Инклюзивное образование детей с ОВЗ: нет дискриминации!

331

В октябре 2012 ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. В Конвенции сказано о том, что любой человек имеет право на образование в течение всей жизни без дискриминации по состоянию здоровья. Несмотря на то, что дискриминация в школах присутствует, каждому ребенку должны быть обеспечены условия для обучения и развития с теми возможностями здоровья, которые ему предоставила жизнь.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ строится на основе санитарных, социально-средовых условий, созданных для того, чтобы потенциал человека с ОВЗ был раскрыт, а потребности удовлетворены.

Социальная инклюзия и дискриминация в школах

В первую очередь важно изменение в лучшую сторону системы общего образования, готовой учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, гарантируя инклюзивное образование детей с ОВЗ, вне зависимости от его каких-то специфических черт, потому что такие черты есть практически у каждого из нас.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО

  • продолжительность – 72 часа.
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Есть признаки, связанные с социальным статусом или с другим языком, иными культурными и этническим различиями – все будет являться социальной инклюзией, и это необходимо учитывать в программах образования.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: медицинская модель

Рассмотрим подробнее медицинскую модель инклюзивного образования детей с ОВЗ. Здесь нужно понимать, кого мы можем отнести к группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Как понять, что у ребенка есть ограничения по здоровью?

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» дана следующая формулировка: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, которое имеет недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), и препятствующие получению образования без создания специальных условий». О чем здесь идет речь? С образовательной точки зрения мы не всегда можем говорить о ребенке как о человеке с ограниченными возможностями здоровья, которым он для нас станет, когда пройдет ПМПК и ему будут даны рекомендации о том, что он нуждается в создании специальных условий и инклюзивном образовании детей с ОВЗ.

Кто такие дети-инвалиды? В Конвенции этот термин закреплен официально: «дети-инвалиды – это дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы». Получается так, что семья такого ребенка может столкнуться с инвалидностью именно по причине того,  что у ребенка есть ограничения в этих сферах жизнедеятельности и становится понятно, что для того, чтобы иметь определенные возможности социальной поддержки ребенка, он будет нуждаться в проведении  экспертного обследования медико-социальной экспертизы, по результатам которого для ребенка-инвалида разрабатывается очень важный документ, который называется «индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида» и предполагает инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью: индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, а также трудовое воспитание детей с ОВЗ имеет серьезный правовой статус для обеспечения условий жизнедеятельности в разных сферах, исключая дискриминацию в школах и других образовательных учреждениях. Она является обязательной для исполнения всем органам государственной власти, всем организациям, учреждениям вне зависимости от ведомственной принадлежности, для того чтобы реабилитационные мероприятия для ребенка были выполнены.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ: организация образовательного процесса

Для действенной организации образовательного процесса в общеобразовательной организации был принят достаточно большой перечень нормативно-правовых актов. Их важно знать руководителям, специалистам и педагогам общеобразовательных организаций. Эти документы регламентирует:

  • деятельность ПМДК;
  • порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного, начального, общего образования;
  • оценка результатов обучения, порядок проведения ГИА и определения итоговой формы аттестации;
  • документ об образовании для категорий обучающихся, которые имеют нарушение интеллектуальной сферы.

Все эти документы в результате грамотного и эффективного построения образовательного процесса, не смотря на ограничения возможности здоровья и различных форм умственной отсталости, без потенциальной дискриминации в школах позволяют молодым людям получить документ, в котором указано, какой объем знаний ими был освоен, какие умения и навыки были приобретены, что в дальнейшем им дает право на получение профессионального образования.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» Подписаться на журнал!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ОО

      • Карданова Елена Юрьевна
        кандидат физико-математических наук, доцент Института Образования, ведущий научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ Виды измерений в образовании
        • ✱ Международные сравнительные исследования
        • ✱ Современные тенденции в оценке качества образования
        • ✱ Мониторинговое исследование iPIPS как пример инструмента нового поколения
        Подробнее





      © МЦФЭР, 2017. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 11 000+ профессиональных материалов;
      • 5 700 готовых рекомендаций методистов и педагогов-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      Подарок за регистрацию: видеолекция «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» (лектор Фальковская Л. П.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Материал только для зарегистрированных пользователей

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль