мотивирует каждого обучающегося ответственно относиться к ежедневным физическим упражнениям, содействует формированию дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи.

Документы, графики, таблицы, результаты, аналитические справки, фото и видеоматериалы по осуществлению контроля двигательного режима школьников могут быть размещены на школьных информационных ресурсах: сайтах, стендах, в информационных материалах и статьях, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни обучающихся.

1 Рекомендации по организации проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и примеры упражнений будут опубликованы в следующих номерах журнала «Справочник классного руководителя».

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник классного руководителя» Подписаться на журнал!



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль