Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: нет дискриминации!

  • 1 декабря 2015
  • 335

В октябре 2012 ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. В Конвенции сказано о том, что любой человек имеет право на образование в течение всей жизни без дискриминации по состоянию здоровья. Несмотря на то, что дискриминация в школах присутствует, каждому ребенку должны быть обеспечены условия для обучения и развития с теми возможностями здоровья, которые ему предоставила жизнь.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ строится на основе санитарных, социально-средовых условий, созданных для того, чтобы потенциал человека с ОВЗ был раскрыт, а потребности удовлетворены.

Социальная инклюзия и дискриминация в школах

В первую очередь важно изменение в лучшую сторону системы общего образования, готовой учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, гарантируя инклюзивное образование детей с ОВЗ, вне зависимости от его каких-то специфических черт, потому что такие черты есть практически у каждого из нас.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.

Повышение квалификации. Дистанционно. Без отрыва от работы.

Удостоверение!

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Есть признаки, связанные с социальным статусом или с другим языком, иными культурными и этническим различиями – все будет являться социальной инклюзией, и это необходимо учитывать в программах образования.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: медицинская модель

Рассмотрим подробнее медицинскую модель инклюзивного образования детей с ОВЗ. Здесь нужно понимать, кого мы можем отнести к группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Как понять, что у ребенка есть ограничения по здоровью?

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» дана следующая формулировка: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, которое имеет недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), и препятствующие получению образования без создания специальных условий». О чем здесь идет речь? С образовательной точки зрения мы не всегда можем говорить о ребенке как о человеке с ограниченными возможностями здоровья, которым он для нас станет, когда пройдет ПМПК и ему будут даны рекомендации о том, что он нуждается в создании специальных условий и инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

Кто такие дети-инвалиды? В Конвенции этот термин закреплен официально: «дети-инвалиды – это дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы». Получается так, что семья такого ребенка может столкнуться с инвалидностью именно по причине того,  что у ребенка есть ограничения в этих сферах жизнедеятельности и становится понятно, что для того, чтобы иметь определенные возможности социальной поддержки ребенка, он будет нуждаться в проведении  экспертного обследования медико-социальной экспертизы, по результатам которого для ребенка-инвалида разрабатывается очень важный документ, который называется «индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида» и предполагает инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью: индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, а также трудовое воспитание детей с ОВЗ имеет серьезный правовой статус для обеспечения условий жизнедеятельности в разных сферах, исключая дискриминацию в школах и других образовательных учреждениях. Она является обязательной для исполнения всем органам государственной власти, всем организациям, учреждениям вне зависимости от ведомственной принадлежности, для того чтобы реабилитационные мероприятия для ребенка были выполнены.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: организация образовательного процесса

Для действенной организации образовательного процесса в общеобразовательной организации был принят достаточно большой перечень нормативно-правовых актов. Их важно знать руководителям, специалистам и педагогам общеобразовательных организаций. Эти документы регламентирует:

  • деятельность ПМДК;
  • порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного, начального, общего образования;
  • оценка результатов обучения, порядок проведения ГИА и определения итоговой формы аттестации;
  • документ об образовании для категорий обучающихся, которые имеют нарушение интеллектуальной сферы.

Все эти документы в результате грамотного и эффективного построения образовательного процесса, не смотря на ограничения возможности здоровья и различных форм умственной отсталости, без потенциальной дискриминации в школах позволяют молодым людям получить документ, в котором указано, какой объем знаний ими был освоен, какие умения и навыки были приобретены, что в дальнейшем им дает право на получение профессионального образования.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.